Об искренности и лицемерии...

Об искренности и лицемерии...

Надоело читать комментарии религиозных деятелей различных конфессий на тему "традиционного и не традиционного" Ислама... Такие, как, например, комментарии Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна на 2-ом международном форуме "Религия и мир", который проходит сегодня, 16 октября, цитирую: "Мы живем во времена, когда люди перестали доверять всему тому, что слышат и видят. Поэтому возникла необходимость в более прочном фундаменте, чем новейшие социальные доктрины. В этой связи идет обращение к религии. Теология начала входить в политику. И становится очень важным разглядеть угрозу неправильного ее использования. Постулаты, вырванные из контекста доктрин истинного ислама, становятся экстремистскими инструментариями", – заключил он.

С первой частью его высказывания я полностью согласен, особенно, что касается того, что "теология начала входить в политику". Согласен потому, что так, на мой взгляд, и обстоит дело в современном мире, но, считаю важным обратиться к истории тесного сосуществования государств и религий, которая показывает, что теология стала входить в политику уже на самых ранних этапах своего зарождения, в абсолютно любом мало-мальски теологическом государстве. То есть, механизм влияния на умы людей посредством использования актуальных для определенного времени религиозных постулатов, вырванных из общего контекста Священных книг (будь то стихи из Ветхого и Нового Заветов или аяты из Корана) со стороны власть имущих работает давно и продуктивно. Разумеется, "князи мира сего", то бишь Антихристы, дети сатаны, прикрываясь многоликими масками искренности пред Господом, трактуя Писания так, как им угодно, используют массы наивных людей (в их глазах - "черни") в своих корыстных целях. Ни для кого это уже давно не секрет, по крайней мере два тысячелетия - уж точно. Только вот почему батюшка затрагивает именно Ислам и исламские государства - не очень понятно. Вернее, лично у меня есть несколько равнозначных мнений на сей счет:

1) это результат всемирной истерии и страха вокруг и перед Исламом, что, к сожалению, не обошло стороной и Митрополита;

2) абсолютное незнание священником канонов Ислама и Его непричастности к ярлыкам "традиционный" и "не традиционный".

И, если говорить о комментариях, исходящих от приверженцев Христианства, то тут более или менее всё понятно. Но, когда на тему "традиционного" Ислама начинают говорить наши многоуважаемые имамы и муфтии, это вызывает к ним ряд вопросов, основным из которых звучит следующим образом: "Что же такое "традиционный" Ислам?"" Сунниты, Шииты, Суфисты,... Кто из них воплощает собой приверженцев "традиционного"? В последнее время со всех телеканалов нам пропагандируется то, что российские мусульмане испокон веков были приверженцами этого самого "традиционного" Ислама, не углубляясь в пояснение сути данного явления. А, не попахивает ли здесь лицемерием комментаторов всех мастей? Не значит ли это, что мусульман хотят заставить исповедовать ту религию, которой они не знают, которой и не существует вовсе?

Я задаюсь этим вопросом уже давно и, не найдя ответа, который бы меня удовлетворил, адресую его Вам, дорогие друзья, тем, кто прочтет данный пост.

Азамат Лоо

kavpolit

Лицемерие как шариатский термин

Лицемерие (нифак — نفاق ) — это демонстрация блага при сокрытии зла.

От Ибн Джурайджа передают такие слова: «Слова лицемера противоречат его действиям, и то, что он демонстрирует, противоречит тому, что он скрывает в душе, входы его отличаются от выходов его, а явное в нём противоречит сокрытому» [Ибн Касир. Тафсир].

Виды лицемерия

Лицемерие бывает двух видов: великое лицемерие (нифак акбар) и малое лицемерие (нифак асгар).

Ибн Таймийя сказал: «Лицемерие, как и неверие, бывает разное. Поэтому часто говорят: неверие, выводящее из религии, и неверие, не выводящее из религии, великое лицемерие и малое лицемерие» [Фатава].

1. Лицемерие убеждений (великое лицемерие). Это когда человек демонстрирует веру и ислам, в действительности являясь неверующим. Это лицемерие, существовавшее во времена Посланника Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям. В Коране впавшие в этот вид лицемерия порицаются и называются неверующими. И о них было сказано, что они пребудут в нижнем слое Адского пламени.

Ибн Раджаб сказал: «Великое лицемерие — это когда человек демонстрирует веру в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, в Последний день, и при этом скрывает в душе то, что полностью или частично противоречит этому» [Джами‘ аль-‘улюм]. Иногда лицемеров называют еретиками. Ибн аль-Каййим сказал: «К категории еретиков относятся люди, которые демонстрируют ислам и следование посланникам, а в душе скрывают неверие и враждебное отношение к Аллаху и Его посланникам. Это и есть лицемеры, и они пребудут в самом нижнем слое Адского пламени» [Тарик аль-хиджратайн].

2. Лицемерие действий (малое лицемерие). Это тайный отказ от исполнения религиозных обязанностей и исполнение их на людях. При этом человек верит в Аллаха и у него правильные убеждения. Ибн Раджаб сказал: «Малое лицемерие, или лицемерие действий — это когда человек демонстрирует праведность, скрывая противоположное» [Джами‘ аль-‘улюм].

Малое лицемерие, или лицемерие действий, может совмещаться в сердце мусульманина с основой веры. Оно относится к числу величайших грехов, в отличие от великого лицемерия, которое противоречит вере: великое лицемерие не может совмещаться с верой в сердце раба Аллаха.

Однако если малое лицемерие утвердится в сердце человека и достигнет своей полноты, оно может привести его к великому лицемерию и полному отходу от религии.

Лицемерие действий не является причиной вечного пребывания в Огне. Впавшего в этот вид лицемерия ожидает та же участь, что и других людей, совершавших тяжкие грехи: если Всевышний Аллах пожелает, то простит ему и введёт его в Рай, а если пожелает, то подвергнет его наказанию за его грехи, после чего он войдёт в Рай.

Лицемерие в религии бывает изначальное и случайное.

Под изначальным лицемерием подразумевается лицемерие, которому не предшествовал действительный ислам. Мирские интересы побуждают некоторых людей делать вид, что они являются мусульманами, хотя в действительности в их сердцах нет веры. Такие люди являются лицемерами с первого мгновения, в которое они объявили себя мусульманами, и продолжают жить с этим лицемерием.

Некоторые люди объявляют о своём принятии ислама вполне искренне, но потом у них появляются сомнения, и лицемерие проникает в их сердца после того, как Аллах посылает им некоторые испытания, призванные выявить степень искренности их веры. Они отрекаются от ислама в душе, однако продолжают делать вид, что они — мусульмане, опасаясь, что их подвергнут наказанию за вероотступничество или боясь упустить какие-то мирские выгоды, которые они могут получить, только если будут выдавать себя за мусульман. А иногда они просто боятся подвергнуться порицанию и лишиться своего положения в обществе. У таких людей могут быть и иные интересы, из-за которых они продолжают демонстрировать ислам, хотя на самом деле они — неверующие вероотступники.

Мухаммад Салих аль-Мунаджид "Недуги сердца"