Об искренности и лицемерии...

Надоело читать комментарии религиозных деятелей различных конфессий на тему "традиционного и не традиционного" Ислама... Такие, как, например, комментарии Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна на 2-ом международном форуме "Религия и мир", который проходит сегодня, 16 октября, цитирую: "Мы живем во времена, когда люди перестали доверять всему тому, что слышат и видят. Поэтому возникла необходимость в более прочном фундаменте, чем новейшие социальные доктрины. В этой связи идет обращение к религии. Теология начала входить в политику. И становится очень важным разглядеть угрозу неправильного ее использования. Постулаты, вырванные из контекста доктрин истинного ислама, становятся экстремистскими инструментариями", – заключил он.
С первой частью его высказывания я полностью согласен, особенно, что касается того, что "теология начала входить в политику". Согласен потому, что так, на мой взгляд, и обстоит дело в современном мире, но, считаю важным обратиться к истории тесного сосуществования государств и религий, которая показывает, что теология стала входить в политику уже на самых ранних этапах своего зарождения, в абсолютно любом мало-мальски теологическом государстве. То есть, механизм влияния на умы людей посредством использования актуальных для определенного времени религиозных постулатов, вырванных из общего контекста Священных книг (будь то стихи из Ветхого и Нового Заветов или аяты из Корана) со стороны власть имущих работает давно и продуктивно. Разумеется, "князи мира сего", то бишь Антихристы, дети сатаны, прикрываясь многоликими масками искренности пред Господом, трактуя Писания так, как им угодно, используют массы наивных людей (в их глазах - "черни") в своих корыстных целях. Ни для кого это уже давно не секрет, по крайней мере два тысячелетия - уж точно. Только вот почему батюшка затрагивает именно Ислам и исламские государства - не очень понятно. Вернее, лично у меня есть несколько равнозначных мнений на сей счет:
1) это результат всемирной истерии и страха вокруг и перед Исламом, что, к сожалению, не обошло стороной и Митрополита;
2) абсолютное незнание священником канонов Ислама и Его непричастности к ярлыкам "традиционный" и "не традиционный".
И, если говорить о комментариях, исходящих от приверженцев Христианства, то тут более или менее всё понятно. Но, когда на тему "традиционного" Ислама начинают говорить наши многоуважаемые имамы и муфтии, это вызывает к ним ряд вопросов, основным из которых звучит следующим образом: "Что же такое "традиционный" Ислам?"" Сунниты, Шииты, Суфисты,... Кто из них воплощает собой приверженцев "традиционного"? В последнее время со всех телеканалов нам пропагандируется то, что российские мусульмане испокон веков были приверженцами этого самого "традиционного" Ислама, не углубляясь в пояснение сути данного явления. А, не попахивает ли здесь лицемерием комментаторов всех мастей? Не значит ли это, что мусульман хотят заставить исповедовать ту религию, которой они не знают, которой и не существует вовсе?
Я задаюсь этим вопросом уже давно и, не найдя ответа, который бы меня удовлетворил, адресую его Вам, дорогие друзья, тем, кто прочтет данный пост.
Лицемерие как шариатский термин
Лицемерие (нифак — نفاق ) — это демонстрация блага при сокрытии зла.
От Ибн Джурайджа передают такие слова: «Слова лицемера противоречат его действиям, и то, что он демонстрирует, противоречит тому, что он скрывает в душе, входы его отличаются от выходов его, а явное в нём противоречит сокрытому» [Ибн Касир. Тафсир].
Виды лицемерия
Лицемерие бывает двух видов: великое лицемерие (нифак акбар) и малое лицемерие (нифак асгар).
Ибн Таймийя сказал: «Лицемерие, как и неверие, бывает разное. Поэтому часто говорят: неверие, выводящее из религии, и неверие, не выводящее из религии, великое лицемерие и малое лицемерие» [Фатава].
1. Лицемерие убеждений (великое лицемерие). Это когда человек демонстрирует веру и ислам, в действительности являясь неверующим. Это лицемерие, существовавшее во времена Посланника Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям. В Коране впавшие в этот вид лицемерия порицаются и называются неверующими. И о них было сказано, что они пребудут в нижнем слое Адского пламени.
Ибн Раджаб сказал: «Великое лицемерие — это когда человек демонстрирует веру в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, в Последний день, и при этом скрывает в душе то, что полностью или частично противоречит этому» [Джами‘ аль-‘улюм]. Иногда лицемеров называют еретиками. Ибн аль-Каййим сказал: «К категории еретиков относятся люди, которые демонстрируют ислам и следование посланникам, а в душе скрывают неверие и враждебное отношение к Аллаху и Его посланникам. Это и есть лицемеры, и они пребудут в самом нижнем слое Адского пламени» [Тарик аль-хиджратайн].
2. Лицемерие действий (малое лицемерие). Это тайный отказ от исполнения религиозных обязанностей и исполнение их на людях. При этом человек верит в Аллаха и у него правильные убеждения. Ибн Раджаб сказал: «Малое лицемерие, или лицемерие действий — это когда человек демонстрирует праведность, скрывая противоположное» [Джами‘ аль-‘улюм].
Малое лицемерие, или лицемерие действий, может совмещаться в сердце мусульманина с основой веры. Оно относится к числу величайших грехов, в отличие от великого лицемерия, которое противоречит вере: великое лицемерие не может совмещаться с верой в сердце раба Аллаха.
Однако если малое лицемерие утвердится в сердце человека и достигнет своей полноты, оно может привести его к великому лицемерию и полному отходу от религии.
Лицемерие действий не является причиной вечного пребывания в Огне. Впавшего в этот вид лицемерия ожидает та же участь, что и других людей, совершавших тяжкие грехи: если Всевышний Аллах пожелает, то простит ему и введёт его в Рай, а если пожелает, то подвергнет его наказанию за его грехи, после чего он войдёт в Рай.
Лицемерие в религии бывает изначальное и случайное.
Под изначальным лицемерием подразумевается лицемерие, которому не предшествовал действительный ислам. Мирские интересы побуждают некоторых людей делать вид, что они являются мусульманами, хотя в действительности в их сердцах нет веры. Такие люди являются лицемерами с первого мгновения, в которое они объявили себя мусульманами, и продолжают жить с этим лицемерием.
Некоторые люди объявляют о своём принятии ислама вполне искренне, но потом у них появляются сомнения, и лицемерие проникает в их сердца после того, как Аллах посылает им некоторые испытания, призванные выявить степень искренности их веры. Они отрекаются от ислама в душе, однако продолжают делать вид, что они — мусульмане, опасаясь, что их подвергнут наказанию за вероотступничество или боясь упустить какие-то мирские выгоды, которые они могут получить, только если будут выдавать себя за мусульман. А иногда они просто боятся подвергнуться порицанию и лишиться своего положения в обществе. У таких людей могут быть и иные интересы, из-за которых они продолжают демонстрировать ислам, хотя на самом деле они — неверующие вероотступники.
Мухаммад Салих аль-Мунаджид "Недуги сердца"