Об этике и условиях обращения с ду'а к Аллаху, а также о том, благодаря чему можно ожидать ответа

Об этике и условиях обращения с ду'а к Аллаху, а также о том, благодаря чему можно ожидать ответа

1. Следует проявлять искренность по отношению ко Всевышнему Аллаху.

2. Необходимо начинать и завершать мольбу с восхваления и прославления Аллаха и обращений к Нему с мольбами за пророка (салля-Ллаху ‘аляй-хи ва саллям).

3. Обращаясь с мольбой, следует проявлять решимость и быть уверенным в получении ответа.

4. Следует быть настойчивым и не торопить события.

5. Обращение с мольбой требует присутствия сердца.

6. Обращаться с мольбами к Аллаху необходимо как в благоденствии, так и в беде.

7. Не следует обращаться с мольбами ни к кому, кроме Аллаха.

8. Нельзя проклинать ни членов своей семьи, ни своё имущество, ни своих детей, ни самого себя.

9. Обращаться с мольбами нужно не слишком тихо и не слишком громко.

10. Необходимо признавать свои прегрешения и просить за них прощения, помня о милостях Аллаха и выражая за них благодарность.

11. Не нужно стараться рифмовать слова мольбы.

12. Следует проявлять смирение и страх перед Аллахом.

13. Если человек присвоил чужое имущество, перед обращением с мольбой необходимо принести покаяние Аллаху и вернуть законным владельцам всё, что им принадлежит.

14. Обращаться с мольбой желательно трижды.

15. Перед обращением с мольбой следует обратиться лицом к кибле.

16. Обращаясь с мольбой, желательно воздеть руки к небу.

17. Перед обращением к Аллаху с мольбой желательно совершить омовение.

18. Нельзя преступать пределы приличествующего при обращении к Аллаху с мольбами. То есть нельзя просить о даровании того, что запрещено Шариатом, или того, что может причинить вред самому просителю, и т. д. Кроме того, не следует вдаваться во всевозможные подробности.

19. Прежде чем обращаться с мольбой за другого человека, следует обратиться с мольбой за себя.

20. Следует обращаться к Аллаху по Его прекраснейшим именам; можно просить Его о чём-либо ради праведного дела, совершённого тем, кто обращается с мольбой; можно попросить, чтобы с мольбой к Аллаху обратился праведный, живой и присутствующий человек.

21. Еда, питьё и одежда человека, обращающегося с мольбой, должны быть приобретены дозволенным образом.

22. Не следует просить у Аллаха помощи в осуществлении того, что является греховным или может привести к разрыву родственных связей.

23. Тот, кто обращается с мольбами, должен побуждать людей к одобряемому Шариатом и удерживать от порицаемого.

24. Следует отстраняться от совершения всего греховного.

КОГДА, ГДЕ И В КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ПРИНИМАЮТСЯ МОЛЬБЫ, С КОТОРЫМИ ЛЮДИ ОБРАЩАЮТСЯ К АЛЛАХУ

— В ночь предопределения;

— в последнюю треть ночи и после обязательных молитв;

— между призывом на молитву (азан) и объявлением о её начале (икама);

— в определённый период времени каждой ночью ;

— во время призыва на обязательную молитву;

— во время дождя;

— во время наступления в сражении на пути Аллаха;

— в определённый период времени каждой пятницы (вероятнее всего, им является последний отрезок времени, отведённого для послеполуденной молитвы в пятницу, но, возможно, он приходится на время хутбы и пятничной молитвы в целом);

— когда человек, придерживающийся искренних намерений, пьёт воду Замзама;

— во время совершения земного поклона;

— когда человек просыпается ночью и обращается к Аллаху с такими же мольбами, с какими обращался к Нему пророк ( салля-Ллаху ‘аляй-хи ва саллям );

— когда человек, заснувший после совершения омовения, просыпается ночью и обращается к Всевышнему Аллаху с мольбой;

— когда при обращении к Аллаху с мольбой человек говорит: «Нет бога, кроме Тебя, пречист Ты! Поистине, был я одним из несправедливых!» (Ля иляха илля Анта, субхана-кя! Инни кунту мин аз-залимин!);

— в случае обращения людей к Аллаху с мольбами за покойного;

— при обращении с мольбой во время последнего ташаххуда после прославления Аллаха и мольбы за пророка ( салля-Ллаху ‘аляй-хи ва саллям ); Ташаххуд — слова, которые молящемуся следует произносить сидя после первых двух ракатов молитвы, а также в конце молитвы перед приветствием (таслим).

— при обращении к Аллаху по Его великому имени , поскольку когда к Нему обращаются с мольбой, называя это имя, Он отвечает на мольбу, а когда Его заклинают этим именем, Он дарует желаемое;

— когда мусульманин обращается к Аллаху с мольбой за своего брата по вере в его отсутствие;

— когда к Аллаху обращается с мольбой паломник, находящийся у ‘Арафата в день стояния (вукуф);

— когда к Аллаху обращаются с мольбой во время рамадана;

— когда к Аллаху обращаются с мольбой во время встречи мусульман, поминающих Аллаха;

— в том случае, когда человек, попавший в беду, обращается к Аллаху с такой мольбой: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся! О Аллах, вознагради меня в несчастье моём и даруй мне взамен нечто лучшее» (Инна ли-Лляхи ва инна иляй-хи раджи‘ун! Аллахумма-’джур-ни фи мусыбати ва ахлиф ли хайран мин-ха);

— в случае обращения с мольбой в тот момент, когда сердце устремляется к Аллаху, а человек проявляет по отношению к Нему наибольшую искренность;

— когда притесняемый проклинает обидчика;

— когда родитель обращается к Аллаху с мольбой за своих детей или проклинает их;

— когда с мольбой к Аллаху обращается путник;

— когда с мольбой к Аллаху обращается человек, соблюдающий пост и ещё не разговевшийся;

— когда с мольбой к Аллаху после разговения обращается тот, кто соблюдал пост;

— когда с мольбой к Аллаху обращается нуждающийся ;

— когда с мольбой к Аллаху обращается справедливый правитель;

— когда почтительные дети обращаются к Аллаху с мольбами за своих родителей;

— когда человек обращается к Аллаху с мольбой после омовения (вуду), следуя примеру пророка ( салля-Ллаху ‘аляй-хи ва саллям );

— когда паломник, совершающий хаджж, обращается к Аллаху с мольбой после бросания камешков в малый (аль-джамрат ас-сугра) или средний (аль-джамрат аль-вуста) столб в дни ташрика ;

— когда с мольбой к Аллаху обращается тот, кто находится внутри Каабы или в пределах Хиджра ;

— когда с мольбой к Аллаху обращается паломник, находящийся на холме ас-Сафа или аль-Марва ;

— когда с мольбой к Аллаху обращается паломник, находящийся у аль-Маш‘ар аль-Харам ;

Вообще же верующему следует обращаться с мольбами к своему Господу постоянно, где бы он ни находился, однако вышеупомянутым периодам времени, обстоятельствам и местам следует уделять особое внимание.

ПОЧЕМУ ИНОГДА МЫ НЕ ПОЛУЧАЕМ ОТВЕТА НА СВОИ МОЛЬБЫ?

Мы должны быть твёрдо убеждены в том, что Всемогущий и Великий Аллах является Владыкой всего, и лишь от Него зависит, дарует Он что-либо просящему или откажет ему. Если Он дарует, то делает это по милости Своей, а если отказывает, то по справедливости, ведь Он обладает высшей мудростью, даруя или отказывая только сообразно определённому замыслу. Иногда человек просит того, что причинит ему вред, уподобляясь больному ребёнку, который просит сладостей, когда есть их ему нельзя. Господу лучше знать о том, что подходит человеку, и о том, к чему он придёт, в Коране же сказано: «Но, возможно, вам ненавистно то, что является для вас благом, а любите вы то, что является для вас злом. Аллах знает [об этом], а вы не знаете» (2:216).

Следует ожидать ответа на свои мольбы, поскольку такое ожидание является одним из величайших и важнейших видов поклонения, и чем труднее будет ожидание, тем больше раб Аллаха будет доверять своему Господу и тем ближе к Нему он окажется.

Обращение с мольбой принесёт мусульманину пользу независимо от того, получит он ответ или нет, ибо если Аллах Всевышний — пречист Он! — в силу известных Ему причин не ответит взывающему с мольбой при жизни, взамен Он дарует ему награду в мире вечном. На это указывают слова пророка ( салля-Ллаху ‘аляй-хи ва саллям ), который сказал: «Кто бы из мусульман ни обратился к Аллаху с мольбой о том, в чём нет ничего греховного и что не [повлечёт за собой] разрыва родственных связей, Аллах непременно дарует ему одно из трёх: либо на его мольбу вскоре будет [дан ответ], либо Он сделает её запасом для [человека] в мире вечном 16 , либо отвратит от него зло, равное [по величине тому, о чём он просит]» [Тирмизи, 3548] . То есть вознаградит за это человека в мире вечном.

Совершая грехи, человек может сам перекрывать путь получения ответа, но если он расчистит этот путь с помощью благочестия, то обязательно добьётся желаемого, ведь Аллах Всевышний сказал: «А тому, кто боится Аллаха, Он [укажет] выход» (65:2). Аллах Всевышний также сказал: «А [положение] того, кто боится Аллаха, Он облегчит» (65:4).

Одним из серьёзнейших прегрешений, препятствующих получению ответа на мольбу, является употребление в пищу запретного. Передают со слов Абу Хурайры ( радыйа-Ллаху ‘ан-ху ), что [однажды] посланник Аллаха (салля-Ллаху ‘аляй-хи ва саллям) сказал: «О люди! Поистине, Аллах — Благой, и Он не примет ничего, кроме благого; Аллах велел верующим [делать] то же, что и посланникам, и сказал: "О посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела. Поистине, Я знаю о том, что вы делаете" (23:51). Он также сказал: "О те, кто уверовал! Вкушайте [то] благое, чем Мы наделили вас" (2:172)».

[Абу Хурайра сказал]: «А потом [пророк ( салля-Ллаху ‘аляйхи ва саллям )] упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает руки к небу, [повторяя слова] "О Господь мой!", [и сказал]: "[Однако] пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна и кормили его запретным, так будет ли дан ответ [на его мольбы]?"» [Муслим, 2346] .

Можно вспомнить и о том, сколь прекрасный ответ дал людям Ибрахим бин Адхам ( рахима-ху-Ллах ), когда они спросили его: «О Ибрахим, почему мы не получаем ответа на мольбы, с которыми обращаемся к Аллаху?» Он сказал: «Потому что сердца ваши мертвы из-за десяти вещей». Они спросили: «Каких же?» Он ответил:

«Вы узнали об Аллахе, но не подчинились Ему; вы узнали о посланнике Аллаха (салля-Ллаху ‘аляй-хи ва саллям), но не стали следовать его сунне; вы познакомились с Кораном, но не стали действовать сообразно его установлениям; вы питаетесь за счёт благодеяний Аллаха, но не благодарите за них; вы узнали о Рае, но не стали стремиться к нему; вы узнали о пламени [Ада], но не бросились бежать от него; вы узнали о шайтане, но вместо того, чтобы сражаться с ним, подчинились ему; вы узнали о смерти, но не приготовились к ней; вы погребали покойных, но не извлекли из этого никаких уроков; вы пробудились ото сна и занялись недостатками людей, а собственными недостатками заниматься не стали». Cахих аль-Азкар.

Слова поминания Аллаха из достоверных хадисов, согласно классификации Мухаммада бин Насир ад-Дина аль-Албани, из книг которого эти хадисы отобрал Абу-ль-Хасан Мухаммад бин Хасан аш-Шайх