О запрете возведения чего-либо над могилой, будь-то мечеть или что-либо иное

О запрете возведения чего-либо над могилой, будь-то мечеть или что-либо иное

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

О запрете возведения чего-либо над могилой, будь-то мечеть или что-либо иное

1. Уровень возвышения могилы

Ученые всех четырех мазхабов, кроме шафиитского [от Имам аш-Шафи’и также передается что, он запрещал подобное — прим. блога], высказались о нежелательности насыпать поверх могилы землю, кроме той земли, которая вышла из самой могилы.

Что же касается ученых ханафитского мазхаба, то они высказались не просто о нежелательности, но о запрете этого (харам). (См. «Радд уль-Мухтар», 2/236) И мнение ученых ханафитского мазхаба самое верное в этом вопросе. Другими словами, после того, как могилу выкопают и положат в нее умершего, в могилу засыпается только та земля, которая вышла из могилы при ее выкапывании, и к этой земле не добавляется земля посторонняя. При этом высота могилы над землей получится около 20-25 см (шибр – расстояние между мизинцем и большим пальцем вытянутой ладони). Возвышенность над уровнем земли возникает по причине насыпания той земли, которая остается от выкапывания углубления в которую ложат умершего (ляхед). Это слова Бахути в «Кашф аль-Кана’», 2/140.

Что касается доводов на запрет возвышения могилы более чем на шибр, то они следующие:

1. Джабир ибн ‘Абдиллях рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил возводить строение над могилой, а также добавлять к ее земле, землю постороннюю, а также покрывать могилу гипсом». (Хадис достоверный; Муслим 970; Насаи 2154; Абу Дауд 3226; Бейхаки 6735)

2. Сумама ибн Шуффай’ рассказывал: «Однажды, мы вместе с Фудайлем ибн ‘Убайдом были на земле римлян на Родосе. Во время нашего пребывания там, скончался один из наших сподвижников. Тогда Фудайл ибн ‘Убайд приказал сровнять могилу с землей и сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал сравнивать могилы с землей». (Хадис достоверный; Муслим 968; Абу Дауд 3219; Насаи 2029; Ахмад 1/18)

3. Абу аль-Хайядж аль-Асади рассказывал, что ‘Али ибн Аби Талиб сказал ему: «Не послать ли мне тебя с тем же поручением, с которым меня послал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Он послал меня с тем, чтобы я не оставил ни одного изображения, кроме как стер его, и ни одной возвышенной могилы, кроме как сровнял ее». (Хадис достоверный; Муслим 969; Абу Дауд 3218; Тирмизи 1049; Насаи 2030; Ахмад 1/96, 124)

Сказал Имам аш-Шаукани: «В этом хадисе указание на то, что возвышение могилы слишком высоко не является Сунной. Причем здесь нет разницы в том, кто захоронен в могиле – почетный человек, или человек не из почетных. Явный текст этого хадиса также указывает на то, что возвышение уровня могилы выше разрешенного уровня запрещено (харам)». (См. «Нейл уль-Аутар», 4/131)

Что же касается некоторых яростных могилопоклонников, то они утверждают, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправлял ‘Али с этим поручением в страны неверующих, чтобы он уравнял могилы неверующих, а не могилы мусульман. Это утверждение является ложным и не имеет основы. В одном из риваятов этого хадиса, который приводит имам Ахмад, указывается на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посылал его на окраины Медины.

4. Му’авия сказал: «Выравнивание могил – Сунна. Что же касается их возвышения, то так делают иудеи и христиане, не уподобляйтесь же им». (Сказал Хафиз аль-Хейсами: «Его передатчики – передатчики достоверного сборника». (См. «Маджма’ уз-Зауаид» 3/60); Табарани в «аль-Кабир» 19/352, 823)

5. Также передается от ‘Усмана ибн ‘Аффана, что «он приказал выравнивать могилы, возвышая их над землей на высоту шибра». (Ибн Аби Шейба 3/222; Ибн Хазм в «аль-Мухалля» 5/133)

Когда же ему указали на одну из могил и сказали, что это могила его дочери Умм ‘Амр, он приказал сровнять могилу с землей. (Ибн Аби Шейба 4/138)

6. ‘Амр ибн Шарахбиль говорил: «Не возвышайте мою могилу, поистине, я видел, что мухаджиры порицали это». (Сообщение достоверное, что подтвердил шейх аль-Албани в «Тахзир ус-Сажид» с. 131; Ибн Са’д в «Табакат» 6/108)

Из всех вышеприведенных хадисов и сообщений становится понятно, что если пророк или его сподвижники видели возвышенную могилу или узнавали о ее существовании, то выравнивали ее так, чтобы ее уровень над землей оставался около шибра. Если же эти могилы находились далеко, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправлял для уравнивания их с землей некоторых из своих сподвижников.

Что же мешает организаторам поездок в Булгар подчиниться приказу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, более того, последовать в этом своему мазхабу?! И что же заставляет их оберегать места этих захоронений и оставлять их в ненадлежащем виде?! Следуют они в этом дорогой рафидитов, которые являются основателями обычая возведения построек над могилами. Именно они ввели этот дурной обычай среди мусульман, согнав людей на места захоронений, в мавзолеи и гробницы, опустошив этим мечети – дома Аллаха. Именно они в 549 г/х построили гробницу Хусейна в Каире. За рафидитами в этом дурном обычае последовали представители различных суфийских тарикатов и сильно распространили это среди мусульман.

Что же касается причины запрета излишнего возвышения могил, то она заключается в том, что возвышение могил приводит к их почитанию, что, в свою очередь, приводит к многобожию. Именно поэтому, закрывая дверь к многобожию и укрепляя основы единобожия, Всевышний Аллах установил этот запрет.

2. Возведение каких-либо построек над могилами

1. Джабир ибн ‘Абдиллях рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,запретил возводить строение над могилой…». (Хадис достоверный; Муслим 970; Насаи 2154; Абу Дауд 3226; Бейхаки 6735).

Этот хадис является явным доводом, указывающим на запрет возведения любых построек над любыми могилами. Запрет этого хадиса распространяется на тех, кто возводит строение у края могилы, а также на тех, кто строит что-либо вокруг могилы, как это происходит при постройке куполов, мечетей, мавзолеев и гробниц, после чего могила оказывается либо внутри постройки, либо рядом с ней. (См. «Шарх ус-Судур фи тахрим раф’и ль-кубур», Имама аш-Шаукани с. 29)

2. Передается от Абу Хурайры, что он оставил завещание, в котором запретил, чтобы над его могилой что-либо возводили. (Иснад сообщения достоверный; ‘Абдурраззак 3/418; 6129; Ибн Аби Шейба 4/135; Ибн Са’д 4/338).

3. Имам аль-Бухари передает в своем Сахихе сообщение в форме «му’алляк» (т. е. не упоминая всей цепочки сообщения) о том, что Ибн ‘Умар увидел на могиле ‘Абдуррахмана сына Абу Бакра ас-Сыддыка палатку (сделали это для того, чтобы могилу не опаляло солнце, из почета к захороненному) и сказал: «Уберите ее, поистине, осеняют его лишь его деяния».

4. Передается от Мухаммада ибн Ка’ба, что он сказал: «Эти строения, которые на этих могилах – нововведение». (Ибн Аби Шейба 3/218)

Исходя из всех этих хадисов и сообщений, становится понятно, что в Исламе категорически запрещается устанавливать на могиле что-либо, будь это решетка или палатка, памятники, мраморные плиты. Так же, как запрещается возводить над могилами любые строения, большие или малые, без разделения могил на те, в которых захоронены важные и почетные люди (наподобие амиров, ханов и т.п.), или же те, в которых захоронены люди простые.

3. Единогласное мнение ученых Ислама на то, что любые постройки. возведенные над могилами, подлежат разрушению

Выше мы говорили о запрете возведения над могилами каких бы то ни было построек.

Здесь же необходимо отметить, что среди ученых Ислама нет разногласий в том, что любые постройки, которые имеются над могилами, будь они древними или современными, подлежат обязательному, немедленному разрушению.

Здесь, я приведу контексты слов имамов ханафитского мазхаба , которые явно и однозначно высказывались о необходимости немедленного разрушения любых построек, имеющихся над могилами, будь то мавзолеи, куполы, гробницы и т.д.

Эти слова я приведу для того, чтобы организаторы собраний в Булгаре и Билярске знали, что ханафитский мазхаб, к которому они себя приписывают, обязывает их к разрушению любых построек, древних или современных, будь это мечети или гробницы, которые возведены на этих местах захоронений. Все это является обязательным для сохранения здоровой, нормальной идеологии людей, для сохранения надежд на дальнейшее, здоровое развитие мусульманских народов региона.

Если же кто-то удивится тому, что Всевышний приказывает разрушать мечети, то ведь эти мечети построены там, где строить их Всевышний запретил. Они возведены на основе ослушания Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

После приведения тех хадисов, которые мы приводили в прошлом разделе, Имам аль-Баркауи сказал: «В этих священных контекстах довод на необходимость разрушения всего, что возведено на могилах, даже если это будут мечети. Ведь постановление Ислама относительно них – их полное разрушение. Нельзя оставлять ни одной мечети, возведенной на могиле, кроме как сровняв ее с землей полностью, потому что эти мечети возведены на основе ослушания посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,запретил любые строения на местах захоронений и проклял тех, кто возводит на них мечети. Он же приказал сравнивать возвышенные могилы с землей. Исходя из этого, является обязательным поспешить и поторопиться удалить все, возведение чего запретил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и проклял того, кто возводит эти строения. Поистине, тот, кто построил эти постройки на местах захоронений, проклят проклятием посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А Всевышний Аллах непременно установит тех, кто окажет помощь и защиту Его религии и Сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует». (См. «Зиярат уль-Кубур», с. 49-51, изд. «Дар уль-Ифта»)

Подобные слова также высказали другие ученые ханафитского мазхаба , среди которых Ахмад ибн Мухаммад ар-Руми (См.«аль-Мажалис уль-Абрар», с. 128-129), Мухаммад аль-Музаффари (См. «Мисбах уль-муминин», с. 16-18), Субхан Бахш аль-Хинди (См. «Хазинат уль-Асрар», с. 128), Ибрахим ас-Сурати (См. «Нафаис уль-Азхар», с. 159-160), Шах Уалиуллах ад-Дахляуи (См. «аль-Баляг уль-Мубин», с. 16-19).

Также один из самых великих имамов ханафитского мазхаба — Ибн Абиль-’Изз аль-Ханафи говорил о запрете возведения мечетей, гробниц и куполов над могилами и о необходимости немедленного разрушения всего, что имеется из этого на могилах. (См. «Шарх ‘акыда ат-Тахауия», с 21-22)

Также об этом говорил имам Махмуд аль-Алюси (1270 г/х), муфтий ханафитов Багдада. (См. «Рух уль-Ма’ани», 15/237-239)

Также подобные слова имеются у Имама аль-Худжанди, и Имама ар-Рибати. (См. «аль-Мушахадат», с. 27; «’Акд уль-аля», с. 104-105)

Единогласное мнение о необходимости разрушения и удаления любых построек на местах захоронений привел также и Имам ан-Науауи, один из имамов шафиитского мазхаба. (См. «аль-Мажму’», 5/266)

Сам же Имам аш-Шафи’и сказал: «Я видел, как правители Мекки разрушали то, что имелось из построек над могилами, и, вместе с этим, я не видел ни одного ученого, кто бы порицал действие этих правителей». (См. «аль-Умм», 1/464)

Кстати, над могилой Имама аш-Шафи’и тоже некогда возвели купол, после чего ученые вынесли фетвы о необходимости его разрушения.

Если же уважаемый читатель удивится многочисленности подобных построек так, что даже могилы имамов не убереглись от того, чтобы над ними возвели постройки и купола, то ведь строят эти постройки суфии и рафидиты, которые не брезгуют ничем в своей борьбе с учеными Ислама. Суфии всегда были известны своей хитростью и коварностью. Они идут на любые унижения и подхалимства перед правителями для того, чтобы, заслужив уважение перед ними, творить все, что им вздумается. Это низкие, подлые и лживые люди, которые всегда готовы одеть на свое лицо подходящую маску, которая скроет их подлую натуру от окружающих. Клянусь Аллахом, это не просто двуличные люди, но люди с двадцатью лицами. Они всегда выставляют себя перед простолюдинами добрыми, заботливыми людьми, после чего неграмотные, простые люди, обманувшись их речью и обликом, толпами едут в места подобные Булгару и Билярску, воодушевленные идеей почитания предков. Да погубит их Аллах, до чего же они отвращены!!

Если же читатель сомневается в этом, то пусть послушает слова Маруана ибн Мухаммада ат-Татари, который сказал: «Троим нельзя доверять в религии: «Суфий, нововведенец, который пишет опровержение нововведенцам, а также рассказчик». (Кады ‘Ияд в «Тартиб уль-Мадарик», биография Маруана ибн Мухаммада ат-Татари)

Сказал Шейхуль-Ислам Ибн Теймия: «Все мечети, построенные на могилах пророков, праведников, правителей или кого-либо иного, подлежат обязательному удалению, будь это путем разрушения или иным путем. Это то, относительно чего я не знаю никаких разногласий среди известных ученых». (См. «Иктида», с. 159)

Необходимо знать, что даже некоторые из суфиев-могилопоклонников говорили о необходимости разрушения построек, возведенных над могилами. Один из лидеров дьюбандитского тариката суфиев Шабир Ахмад аль-’Усмани (1369) признал, что хадисы, приводимые при разборе этого вопроса, указывают на необходимость разрушения любых построек над могилами. (См. «Фатх уль-Мульхим», 2/506)

Сказал Имам Ибн аль-Кайим: «Исходя из этого, мечеть, построенная на могиле подлежит разрушению, а если же мечеть было построена раньше, а покойника в ней захоронили позже, тогда мечеть не разрушается, но эта могила выкапывается и удаляется из мечети. Об этом сказал имам Ахмад и др. Поэтому не объединяются в Исламе мечеть и могила, но то, что из них появилось позже, подлежит удалению». (См. «Зад уль-Ма’ад», 3/507)

Однако, здесь необходимо обратить внимание на важную деталь, которая заключается в том, что разрушение этих построек на местах захоронений не является обязанностью рядовых мусульман, но выполняется только по приказу правителя этой территории. Это для того, чтобы не возникло никаких смут и волнений, так как Ислам отрицательно относится к любым волнениям и смутам.

Поэтому Имам Ибн аль-Кайим сказал: «Обязательным для правителя является разрушение гробниц, возведенных на местах захоронений, которых люди превращают в идолов, поклоняясь им, наряду с Аллахом».

4. Некоторые сомнения противной стороны и ответ на них

Знай, брат мой, что нет такого заблуждения, которое не было бы приукрашено. Если бы у нововведенцев не было ничего из того, что они могли бы привести как довод в свою пользу, то за ними никто бы никогда не последовал. Однако: «Они спорили, прибегая ко лжи, чтобы опровергнуть ею Истину. Но Я схватил их, и каким же было Мое наказание!». (40:5)

1. Для распространения своей лживой идеологии суфии указывают на могилу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говоря, что она также находится в мечети. Они говорят, что если бы внесение могилы в мечеть или постройка мечети над могилой были запрещенными, то над могилой пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мечеть бы не построили.

  • Ответ:

Исходя из слов ‘Аиши: «И если бы не это (т. е проклятие пророком, да благословит его Аллах и приветствует,тех, кто возводил мечети над могилами), то могилу пророка, да благословит его Аллах и приветствует,оставили бы на открытом месте, но (сподвижники) побоялись, что ее превратят в место поклонения», понимается, что сподвижники не захоронили пророка, да благословит его Аллах и приветствует,в мечети и не строили над ним мечеть. Более того, ‘Умар ибн аль-Хаттаб и ‘Усман ибн ‘Аффан во время своего правления дважды расширяли мечеть пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и никто из них не проводил расширение мечети в сторону той комнаты, в которой был похоронен пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Могила пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так и оставалась вне мечети, пока в Медине жили сподвижники. Когда же власть над Мединой перешла к Уалиду ибн ‘Абдульмалику, он провел очередное расширение мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он разрушил ее полностью, после чего расширил ее в сторону могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует,так, что она оказалась внутри мечети. Это произошло в 88 году хиджры, когда в Медине уже не было никого из сподвижников.

В этом также разъяснение ошибки тех, кто говорит, что могилу в мечеть внес ‘Усман ибн ‘Аффан. Этого не говорил никто из ученых и историков, более того, они сошлись на том, что могилу в мечеть внес Уалид ибн ‘Абдульмалик. (См. «Тахзир ус-Сажид», с. 81)

Здесь же необходимо отметить, что Уалид ибн ‘Абдульмалик сильно разукрасил мечеть пророка, да благословит его Аллах и приветствует,при ее расширении. Сделал он это после того, как увидел в Египте и Шаме церкви христиан, и был он одним из тех, кто сильно подражал христианам в их обычаях. Поэтому после того, как он прибыл в Медину и увидел как расширили и разукрасили мечеть пророка, да благословит его Аллах и приветствует,по его приказу, он начал ходить вокруг нее, а затем, повернувшись к Абану (сын ‘Усмана ибн ‘Аффана) сказал: «Куда же вам до наших построек?!». Тогда Абан ответил ему: «Мы расширяли мечеть пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (т.е. во времена его отца ‘Усмана) и построили ее так, как подобает быть мечети, а вы построили ее так, как подобает быть церкви». (См. «ас-Сияр», 4/347; «аль-Мушахадат», с. 36)

Исходя из этого, стало понятно, что это было действием одного из правителей, который внес могилу в мечеть, несмотря на порицания ученых. Надо отметить, что правители часто делают то, что противоречит шариату, не обращая внимания на порицания ученых.

Сказал Имам Ибн Раджаб: «На это также указывает и Коран. Всевышний, рассказывая нам о юношах, переселившихся для сохранения своей религии и скрывавшихся в пещере, поведал нам о том, что: «Сказали те, которые имели силу: «Мы непременно построим над ними мечеть». Этим Всевышний разъяснил, что мечети над могилами обычно возводят те, кто имеет власть, что указывает на то, что они делают это силой и давлением, следуя за своими страстями. Это не является делом тех, кто обладает знанием и почетом, которые оказывают помощь тому, что ниспослал Всевышний своим посланникам из прямого пути». (См. «Фатх уль-Бари Шарх Сахих аль-Бухари», 65/280, из «Кауакиб ад-Дурари», как об этом сказал шейх аль-Албани в «Тахзир ас-Сажид», с. 66)

Таким образом, внесение могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его мечеть никоим образом не служит оправданием или доводом тем, кто возводит мечети над могилами, так как это было сделано посредством силы и власти, а что касается ученых, то они порицали это и разъясняли ошибочность этого.

2. Могилопоклонники утверждают разрешенность возведения куполов над могилами, ссылась на то, что купол возведен также и над могилой пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

  • Ответ:

Ответить на это сомнение необходимо тем же ответом, которым мы ответили на первый их довод. Купол над могилой пророка, да благословит его Аллах и приветствует,построил правитель Мансур Кляун ас-Салихи в 678 г. К ее постройке не имеет отношение никто из ученых. А сделал он это лишь подражая иудеям и христианам.

3. Некоторые из представителей суфийских тарикатов утверждают, что запрет на возведение построек на местах захоронений был установлен только из опасности того, что люди могут вернуться к почитанию могил и этим самым вернутся к многобожию. Что же касается сегодняшнего дня, то этой опасности не существует, так как единобожие сильно укрепилось в сердцах мусульман, и они уже не могут вернуться к многобожию. Поэтому нет никаких проблем в возведении построек над могилами.

  • Ответ:

Заявление о том, что многобожие больше не вернется на землю является явным, далеким заблуждением. Доводом на это то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,предупреждал о запрете возведения построек над могилами при смерти, находясь на последнем издыхании, так когда же успел отмениться этот запрет?! Это вместе с тем, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,не боялся за своих сподвижников, так как единобожие действительно было крепким в их сердцах, однако, он боялся за тех мусульман, которые придут после них. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: «Не наступит Судный День, пока часть моей общины не примкнет к многобожникам, и пока часть моей общины не станет поклоняться идолам». (Хадис достоверный, соответствует условиям Муслима; Абу Дауд 2/202; Тирмизи 3/227; аль-Хаким 4/448 и др.)

Именно поэтому сподвижники даже после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, продолжали разрушать любые постройки над могилами, которые они обнаруживали.

Что же говорить о нас, если даже говоря о пророке Ибрахиме – имаме единобожников, Всевышний Аллах сказал: «Вот Ибрахим (Авраам) сказал: «Господи! Сделай этот город (Мекку) безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей». (14:35-36)

И, конечно же, многомиллионные собрания людей у гробниц и мавзолеев по всему арабскому и неарабскому миру сегодня, являются явным свидетельством в пользу того, что о невозвращении многобожия говорить не приходится.

4. Некоторые из могилопоклонников утверждают, что запретным является возведение построек только непосредственно на самих могилах, так как в хадисе говорится «над могилами». Исходя из этого, возведение построек рядом с могилами не является запретным.

  • Ответ:

Предлог «над» (‘аля) приходит в арабском языке в нескольких значениях, одним из которых является значение «рядом».

Поэтому в хадисе о вознесении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (ми’раж), который рассказал Анаса ибн Малик, говорится: «Я вернулся и прошел рядом (‘аля) с Мусой». (Хадис достоверный; Бухари 3/1173; Муслим 1/150) Никто из арабов не понимает это выражение как: «Я вернулся и прошел по Мусе».

Также Самура ибн Джундуб рассказывал: «Я совершал намаз джаназа за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который молился над женщиной, умершей при родах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал рядом (‘аля) с ней, напротив середины ее тела». (Хадис достоверный; Бухари 1/447; Муслим 2/664; Абу Дауд 3/536)

Никто из арабов не понимает это выражение как: «Наступил на нее, встав на середину ее тела».

Исходя из этого, это сомнение могилопоклонников также не годится в довод.

И в заключении – хвала Аллаху Господу миров!

Автор: Руслан Абу Ибрахим Татарстани

Сказал шейх Фаузан о поклонении куполам:

"Что касается куполов, которые построены на могилах. и к сожалению это стало распространенным и известным в странах мусульман. И первым, кто ввел эти постройки на могилах как говорит шейх уль-Ислам ибн Теймия это шииты-фатимиды в Египте и других странах, в то время когда она завладели Мисром и странами Магриба.

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Теймия (рахимахуЛлах): "Не было в благославенные времена саляфов никаких мавзолеев и памятников надо могилами. И появилось это только и преумножилось только в стране фатимидов, когда овладела карамия землями на Востоке и на Западе. И были вместе с ними зиндыки, кафиры, чья цель была подмена религии Ислам. И были среди фатимидов те, кто соглашались с ними в части из этого – из нововведений джахмитов, муатазилитов и рафидитов, и это известно у людей знания. И они построили ложные мавзолеи как мавзолеи Али и тому подобные. И выдумали люди лжи много хадисов касательно посещения мавзолеев, молитвы на них и дуа на них и тому подобное. И начи эти зиндыки и ахлиль бида, которые последовали за ними, возвеличивать мавзолеи и пренебрегать мечетями, и это противоречит религии мусульман, и за этим маскируется попытка внедрить шиизм» см. «Маджмуа аль-Фатауа», 27/167

Они построили купола на могилах. Затем последовали им в этом суфисты и другие заблудшие помимо шиитов. И начали они возводить постройки на могилах, и мечеть, в которой нет могилы не имеет ценности для них, и не ходят они в мечети, которые чисты от этих могил.

И это фитна, да упасет нас от этого Аллах. И первые, от кого выявились такие действия, это враги Аллаха шииты, которые незаметно прокрались в Ислам для того, чтобы испортить его. И они – продукт, сделанный яхудами (иудеями) и маджусами (огнепоклонниками), поскольку шииты делятся на два вида: шииты, произошедшие от огнепоклонников, и шииты, произошедшие от яхудов. Они помогают друг другу в том, что общего между ними касательно их мнимой любви к ахлиль бейт (роду Пророка) для разделения мусульман.

И помогают им в этом суфисты из припысывающих себя к суннитам, которые не являются шиитами в основе, однако любят могилы и устремляются к ним, и помогают этим шиитам, и присоединяются к ним в построении этих куполов на могилах, и призывают к этому и устремляются к ним, как будто они жаждущие, которых лишили воды, и призывают к ним под предлогом, что это оживление следов праведников и говорят: "Это следы праведных людей, зачем же мы будем их уничтожать?"

Однако это ни что иное, как средство к ширку. И сначала это зовется следом праведников. Затем говорится: воистину в них баракят. А затем в конце концов начинают поклоняться там там кому-либо помимо Аллаха. И это хитрость, и приукрашение злого, и желание зла для мусульман, и обязательно предупреждение против этих вещей, и не допустимо позволять послабление в них.

И народ Нуха (мир ему) , почему они поклонялись идолам? Ответ: потому что они превозносили мертвых, превозносили праведников, таких как Вад, Сува, Ягуз, Яук, Наср – они превозносили их и превысили границу почитания их до тех пор, пока не начали поклоняться им помимо Аллаха.

Передал Абу Шейх в "аль-Азыма" от Мухаммада Ибн Кааба аль-Карзи, что тот сказал: "Было у Адама (да будет милостив к нему Аллах) пятеро сыновей: Вад, Сува, Ягуз, Яук, Наср – и они были поклоняющимися рабами Аллаха. И умер один из них, и они очень сильно опечалились. И пришел к ним шайтан и сказал: "Вы расстроились по этому вашему товарищу?" Они ответили: "Да". Он сказал: "Не изобразить ли мне вам его изображение в вашей кыбле. Когда вы будете на него смотреть, будете вспоминать о нем". Они ответили: "Нет, мы не хотим делать что-либо в стороне нашей кыблы, в сторону чего мы будем молиться". Он сказал: "Тогда давайте я сделаю это в конце мечети". Они сказали: "Да", и тогда он сделал для них его изображение, и так пока не умерли все пятеро. И он делал их изображения в конце мечети. Затем исчезло знание, и все это дошло до того, что оставил этот народ поклонение Аллаху и начал поклоняться этим пятерым." ("Азыма" 5 том, 159 стр., Тафсир Ибн Аби Хатим 3376 стр.)

И таково положение в сегодняшние дни, и это чрезмерство в почитании праведников. Они говорят: "Такой-то вали (приближенный) из авлия Аллаха», и когда он умирает, они возводят на его могиле купол и украшают ее, и устанавливают туда покрывала-шторы, и умащают ее благовониями, и делают там хранилища и сундуки для садака и подношений. И стали эти могилы идолами, такими как аль-Лат и аль-Узза и Манат ( три других идола).

И народ Нуха совершал ширк только по причине своего чрезмерства в почитании праведников. И тактика шайтана осталась неизменной как в старые времена, так и в нынешние. И обязательно на всех мусульманах быть стойкими и предостерегать от чрезмерности и от сохранения следов праведников и от почитающих эти следы, потому что все это средства к ширку. И шайтан говорит им сейчас: "Это памятники истории, в которых вы видите культуру древних". Затем после этого говорит им: "Это не просто исторические памятники, а обитатели этих памятников приносят пользу и вред и удовблетворяют нужды людей". Затем строят на них мечети и они становятся идолами, на которых поклоняются чему-либо помимо Аллаха.

И обязательно разъяснение этих вещей и козней шайтанов из числа людей и джиннов. И обязательно закрывание средств, ведущих к ширку и куфру. И ширк и куфр приходят лишь постепенно, шаг за шагом. И когда открываются средства к ширку, приходит и сам ширк, лишь только чуть задержавшись".

Конец слов шейха Фаузана, источник "Шарху Рисаляти Даляиль фи Хукми аль-Муваляти Ахли аль-Ишрак" шейха Фаузана, стр. 75-77

Приведем также пророческие хадисы, в подтверждение запретности сооружений над могилами чего-либо

Муслим (969) передал, что, Абу'ль-Хайадж аль-Асади сказал: 'Али ибн Аби Талиб сказал мне: "Не послать ли мне вас с тем же заданием, с каким Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посылал меня? «Не оставляйте изваяния, не уничтожив ее или возвышенную могилу, не сравнив ее с землей."

Аиша передала о том, что Умм Салама рассказала посланнику Аллаха о церкви, которую она видела в Эфиопии и об иконах, которые в ней были. Он сказал: "Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле мечеть и рисуют в ней его изображения. Это наихудшие из творений Аллаха" (Аль-Бухари 1/(438 и 444), 3/167, 7/145, Муслим 528)

Аль-Бухари и Муслим передали также следующий рассказ Аиши: "Когда посланник Аллаха находился в предсмертной агонии, он натянул на лицо свою рубаху, а когда это стало мучить его, он снял её. И он сказал именно так: "Да падёт проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места поклонения!" (Аль-Бухари 1/144, 6/359, 8/108 и 10/234, Муслим 531)

Сказал также Посланник Аллаха: "Воистину, ваши предшественники превращали могилы своих пророков в мечети (места поклонения). Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это". Муслим (532).

Ахмад передал с хорошей цепочкой рассказчиков хадис Ибн Мас'уда о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Наихудшими из людей являются те, кого Час застигнет живыми и которые превращают могилы в мечети». Этот хадис также передал Абу Хатим в "ас-Сахихе" Ахмад 1/435. Ибн Хиббан (340) назвал его достоверным.

И хадисы в этом разделе многочисленны! Просим Аллаха защитить мусульман от ширка и нововведений! Амин!

АВТОР: ABU-MARYAM