О запрете мусульманам участвовать в фитнах (смутах) которые идут ради мирского

О запрете мусульманам участвовать в фитнах (смутах) которые идут ради мирского

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Поистине время, в котором сегодня мы живем, несёт в себе разнообразные смуты, подобные мраку ночи. Человечество не перестают сотрясать политические, межнациональные, межконфессиональные и даже внутри религиозные конфликты. Как видите сейчас происходит можно сказать так называемый бунт и насколько это серьезно и насколько это затянется и во что выльется видно будет в ближайшее дни... На данный момент надо отнестись к этому очень серьезно!

В исламе всё это именуется понятием «фитна». В переводе с арабского языка это слово означает «смута», «раздор», «искушение». О негативных последствиях таких разногласий говорится во множестве хадисов. Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) наставлял: «Воистину, счастлив тот, кто находится вдали от смуты» (Абу Дауд).

О грядущих распрях верующих также предупреждал и четвёртый праведный халиф Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах). Он говорил: «Этой мусульманской об­щи­не пред­стоит пережить 5 смут. Сна­чала бу­дет фитна все­об­щая, ей на смену придёт индивидуальная, после вно­вь наступит все­об­щая, а затем сно­ва индивидуальная, а заключительной будет немая фитна, которая уподобит лю­дей жи­вот­ным» (Хаким).

Имам Ибн Батталь сказал: "Если у мусульман не будет правителя, и они разделяться на группы, то уаджибом является отстраняться от всех их, следуя тому, что повелел пророк (мир ему и благословение Аллаха)!” См. "Шарх Сахих аль-Бухари” 10/36.

Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби в отношении слов: «отстраняйся от всех этих групп» сказал: "Это указывает на веление уединяться во время смут, и это веление носит обязательный характер, так как невозможно будет спасти свою религию кроме как таким способом! И это отстранение от групп будет поклонением из-за отказа входить в ряды тех, чье правление не полноценное по причине разрозненности”. См. "аль-Муфхим” 4/58.

Шейх аль-Альбани об этом хадисе сказал: "В этом хадисе указание на то, что если мусульманин застанет такое положение, упомянутое в хадисе, то он не должен входить в какую-либо партию и быть с каким-либо джама’атом или группой до тех пор, пока не будет аль-джама’а во главе с правителем, которому дали присягу!” См. "ад-Дауа иля-Ллах” 98.

Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури сказал: "Т.е. остерегайся тех, кто будет призывать на себя правление. И в этом хадисе указание на обязательность (уаджиб) отстраняться от всяких течении и политических групп”. См. "Миннатуль-мун’им фи шарх Сахих Муслим” 3/260.

‘АбдуЛлах ибн ‘Амр рассказывал, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сидевший в кругу своих сподвижников, упомянул о фитне и сказал: «Когда вы увидите, что люди нарушают свои договора, утратили доверие и стали такими» после чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сплел пальцы. Тогда ‘АбдуЛлах встал, подошел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: "Что же мне делать в такое время?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пребывай в своем доме, придерживай свой язык, совершай то, что знаешь и оставь то, что порицаешь. И придерживайся того, что связано с тобой, оставив всеобщие дела!» Ахмад 2/212, Абу Дауд 4342, Ибн Маджах 3957, аль-Хаким 4/525. Достоверность этого хадиса подтвердили аль-Хаким, аль-Мунзири, аль-‘Иракъи, аз-Захаби, аль-Мунауи, Ахмад Шакир, аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут.

О мусульмане! Обратите внимание на эти веления посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время смут и в частности на веление оставить всеобщие дела!

Имам аль-Мунауи в комментарии к одной из версий этого хадиса сказал:

«Слова: «Когда ты увидишь людей» т.е. когда ты застанешь их.

«договора которых придут в расстройство» т.е. будут запутаны и придут в беспорядок, ослабнет их религиозность и надежность (в выполнении своих обязанностей, перед Аллахом и перед людьми).

Договор – это клятва, безопасность, долг (ответственность), охрана и забота того, что нельзя нарушать.

«Утратят надежность», верность – противоположность предательству.

«после чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сплел пальцы», то есть люди смешаются, и придет в замешательство их религия, так, что невозможно будет отличить надежного от предателя, праведного от нечестивца.

«Пребывай в своем доме», т.е. отдались от всех людей и скройся от них, кроме тех случаев, когда в этом есть необходимость.

«придерживай свой язык», т.е. оберегай его и следи за ним, и пусть с него не сходит, ничего кроме того, что принесет тебе пользу. Или же (смысл этих слов): Удерживай свой язык от того, что тебя не касается. Язык был выделен среди прочих органов, потому что все органы подчиняются ему, если он будет правильным, то и все остальные органы будут в порядке, если же он искривиться, то и все органы искривятся.

«совершай то, что знаешь» из положений религии. То есть, совершай то, относительно чего у тебя есть знание, что это истина, из того, что принесет тебе пользу в мирской и в последней жизни.

«оставь то, что порицаешь» из того, что совершают люди, противоречащее шариату, и посмотри своим сердцем на то, как Аллах управляет ими. Поистине, Он распределил между людьми благие нравственные качества, также как распределил между ними их пропитание (удел), и если бы Он пожелал, то сотворил бы их по одному образу и подобию. И посему будь бдителен к тому, как Всевышний управляет между ними, и если ты увидишь ослушание Аллаху, которое Он отвел от тебя стороной, то воздай хвалу Аллаху. Мягко, с терпением и спокойствием призывай к благому и удерживай от порицаемого, и если от тебя примут наставление, то воздай хвалу Аллаху, а если же ты не делаешь этого, то проси у Него прощения, за это упущение

«и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость» (31:17).

«заботься прежде всего о себе», занимайся тем, что касается тебя и держись своей религии, оставь людей и не следуй за ними.

«оставив всеобщие дела», т.е. оставь всех людей. И если наиболее вероятно, что твое порицание не изменит порицаемое из-за того, что оно охватило всех, или же по причине господства совершающего это порицаемое, или ты боишься за себя, то ты из тех, кто может оставить изменение порицаемого, и выражая порицание только сердцем! И в этом облегчение в обязательности изменения порицаемого во времена, когда увеличится число наихудших людей и уменьшится число благочестивых!” 

См. "Файдуль-Къадир” 626.

«Человек, который ещё утром являлся верующим, к вечеру станет неверным. А человек, который ещё вечером был неверным, к утру станет верующим». То есть люди часто будут переходить от одного положения в другое: от веры к неверию, от Сунны к нововведениям, от верности к предательству… «Тогда спящий будет лучше того, кто лежит, а лежачий будет лучше того, кто сидит. Сидячий же будет лучше того, кто стоит, который в свою очередь лучше идущего, а идущий — лучше бегущего».

Согласно очевидному смыслу здесь имеются в виду те, кто участвовал в каких-либо делах, связанных с конфликтами, восстаниями… Одни из них хуже других. Самое порочную степень в такой ситуации занимает тот, кто бежит, являясь поводом для разжигания смуты. Дальше следует идущий, который реализует причины конфликтов, затем — стоящий, принимающий непосредственное участие в них, затем — сидящий, который наблюдает, но не сражается, затем — лежащий, который не наблюдает и не участвует, (но проявляет интерес), затем — спящий, который абсолютно отдаляется от смуты, однако одобряет её…». См. «Фатх аль-Бари», 20/86.

«И кто обратиться к этим смутам (примет участие в конфликтах…), того они вовлекут (в пучину своего зла и погубят). Все сражающиеся в той смуте — в Огне». [Они (заслуживают быть) из числа (временных) обитателей Ада, поскольку не стремились этими вооружёнными действиями возвысить религию единобожия или удержать притеснителя, или поддержать мусульман, которые на истине. Нет, они хотели лишь проявить несправедливость и вражду, завладеть богатствами и властью. См. «аль-Миркат», «Аун аль-маабуд», 9/296].

Снимается грех с того, кого силой заставили участвовать в вооружённом конфликте. Однако не дозволено убивать других по принуждению. Нет, мусульманин, которого принудили, единогласно совершает грех, убивая не по праву людей. Так, аль-Кадый и другие ученые передали единогласное мнение в этом. Сторонники шафи‘иского мазхаба сказали: «Это касается и принуждения к прелюбодеянию. В таком случае не снимается грех, если женщину заставили, а она имела возможность вырваться. Но если её связали, и она не могла защитить себя от насильника, тогда на ней нет греха. И Аллаху лучше ведомо. См. „Шарх ан-Навави“, 9/264].

Большая часть сподвижников, последователей и большинство исламских ученых сказали: «Обязательно нужно помочь правой стороне во время конфликтов (восстаний…) и выступить вместе с ними против агрессоров и притеснителей, согласно словам Всевышнего Аллаха: „…сражайтесь против той, которая покушается…“. И это правильное мнение. Все хадисы на данную тему применяются к тем, для кого не выявилась истина и правота, либо к двум несправедливым группам, которые не могут обосновать с шариатской точки зрения свои поступки.

Да убережет нас Аллах от многобожия, лицемерия, сомнений, страстей, новшеств, ереси, трудностей, дурных нравственных качеств и злого исхода! Амин!

Действия, ведущие к фитне

Вражда с братьями по вере. Любая смута начинается с вражды между людьми. Раздор между единицами, в конечном итоге, может привести к конфликтам между семьями, кланами и даже целыми народами. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) призывал: «Не позволено верующему находиться в состоянии конфликта с братом по вере больше трёх дней» (Бухари). Исходя из этого, любой мусульманин должен стремиться как можно быстрее устранить все имеющиеся разногласия с окружающими и не дать простой бытовой ссоре разрастись. Даже если человек считает себя правой стороной, всё равно он должен предпринять все меры для примирения. В данном случае уместной выглядит поговорка «Тот, кто заканчивает спор – тот умнейший».

Излишняя любовь к мирскому. В погоне за богатством и роскошью, социальным статусом и популярностью люди нередко забывают о необходимости соблюдения религиозных и общих этических канонов. В реалиях современного общества, когда главным мерилом всего считаются деньги, вера человека так же может сойти на нет и привести к фактическому неверию. Милость миров Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) говорил об этом следующее: «Опережайте фитны, они будут похожи на чёрную ночь. С утра мусульманин может быть верующим, а уже к вечеру станет неверующим, продавшим свою веру за блага земной жизни» (Муслим). Вера человека подобна волне, она никогда не стоит на месте. Иман повышается, либо понижается. Если человек проявляет усердие в благом, то и вера его растёт, а под влиянием излишней любви к земным благам её уровень может лишь падать.

Внедрение нововведений (бидаат). Ещё одной причиной смут могут стать нововведения, которые привносят заинтересованные лица с благими, казалось бы, намерениями. Но в итоге они могут привести к искажению религии. То, что считалось грехом, благодаря бидаату может стать дозволенным, а богоугодное – запрещённым. В хадисе сказано: «Лучшая речь – Книга Всевышнего, наилучшее руководство – от Его Посланника (мир ему и благословения Аллаха), … а любое нововведение – есть заблуждение» (Муслим). Одним из наиболее верных способов «профилактики» этого служит членство в исламской общине. Каждый верующий должен стремиться быть активным членом своей местной уммы, своей махалли. Коллективно правоверные могут более эффективно противостоять заблуждениям, нежели каждый мусульманин по отдельности. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) напутствовал: «Придерживайтесь своей общины, потому что над ней Рука Всевышнего, а кто отдалится от неё, тот приблизится к Аду» (Тирмизи).

Как уберечься от смуты?

Следовать Корану и Пречистой сунне. Мусульмане должны стремиться к истине, которая станет весомым аргументом в борьбе с заблуждениями, приводящими к фитне. Для этого верующим надлежит следовать за теми, кто обладает знаниями в этой области, то есть за учёными. В хадисе сказано: «Сре­ди лю­дей есть те, которые могут стать клю­чами к благому и зам­ка­ми к запретному» (Ибн Маджа). За поклонение же в смутное время верующему, по воле Всевышнего, запишется большая награда. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Поклонение в трудные времена подобно хиджре ко мне» (Муслим).

Совершать дуа. Просить защиты от фитны можно следующей мольбой: «Аллахумма! Инни агузу бикя мин азабиль-кабри, уа агузу бикя мин фитнатиль-масихи-даджали, уа агузу бикя мин фитнатиль-махйя уаль-мамати. Аллахумма! Инни агузу бикя мин аль-ма'сами уаль-маграми!» «О, Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоей защите от могильных мук, и я прибегаю к Твоей защите от фитны Даджаля (в библейской традиции Антихриста), и я прибегаю к Твоей защите от фитны земной жизни и смерти. О, Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоей защите от всего, что ведёт к греху и приносит ущерб!» (Бухари).

Избегать сомнительного, т.к. к смуте может привести следование за ним, но на самом деле оно может оказаться заблуждением. Когда люди видят нечто сомнительное, они не имеют представления о том, будет ли это для них благом или же принесёт вред. Заключительный Божий посланник (мир ему и благословения Аллаха) наставлял: «Пусть тот, кто узнает о Даджале, как можно дальше удалится от него, ибо подойдёт к нему некто, считающий себя верующим, а после станет его последователем из-за сомнительного, которое Даджаль будет распространять» (Абу Дауд, Ахмад). Кроме того, самим верующим так же необходимо что-то утверждать лишь в том случае, если они обладают этим знанием наверняка, если же есть сомнения, то лучше промолчать.

А Аллаху известно лучше! Да убережёт нас Всевышний от фитны!