О запрете бывать на собраниях и маджлисах с еретиками

О том, что запрещено приходить на еретические собрания, не имеющие основы в Шариате, даже с целью призыва и кушать еду приготовленную по этому случаю
Постоянному Комитету по фетвам КСА был задан вопрос: «После смерти родственника, на 7-ой, 40-ой день и годовщину, у нас принято устраивать застолье (собирать людей). Но, как указали учёные, такое дело является нововведением (бид'а). Можно ли мне пойти на это собрание, дабы не портить отношения с родственниками, и можно ли кушать еду приготовленную для этого нововведения?»
Они ответили: «Вам не дозволено отвечать на их приглашение (т.е. приходить на данное собрание), так как это является нововведением. Посланник Аллаха (Мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Если кто-то внесёт в нашу религию (в наше дело) то, что к нему не относится, то оно будет отвергнуто», (т.е. это дело не будет принято Аллахом)».
Если ты не пойдешь на их собрание, то это и будет подчинением Аллаху, и это никоим образом не будет считаться разрыванием родственных связей. Напротив, разрывание родственных связей - это когда ты оставляешь дела, разрешённые Шариатом, являющиеся делами благочестия и добра.
Если же ты хочешь пойти туда для исправления порицаемого, и ты можешь это сделать, то в этом нет ничего плохого. Нет ничего плохого в том, что ты пойдешь и исправишь порицаемое. Однако ты не должен кушать то, что приготовлено для этого нововведения».
Шейха 'Али ат-Туэйджири (да хранит его Аллах), во время его урока в мечети Пророка (Мир ему и благословения Аллаха) спросили: «Некоторые имамы мечетей ходят на еретические собрания, (которые не имеют основ в Шариате), как, например, поминки, оправдываясь тем, что они призывают там людей к Истине. Является ли это правильным?»
Шейх ответил: «Это не является правильным. Призывом людей к Истине необходимо заниматься в другое время, вне этих еретических собраний. А пришедший туда должен высказать своё порицание происходящему».
Шейха Сулеймана ар-Рухэйли (да хранит его Аллах) спросили: «Некоторые люди в дни поминок собирают родственников покойного и его близких, чтобы выразить свои соболезнования и сказать слова наставления (мау'иза). Дозволено ли это?»
Шейх ответил: «Это действие не узаконено Шариатом (гъайру машру'). Когда кто-то приходит и произносит речь на поминках, то подобное не является узаконенным Шариатом, так как, само это собрание не узаконено Шариатом. А произнесение там речей является поддержанием подобных собраний. Также намеренное произнесение речей в подобных этому местах, не имеет под собой основы в Шариате».
Шейха 'Али ибн 'Абдиль-'Азиза Мусу (да хранит его Аллах) спросили: «Некоторые имамы мечетей ходят на еретические собрания, как, например, на поминки на сороковой день, или на день рождения (человека из года в год). Они читают там Коран, произносят наставления, считая при этом, что они занимаются призывом людей. Также они кушают там, (приготовленную по этому случаю), еду. А простой народ считает, что всё это из религии Ислам. Каково положение этих дел? Является ли всё это запретным (харам) или же относится к порицаемому (макрух)?»
Шейх ответил: «Это является запретным (мухаррам), и служит призывом к нововведениям (бид'а) и к греховным деяниям (мункар), которые совершаются в подобных собраниях (местах). И посещение этих мероприятий также запрещено. Ни в коем случае нельзя совершать эти дела. Всевышний Аллах, описывая верующих, сказал: Ва иза марру бил-лягъуи кираман «А когда они проходят мимо греховного, то проходят с достоинством (отворачиваясь и порицая)» (сура «аль-Фуркан», 72).
Смысл слова «алъ-лягъу» (греховное праздное) - это «божества язычников», также передаётся, что это «музыка» (гъына). Но есть другие значения этого слова, (как, например, греховные собрания, языческие праздники и т.п.). Таким образом, мусульманину необходимо остерегаться мест, в которых есть нововведения, следование страстям и заблуждения, испытывая неприязнь к этому. А если же у человека есть авторитет (власть, положение) и сила для порицания этих деяний и исправления их, то ему необходимо прийти и исправить. А если он не может исправить это, то тогда ему не разрешается посещать такие мероприятия, даже если посещение данного события для него является обязательным (уаджиб), как, например, свадьба и т.п. Ведь, если кого-то пригласили на свадьбу, то прийти туда (ответить на приглашение), имея возможность, является обязательным. Это в соответствии со словами Пророка (Мир ему и благословения Аллаха) «Тот, кто не ответил на приглашение, тот ослушался Аллаха и Его Посланника».
Однако если там совершаются греховные дела, и нет возможности их исправить, то не дозволено приходить туда, а нахождение его там будет считаться грехом».
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана (да хранит его Аллах) относительно имама мечети совершающего новшество: «В нашей стране духовное управление мусульман обязывает нас совершать нововведения после пятикратных намазов. Обязывает этим имамов мечетей. Если же имам не будет совершать эти нововведения, то будет уволен с должности имама. И некоторые имамы из числа приверженцев Сунны совершают эти нововведения, зная об их недействительности (о недозволенное в Шариате)».
Шейх ответил: «Это не разрешено. Не разрешено им делать это. Увольняйся с должности имама! Если требуется совершать нововведения, тогда увольняйся с должности имама. Это не является твоей обязанностью.
Не разрешено быть на должности имама, совершая нововведения и при этом, говоря: «я не намеревался совершать их, я их не приемлю». Не делай! Не разрешено подчиняться созданному, ослушиваясь, при этом Создателя.
Также зарплата, которую ты получаешь за должность имама, где тебя обязывают совершать нововведения - эта зарплата является запретной - харам».
Далее спрашивающий говорит: «И мы - имамы, совершаем эти нововведения ради того, чтобы мы могли продолжать заниматься призывом людей к Единобожию и Сунне».
Шейх ответил: «Призывайте их без должности имама, без зарплаты за должность имама. Призывайте их к Аллаху».