О языковых перипетиях в Татарстане. Татарский язык потерял статус обязательного

О языковых перипетиях в Татарстане. Татарский язык потерял статус обязательного

В Татарстане решен вопрос об обязательном преподавании татарского языка — окончательно и бесповоротно. Теперь государственный язык Республики Татарстан можно изучать «добровольно, на основе письменного согласия родителей, в пределах до 2 часов в неделю, за счет части, формируемой участниками образовательных отношений». 

Незадолго до этого первый заместитель Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов придал дискуссии по данной проблеме дополнительный импульс. Он задался вопросом, почему в Российской Федерации должно быть обязательным изучение русского языка? Многие СМИ процитировали Мухетдинова, переведя фрагменты выступления с татарского на русский. При этом была упущена или намеренно опущена мысль о том, что в Российской Федерации и языки малых, и языки больших народов имеют равные права («Анда барлык телләр дә тигез, азсанлы халыкларныкы да, күпсанлы халыкларныкы да»), то есть могут существовать и в качестве государственных языков в своих республиках. 

Мухетдинов указал на пример Дагестана, где был назначен новый исполняющий обязанности главы республики, не связанный с ней ни религиозными, ни этническими узами. «Если в национальной республике мы препятствуем изучению родного языка, то завтра в национальной республике, по примеру Дагестана, могут представить человека, не принадлежащего к этой национальности и религии», — сказал представитель СМР в интервью татароязычной версии портала «Татар-информ». (Милли республикада туган телне өйрәнүне тыябыз икән, иртәгә милли республикада, Дагыстан мисалында кебек, шушы милләткә, диннәргә карамаган кешене тәкъдим итәргә мөмкиннәр). 

В свою очередь, те, кто представляет интересы федерального центра, высказывают свою точку зрения. И сводится она к тому, что в национальных республиках (в первую очередь, Татарстане, Башкортостане, Якутии) «национальная элита стала формулировать свой социальный заказ в виде формирования этнического самосознания». У Центра, что называется, своя правда: вопросы безопасности и экономического развития требуют и контроля над всей территорией Федерации, и лояльности всего населения. 

В связи с этим вперед выдвигается понятие российской общегражданской идентичности, когда все граждане, населяющие Российскую федерацию, в первую очередь определяют себя как граждан одной страны, независимо от всех других факторов. В оценках ситуации в Татарстане со стороны представителей Центра прямо проходит мысль о том, что республика нарушает этот принцип, в том числе, навязывая тем, кто не относится этнически к татарам некое «отатаривание», включающее в себя обязательное изучение татарского языка. Это трактуется как наследие 90-х годов прошлого века, когда некоторые национальные республики взяли суверенитета не только, сколько смогли, но и сколько захотели. 

В лихие 90-е апофеозом «праздника непослушания» в национальных республиках стала восприниматься дудаевская Чечня. После ее трудного «замирения» российская правящая верхушка, похоже, сказала себе, имея в виду новую кавказскую эпопею: «Никогда больше». Ельцинское наследие 90-х стало изживаться, в том числе и с помощью образования, которое было унифицировано по всей России, в том числе и с помощью ЕГЭ. Кроме всего прочего эпопея с обязательным татарским языком несла в себе все элементы административно-чиновничьего произвола, включая угрозы родителям лишить их родительских прав за отказ изучать его. Хочется кому-то или не хочется, но надо признать тот факт, что именно язык, на котором говорит большинство живущих в данной местности дает возможность получать знания по многим отраслям науки и техники. 

В России подавляющее большинство населения составляют русскоговорящие люди. Никто же не возмущается тем, что нужно учить основной международный язык – английский. А ведь именно на этом языке говорили проклятые английские колонизаторы, истребившие миллионы мусульман, и говорят пресловутые «пиндосы», организовывающие бесчисленные «гуманитарные» бомбежки стран с мусульманским населением. 

Что же касается идей Дамира-эфенди о том, что во главе национальной республики могут поставить человека, не принадлежащего к титульному этносу, то на сайтах русских националистов уже давно обсуждается «рецепт» для Татарстана: поставить во главе крящена – крещенного татарина. А что? Ведь татарские «отцы нации» столько сделали, чтобы за их счет увеличить число представителей титульной национальности в республике. Вот теперь пусть и получают: «Татарин? Татарин, хоть и крещенный. Татарским зыком владеет? Владеет!» 

В Российской империи у мусульманских народов не было ни своих республик, ни министерств образования, ни школ с государственным финансированием. Царский режим проводил политику христианизации. Несмотря на все это, мусульманские народы сохранили и свою веру, и свой язык. Но как только на свет появилась немногочисленная группа национальных интеллигентов, первое, что она сделала – призвала соотечественников и единоверцев учить русский язык, ибо болевшие душой за свои народы национально ориентированные интеллектуалы понимали, что только таким путем можно ускорить национальное развитие. 

Возвращаясь к ситуации наших дней, хочется сказать – культивирование национального наследия и его развитие — сфера духовная, а наши национальные начальники в своих партшколах этому не обучались. Их ведь учили увеличивать надои и «центнеры с гектара», а не духовное самоощущение. Не хватает нам инженеров человеческих душ, а те, что есть, не могут подобрать аргументы, которые бы сподвигли бы их соплеменников к сохранению и развитию национального наследия. 

За годы «переваривания» полученного суверенитета в республике так и не было создано площадок, где бы могла реализоваться амбициозная татарская молодежь, и не только из Татарстана. А ведь успешную самореализацию можно было бы увязать со знанием татарского языка. Это, кстати, понимают татары из других регионов, «голосующие ногами» отнюдь не за Казань, а за Москву. 

А пока Центр перед выборами еще раз продемонстрировал, что он может эффектно защитить права русскоязычного большинства в любом регионе, имея рычаги влияния на местных «элитариев». Что же до языкового вопроса, то не зря гласит известная шутка: «нам, татарам, все равно…».

Если в соответствии с тезисом Путина, кто-то упорно не хочет учить татарский, чувашский или «равный» по статусу русский, может попробовать себя в углубленном изучении английского или китайского. Тем более, что последнему в недалеком будущем предрекают весьма хорошие перспективы на евразийском пространстве.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

ИА IslamNews

Источники: Минниханова сливают. Вместо Татарстана будет Поволжский край

Ряд каналов в Телеграмме, через которые Кремль в последнее время сливает инсайды, направленные против татарстанского истеблишмента, сообщили сегодня о скором решении вопроса как лично с Рустамом Миннихановым, так и с Республикой Татарстан в целом.

В частности, как реакция на демонстративное унижение лично Минниханова рассматривается его вчерашнее отсутствие на Госсовете Татарстана, принявшем капитулянтское решение об отмене обязательного преподавания государственного языка в школах республики. Ведь никто иной как сам Минниханов недавно вопрошал: «Как государственный язык может быть добровольным? Нигде в мире такого нет». А в итоге, как миленький был вынужден взять под козырек и санкционировать решение Госсовета РТ, означающее, что и Татарстан никакое не государство (даже в составе России), и татарский не государственный язык.

Тем не менее, как сообщается, все эти беззубые уступки Минниханову уже не помогут. На смену ему в Кремле сейчас рассматривается нынешний глава... Удмуртии Александр Бречалов. По данным околокремлевских источников именно ему будет доверено возглавить "объединенный Поволжский территориальный кластер" с возможным названием "Поволжский край".

Сохранится ли хотя бы формально в его составе Татарстан или будет окончательно и юридически упразднен, не сообщается. Впрочем, по сути это уже мало что меняет.

«Не сравнят ли наши дети события сегодняшних дней с событиями 1552 года?»