О воспитании дочерей в Исламе

О воспитании дочерей в Исламе

"Принцессная" система воспитания девочек

Хотел выбрать для дочки пару домашних платьев, захожу в крупный онлайн магазин где тысячи вариантов платьев для девочек (Аналог "Озона", "Амазона" и т.д), и смотрю платья для девочек - и 95% платьев - это различные вариации "платьев для принцесс". Чтобы выбрать пару нормальных платьев, продрался через несколько сотен принцессных.

Недавно тоже выбирали что закачать ей в читалку. Открываешь самую популярную литературу для девочек - книги про сильных женщин, разбойниц, воительниц, а-ля "Пеппи длинный чулок".

Многие ведь не задумываются над этими вопросами и воспитывают так как принято вокруг. А принято сейчас воспитывать типа принцессами, особенными, сильными женщинами, и т.д. А сочетается ли это с идеалом женщины-мусульманки - какими были наши сподвижницы? Для кого ее главное - это семья и муж, ее религия, ее дом, ее дети? Которой Аллах повелел оставаться в домах?

А потом удивление - почему столько браков разваливается, почему нет счастья в жизни. А откуда ему быть, если воспитывать что ты принцесса которой все должны?

Хвала Аллаху Господу миров, Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведёт Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Когда дочери приводят в Рай

До сих пор некоторые считают, что сын лучше дочери. Его рождению радуются больше, чем рождению девочки. Его воспитанию уделяют больше внимания. На него тратят больше сил и средств. На него возлагают больше надежд. Самому его существованию придают больше значения. Это традиция, уходящая корнями в глубокую древность.

Подобное явление имело место и в Аравии, на родине нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), до появления ислама. Об этом свидетельствует упомянутый в Коране страшный обычай хоронить живьём новорождённых девочек. В те далёкие времена находились отцы, которые избавлялись от дочерей таким жестоким способом: «Когда кому-либо из них сообщают весть о [рождении] девочки, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести [и пребывает в растерянности]: оставит ли он себе ребёнка с позором или же закопает [живьём] в землю? Воистину, скверны их решения!» (сура 16 «Пчёлы», аяты 58–59).

К счастью, те времена давно миновали. Всевышний направил к людям Своего последнего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который отменил этот бесчеловечный обычай. Это уже было огромным достижением. Но на самом деле он сделал гораздо больше. Он изменил бытовавшие среди его современников представления о женщине и её роли.

Пророк милосердия (мир ему и благословение Аллаха) прочитал людям слова Всевышнего: «Он дарует, кому пожелает, потомство женского пола, и дарует, кому пожелает, потомство мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он — Знающий [о том, что создаёт], Способный [сотворить всё, что пожелает]» (сура 42 «Совет», аяты 49–50).

И сын, и дочь — дар Всевышнего, и в каждом ребёнке — благо и благодать. За заботу о дочерях и хорошее отношение к ним наша религия обещает великую награду. Растить девочку, воспитывать и обучать её — очень достойное дело. И в нашем распоряжении множество хадисов, подтверждающих это.

Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как-то сказал: «У кого было три дочери и он терпеливо переносил все заботы, связанные с ними, в радости и в горе, того Аллах введёт в Рай за его милосердие к ним». Один человек спросил: «А если их две, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «И две». Другой человек спросил: «А если она одна, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «И одна» [Ахмад].

В другом хадисе сообщается, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того, у кого было три дочери и он предоставлял им кров, обеспечивал их всем необходимым и проявлял милосердие к ним, Рай станет обязательным». Один человек из числа присутствующих спросил: «И две, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «И две» [Адаб муфрад].

А любимая жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ‘Аиша рассказывает историю, которая наглядно показывает, сколь достойным и благородным делом является воспитание дочерей и забота о них: «Однажды какая-то женщина, просившая подаяние, зашла ко мне с двумя своими дочерями. У меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка, после чего встала и вышла. А потом ко мне зашёл Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Я рассказала ему об этом, и он сказал: “Девочки послужат защитой от Огня для того, кому они были посланы в качестве испытания и он заботился о них должным образом и делал им добро”» [Бухари; Муслим].

Из хадиса следует, что Всевышний посылает верующим дочерей не только как великое благо, но и в качестве испытания: как поведут они себя, когда на них ляжет ответственность за воспитание и обучение девочки? А ответственность эта важна и огромна. Но если нести её надлежащим образом, то и результат может превзойти все ожидания. Ведь награду за благие дела дарует нам Тот, Чья щедрость поистине безгранична.

А в другой версии сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, за это Аллах сделал Рай обязательным для неё!» [Муслим].

Наградой для этой женщины за её жалость и любовь к дочерям и заботу о них стал Рай. А есть ли награда большая и более желанная?..

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил: «У кого было три дочери или три сестры, и он делал им добро, тот войдёт в Рай благодаря им» [Адаб муфрад].

Люди, отодвигающие дочь на второй план и уделяющие львиную долю внимания сыну, не только игнорируют приведённые хадисы, но и забывают простую, но важную истину. И мужчину, и женщину в первые годы их жизни воспитывает именно мать, и исключения из этого правила крайне редки. А что может дать своим детям женщина, о воспитании и обучении которой в своё время никто не позаботился? Не обладающий чем-то не способен дать это другим. Если мать плохо воспитана, неграмотна и невежественна, то что помешает её детям перенять от неё всё это? Верно и обратное: грамотная, образованная, обладающая множеством полезных навыков и широким кругозором мусульманка может заменить своим детям десяток учителей, наставников и воспитателей. И примеров, подтверждающих это, великое множество.

Пренебрегающий дочерью, её воспитанием и образованием совершает преступление не только против неё, но и против собственных внуков, а может быть и против многих последующих поколений. Что, если именно это пренебрежение станет причиной отсутствия у дочери понимания религии, любви к ней и иных качеств, которые должны быть у мусульманки? И что, если именно отсутствие у неё этих качеств станет причиной того, что её дети отклонятся от истинного пути, а то и вообще станут сбивать с него других людей? Одна мысль о том, что за всё это придётся ответить в Судный день, должна внушать ужас верующему.

Роль матери в воспитании ребёнка, формировании его личности, его убеждений и его отношения к религии поистине огромна. И недаром ислам отводит матери столь высокое положение, которое выше даже положения отца. Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл какой-то человек и спросил: «О Посланник Аллаха, кто больше всего заслуживает хорошего отношения с моей стороны?» Он ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?» Он ответил: «Твоя мать». Тот снова спросил: «А затем кто?» И лишь тогда он сказал: «Твой отец».

В мусульманской семье дочь должна быть любима. О ней должны заботиться, её должны ценить и оберегать. Её рождению должны радоваться. Живя в доме родителей, братьев или других родственников, которые согласно Шариату обязаны содержать её, она не должна чувствовать себя обузой или нежеланным гостем. Родительский дом должен навсегда остаться её домом, двери которого открыты для неё, как до замужества, так и после. Она — полноправный член семьи, и никто не смеет оскорблять её, унижать или наносить ей обиды. И ислам защитил её от того, чтобы ей в одиночку преодолевать препятствия, возникающие на её жизненном пути, потому что Господь повелел её семье оберегать и беречь её. Это элементарные истины, которые сегодня известны большинству мусульман и не оспариваются ими. Но вопрос о воспитании и обучении девочек и внимании к ним по-прежнему остаётся нерешённым.

Дочь — такое же продолжение нас самих, как и сын. И она — будущая мать наших внуков и бабушка наших праправнуков. И то, как мы относимся к ней, что вкладываем в неё, чему учим её, как мы её воспитываем, отразится и на будущих поколениях.

Женщина-мусульманка сыграла огромную роль в прошлом. Продолжает она это делать и сегодня. Полторы тысячи лет назад великие матери воспитывали великих сыновей. Достаточно вспомнить мать благородного сподвижника аз-Зубайра ибн аль-Аввама — тётку Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Сафию. Или мать будущего халифа Муавии ибн Абу Суфьяна, которой как-то сказали: мол, у твоего сына есть все шансы возглавить свой народ, — а она сказала в ответ: «Да лишусь я его, если он возглавит только свой народ!» Такие ожидания были у этих женщин от своих детей, такие высокие планки ставили они для них, подвигая их на великие дела, воспитывая в них стремление совершенствоваться и достигать высот в том, что они делают. И у великих матерей вырастали великие сыновья.

А сколько было мусульманок, сыгравших большую роль в распространении религиозного знания! Одной из них была мать правоверных ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), которая впитывала знание на протяжении тех лет, которые успела прожить с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), а потом щедро делилась им на протяжении всей оставшейся жизни. Рядом с её именем достойно стоит имя ‘Амры бинт ‘Абд ар-Рахман аль-Ансарии, которая добилась признания учёных мужей из поколения табиев и в самом центре исламской цивилизации того времени — Медине. О её глубоких познаниях и правдивости говорили такие знатоки хадисов, как Суфьян ибн ‘Уйайна, ‘Али ибн аль-Мадини и Яхья ибн Ма‘ин.

Возникает вопрос: а какими мы хотим вырастить своих дочерей? Ведь от нашего воспитания во многом зависит то, какими жёнами и матерями они будут и станут они причиной нашего спасения в Судный день. Что сможет дать эта девочка миру, когда вырастет? И каким будет её отношение к нам, родителям? Какой сестрой по вере будет она для других мусульман? Каким будет её вклад в развитие, благополучие и процветание нашей уммы? Это определяется в действительности каждой минутой нашего общения с дочерями, словами, которые мы говорим, примером, который мы подаём, знанием, которое мы закладываем, пищей для ума, которую мы преподносим, образованием, которое мы обеспечиваем, обстановкой, которую мы создаём.

Полезное знание нужно девочке не меньше, чем мальчику. Ведь в Судный день ей, как и ему, придётся отвечать за своё исповедание религии. То же самое можно сказать и о благонравии, которое обычно становится следствием хорошего воспитания. Мирские навыки, образование ей тоже очень нужны, особенно учитывая сегодняшние реалии — чтобы она могла приносить пользу, учить других, и в первую очередь собственных детей, а также зарабатывать на жизнь, если в этом возникнет необходимость. Женщины-специалисты — учителя, врачи, медсёстры и представительницы многих других важных и нужных профессий — жизненно необходимы мусульманской умме. Хорошее образование облегчает жизнь нашим дочерям и помогает им приносить пользу обществу.

Родители девочек должны принять этот дар Всевышнего с благодарностью и нести возложенную на них ответственность наилучшим образом. Воспитание дочери — великое дело, которое каждый из нас делает прежде всего для самого себя, чтобы обнаружить его на чаше весов со своими благими деяниями в Судный день.

О Аллах, помоги нам воспитывать наших дочерей наилучшим образом и уделять им достаточно внимания, дабы они приносили пользу нам и нашей умме! И сделай их отрадой для нас и даруй нам награду за них в День воздаяния!

Карима Сорокоумова

e-minbar

Воспитание девочек в Исламе, как?

Вот вы, наверное, прочитали название статьи и подумали, что сейчас я в ней и отвечу на вопрос, озвученный в заголовке, да? А ни тут то было, скорее я предложу эту тему к осмыслению и обсуждению. Ну и продекларирую, как с моей точки зрения их растить не надо.

На самом деле этим вопросом первый раз и довольно серьезно я задалась, как только УЗИ показало, что скорее всего, родится у меня дочка. Эта новость повергла меня в самый настоящий шок. Дело в том, что у меня уже был мальчик и с ним мне казалось все довольно просто — учить его как быть мужчиной мусульманином будет муж. С дочкой же получалось, что ее-то быть женщиной мусульманкой обучить придется уже мне самой. И тут я задалась вопросом, как это делать?

Я ко всему подхожу довольно основательно, поэтому начала изучать, что об этом пишут, думают и говорят другие. И пришла к неутешительному для себя выводу, что идея равенства полов настолько прочно осела в умах моих современников, что большинство уверено, что девочку надо растить, так же как и мальчика. В пособиях по воспитанию дети не делятся по половому признаку, обозначаясь бесполым выражением «ребенок». И ребенку следует в такой-то ситуации сказать так-то, если он делает то-то, нужно отреагировать так-то и т.д. и т.п. И получается, что детей надо учить одинаково. Но разве так может быть, чтобы к разному иметь одинаковый подход? Ведь это совершенно не секрет, что женщины и мужчины — разные, и мальчики и девочки — соответственно тоже. Мне кажется, естественным было бы книжки по воспитанию писать с указанием пола воспитанника. Потому что в одной и той же ситуации с мальчиком надо поступить иначе, чем с девочкой. Мне как маме разнополых детей вполне очевидна огромная разница между ними.

Но самое главное, почему нужно иметь различные стратегии в воспитании будущих мужчины и женщины, это то, что им предстоит в жизни играть совершенно различные роли, которые потребуют от них, конечно же, разных навыков и характеристик. Сейчас мало какие родители воспитывают своих детей так, как делали это наши предки, между тем, этим новомодным нововведениям всего лишь максимум лет 150-200, а до этого, веками девочек растили иначе, чем мальчиков. В этой статье я опущу вопрос религиозного воспитания, просто обозначив, что, разумеется, самое главное, что надо дать ребенку любого пола, это крепкую веру и знания о религии Аллаха. Но подробно мы поговорим о другом.

Характер

Будущая мусульманка должна обладать определенными чертами характера, которые помогут ей наилучшим образом справляться с возложенными на нее Всевышним Создателем обязанности. А именно: рожать детей и угождать мужу. Представляю как в глубине каждой нашей читательницы возмутилась ее феминистическая сущность, но хотя я и несколько утрировала, все-таки основная цель именно такая. Вам нужно вырастить из ваших дочурок хороших матерей и жен. А для этого вам нужно привить им определенные качества: скоромность, ласковость, послушность, трудолюбие, терпеливость, умение сдерживать свои эмоции и молчать, если хочется, наоборот, кричать, и многие другие «родственные» этим черты.

Навыки

В первую очередь нужно развивать то, что пригодиться в жизни больше всего. Уметь ловко управляться с домашними делами нужно женщине в любой момент жизни. Лучше с самого раннего возраста сделать хозяйственные обязанности привычными для девочки. Очень часто выходя замуж девушка ничего не умеет и ей в экстренном режиме приходится все осваивать, для нее быт становится ужасной ношей, которая давит и лишает ощущения счастья. Если бы она привыкла с детства, что домашние заботы это естественная часть жизни — первые годы брака и возни с первенцем проходили бы для нее значительно легче. Так же девочки, которые с детства помогали маме нянчить младших детей, намного быстрее адаптируются к роли матери. И, конечно, в реалиях современности лучше дать ей такую профессию, которая позволит работать удаленно, на гибком графике, иметь частную практику. Чтобы она могла в будущем, если придется, наилучшим образом совмещать работу и семью.

Личный пример?

Очень важным моментом раньше являлся личный пример. Матери не задумывались о том, как растить девочку — они просто передавали им этот навык, подавая пример. Однако больше ста лет уже прошло, несколько поколений выросло, вскормленных идеологией равенства. Помните, я в начале статьи сказала, что мне стало страшно растить девочку? Да, в первую очередь потому, что я не уверена, что смогу подать ей правильный пример. Потому что меня растили иначе. Потому что для меня патриархат и домострой это осознанный выбор, сделанный, увы, во взрослом возрасте. У меня нет примера, как быть примером. Для меня роль жены и матери мусульманки это ежедневный осознанный и тщательно спланированный труд. И мне надо сделать так, чтобы для моей дочери быть женой и матерью мусульманкой было легче, чем мне. Потому что я вначале цепочки и отвечаю за то, чтобы мои пра-пра-правнучки были сияющими звездами в религии Аллаха. И вы тоже, кто-то вначале, у кого-то были верующие предки, но на несколько поколений цепь была разорвана и именно вам выпала милость Аллаха — стать ее первым отреставрированным звеном… Мы начинаем. И поэтому нам нужно осмысленно подходить к воспитанию дочерей.

Целесообразно ли?

Вы скажите, что в современном мире страшно растить такое слабенькое растеньице? Что девочку надо на всякий случай растить таким образом, чтобы она могла постоять за себя, смочь выжить и одна, чтобы могла сама себя обеспечивать и пр. Знаете, я тоже часто думаю об этом, думая о будущем моей Сафии, мне хочется защитить ее и я ищу разные варианты для этого. Однако, я прихожу к мнению, что наша уверенность в том, что мы сможем все сами — рушит семьи и оставляет нас в ситуации, когда мы и правда должны все смочь.

Сильная женщина ищет себе не защитника и опору, она ищет равного партнера, у которого есть просто иные, не доступные ей функции. Женщина слабая скорее привлечет сильного мужчину. А точнее, рядом с ней очень много мужчин почувствуют себя сильными и будут способны на подвиги. А ей будет намного проще восхищаться супругом, ведь он делает то, что она никогда бы не смогла. Надо как-то возвращать все на свои нормальные, естественные, правильные места. И может тогда в мире все «заработает» правильно. И сильная женщина перестанет плакать у окна.

Лейла Наталья Бахадори

vhijabe

Ожидая скорого рождения ребёнка, муж сильно волнуется. Жена уже долго страдает в родовых потугах, повивальная бабка спокойно и сноровисто делает своё дело, а он в соседней комнате ходит из угла в угол. Мужчина не находит себе места: то сядет, то встанет, то выйдет на улицу, то снова зайдёт. Он беспокоится, сердце его не на месте, мысли его сменяют одна другую, переживания за жену и думы о младенце не дают покоя, что же будет?..

Как же мучительна эта неопределённость. Происходит такое важное событие, а он не знает, что его ждёт? К чему ему готовиться? Придётся ли ему услышать радостную весть, от которой он будет ликовать и смеяться, или же это будет приговор и позор, с которым придётся что-то делать?

И вот уже слышен плачь родившегося ребёнка, и отца поздравляют с появлением на свет дочери, но на лице его нет ничего, что говорило бы о радости: оно стало тёмным, подобно тяжёлой туче, неприкрытое разочарование и растерянность ясно читаются на его лице. Весь мир в его глазах стал серым и «жадным», ведь он не получил того, чего желал. И эти люди вокруг – кажется, что они смотрят на него с пренебрежением, а поздравления их звучат как издевательство и презрение.

Что делать с этой девчонкой? Кормить её и растить, чтобы потом не получить от неё никакой пользы? Да, ведь отдашь её в другую семью и ничего не возьмёшь взамен. Зачем это надо? А если кто-нибудь её обесчестит? А если она сама опозорит семью? А если кто-нибудь посягнёт на её честь, то ведь надо будет её защищать, как самого себя, а толку-то с неё?! Работать не может, воевать не может, торговать не может… Не то, что за семью, даже за себя постоять не сможет! Зачем она мне нужна? За что мне такое «счастье»?

И вот мужчина встаёт перед выбором: одно из двух, и третьего не дано – либо он сохранит её и будет, скрипя зубами, терпеть этот срам, либо избавится от неё, просто закопает в землю, и на этом история забудется, как дурной сон.

К сожалению, именно так обстояли дела во многих арабских племенах во времена язычества до прихода великодушного Ислама. Язычники считали рождение дочерей плохой вестью. Совсем нередким было убийство новорождённых дочерей, их просто закапывали живьём. Девочка считалась потенциальной угрозой семейного позора, символом никчёмности. И когда рождалась дочь, они желали друг другу следующее: «Да убережёт вас Аллах от её позора и поможет вам прокормить её, а если нет, то пусть лучше её могила станет вашим зятем».

Если женщина рождала много дочерей, то она считалась плохой женой, потому что в ней нет блага, она не приносит добра и порождает только злополучие. Вполне реально было получить развод от мужа лишь по той причине, что женщина родила девочку. Это были мрачные времена и жуткие нравы. Подобным образом обстояли дела не только среди арабов, но и среди других народов.

Затем Аллах по своей милости направил к человечеству Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с миссией Ислама. Небесный Закон Всевышнего озарил землю светом истины, дал людям права и наделил их знанием, которого у них не было. Он поднял женщину из унижения и пренебрежения, наделив её почётом и уважением. И провозгласил: «О родители девочек, радуйтесь вашей защите от адского пламени! Радуйтесь райским садам в Обители благочестивых! Ликуйте, ведь вы будете рядом с Избранником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!»

Ислам прививает родителям любовь к дочерям, указывает на их ценность и пользу, научил состраданию, милосердию.

Несмотря на то, что в наши времена разговоры о гуманизме и соблюдении прав человека постоянно на слуху, права детей не соблюдаются должным образом, и самыми незащищёнными являются дети, которые ещё не родились. Ислам дал нам знание, которое человек никогда не смог бы постичь путём опытов, экспериментов и исследований. Это знание о том, что через четыре месяца беременности в утробу к женщине нисходит ангел и вдыхает душу в тело ещё не рождённого ребёнка. И все остальные пять месяцев женщина носит не просто эмбрион, она носит живого человека, который имеет душу и обладает правом на жизнь. И потому человек, сделавший аборт после четырёх месяцев беременности, является полноценным убийцей. Мать становится детоубийцей, а врач уже давно является серийным убийцей.

И надо сказать, что и в наше время девочка имеет больше шансов быть убитой в детстве, чем мальчик. В странах Азии, таких как Китай и Индия, убийство девочек уже стало представлять угрозу для демографии этих стран. В Китае девочек убивают в утробе (и не только в утробе) из-за того, что государство даёт возможность родить лишь одного ребёнка, и люди предпочитают, чтобы этим ребёнком был мальчик. А в Индии, хотя там и нет запрета на многодетность, существуют обременительные для людей обычаи даури, когда и без того бедные люди вынуждены собирать для своих дочерей дорогое приданое, отчего в народе появилась поговорка: «Воспитывать девочку – всё равно что поливать соседский огород».

Данная проблема характерна не только для Азии, она в разной мере существует повсюду. И несмотря на то, что Ислам показал нам благословенный путь милосердия, даже среди мусульман находятся люди, которые хоть и не убивают дочерей, но проявляют некоторое недовольство или даже злобу, когда узнают о её рождении. Поэтому хотелось бы напомнить нашим братьям и сёстрам о благодати, которую Аллах заложил в эти нежные создания.

Сообщается со слов ’Укбы ибн ’Амира, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَن كان له ثلاثُ بنات، فصبر عليهنَّ، وكساهنَّ من جِدَته، كُنَّ له حجابًا من النار

«Кто имеет трёх дочерей, проявляет терпение по отношению к ним, одевает их в то, что имеет, для того они станут преградой от адского Пламени»[1].

В другом риваяте сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَن كان له ثلاث بنات يُؤويهُنَّ، ويَكْفِيهنَّ، ويَرحمُهنَّ، فقد وجبتْ له الجنة، فقال رجل مِن القوم: وثِنتين يا رسول الله؟ قال: وثنتين

«Если у человека будет три дочери, которых он будет опекать, обеспечивать и проявлять к ним сострадание, то Рай станет обязательным для него». Тогда один из присутствовавших спросил: «Посланник Аллаха, а если две?» Пророк ответил: «И две тоже»[2].

Сообщается со слов Анаса ибн Малика, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَن عالَ جاريتين حتى تبلغَا، جاء يوم القيامة أنا وهو — وضمَّ بين أصابعه

«„Тот, кто воспитывает в семье двух девочек, пока они не вырастут, в День Воскрешения будет рядом со мной”, – сказав это, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сомкнул два пальца»[3].

Аиша, жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), рассказывала, что однажды к ней пришла женщина с двумя дочками и спросила, нет ли у них чего-нибудь поесть, но Аиша (да будет доволен ею Аллах) не нашла ничего, кроме одного финика, и отдала его этой женщине. Аиша увидела, как эта заботливая мать разделила финик пополам, дала своим дочерям, а сама не съела ни кусочка.

Аиша рассказала об этом Пророку (мир ему и благословение Аллаха), на что он сказал:

مَن ابتُلي مِن هذه البنات بشيءٍ فأَحْسن إليهنَّ، كُنَّ له سِترًا من النار

«Тот, кому было дано испытание в этих дочерях, и он был благодетельным по отношению к ним, для того они станут защитой от адского пламени»[4].

Быть благодетельным, проявлять Ихсан – это больше чем просто выполнять стандартный набор родительских обязанностей. Благодетельность к дочерям – это воспитание их в любви и милосердии.

Если обратиться к арабскому оригиналу этого хадиса, то дословно он переводится так: «Тот, кому было дано испытание в какомлибо количестве (بشيءٍ) этих дочерей». Это указывает, что защита от Ада будет обеспечена человеку, даже если у него всего одна дочь и он воспитывает её в любви и заботе.

Когда в священном Коране Аллах упоминает о своих милостях людям, Он напоминает нам о том, что наделил нас детьми. И пусть каждый из нас откроет Книгу Аллаха и увидит, что Всевышний упомянул сначала девочек и только потом мальчиков.

لِلَّهِ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ يَهَبُ لِمَنْ يَشَاءُ إِنَاثًا وَيَهَبُ لِمَنْ يَشَاءُ الذُّكُورَ

«Аллаху принадлежит власть над небесами и землёй. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола»[5].

Праведные предшественники (салафу салих) говорили: «Сыновья это милость, а дочери – это добрые дела, Аллах потребует от нас отчёта за Свои милости и вознаградит нас за добрые дела».

Чтобы оценить по достоинству наших дочерей, давайте зададим вопрос, кого Аллах дал своему любимому Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и мы увидим, что Аллах наделил его дочерями. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был отцом четырёх дочерей.

А стоит ли говорить о том, как он с ними обходился, как нежно он с ними обращался, если даже со своими сподвижниками, сильными мужами, он не позволял себе грубости и жестокосердия, был мягким и приветливым.

Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила об отношении Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к своей дочери Фатыме: «Я не видела никого, кто своим нравом, своими чертами и своим поведением был бы больше похож на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чем Фатыма (да будет доволен ею Аллах). Когда она приходила к нему, он вставал, встречая её, брал её за руку, целовал её и усаживал на своё место. Когда же он приходил к ней, она вставала, встречая его, брала его за руку, целовала его и усаживала на своё место».

Ещё до начала пророческой миссии Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отдал свою дочь Зайнаб в жёны человеку по имени Абу аль-’Ас ибн ар-Раби’. Когда Аллах направил Пророка Мухаммада к людям с призывом Ислама, его дочь Зайнаб стала мусульманкой, а её муж оставался многобожником. Зайнаб очень хотела, чтобы её муж тоже покорился Аллаху и вошёл в Ислам, как и она. Через тринадцать лет после начала пророчества Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками переселился из Мекки в Медину, а его дочь Зайнаб осталась в Мекке со своим мужем.

Позднее произошла битва при Бадре. Это было сражение между мусульманами, которые поселились в Медине, и мекканским племенем Курейш. Это была битва, в которой лицом к лицу столкнулись ближайшие родственники, но с одной стороны – воинство Ислама, а с другой стороны – воинство сатаны. Мусульмане одержали славную победу и захватили много пленных, в числе которых оказался и Абу аль-’Ас, муж Зайнаб.

Мусульмане думали о том, как поступить с пленниками, и было решено освободить их под выкуп их родственников. Сочувствуя своему мужу, Зайнаб предприняла меры для вызволения его из плена и возвращения домой, а в качестве выкупа отправила своё ожерелье. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) знал, что это за ожерелье, он знал его бывшую хозяйку. Это было ожерелье его любимой умершей жены Хадиджи. Хадиджа подарила это ожерелье своей дочери Зайнаб в день бракосочетания, когда та вышла замуж за Абу аль-’Аса.

’Амр ибн ар-Раби’, брат пленённого Абу аль-’Аса, приехал в Медину с этим ожерельем, чтобы отдать его в качестве выкупа за своего брата. Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) увидел это украшение, отцовские чувства охватили его сердце, он растрогался, вспоминая свою дорогую жену и дочь, которая была вынуждена остаться в Мекке. Сподвижники, находившиеся рядом с ним в тот момент, поняли по лицу Пророка, что он чувствует. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к своим сподвижниками и спросил: «Как вы смотрите на то, чтобы отпустить к ней её пленника и вернуть ей то, что ей принадлежит (т. е. ожерелье) Услышав это, сподвижники поторопились освободить Абу аль-’Аса, отдав ему ожерелье Зайнаб.

У дочерей есть права, и отцы должны знать об этом, и тот, кто нарушит их права, совершит несправедливость, предаст доверие и потеряет большую награду, которая обещана Аллахом за воспитание дочерей.

Самой первой обязанностью каждого отца является воспитание праведности и богобоязненности в сердце своей дочери, прививание любви ко Всевышнему Аллаху и покорности Ему. Также отец должен обучить свою дочь её первостепенным обязанностям в Религии и всему, что связано с исламским этикетом и манерами поведения.

Скромность – это суть женственности, это основа женской природы, поэтому каждому отцу следует постараться развить и укоренить это благородное качество. Если нрав девушки проникнется этим качеством, то далее оно само будет уберегать её он губительных поступков и неподобающего поведения. Если она ходит, то пусть ходит скромно, если говорит, – то застенчиво, а если ей придётся выходить из дома, то пусть приучится сторониться мужчин.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الحياءُ كلُّه خير، والحياءُ لا يأتي إلا بخير

«Скромность полностью является благом, и скромность всегда приносит только благо».

О отец, знаешь ли ты, что такое предательство?! Знаешь ли, что такое настоящая ложь и обман?! Настоящее предательство своей дочери ты совершаешь, когда облегчаешь для неё грех и распутство, когда ты своими руками раскрываешь перед ней двери порока, когда устанавливаешь дома спутниковое телевидение, когда позволяешь вносить в дом журналы мод, когда позволяешь своей дочери часами сидеть в Интернете, когда не обращаешь внимания на бестолковые книги с романтическими историями. Всё это пробуждает в ребёнке ненужные чувства и эмоции, убивает стыд, подавляет ценности, ослабляет разум, притупляет совесть сказками о невинной и чистой любви, о свободных, возвышенных и романтических отношениях с противоположным полом. Сколь много девушек попали в силки этой дьявольской пропаганды: они доверились красивым словам, проглотили приманку, вкусив запретного плода, а затем оказались брошенными, как сломанные куклы. Они поверили сатане и его приспешникам, и не было у них разумного отца, который смог бы дать наставление, который удержал бы молодую неокрепшую душу от греховного соблазна. Где же ты был, отец? И за что сегодня бранишь свою дочь?

Отец! Помни, в какое время ты живёшь. Помни, что сегодня творится в мире. Старайся не оставлять своих дочерей на произвол судьбы, займи их полезными делами, чтением Корана, чтением полезных книг, полезными работами и другими занятиями, соответствующими девочкам и воспитывающими в них женственность.

Твоя дочь – это кусочек твоего сердца и это долг на твоей шее. Её успех – в скромности, которую ты в ней воспитаешь, а счастье её жизни во многом зависит от мужа, которого ты для неё выберешь. Пусть Аллах наставит тебя. Постарайся же отдать свою драгоценную дочь только за мусульманина, стойкого в своей Религии, с добрым нравом, чтобы это был надёжный человек с хорошей репутацией, на которого можно положиться. Если такой человек попросит руки твоей дочери, то не отказывай ему и проси у Аллаха благословения.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إذا أتاكم مَن ترضَوْن خُلُقَه ودِينَه، فأنكحوه، إلا تفعلوه تكن فتنةٌ في الأرض وفسادٌ عريض

«Если придёт к вам [свататься] человек и вы будете довольны его нравом и религиозностью, то жените его, а если вы не станете поступать так, то настанет на земле смута и распространиться порок»[6].

Клянусь Аллахом, скверно поступает отец, который старается заработать на брачных дарах своей дочери, продавая её как какой-то товар.

Скверно поступает отец, который позволяет своей дочери свободно гулять и выходить из дома, не интересуясь тем, куда она уходит и когда приходит.

Скверно поступает отец, который не знает, в каких кругах вращается его дочь и с кем она дружит.

Скверно поступает отец, который небрежен к хиджабу своей дочери, который не обращает внимания на детали в её одежде и не придаёт значения тому, в какие туфли она одета и что у неё на голове. Ведь одежда дочери – это честь отца, прежде чести дочери это чистота его религии, его совести, это достоинство всей семьи. Аллах (Велик Он и Славен) сказал в священном Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنْفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от огня Ада»[7].

Раскрывая смысл этого аята, Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это значит: обучайте их и занимайтесь их воспитанием».

Остерегайтесь делать различие между детьми, проявлять свою любовь к мальчикам и пренебрегать девочками или отдавать предпочтение одной из девочек, оставляя без внимания другую. Это самая настоящая несправедливость (зульм). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерёг нас от этого, он говорил:

اتَّقوا الله، واعْدلوا بين أولادكم

«Бойтесь Аллаха и соблюдайте справедливость между вашими детьми»[8].

Сообщается, что к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл человек и попросил Посланника Аллаха стать свидетелем того, что он дарит одному из своих детей некоторое имущество. Пророк спросил его, дарит ли он каждому из своих детей такое же имущество, на что человек ответил отрицательно, он дал понять, что делает подарок только одному из детей. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَشْهِدْ على هذا غيري ، لا تُشْهِدْني على جَوْر

«Призови в свидетели какого-нибудь другого и не делай меня свидетелем несправедливости»[9].

Неравное отношение к детям – это несправедливость, которая обернётся густым мраком в День Суда, и потому поднимись выше своих личных предпочтений и будь ради Аллаха справедливым отцом.

Хорошее воспитание может происходить только в приятной, дружелюбной, радушной атмосфере. Отец должен уделить время тому, чтобы посидеть со своими дочерями, улыбнуться им, обнять их, сказать доброе слово и дать хороший совет.

Отец, будь близок к своим дочерям, выслушай их жалобы, почувствуй их нужду в тебе, развей их печаль, поддержи их начинания, сумей закрыть глаза на их упущения, простить им их слабости и ошибки. Отец, дай своим дочерям возможность почувствовать покой в семье, пусть сердце их растёт счастливым, душа светлой и благожелательной, и тогда дочь станет прекрасной женой и замечательной матерью, потому что наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إن الرفق لا يكون في شيء إلا زانهُ، ولا ينزعُ من شيءٍ إلا شانهُ

«Если доброта будет в каком-либо деле, то непременно украсит его, а если доброта исчезнет, то оно станет скверным»[10].

Отец, дай своим дочерям услышать из твоих уст нежные слова, не страшись выразить свои чувства, смягчи свою речь, а также умей выслушать их, не закрывай им рот, не отбирай у них право говорить с тобой, даже если считаешь их слова несущественными и глупыми. Помни, что ты в их жизни один единственный, первый и последний, не убивай эту удивительную связь с тобой и это слепое абсолютное доверие к тебе своей суровостью, неприступностью и хладнокровием.

Именно это заставляет девушек, которые в своё время были лишены отцовской ласки, тёплых чувств и достойного обращения, искать всё, что они не получили, на стороне. Они становятся лёгкой жертвой обманщиков, привлекающих к себе сладкими речами, которых им так не хватало, а в итоге их ждёт лишь разочарование и позор. Поэтому помните, что доброжелательность и радушие в семье – лучший воспитатель. Атмосфера добра помогает создать баланс в душе ребёнка, он будет добрым, самодостаточным, приветливым и умным, если пожелает Аллах.

И ещё, почтенный отец дочерей, не забывай поднимать свои руки в молитвах и благодарить Аллаха за то, что Он сделал тебе этот подарок. Проси Аллаха, чтобы Он воспитал твою дочь наилучшим образом, чтобы Он вёл её с благом по этой жизни и укрепил её в Исламе. Проси Аллаха уберечь её от всего дурного как в этом мире, так и в Мире Грядущем.

Молитва родителей за своих детей принимается, и, более того, это является качеством праведников. В суре «аль-Фуркан» («Различение»), перечисляя качества, которые свойственны праведным людям, Всевышний Аллах упомянул ту молитву, с которой праведники обращаются к своему Господу:

ربنا هبْ لنا من أزواجنا وذُرياتنا قُرَّةَ أعين واجعلنا للمتقين إمامًا

«Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных»[11]

Подготовил: Абу Ясин Маликов Р.Х. на основе статьи шейха Ибрахима ибн Салиха аль-Аджляна «Достоинство девочек» (Фадлю аль-банат).

whyislam

[1] «Адаб аль-муфрад» аль-Бухари, «Муснад» Ахмад.

[2] Те же источники.

[3] Муслим.

[4] Аль-Бухари и Муслим.

[5] Коран, сура 42 «аш-Шура» («Совет»), аят 49.

[6] Хадис привёл Ибн Маджа, а аль-Хаким назвал его достоверным (сахих).

[7] Коран, сура 66 «ат-Тахрим» («Запрет»), аят 6.

[8] Муслим.

[9] Муслим.

[10] Муслим.

[11] 25:74. «Раббана хаб ляна мин азваджина, ва зурриятина куррата а’юнин, ва дж’альна ли-ль-муттакына имама».

Хадисы о достоинстве воспитания дочерей

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: — (Однажды) какая-то женщина, просившая подаяния, зашла (ко мне) с двумя своими дочерьми, однако у меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка, после чего встала и вышла, а потом к нам зашёл пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Я рассказала ему (об этом), а он сказал: “Эти девочки защитят от пламени (ада) того, кому они были посланы в качестве испытания”. Этот хадис передали аль-Бухари 1418 и Муслим 2629.

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: — Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках и я дала ей три финика, она же дала по одному финику каждой из девочек, а (третий) финик поднесла ко рту(, чтобы съесть), но тут девочки снова стали просить у неё еды, и тогда она разделила этот финик между ними. Меня привёл в восхищение её поступок и я рассказала об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Поистине, за это Аллах сделал рай обязательным для неё (или: … освободил её от огня)!” Муслим 2630.

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Человек, заботившийся о двух девочках до тех пор, пока они не повзрослели, окажется в День воскресения столь же (близким) ко мне, как и два этих”, — и, сказав это, он соединил между собой свои пальцы. (Муслим, 2631)

Дополнение к теме: Достоинство воспитания дочерей в Исламе

К огромному сожалению, у некоторых мусульман падает настроение, когда кому-либо из них сообщают о том, что у них родилась девочка. Весть о рождении девочки не радует их, и даже некоторые из них заявляют о том, что Всевышний Аллах не любит тех, кому даровал девочку, и признаком любви Аллаха является рождение мальчиков. Такие отвратительные слова я слышал сам непосредственно своими ушами от некоторых невежественных мусульман. Свят Аллах, они своими заявлениями обвиняют тех, которые являются любимее и почетнее перед Аллахом, чем ты, о тот, который заявляет подобное, и все люди на земле. Ведь Всевышний наделил девочками тех, кто является перед Ним почетнее и любимее, нежели все другие создания. А это пророки и посланники, ведь Аллах наделил некоторых из них только девочками, как пророка Лута (мир ему). А у самого лучшего создания пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) сыновья покинули жизнь с малых лет, а лишь его дочери прожили долгую жизнь вместе с отцом (мир ему и благословение Аллаха), помогая ему и поддерживая его. И ты, о тот, который осмелился заявить, что Аллах наделяет дочерями тех, кого не любит, хочешь этим сказать, что Аллах не любил Своих посланников и пророков, а те, которые совершают разные мерзкие поступки, ослушиваясь Всевышнего Аллаха, являются любимцами Аллаха из-за того, что Аллах наделил их, по Своей милости и мудрости, сыновьями?! Будь осторожен, о невежественный, в своих отвратительных высказываниях, которыми Аллах не доволен. И ты своим поведением перенял качество многобожников, которых Аллах порицал в своих словах: «Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!» (Ан-Нахль, 16:58-59).

Поистине, человек не знает в чем добро для него. Всевышний Аллах сказал: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете». (Аль-Бакъара, 2:216).

Также Всевышний Аллах говорит: «… и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра». (Ан-Нисаъ, 4:19).

Таким образом, и дочери. Быть может, для человека в дочерях много добра как в этом мире, так и в будущем. Даже бывает так, как быть может, многие были свидетелями этому, что сыновья оставляют своих родителей беспомощными в старости лет, и видишь, как их дочери за ними ухаживают и помогают им, в отличие от сыновей. Так где теперь тот, который осмелился заявить, что сыновья являются признаком любви Аллаха?! Да поведет его Аллах по прямому пути!

Поэтому рождение детей, будь это мальчик или девочка, не указывает на любовь Аллаха, а это лишь милость Аллаха, которой Аллах наделяет кому пожелает по Своей мудрости и знания. Всевышний Аллах говорит: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает – мужского. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий». (Аш-Шура, 42:49-50).

Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: «Всевышний сообщил о своей неограниченной власти и о том, что Он творит все, что пожелает, и управляет всеми событиями на небесах и на земле. Он наделил свои творения способностью рожать детей и дарует им, кого пожелает. Одних Господь одаряет девочками, а других – мальчиками. Некоторым людям Он дарует и мальчиков, и девочек, а некоторых делает бесплодными. Среди Его прекрасных имен – аль-Алим (всезнающий) и аль-Кадир (всесильный). Благодаря своей власти над творениями и своему безграничному знанию Он самым совершенным образом управляет делами вселенной». Завершились его слова.

Всевышний также сказал: «Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора» (Аль-Къасас, 68).

Достоинство девочек

Всевышний Аллах говорит: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает – мужского». (Аш-Шура, 42:49-50).

Ибн ‘Атыйа, да смилуется над ним Аллах, в своем толковании «аль-Мухарру аль-важиз» говорил: «Всевышний Аллах начал с этого аята с женщин, почитая их, дабы заботились о них, проявляя добро к ним. Васила ибн аль-Аска’, да будет доволен им Аллах, говорил: «Поистине, одним из счастья для женщины является то, что она рожает девочку раньше мальчика. Поскольку Всевышний Аллах начал с женщин».
«… одним из счастья для женщины «,- то есть из бараката (благодать) и признаков ее счастья в этом мире прежде будущей жизни». Завершились его слова.

Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что он слышал как однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил (мир ему и благословение Аллаха): «Даже если двух дочерей будет иметь». (Имам Ахамад «аль-Муснад», 14247 и аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад», 78 ).

От Укъбы ибн Амира, да будет доволен им Аллах, передается, что он слышал, как однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым проявлял терпение, и которых одевал из своего имущества, то они станут для него преградой от огня». (аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад», 76).

От Абу Саийда Худри, да будет доволен им Аллах, передается о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы ни имел трех дочерей или трех сестер, которым он проявляет добро, он зайдет в Рай». (аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад», 79).

От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто будет содержать двух дочерей, пока они не достигнут совершеннолетия, тот будет со мной в Судный день», — и соединил свои пальцы. (Муслим, 2631 и ат-Тирмизи, 1915).

А в другой версии хадиса: « … войду я и он в Рай подобно вот так», — и указал на свой средний и указательный палец. (аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 894 и Хаким в «аль-Мустадрак», 7350).

От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какой бы мусульманин, имеющий двух дочерей, которым проявляет прекрасное дружеское отношение, они заведут его в Рай». (Бухари в «аль-Адабуль-муфрад», 77).

От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, также передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто имеет одну дочь, которую он не закопал заживо и которую не унижал, и не предпочитал своего сына над ней, того Аллах поселит в Раю». (Абу Дауд, 5146 и Ахмад в «Муснад», 1957). Хадис слабый. См. «аль-Мишкат» 4979.

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто будет содержать двух или троих дочерей, или двух или троих сестер, пока одна из них не будет нуждаться в его заботе, или же пока он не покинет их по причине своей смерти, то я и он будем в Раю подобно вот так», — и указал на свой средний и указательный палец. (Ахмад, 12498, Муслим 2631, ат-Тирмизи 1914 и Ибн Хибан в «Сахихе», 447).

Ибн Батталь, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Следует тому, кто услышит этот хадис, совершать дела в соответствии с ним, дабы быть спутником пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Раю. И нет наилучшей степени в будущей жизни, чем это» (См. «Фатхуль-Бари» 10/536, 6005).

Право Аллаха

Следует отметить, что все эти хадисы касаются только лишь мусульман, а других людей, которые не исповедуют истинную религию Аллаха, это не касается, даже если он будет хорошим по отношению к своим дочерям, пока он не признает единство Аллаха, и не будет поклоняться только Ему одному, не приобщая к Нему сотоварищей. Поскольку право Аллаха является важнейшим правом из прав, которое было приказано людям.

Сказал Всевышний Аллах: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов». (ан-Ниса, 36).

Этот аят содержит в себе десять прав, важнейшее из которых является права Аллаха, ибо, поистине, Всевышний в этом аяте начал со Своего права, сказав: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей», — что указывает на важность его, и то, что другие права принесут пользы человеку лишь тогда, когда он выполняет права Аллаха. А иначе, каким бы хорошим он не был, сколько бы он добра не совершил, ему это ничуть не поможет и не принесет пользу, пока он не будет выполнять права Аллаха.

Поэтому, когда Хаким ибн Хизам спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что если человек во времена джахилийи раздавал милостыню (садакъа), освобождал рабов и связывал родственные узы, то удостоится ли ему за это награда? В ответ на это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты принял Ислам вместе со всеми благими делами, совершенными тобой прежде» (аль-Бухари, 1/443 и Муслим, 1/113). Это указывает на то, что, если он не принял Ислам, то не было бы ему никаких наград за прошлые благие деяния, поскольку любые права не принесут пользы, кроме как с воплощением прав Аллаха. (см. «Каулуль-Муфид». Шейх ибн Усаймин).

Прошу Аллаха Всевышнего, чтобы сказанное было полезным, чтобы Он сделал всех правоверных знающими предписания Аллаха, соблюдающими ограничения Аллаха, выполняющими приказы Аллаха, и тем, кто руководствуется словами Всевышнего и сунной Его посланника, да благословит его Аллаха и приветствует, и стремящихся к поклонению.

И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

Источник