О видах козней и наущений шайтана...

О видах козней и наущений шайтана...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “Шайтан желает от человека чрезмерности во всех его делах! 

Если шайтан видит, что человек склонен к проявлению милосердия, то он начинает приукрашивать ему милосердие до такой степени, что он не проявляет ненависть даже к тому, к чему проявляет ненависть Аллах, и перестаёт ревновать к тому, к чему ревнует Аллах.

Если же шайтан видит человека склоняющимся к суровости, то начинает приукрашивать ему суровость в проявлении этого не ради Аллаха, что он даже начинает оставлять проявление благочестия, доброты, мягкости, поддержание связей и проявление милосердия, которое повелели Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха). И преступая границы в своей суровости, он начинает проявлять чрезмерность в порицании, ненависти и наказании, преступая то, что любимо Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Маджму’уль-фатауа” (15/292).

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Наместники Иблиса на земле – это те, которые препятствуют людям требовать знание и изучать понимание религии. Такие люди хуже своим вредом, чем шайтаны из числа джинов, так как встают между сердцами и между руководством Аллаха и Его путём”. См. “Мифтах дар ас-са’ада” (1/160).

Также Ибн аль-Къайим сказал: “Невозможно счесть разновидности зла шайтана, не говоря уже о каждом отдельном из них, ибо причиной всего зла на свете является он. Но его зло можно выразить в шести стадиях, которыми он преследует сына Адама, пока он не впадёт в одно из этого зла или более”.

После чего Ибн аль-Къайим упомянул шесть козней шайтана, разъясняя каждое из них подробно, но которые вкратце выражаются в следующем:

1. Неверие и многобожие, а также проявление вражды к Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), и это самая первая стадия зла. И если шайтан не способен подтолкнуть сына Адама к этому злу, то он переходит ко второй стадии:

2. Нововведение в религии, которое любимей для шайтана, чем грехи и ослушания. Ведь за совершение грехов человек может покаяться, тогда как за совершение нововведения человек не кается, ибо считает, что это благое религиозное дело и поклонение Аллаху. И если шайтан не способен подтолкнуть сына Адама к этому злу, то он переходит к третьей стадии:

3. Совершение различных тяжких грехов. Шайтан прилагает сильное усердие для того, чтобы ввергнуть в это сына Адама, особенно если он из числа обладающих знанием, которому подражают, чтобы отвернуть от него людей. И если шайтан не способен подтолкнуть сына Адама к этому злу, то он переходит к четвёртой стадии:

4. Совершение малых грехов, которые если соберутся в большом количестве могут погубить. И если шайтан не способен подтолкнуть сына Адама к этому злу, то он переходит к пятой стадии:

5. Занятие дозволенными вещами, за совершение которых нет ни награды, ни наказания, но, цель которых упущение награды из-за занятости этими вещами. И если шайтан не способен подтолкнуть сына Адама к этому злу, то он переходит к шестой стадии:

6. Увлечение человека менее ценным деянием, чтобы он упустил то, что намного лучше этого деяния, дабы он не получил награду за совершение того, что лучше и превосходит то, чем он отвлёкся от этого первостепенного деяния. Ведь поистине, шайтан может открыть перед человеком семьдесят врат блага, либо чтобы посредством одной из них привести к злу, либо чтобы посредством этого упустить то, в чём больше блага, чем все эти семьдесят дверей вместе взятых. См. “Бадаи’ аль-фауаид” (2/260-262).

Хафиз Ибн Джузай аль-Малики говорил: “Наущение шайтаном сердец человека имеет различные виды. Из них:

Порча веры и внушение сомнения в вопросах вероубеждения.
Если же он не сможет сделать этого, тогда он велит ему совершать грехи.
Если он не сможет сделать и этого, тогда он удерживает его от совершения благодеяний.
Если он не сможет сделать и этого, тогда он внушает ему проявление показухи в благих делах, чтобы сделать их тщетными посредством показухи.
Если человек спасётся и от этого, тогда он внушает ему обольщение самим собой и увеличение благих дел, разжигая тем самым в его сердце огонь зависти, злобы и гнева, пока не приведёт этого человека к наихудшим деяниям и самому скверному состоянию”.
  См. “ат-Тасхиль ли-‘улюм ат-танзиль” (2/63).

Просим Всевышнего Аллаха уберечь нас и наших детей от козней и наущений проклятого шайтана!