О том, что дети являются искушением и испытанием

О том, что дети являются искушением и испытанием

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Необходимо понимать, что Ислам против любых крайностей, и, побуждая нас к увеличению потомства, он уберегает нас от того, чтобы это стало смыслом нашей жизни и самой главной целью в ней, так, что мусульманин поглощённый заботой о своих детях, начинает халатно относиться к своим обязанностям перед Всевышним Господом.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением. У Аллаха же есть великая награда». (ат-Тагъабун 64: 15)

Бурайда (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стоя на минбаре произносил проповедь, подошли (его внуки) аль-Хасан и аль-Хусейн, которые шли, спотыкаясь и на которых были красные рубахи. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сошел с минбара и, взяв их на руки, сказал: «Правдив Аллах, сказавший: «Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением» (ат-Тагъабун 64: 15). Поистине, когда я увидел этих детей, которые ходят и спотыкаются, я не стерпел, прервал свои слова и спустился к ним»”. Абу Дауд 1109, ат-Тирмизи 3774, ан-Насаи 1412. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 1016.

Всевышний Аллах также сказал: «Ни ваше богатство, ни ваши дети не приближают вас к Нам, если только вы не уверовали и не поступаете праведно. Для таких людей будет приумножено воздаяние за то, что они совершили, и они будут пребывать в горницах, находясь в безопасности». (Саба 34: 37)

Всевышний Аллах также сказал: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток». (аль-Мунафикъун 63: 9).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Большое количество детей является причиной связывания сердца с ними, а это может отвлечь от любви и служения Аллаху. А Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток». Сказал Абу Хазим: «Все, что отвлекло тебя от Аллаха, будь то имущество или же дети, обернется для тебя несчастьем»”. См. “Шарх хадис: «Инна агъбата аулияи»” 3

Всевышний Аллах также сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их. Если же вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением. У Аллаха же есть великая награда». (ат-Тагъабун 64: 14-15).

Однажды один человек спросил Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) про аят: «О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их», на что Ибн ‘Аббас ответил: “Речь идет о людях из Мекки, которые приняли Ислам. Когда они пожелали переселиться к Посланнику Аллаха (в Медину), то их жены и дети воспротивились тому, чтобы они оставили их. Когда же они впоследствии переселились к Посланнику Аллаха, то увидели, что люди стали уже знатоками в религии. Тогда они пожелали наказать свои семьи, и был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их» (ат-Тагъабун 64: 14-15)”. Ат-Тирмизи 3317, аль-Хаким 2/490. Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Сахих ас-Сунан ат-Тирмизи” 2642.

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби в отношении упомянутого аята сказал: “Слова: «среди ваших жен», являются общими, включающими как мужчин, так и женщин. Ведь может быть и так, что мужчина будет врагом для своей жены и детей, причиняя им вред в вопросах религии”. См. «‘Аридатуль-ахуази» 12/149.

Со слов аль-Асуада ибн Халяфа и Хаули ибн Хакима (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, ребёнок является причиной жадности, трусости, невежества и грусти». Аль-Хаким 3/296, ат-Табарани в «аль-Кабир» 24/241. Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-‘Иракъи, аль-Бусайри, аз-Захаби, аль-Альбани и Шуайб аль-Арнаут. См. «Мисбах аз-зуджаджа» 1/246, «Файдуль-Къадир» 2151, «Сахих аль-джами’» 1990.

Данный хадис не является предостережением от заведения детей! Напротив, Ислам побуждает к увеличению потомства, о чем было подробно уже сказано. Однако суть этого хадиса – предостережение мусульман от того, чтобы увлечение детьми стало причиной, влекущей ослушание Аллаха!

Разъясняя данный хадис, ученые говорили, что ребёнок становится причиной жадности по той причине, что отец начинает откладывать деньги и перестает расходовать их на пути Аллаха, желая припасти все для своего ребёнка.

Что касается трусости, то зачастую человек, у которого родился ребёнок, начинает бояться того, что в случае его смерти его ребёнок останется сиротой, и что никто как он не сможет о нем заботиться, и по этой причине он начинает оставлять обязательные виды сражения, военные походы, переселение (хиджру) и т.п.

Что касается невежества, то суть этого в том, что дети отвлекают человека от приобретения необходимых для религии знаний, по причине чего он впадает в невежество.

А что касается грусти, то любой ребёнок причина того, что его родитель грустит из-за вещей, которые постигают его дитя, будь то боль, болезнь и т.п., и когда он просит что-либо у отца, тот не в силах ему отказать. См. “аль-Фаикъ” 185, “Шарху-с-Сунна” 13/36, “Файдуль-Къадир” 2151.

Ибн аль-Асир и аль-Мунауи о словах: «Райские бабочки», говорили: “Т.е. они будут путешествовать по Раю, заходя в райские дома без какого-либо запрета, подобно тому, как не запрещают детям мира этого входить в заповедные места”. См. “ан-Нихая” 2/279, “Файдуль-Къадир” 4/194.

Относительно того, по каким признакам можно узнать – бесплодная женщина или нет, много ли сможет рожать или нет, шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад в «Шарх Сунан Аби Дауд» говорил, что это можно узнать по родным девушки – по её матери, по тётям. Также можно узнать по браку, если она ранее состояла в браке, и не имела детей, и т.п.

Что касается хадиса: «Если верующий пожелает ребенка в Раю, то его вынашивание, рождение и взросление произойдут в течение часа так, как он пожелал», то кто-то может спросить: «А как его совместить с тем, что сказал имам ат-Тирмизи в своём сборнике «ас-Сунан» (2563) после его приведения: “Ученые разошлись в этом вопросе. Некоторые говорили, что в Раю будет половой акт, но не будет рождаемости, и это передается от Тауса, Муджахида и Ибрахима ан-Наха’и. Сказал Мухаммад (аль-Бухари): “Исхакъ ибн Ибрахим говорил об этом хадисе: «Если верующий пожелает ребенка в Раю, то его вынашивание, рождение и взросление произойдут в течение часа так, как он пожелал». Однако он не пожелает этого”. Также передается от Абу Разина аль-‘Укъайли, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, у обитателей Рая не будет детей»”.

Ответ на это с дозволения Аллаха таков: Что касается хадиса от Абу Разина аль-‘Укъайли, упомянутого имамом ат-Тирмизи, то шейх аль-Мубаракфури в своём комментарии к «ас-Сунан» сказал: “Я не нашел того, кто приводил бы этот хадис с таким текстом. Однако есть хадис, который приводит Ахмад со слов Абу Разина аль-‘Укъайли, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Праведные женщины в Раю будут для праведных мужчин, которые будут наслаждаться друг другом так же, как вы делали это в мире этом. Однако они не будут рожать»”. См. “Тухфатуль-ахуази” 6/435.

Что касается слов Исхакъа: «Если верующий пожелает ребенка в Раю, то его вынашивание, рождение и взросление произойдут в течение часа так, как он пожелал. Однако он не пожелает этого», то шейх аль-Альбани сказал про последнее предложение: “Слова Исхакъа не относятся к хадису, а также это то, на что нет доказательства в достоверной Сунне. И явный смысл хадиса опровергает эти слова”. См. “Мишкат аль-масабих” 3/1571.

Что же касается хадиса, который упомянул шейх аль-Мубаракфури, то это длинный хадис, который приводит имам Ахмад у себя в «аль-Муснад» (4/13) и другие со слов Абу Разина Лякъыта ибн ‘Амира аль-‘Укъайли, в котором описываются события Судного Дня, Ада и Рая. Учёные разногласили относительно его достоверности. Среди тех, кто усиливал и доказывал его достоверность, был имам Ибн аль-Къайим.

Но сколько же существует хадисов, смысл которых правильный, однако из-за иснада имамы отвергали их, называя слабыми и ложными! Поэтому саляфы говорили о важности того, чтобы смотреть на иснад хадиса прежде, чем на его смысл. Ведь если хадис принимать или отвергать по причине смысла, то многие недостоверные хадисы, соответствующие позиции того или иного мазхаба принимались бы, а несоответствующие отвергались бы. Поэтому имам науки хадисоведения – Яхья ибн Са’ид аль-Къаттан говорил: “Не смотрите сразу на сам хадис, однако смотрите сначала на его иснад. И если иснад достоверный, принимайте его, а в противном случае, если иснад его недостоверен, не обольщайтесь этим хадисом!” аль-Хатыб в “аль-Джами’ ли ахлякъ ар-рауи” 140, аз-Захаби в “ас-Сияр” 9/188.

Что же касается обсуждаемого хадиса от Абу Разина аль-‘Укъайли, который привёл ат-Тирмизи, то хафиз Ибн Касир сказал о нем: “Очень редкий хадис, а некоторые тексты этого хадиса содержат в себе отвергаемые вещи”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 5/72.

‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут в исследовании на книгу Ибн аль-Къайима «Задуль-ма’ад» сказали о данном хадисе: “Иснад его слабый по причине неизвестности передатчиков ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Айяша и Дальхама ибн аль-Асуада. Поистине, никто не называл их надежными, кроме Ибн Хиббана, который по своему обычаю считал надежными неизвестных. И странным является поступок автора (Ибн аль-Къайима) и других. Как они могли посчитать этот хадис достоверным, несмотря на те недостатки, которые имеются в нем?!”См. “Задуль-ма’ад” 3/677.

Также шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут в исследовании на книгу Ибн Касира «аль-Бидая уа-ннихая», в пятом томе, сказал об этом хадисе:“Иснад его слабый, потому что переполнен неизвестными передатчиками, а в некоторых версиях хадиса есть явно отвергаемые вещи, как на это указал автор (Ибн Касир)”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 5/68.

То же самое сказал ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и в семнадцатом томе книги «аль-Бидая», на которую он делал тахкык, когда Ибн Касир вновь упомянул этот хадис. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 17/197.

Также и шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым по причине четырех передающих его неизвестных передатчиков. См. “Тыхридж Китаб ас-Сунна” 524, 636.

Но даже если и посчитать данный хадис достоверным, а также и учитывать толкование некоторыми саляфами аята: «У них там (в Раю) будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно». (аль-Бакъара 2: 25).

О котором Муджахид сказал: “Т.е. очищенные от месячных, справление малой и большой нужды, мокроты, слюней, выделений и рождения”. (См. “Тафсир ‘Абду-р-Раззакъ” 1/63, “Тафсир Ибн Аби Хатим” 265), то нет в этом противоречия с обсуждаемым хадисом о том, что если верующий пожелает ребёнка в Раю, Аллах дарует ему его. Слова о том, что не будет в Раю рождения, указывают на то, что этого не будет в таком виде, как это было в мирской жизни, как и не будет рождаемость следствием полового акта со всем из этого вытекающим результатом, как это установлено в мире этом. Тогда как тот из верующих, кто пожелает ребёнка, Аллах дарует ему его, как это сказал хафиз Ибн Касир в “аль-Бидая”. И нет в этом ничего удивительного, ведь Всевышний Аллах сказал: «Для них там (в Раю) будет то, чего желают души и в чем услада для глаз». (аз-Зухруф 43: 71).