О том, что человек узнаётся по торговым делам, соседству и пути...

О том, что человек узнаётся по торговым делам, соседству и пути...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Слова второго праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), о том, что не следует торопиться хвалить человека, с которым ты не был в пути, не жил по соседству и не имел торгово-финансовых дел.

Хараша ибн аль-Хурр рассказывал: “Однажды один человек предстал в качестве свидетеля перед ‘Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах), и ‘Умар сказал ему: “Я не знаю тебя, но тебе не навредит то, что я тебя не знаю, однако приведи того, кто засвидетельствует за тебя”. - Тогда один из присутствовавших людей сказал: “Я знаю его!” - ‘Умар спросил: “Чем он известен тебе?” - Тот ответил: “Справедливостью и достоинством”. - ‘Умар спросил: “Он сосед, проживающий рядом с тобой, которого ты видишь и ночью, и днём, когда он приходит и когда уходит?” - Тот ответил: “Нет”. - ‘Умар спросил: “Ты ведёшь с ним торгово-финансовые отношения, в которых узнается набожность человека?” - Он сказал: “Нет”. - ‘Умар вновь спросил: “Он твой спутник в пути, в котором познается благой нрав?” - Тот снова ответил: “Нет”. - Тогда ‘Умар сказал ему: “Ты не знаешь его!”, – а затем сказал тому свидетелю: “Приходи с тем, кто знает тебя”. Аль-Байхакъи в “аль-Кубра” (10/125), аль-Хатыб в “аль-Кифая” (110). Имам Ибн ас-Сакан, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого сообщения. См. “Иршад аль-факъих” (2/403), “Тальхыс аль-хабир” (4/474), “Ируа аль-гъалиль” (2637).

Также со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амира сообщается, что когда один человек похвалил другого в присутствии ‘Умара (да будет доволен им Аллах), ‘Умар стал задавать ему подобные вопросы, а когда тот отвечал на них отрицательно, ‘Умар сказал ему: “Горе тебе! Вероятно, ты лишь видел этого человека совершающим молитву в мечети?” Аль-Хаким ат-Тирмизи а “Адаб ан-нафс” (стр. 79).

Пользы, извлекаемые из слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах):

- Недостаточно одного лишь исповедания Ислама и совершение намаза, чтобы доверять человеку и принимать его слова и свидетельства.
- Не следует торопиться и хвалить человека, если ты не был с ним в пути, не жил с ним по соседству и не имел с ним торгово-финансовых дел.
- Основа в людях, включая и мусульман – это неизвестность, а не надёжность. Однако неизвестность человека не даёт права плохо думать о нём, ибо неизвестность человека не указывает на то, что он в основе плохой.
- Указание на важность таких положений в Исламе, как соседство, торговые дела и пребывание в пути.
- Соседство, торговые дела и пребывание в пути выявляют истинное положение человека, его нрав и богобоязненность.
- Важность благого взаимоотношения с людьми в бытовых делах.
- Необходимо, чтобы внутренняя достойность человека и внешняя соответствовали друг другу.
- Кто выполнял должным образом то, что повелел Аллах в отношении соблюдения прав людей, связанных с соседством, имуществом и путём, тот является почитаемым среди людей, а его слова и свидетельства принимаются.

Также ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Пусть не обольстит тебя ни намаз человека, ни его пост, ведь тот, кто пожелает, может помолиться, и кто пожелает, может поститься. Однако нет религии у того, кто не обладает надёжностью!” Аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (6/553), аль-Хараиты в “Макарим аль-ахлякъ” (1/169). Сообщение хорошее. См. “Тахридж аль-Маталиб аль-‘алия” (11/625), “Тахридж Шу’аб аль-иман” (7/217).

Также ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не обольщайтесь ни намазом, ни постом человека, однако смотрите на того, кто говорит правду; кто проявляет надёжность, когда ему доверяют; и кто, возжелав греховное, проявляет набожность!” Аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (6/288). Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность. См. “аль-Маталиб аль-‘алия” (2631).

Не ищите нравы мужчин в мечетях и в местах поклонения. Ищите их в местах выполнения своих обязательств:

1. При купле и продаже.
2. При разногласиях и разбирательствах, в них раскрываются истинные нравы мужчин.
3. Смотри как мужчина держит своё слово, как выполняет свои обещания, и тебе станет понятно без слов его нравы!

Это наставление – глубокая мудрость, которая призывает нас оценивать характер человека не по внешним проявлениям благочестия, а по его реальным поступкам в повседневной жизни, особенно в ситуациях, когда проявляется его ответственность и честность. 

Истинная сущность человека проявляется не в его ритуальных действиях или публичных заявлениях, а в том, как он ведет себя, когда сталкивается с реальными жизненными ситуациями, где требуется проявить ответственность, честность и порядочность. Это напоминание предостерегает от того, чтобы судить о людях только по их религиозности или публичным заявлениям, и призывает к более глубокому анализу их поведения в практической жизни.

В процессе купли-продажи проявляется честность, порядочность и справедливость человека. В этих ситуациях есть возможность обмана, утаивания недостатков товара, навязывания невыгодных условий, или же, наоборот, проявления добросовестности и уважения к покупателю/продавцу. Скрывает ли человек дефекты товара? Говорит ли правду о его происхождении или качестве? Не завышает ли цену чрезмерно? Не пытается ли обмануть покупателя? Выполняет ли он все свои обязательства по сделке? Уважительно ли относится к покупателю/продавцу, не проявляет ли грубости и хамства?

Если продавец с готовностью сообщает о всех недостатках товара, предлагает разумную цену и не пытается ввести в заблуждение покупателя, это говорит о его честности и порядочности. И наоборот, если продавец умалчивает о проблемах, завышает цену и обманывает, это говорит о его нечестности.

Почему это важно?! Эта сфера жизни, где часто возникает искушение получить выгоду нечестным путем. Честный человек будет придерживаться принципов порядочности даже в сложных ситуациях, что говорит о его прочном внутреннем моральном кодексе. В конфликтных ситуациях, когда возникают споры и разногласия, человек проявляет свою истинную натуру. Насколько он способен отстаивать свою позицию честными методами, прислушиваться к другим и искать справедливое решение.

Человек, который в споре не переходит на личности, спокойно и аргументированно защищает свою точку зрения, готов прислушаться к другим и признать свою ошибку, демонстрирует зрелость и порядочность. А тот, кто кричит, оскорбляет и любыми способами пытается добиться своей цели, показывает свою незрелость и отсутствие моральных принципов. В конфликтных ситуациях человек находится под давлением, и его истинные качества проявляются ярче. То, как он ведет себя в таких обстоятельствах, показывает, насколько он честен, справедлив и уважителен.

Способность держать слово и выполнять обещания – это важнейший показатель честности и надежности человека. Это говорит о его ответственности и уважении к другим. Если человек всегда выполняет свои обещания, даже если это ему невыгодно или неудобно, то это свидетельствует о его высокой морали и надежности. И наоборот, если человек постоянно нарушает свои обещания, это показывает его безответственность и нечестность.

Почему это важно?! Слово – это проявление намерения и ответственности. Если человек не держит свое слово, это говорит о том, что он либо безответственен, либо нечестен, либо не уважает других людей.

Это наставление призывает нас к более глубокому и вдумчивому анализу людей. Не стоит судить о человеке по его внешнему виду или публичным заявлениям. Настоящую его сущность следует искать в его конкретных делах и поступках, особенно в тех ситуациях, когда проявляется его ответственность, честность и порядочность. Эти принципы применимы ко всем людям, вне зависимости от их пола, религиозных убеждений или социального статуса. Наблюдая за тем, как человек ведет себя при купле-продаже, в спорах и в выполнении своих обещаний, мы можем получить более точное представление о его характере и моральных качествах.

Пусть Аллах Даст нам выдержку, порядочность и надёжность. Аминь!