О совершении намаза при печали, трудностях и страхе...
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем:
Поистине, пятикратная обязательная молитва является наиважнейшей связью между Аллахом и Его творениями. Это – величайшее поклонение тела, являющееся причиной избавления от печалей, трудностей и невзгод мира этого, а также причиной спасения от наказания и приобретения великой награды в мире ином.
В пречистой пророческой Сунне упоминается множество добровольных молитв, каждая из которых имеет свою причину и тайну. Но мало кто из мусульман знает о том, что из числа таких Сунн – совершение молитвы при печали, трудностях, страхе и бедствиях.
В этой небольшой статье хотелось бы напомнить для пользы мусульманам о молитве во время печали, трудностях и страхе, которую совершали все пророки и посланники, включая и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), как и совершали её после него славные сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах).
Доводы из Корана
Всевышний Аллах сказал: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве» (2: 45). В этой же суре Корана Всевышний Аллах вновь говорит, обращаясь к верующим: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и молитве» (2: 153).
Имам ат-Табари в толковании этого аята сказал: “Всевышний Аллах велел в случае бедствий обращаться к терпению и молитве”. См. “Тафсир ат-Табари” 1/610.
Имам аль-Багъауи в толковании этого аята сказал: “Т.е. обратитесь к Аллаху за защитой посредством терпения и молитвы против различных бедствий, или же в случае желания мира вечного”. См. “Тафсир аль-Багъауи” 1/89.
Хафиз Ибн Касир сказал: “Что касается конкретизации Всевышним молитвы, то воистину, молитва – из числа величайших вещей, оказывающих помощь в стойкости, ведь Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, молитва удерживает от мерзости и порицаемого» (29: 45)”. См. “Тафсир Ибн Касир” 1/388.
Всевышний Аллах сказал: «И Мы ниспослали откровение Мусе и его брату (Харуну): “Изберите для вашего народа в Египте жилища, превратите свои жилища в места для поклонения и совершайте молитву”» (10: 87).
В толковании этого аята хафиз Ибн Касир сказал: “Ибрахим (ан-Наха’и) об этом аяте сказал: «Они (Муса и его народ) испытывали страх, и тогда им было велено совершать молитву в своих домах».
То же самое говорили Муджахид, Абу Малик, ар-Раби’ ибн Анас, ад-Даххак, ‘Абду-р-Рахман ибн Зейд и его отец Зейд ибн Аслям.
Аллаху ведомо лучше, но словно смысл этого аята в том, что когда испытания в отношении Мусы и его народа усилились со стороны фараона и его сторонников, им стало невыносимо, и тогда им было велено часто совершать молитвы. Как сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и молитве» (2: 153). См. “Тафсир Ибн Касир” 4/298.
Доводы из Сунны
Сухайб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву и стал говорить что-то шёпотом, не говоря нам о том, что он произносил.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Хотите знать, что я говорил шёпотом?»
Кто-то ответил: «Да».
Он сказал: «Поистине, я вспомнил одного пророка, который жил до вас, которому было даровано войско из его народа, восхищавшее его настолько, что он говорил: “Кто сможет противостоять им?!”
Тогда Аллах послал ему откровение: “Выбирай для своей общины одно из трёх:
- либо над вами одержат верх враги не из вас;
- либо вас постигнет голод;
- либо смерть!”
Тогда он решил посоветоваться со своим народом по этому поводу, но они сказали: “Ты – пророк Аллаха, и мы обращаем этот вопрос к тебе, так выбери же сам для нас участь”.
После этого он стал совершать молитву. Когда они (пророки) испытывали страх, то прибегали к совершению молитвы.
Завершив молитву, он сказал: “Что касается захвата нас врагами или голода, то мы не вынесем этого, поэтому мы выбираем смерть!”
После этого на них была наслана смерть, которая уносила жизни в течение трёх дней. И скончалось из них семьдесят тысяч!
Что же касается слов, которые я говорил шёпотом, то, поистине, я произносил следующее: “О Аллах, о Господь, посредством Тебя я сражаюсь, посредством Тебя я одерживаю победу, и нет силы и мощи ни у кого, кроме как от Аллаха!”» Ахмад 4/332, аль-Баззар 2089, аль-Байхакъи 9/53, Ибн Наср в “ас-Саля” 2/35. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, ад-Дыя аль-Макъдиси, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Мухтара” 51, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1061, “аль-Джами’ ас-Сахих” 6/52, “Тахридж аль-Муснад” 18937.
Относительно слов: «Когда они (пророки) испытывали страх, то прибегали к совершению молитвы», имам Абу-ль-Хасан ас-Синди сказал: “К числу их обычаев относилось то, что они совершали молитву во время трудностей”. См. “Хашия ‘аля Муснад аль-имам Ахмад” 11/234.
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) что-то тревожило, он совершал молитву”. Ахмад 5/388, Абу Дауд 1319. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 3/172, “Сахих Сунан Аби Дауд” 1192.
В другой версии этого хадиса сказано, что Хузайфа сказал: “Когда я вернулся (из разведки) в ночь перед битвой у Рва к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), я обнаружил его закутанным в свой плащ и совершающим молитву. Когда его что-то тревожило, он совершал молитву”. Ибн Наср аль-Маруази в “Та’зыму къадри-ссаля” 1/231. Шейх Ахмад Шакир подтвердил достоверность хадиса. См. «‘Умда ат-тафсир» 1/143.
В данном хадисе упоминается слово «хазаба», о котором учёные сказали, что оно означает: трудность, тяжёлое событие или же печаль и тревога. См. “Шарх Сахих Муслим” 17/48, “Фатхуль-Бари” 11/143, “Шарх Сунан Аби Дауд” 6/486.
Хафиз Бадруддин аль-‘Айни в комментарии к этому хадису сказал: “Из этого хадиса извлекается желательность совершения молитвы человеком, которого постигло тяжёлое положение”. См. “Шарх Сунан Аби Дауд” 5/226.
Имам ас-Сан’ани в комментарии к этому хадису сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву во время печали или трудности по той причине, что молитва оказывает помощь и отражает различные бедствия и печали. Ведь молитва – это обращение только к Всевышнему Аллаху, отвратившись от всего иного, ибо только Аллах является избавляющим от всякой трудности и всякой печали”. См. “ат-Тануир” 8/368.
‘Абдуллах ибн Салям (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Если в семье Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) происходила какая-либо беда или проблема, он повелевал членам своей семьи совершение молитвы, и читал следующий аят: «Вели своей семье совершать молитву, и сам терпеливо совершай её» (20: 132)”. ат-Табарани в “аль-Аусат” 890, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 2911. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса надёжными, а хафиз ас-Суюты назвал его иснад достоверным. См. “Маджма’у-ззауаид” 7/67, “ад-Дурр аль-мансур” 5/613.
Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды ночью Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проснулся и воскликнул: «Свят Аллах! Какие бедствия и какие сокровищницы мне были открыты сегодня ночью! Разбудите обитательниц комнат (жён), чтобы они совершили молитву. Ведь может получиться так, что одетая в мире этом окажется обнажённой в мире ином!»” аль-Бухари 115, 6218.
Что касается слов: «может получиться так, что одетая в мире этом окажется обнажённой в мире ином», то речь идёт о том, что если женщина является женой праведного человека, пусть даже пророка, но сама не совершает никаких благодеяний, то праведность её мужа не принесёт ей пользы в Судный день. См. “Фатхуль-Бари” 1/210.
Хафиз Ибн Хаджар в комментарии к этому хадису сказал: “В этом хадисе содержится указание на желательность устремиться к совершению молитвы в случае опасения зла, как говорит Всевышний: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве» (2: 45). И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда его что-то тревожило, совершал молитву. Также он велел совершить молитву тому, кто увидел во сне что-то плохое”. См. “Фатхуль-Бари” 1/211.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда приблизится время (Судного Часа), сны мусульманина редко будут ложными. А самые правдивые сны из вас будут у того, кто является самым правдивым в своих речах. Сновидение мусульманина – это одна из сорока пяти частей пророчества. И сновидения бывают трёх видов: Правдивое сновидение, являющееся благой вестью от Аллаха; сновидение от шайтана, приводящее в печаль; и сновидение, связанное с тем, о чём человек думал. Если же кто-то из вас увидит то, что ему неприятно, то пусть встанет и совершит молитву. И пусть не рассказывает об этом людям». Муслим 2263.
‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я видел нас в ночь перед сражением у Бадра, и не было среди нас того, кто бы ни спал, кроме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который совершал молитву под деревом, плача и обращаясь к Аллаху с мольбами, пока не рассвело”. Ахмад 1023, 1161, ан-Насаи в “аль-Кубра” 823, Ибн Хузайма 889. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хузайма, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн Хаджар, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади, Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Ахкам ас-сугъра” 216, “Фатхуль-Бари” 1/691, “Сахих ат-Таргъиб” 545, “аль-Джами’ ас-Сахих” 2/466, “Тахридж аль-Муснад” 1023, 1161.
Также о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву перед сражением в день битвы при Бадре, передавал и Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах). ан-Насаи в “ас-Сунан аль-кубра” 6/155.
Слова и поступки сподвижников
‘Абду-р-Рахман ибн Джаушан рассказывал: “Когда Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) был в пути, ему сообщили о том, что его брат Къусам скончался. Тогда он повернул обратно, а по пути свернул с дороги, слез с верхового животного и совершил молитву в два рака’ата, удлинив в них сидение. Затем он встал и, возвращаясь к своему животному, произнёс следующий аят: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве» (2: 45). Са’ид ибн Мансур в “ас-Сунан” 331, ат-Табари в “ат-Тафсир” 1/620, аль-Хаким 3067. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 3/172.
Хумайд ибн ‘Абду-р-Рахман рассказывал: “Когда ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф (да будет доволен им Аллах) потерял сознание во время своей болезни, его жена – Умм Кульсум бинт ‘Укъба отправилась в мечеть, чтобы прибегнуть за помощью к тому, что было велено – терпению и молитве”. ‘Абду-р-Раззакъ в “ат-Тафсир” 1/298, Ибн Наср в “Та’зыму къадри-ссаля” 1/223, аль-Фирьяби в “аль-Къадр” 435. Хафиз аль-Бусыри подтвердил достоверность. См. “аль-Итхаф” 6712.
‘Абдуллах ибн аль-Харис рассказывал: “Во время землетрясения в Басре Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) совершил молитву. Во время этой молитвы он долго стоял, затем совершил поясной поклон, после чего он выпрямился и долго стоял, затем он вновь совершил поясной поклон, после чего он выпрямился и долго стоял, затем он совершил вновь поясной поклон. Во втором рака’ате он проделал то же самое. И молитва его состояла из шести поясных поклонов и четырёх земных”.
В версии от Къатады сообщается, что после этого Ибн ‘Аббас сказал: “Так совершается молитва, когда происходят значительные происшествия”. ‘Абду-р-Раззакъ 4929, 4931, Ибн Аби Шейба 8333, аль-Байхакъи 6382, Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” 5/314. Хафизы аль-Байхакъи, ан-Науауи, Ибн Раджаб, Ибн Хаджар, ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури подтвердили достоверность этого асара. См. “ас-Сунан аль-кубра” 3/478, “аль-Хуляса” 3/21, “Фатхуль-Бари” 9/249, “Фтхуль-Бари” 2/521, “Мир’атуль-мафатих” 9/302.
Что касается слов: «молитва его состояла из шести поясных поклонов и четырёх земных», то речь идёт о том, что Ибн ‘Аббас совершил два рака’ата, совершая в каждом из рака’атов по три поясных поклона (руку’) и по два земных поклона (суджуд). См. “Субулю-с-Салям” 2/160.
Ан-Надр ибн ‘Абдуллах рассказывал: “Во время Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) нас накрыла тьма и мы пришли к Анасу и спросили: «О Абу Хамза, постигало ли вас нечто подобное во время Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» Он ответил: «Нет, да упасёт нас Аллах! Но когда ветер усиливался, мы устремлялись в мечеть (для совершения молитв), опасаясь того, что наступает Судный день»”. Абу Дауд 1196, аль-Хаким 1/483, аль-Байхакъи 3/342. Имам ад-Дыя аль-Макъдиси и хафиз ан-Науауи подтвердили достоверность. См. “аль-Мухтара” 4/257, “аль-Хуляса” 2/865.
Сабит аль-Бунани рассказывал: “Как-то Къайим пожаловался Анасу ибн Малику (да будет доволен им Аллах) на то, что его землю постигла засуха. Тогда Анас совершил молитву и стал обращаться с мольбой к Аллаху. После этого появились тучи, и пошёл такой обильный дождь, что наполнил весь его водоём”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 7/15, Ибн Аби ад-Дунья в “Муджабу ад-да’уа” 44, аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 147. Хафиз аз-Захаби подтвердил достоверность. См. “ас-Сияр” 3/401.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда многобожники поймали Хубайба аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), желая казнить его, Хубайб попросил разрешения совершить молитву перед смертью, на что Абу Хурайра сказал: “И Хубайб был первым, кто положил начало для каждого мусульманина совершение двух рака’атов перед казнью”. аль-Бухари 3045, 4086.
Слова и поступки саляфов и имамов после них
‘Алькъама сказал: “Если вы испытаете страх по причине появившихся туч на небе, то устремитесь к молитве!” Ибн Аби Шейба 2/219. Хафиз Ибн Раджаб подтвердил достоверность. См. “Фатхуль-Бари” 6/328.
Однако следует отметить, что если человек опасается скопления туч, как этого всегда опасался Пророк (мир ему и благословение Аллаха), полагая, что эти тучи могут быть наказанием от Аллаха, и если человек желает совершить молитву, то прежде, чем сделать это, ему следует сначала обратиться к Аллаху с мольбой. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда Посланник Аллаха видел скопление туч на небе, он оставлял все свои дела, даже если совершал молитву, затем поворачивался и говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от их зла!» И если Аллах рассеивал тучи, он воздавал Ему хвалу, а если начинал идти дождь, то он говорил: «О Аллах, пошли нам полезный дождь!»” аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 686, Абу Дауд 5099, ан-Насаи 1522, Ибн Маджах 3889. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу ‘Аууана, Ибн Хиббан, Ибн Хаджар, аль-Альбани. См. “Сахих Аби ‘Аууана” 2529, “Сахих Ибн Хиббан” 994, 1006, “Натаидж аль-афкар” 5/121, “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” 530.
Мухаммад ибн Муса аль-Басри рассказывал: “Если Ахмад ибн аль-Му’аззаль начинал из-за чего-то испытывать тревогу, он вставал ночью и совершал молитву, повелевая и членам своей семьи совершать молитву. И он читал следующий аят: «Вели своей семье совершать молитву, и сам терпеливо совершай её» (20: 132)”. ад-Динури в “аль-Муджаляса” 3055.
Имам Мухаммад Ибн Наср аль-Маруази в своей великой книге, посвящённой величию молитвы, в главе о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) устремлялся к совершению молитвы во время трудностей, сказал: “Поистине, передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), если видел, что в его семье произошла какая-либо проблема, он повелевал им совершать молитву. А Аллах повелел Своим рабам, чтобы они подражали Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). И он повелевал своей общине, если они увидят какие-либо знамения и будут опасаться наказания по причине этого, чтобы они совершали молитву, сказав: «Поистине, солнце и луна – из числа знамений Аллаха, и если вы увидите затмение, то устремитесь к молитве». И сам он совершал молитву в таких случаях. И мы не знаем такого поклонения, посредством которого Аллах отвращал бы наказание, как молитва!” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/230.
Также Ибн Наср сказал: “И не переставали верующие во время важного дела, связанного с миром этим или миром вечным, обращаться к своему Господу во время молитвы, и так поступал Адам, мир ему, и другие пророки”. См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/235.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Молитва по причине страха совершается при любых знамениях, как затмение, землетрясение, сильный ветер и тому подобное”. См. “Минхадж ас-Сунна” 5/445, “аль-Фатауа аль-кубра” 5/358.
Имам Ибн Муфлих привёл и согласился со словами имама аль-Аджурри и других учёных, которые говорили относительного того, кого постигло какое-то горе: “Следует совершить два рака’ата”. А затем привёл хадис: “Когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) что-то тревожило, он совершал молитву”. А также привёл поступок Ибн ‘Аббаса, который совершал в таких ситуациях молитву, опираясь на аят: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве» (2: 45). См. «аль-Фуру’» 3/396.
О какой именно молитве идёт речь и каково намерение для её совершения?
- Если человек решил совершить молитву по причине страха, бедствий, трудностей, тревоги, боли, печали и т.п., то речь идёт о молитве в общем, будь это обязательная молитва, установленная желательная молитва, или же любая иная добровольная молитва (нафиля).
- Если человека что-то тревожит или пугает, и настало время обязательной молитвы, или же это совпало со временем, в которое установлена желательная молитва, как, например, молитва Духа, Уитр, Сунны до или после обязательных молитв и т.п., то он совершает именно эту молитву. С позволения Аллаха эта молитва станет причиной избавления его от печали, тревоги и т.п.
- Если же человек испытывает тревогу или печаль, а это время не совпало с какой-либо установленной молитвой, то он может встать и совершить два рака’ата добровольной молитвы нафиля, как это делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), о чём поведал Хузайфа (да будет доволен им Аллах): “Когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) что-то тревожило, он совершал молитву”. Ахмад 5/388, Абу Дауд 1319. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 3/172, “Сахих Сунан Аби Дауд” 1192.
- Если это не время для обязательной молитвы или какой-либо установленной желательной молитвы, однако, это время, в которое порицаются добровольные молитвы нафиля, как во время восхода солнца, зенита и заката солнца, то можно ли совершить эту молитву при страхе или печали? Ибн Раслян аш-Шафи’и сказал: “Согласно правилам нашего (шафиитского) мазхаба, эта молитва совершается также и в периоды, порицаемые для добровольных молитв, поскольку эта молитва имеет причину”. См. “Шарх Сунан Аби Дауд” 6/486.
- Данная молитва не имеет ничего общего с молитвой, именуемой как «Салят-уль-хаджа» (молитва, связанная с нуждой). Следует отметить, что хадисы, указывающие на молитву «аль-хаджа», являются недостоверными. Со слов ‘Абдуллаха ибн Аби Ауфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кому что-либо понадобится от Аллаха или от кого-нибудь из сынов Адама, совершит должным образом омовение, потом совершит молитву в два рака’ата, а потом воздаст хвалу Всемогущему и Великому Аллаху, призовёт благословения на Пророка, а потом скажет: “Нет божества, кроме Аллаха Кроткого, Щедрого. Слава Аллаху – Господу великого Престола. Хвала Аллаху – Господу миров! О Аллах, прошу Тебя даровать мне то, что непременно послужит причиной проявления Твоей милости, позволит заслужить Твоё прощение, защитит от совершения любого греха. О Аллах, я прошу Тебя, не оставить греха, который Ты не простишь, никакой тревоги, от которой не избавишь, никакой нужды, не исполнив её”. После этого следует просить Аллаха из любых вещей, связанных с миром этим и миром иным, ибо ему будет даровано это». ат-Тирмизи 479, Ибн Маджах 1384.
Этот хадис очень слабый, он имеет четыре версии, две из которых являются вымышленными, а две слабыми, которые никак не могут усиливать друг друга. И о том, что данный хадис является недостоверным говорили многие учёные, среди которых ат-Тирмизи, Ибн аль-Джаузи, аз-Зайля’и, аль-Альбани, и др. См. “аль-Мауду’ат” 2/63, “Насб ар-рая” 273, “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 5287, 5298.
- Можно ли совершать подобную молитву коллективно с общиной мусульман в случае тревоги или же страха при землетрясении, наводнении, ураганах и прочих стихиях? Этот вопрос является спорным среди обладателей знания. Например, имам аш-Шафи’и считал, что молитву коллективно с общиной мусульман узаконено совершать только при затмениях. И в этом за ним последовали шафииты.
Сказал аш-Ширази: “Не является узаконенным совершать коллективно молитву по причине какого-то устрашающего знамения, будь это землетрясение и тому подобное, кроме затмения солнца и луны! Ведь подобные события происходили и раньше, но не сообщается, чтобы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал их в коллективе, если не считать молитву по случаю затмения”. См. “аль-Мухаззаб” (1/453).
Что же касается таких имамов, как Ахмад, Абу Хайсама и Сулейман ибн Дауд, то он не видели проблем в том, чтобы совершать коллективно молитву с мусульманами при землетрясении. См. “Фатхуль-Бари” (8/246).
И это мнение подтверждается тем, что в одной из версий сообщения, в котором говорится о том, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) совершил молитву после землетрясения, ясно говорится о том, что он совершил эту молитву вместе с мусульманами коллективно. Ибн Аби Шейба (8333), Хафизы аль-Байхакъи, ан-Науауи, Ибн Раджаб, Ибн Хаджар, ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури подтвердили достоверность этого асара. См. “ас-Сунан аль-кубра” (3/478), “аль-Хуляса” (3/21), “Фатхуль-Бари” (9/249), “Фатхуль-Бари” (2/521), “Мир’атуль-мафатих” (9/302).
Заключение
Упомянутые в данной статье аяты Корана, пророческие хадисы, сообщения от сподвижников и слова имамов ясно указывают на то, что является правомочным совершение молитвы по причине страха, бедствий, трудностей, тревоги, боли, печали и т.п.
И хотелось бы завершить эту статью словами имама Ибн аль-Къайима, посвящённые величию молитвы и тому, какие великие блага влекут её искренне совершение:
Имам Ибн аль-Къайим в разделе о пророческой медицине сказал: “Что касается молитвы, то её положение в принесении радости сердцу, его усилении, раскрытии и принесении счастья, является великим. Ведь молитва содержит в себе связь сердца и души с Аллахом, посредством неё человек приближается к Нему; испытывает наслаждение, поминанием Его; радуясь тому, что он обращается к Нему. Человек осознаёт, что во время молитвы он стоит перед Господом, используя все части своего тела в поклонении Ему, выполняя обязанность каждой части тела. В молитве человек отстраняется от привязанности к творениям и общения с ними, восхищаясь устремлению своего сердца и частей тела к своему Господу Создателю, пребывая в спокойствии от своих врагов во время молитвы. И не приобретёт исцеления и духовной радости от молитвы никто, кроме обладателя здравого сердца. А что касается испорченного сердца, то оно подобного негодному телу, которому уже не принесёт пользы благая пища! Поистине, молитва является величайшей причиной для приобретения благ мира этого и мира иного, а также устранения вреда мира этого и мира иного. Молитва удерживает от предосудительного, избавляет сердце от недугов, а тело от болезней, озаряет сердце, делает лик светлым и придаёт силу телу и душе. Также она становится причиной приобретения удела, удерживает от несправедливости, оказывает помощь притеснённому, разрушает различные страсти, сохраняет приобретённую милость, уберегает от наказания, влечёт приобретение милости, снимает печаль и исцеляет болезни живота”. См. “Задуль-ма’ад” 4/299.
Также в этом же разделе Ибн аль-Къайим вновь говорит: “Молитва становится причиной удела, она оберегает здоровье, устраняет беды, исцеляет от болезней, усиливает сердце, принося радость душе. Она также избавляет от лени, придаёт активность телу, делает грудь просторной, является подпиткой для души, освещает сердце, осветляет лик, сохраняет и оберегает приобретённую милость, становится причиной приобретения благодати, отдаляет от шайтана и приближает к Милостивому Аллаху. Одним словом, молитва содержит в себе великое воздействие в сохранении здоровья тела и души, их укреплении и отвращении от них вреда. И если два человека будут испытаны порчей, болезнью, испытанием и бедствиями, то доля молящегося в этом будет меньше, а исход его будет безопасней. Также молитва содержит в себе удивительное воздействие в отражении вреда мира этого, в частности, если молящийся будет отдавать должное своей молитве, исполняя её наилучшим образом внутренне и внешне. Тайна всего этого в том, что молитва является связью между человеком и Всевышним Аллахом, и в соответствии со степенью связи раба с его Господом, ему будут открываться двери благ”. См. “Задуль-ма’ад” 4/489-490.
Всё сказанное прекрасно поясняет нам причину того, почему молитва занимала величайшее место в жизни нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и почему она была усладой его очей и причиной его отдохновения.
Со слов аль-Мугъиры ибн Шу’бы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва была сделана усладой моих очей». ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/420, аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 14/189. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 3098.
‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн аль-Ханафия рассказывал: “Как-то мы с отцом отправились навестить нашего зятя из числа ансаров. Когда наступило время молитвы, он сказал своей рабыне: «Принеси мне воды для омовения, быть может, мы совершим молитву и отдохнём». Мы стали порицать эти его слова, и он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Встань, о Биляль, и призови нас к молитве, позволив нам отдохнуть посредством неё»”. Ахмад 5/364, Абу Дауд 4986. Достоверность хадиса подтвердили аз-Зайля’и, аль-‘Иракъи, аль-Альбани, Муъбиль ибн Хади и Шу’айб аль-Арнаут. См. “Насб ар-рая” 1/63, “Тахридж аль-Ихья” 1/224, “Сахих Сунан Аби Дауд” 4172, “аль-Джами’ ас-Сахих” 2/81, “Тахридж аль-Муснад” 23088.
Т.е. они стали порицать этого сподвижника за его слова по той причине, что поняли его в начале буквально, словно он пожелал поскорее совершить молитву, дабы отдохнуть от неё. См. “Шарх Сунан Аби Дауд” 19/124.
Сказал Ибн аль-Асир, поясняя этот хадис: “Т.е. о Биляль, призови к молитве, чтобы мы отдохнули, совершая её, чтобы связать сердце с ней. Было сказано, что для Пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершение молитвы было отдохновением, ибо он считал, что иные вещи из числа мирских занятий утомлением, а поэтому он отдыхал, когда совершал молитву, так как связывал себя в ней с Всевышним Аллахом, обращаясь к Нему. И по этой причине он говорил: «Молитва – услада моих очей»”. См. “ан-Нихая” 2/274.
Но к великому сожалению, для многих мусульман, кроме тех, кого помиловал Аллах, молитва не является причиной отдохновения, а скорее наоборот, ибо их утруждает даже пятикратная обязательная молитва, не говоря уже о добровольных молитвах. Истину сказал Всевышний Аллах: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве, поистине, она обременительна для всех, кроме смиренных» (2: 45).
Просим Всевышнего Аллаха сделать нас из числа смиренных, для которых молитва будет причиной отдохновения и избавлениях от бедствий мира этого и мира иного!
И в завершение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!