О совершении молитвы вторым джама'атом в одной мечети
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Можно ли совершать групповую молитву в мечети, в которой уже была совершена эта молитва
Относительно дозволенности совершения молитвы вторым джама’атом в мечети, в которой она уже была совершена, среди ученых есть разногласие. Большинство ученых считает порицаемым совершать молитву вторым джама’атом в мечети, в которой есть постоянные муаззин и имам, проводящий пятикратную молитву. Однако истина заключается не в количестве ученых, а в соответствии Сунне.
Вопрос конкретно касается правомочности совершения намаза вторым джама’атом в соборных мечетях, в которых есть постоянный имам и муаззин. Что касается мечетей и молебен, в которых нет постоянного имама, то относительно дозволенности совершения в них вторых, или третьих джама’ат-намазов среди ученых нет разногласий. Имам ан-Науауи писал: “Если в мечети нет постоянного имама, то нет порицания совершать в ней намаз и вторым и третьим и большим джама’атом, в чем все единогласны (иджма’)!” См. «аль-Маджму’» 4/222.
Также и нет ничего порицаемого в том, чтобы в соборной мечети, в которой уже совершил намаз первый джама’ат, опоздавший сделал ее с кем-либо из тех, кто уже совершил эту молитву в первом джама’ате, поскольку на дозволенность этого есть доказательство. Абу Са’ид рассказывал: “Однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел в мечети вместе со своими сподвижниками, вошел один человек, а намаз к этому времени уже был совершен. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть ли среди вас какой-либо человек, кто совершит вместе с ним молитву, чтобы сделать ему тем самым садакъа (милостыню)?» Тогда один из сидящих встал и помолился вместе с ним”. Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2652.
В этом хадисе указание на дозволенность для совершившего молитву в джама’ате, составить джама’ат тому, кто опоздал на него. Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Есть из вас какой-либо человек», обращены к одному, поэтому не следует составлять опоздавшему джама’ат большему количеству людей, уже совершивших этот намаз. См. “И’лямуль-‘абид” 106.
Однако совершающий намаз с тем, кто опоздал, должен брать намерение на добровольную молитву, а не на обязательную, поскольку не дозволено совершать одну и ту же обязательную молитву дважды. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не совершай дважды одну и ту же молитву!» Абу Дауд 2/39, ан-Насаи 1/162. Имам Ибн ас-Сакан, Ибн Хазм, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Таким образом, весь спор среди ученых только в совершении второго и более джама’ат-намаза в соборной мечети (масджит аль-джами’) имеющей постоянного имама (ар-ратиб).
С соизволения Аллаха рассмотрим доводы обеих сторон:
Доводы запрещающих и порицающих совершение второй групповой молитвы в одной мечети
Одним из главных аргументов ученых, порицавших совершение намаза вторым джама’атом в мечети, являлось то, что основа в любом поклонении – это запрет, кроме тех случаев, когда в шариате имеется указание на тот или иной обряд поклонения, и в этом среди ученых ахлю-Сунна нет разногласий, о чем подробно писали многие имамы, среди которых шейхуль-Ислам Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим и имам аш-Шатыби. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/385, “И’лямуль-мууаккъи’ин” 1/299, “аль-Мууафакъат” 3/513.
И нет никаких указаний на то, что при посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и при его сподвижниках было положение совершения опоздавшими второго джама’ат-намаз. Был только первый и единственный групповой намаз, который стремились застать все мусульмане. Что же касается тех, кто по какой-либо причине опаздывал на этот первый джама’ат-намаз, то они молились раздельно.
Сказал ас-Сайд Махди Хасан аль-Кайляни: “Нет ни одного хадиса, указывающего на дозволенность совершения вторым джама‘атом намаза в мечети, в которой есть постоянный имам и муаззин… А кто заявляет обратное, тот возводит ложь на Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Та’ликъ ‘аля аль-Худжа” 1/81.
Шейх аль-Альбани говорил: “Относительно второго джама’ата от пророка (мир ему и благословение Аллаха) не передается ничего дозволяющего это ни словами, ни молчаливым одобрением, несмотря на то, что в его время бывали опоздавшие на джама’ат-намаз”. См. “Тамамуль-минна” 157.
Хафиз Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: “Не было у саляфов кроме одного джама’ат-намаза (т.е. первого)”. См. “аль-Мадхаль” 2/136.
Шейх ‘Алиш аль-Мисри говорил: “Что же касается увеличения числа джама’атов в одной мечети, то это стало распространенным деянием в исламской общине только после шестого века по хиджре”. См. “Фатхуль-‘Али аль-Малик” 1/92.
Из числа аргументов на неправомочность совершения второго джама’ат-намаза в соборной мечети, это следующий хадис. ‘Абдур-Рахман ибн Аби Бакра передал со слов своего отца: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел с окраин Медины для того, чтобы совершить молитву, но застал людей уже совершившими ее. Тогда он направился в свой дом, собрал членов своей семьи и совершил молитву вместе с ними”. ат-Табарани в «аль-Аусат» 4739. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
На этот хадис опирались ученые, порицавшие совершение второго джама’ат-намаза. Так, хафиз аль-Хайсами в «Маджма’у-ззауаид» назвал главу, в которой привел этот хадис следующим образом: «Глава о том, кто пришел в мечеть и нашел людей совершившими эту молитву».
Что же касается ученых, считавших дозволенным повторять джама’ат-намаз в одной мечети, то в отношении этого хадиса они сказали, что не всегда оставление пророком (мир ему и благословение Аллаха) какого-либо действия указывает на нежелательность совершения этого деяния.
Однако ученые, порицавшие второй джама’ат, сказали, что именно в данном случае оставление пророком (мир ему и благословение Аллаха) совершение намаза в его мечети вторым джама’атом указывает как минимум на нежелательность этого поступка. Ведь достоинство совершение намаза в его мечети велико, и он, имея возможность совершить в ней повторно джама’атом намаз, все же не сделал этого!
Имам Ибн ‘Абидин после упоминания рассматриваемого хадиса сказал: “Если бы второй джама’ат был дозволен, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выбрал бы молитву в своем доме, оставив создание второго джама’ата в мечети!” См. “Хашия Раддуль-мухтар” 1/553.
Имам аль-Касани сказал: “Если бы повторное совершение намаза в одной мечети не было бы порицаемым, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) этого бы не оставил, зная о достоинстве джама’ат-намаза в мечети!” См. «Бадаи’у-ссанаи’» 1/418. Также говорил и имам ас-Сархаси, аль-Канкухи и др. См. “аль-Мабсут” 1/399, “аль-‘Урфу шаззи” 118.
Из этого хадиса извлекаются следующие пользы (фауаид):
1. Опоздавшим не следует совершать в мечети намаз вторым джама’атом;
2. Если человек, проживающий возле мечети, знает, что он опоздал на первый джама’ат, то ему необязательно (уаджиб) туда идти;
3. Совершение намаза в джама’ате, но не в мечети, лучше, чем совершить намаз одному, но в мечети.
Что касается ученых, считавших дозволенным повторять джама’ат-намаз, то сказали, что если опираться на внешнее содержание этого хадиса, то из него также следует, что совершение намаза опоздавшим на первый джама’ат, пусть даже в одиночку, тоже является порицаемым. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил намаз у себя дома, а в не мечети.
Однако сторонники обратного мнения отвечают на это заявление тем, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отдал предпочтение совершению намаза в джама’ате со своей семьей у себя дома, перед совершением намаза в одиночку в мечети.
Также из числа доводов в отношении неправомочности совершения намаза вторым джама’атом, это хадис от Абу Хурайры, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, бывало так, что хотел я велеть собрать дров, потом велеть призвать на молитву, потом велеть кому-нибудь стать имамом, а самому явиться к тем людям, которые не явились на молитву, и сжечь их дома!» аль-Бухари 644, 657, 2420, 7224, Муслим 651.
Этот хадис указывает на то, что во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) был только единственный джама’ат. И если совершение общей молитвы вторым джама’атом было бы известно и узаконено во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), то у пропустивших групповую молитву было бы явное оправдание. Если пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил бы сжечь их дома, они могли бы оправдаться словами: «О посланник Аллаха, мы просто хотели совершить намаз со вторым или третьим джама’атом!»
Ас-Сайд Махди аль-Кайляни в комментарии к книге имама аш-Шайбани «аль-Худжа ‘аля ахлиль-Мадина» 1/81 писал: “Этот хадис указывает на то, что первый джама’ат и есть узаконенный, на который указал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Если бы имело место вторым, третьим и другим джама’атам, то он не собирался бы сжигать дома тех, кто не явился на первый джама’ат, так как они могли прийти на второй или третий джама’ат! В этом хадисе указание на обязательность явления на первый джама’ат, что исключает второй джама’ат. И если люди будут знать о наличии вторых джама’атов, они не будут являться на первый, так как будут знать, что не упустят джама’ат. И тебе становится ясно, что совершение одной молитвы несколькими джама’атами влечет уменьшение первого джама’ата, что не является благим деянием!”
Также и ат-Таханауий выводил из этого хадиса довод на отсутствие во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) второго джама’ата. См. «И’ляу ас-Сунан» 4/246-247.
Шейх аль-Альбани сказал: “В этом хадисе угроза от пророка (мир ему и благословение Аллаха) сжечь дома тех, кто не является на групповую молитву в мечеть. Я считаю, что этот один хадис уже указывает на то, о чем мы говорим! Какой же это джама’ат намаз, на который не являются люди, который влечет эти угрозы?! Если скажут: «Это первый джама’ат», тогда мы скажем: «Значит, другие джама’аты не являются узаконенными!»” См. “Маджалля аль-Асаля” № 13-14.
И именно про этот первый и единственный джама’ат, существовавший во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и говорил Ибн Мас’уд, сказавший: “Пусть тот из вас, кто будет рад завтра встретить Аллаха мусульманином, постоянно совершает эти намазы там, где к ним будут призывать. Поистине, Аллах установил для вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) Сунны правильного пути и, поистине, это (совершение джама’ат-намазов) относятся к числу Сунн правильного пути! Если же вы станете молиться в своих домах, как поступает остающийся у себя дома, это будет означать, что вы отказались от Сунны вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), а если вы откажетесь от Сунны вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), то непременно собьетесь с пути! Что же касается нас, то никто не пропускал ее (групповую молитву), кроме лицемеров, известных своим лицемерием! И бывало так, что человека приводили в мечеть двое других (по причине его слабости или болезни), чтобы помочь ему занять место в ряду молящихся”. Муслим 654.
В этих словах Ибн Мас’уда: «никто не пропускал ее (групповую молитву), кроме лицемеров, известных своим лицемерием», указание на то, что в их время был только один джама’ат-намаз, а иначе как он мог говорить, что этот первый джама’ат пропускали только лицемеры?!
Также из числа важных доводов на незаконность совершения молитвы вторым джама’атом, это следующий хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Поистине, восхищаюсь я тем, чтобы молитва верующих была едина! И собирался направить людей к высоким домам, чтобы они призывали азаном на начало молитвы». Абу Дауд 506, Ибн Хузайма 383. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Шейх Машхур говорил: “Это ясный, четкий текст на запрет разделения молитвы мусульман, и указание на то, что она должна быть одной! И в этом хадисе опровержение тем, кто заявляет, что порицающие вторые джама’аты придумали причину, на которую нет указания!” См. “И’лямуль-‘абид” 80.
Следующим доводом на неправомочность повторения джама’ат намаза в одной мечети, служит то, что сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) не совершали подобного, и более того, о них передается противоположное этому. Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды ‘Алькъама и аль-Асуад вместе с Ибн Мас’удом, заходя в мечеть, встретили выходящих из мечети людей, которые уже совершили молитву. Тогда Ибн Мас’уд вместе ‘Алькъамой и аль-Асуадом возвратился домой, и они совершили молитву там”. ‘Абдур-Раззакъ 2/409. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Если бы совершение молитвы в мечети вторым джама’атом было бы делом дозволенным, то Ибн Мас’уд не оставил бы это деяние. Ведь он прекрасно знал о достоинстве совершения групповой молитвы в мечети, да еще и в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. “аль-Мабсут” 1/135.
От Джабира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва в моей мечети лучше, чем молитва в любом другом месте в тысячу раз, кроме Заповедной мечети. А молитва в Заповедной мечети лучше, чем молитва в любом другом месте в сто тысяч раз». Ахмад 3/343, Ибн Маджах 1406. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани.
Хасан аль-Басри говорил: “Когда сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) заходили в мечеть, в которой уже была совершена молитва, они молились индивидуально”. Ибн Абу Шайба 2/223.
Но ученые, считающие, что дозволено совершать молитву вторым джама’атом в одной мечети сказали, что другое предание от самого же аль-Хасана аль-Басри разъясняет причину совершения сподвижниками молитвы по отдельности. Хасан также говорил: “Они не желали совершать вторым джама’атом намаз из-за опасения перед правителем”. Ибн Абу Шайба 2/322.
Однако помимо аль-Хасана аль-Басри и другие имамы упоминали о том, что сподвижники не совершали вторым джама’атом молитву, если они опаздывали на первый, и не делали причиной такого их поступка именно опасение перед правителем. Имам аш-Шафи’и говорил: “Я порицаю совершение молитвы вторым джама’атом по той причине, что никто из саляфов подобного не делал, более того некоторые из них это порицали!” См. “аль-Умм” 1/180.
Также имам аш-Шафи’и сказал: “Мы выучили, усвоили то, что однажды два человека упустили с пророком (мир ему и благословение Аллаха) молитву, и они с его ведома совершили молитву раздельно, несмотря на то, что были в состоянии совершить ее вместе в мечети. И они (саляфы) поступили таким образом для того, чтобы не совершать одну молитву дважды в мечети!” См. “аль-Умм” 1/181.
Сказал ат-Таханауий: “Муджтахид не передает от саляфов ни о каком деянии, кроме как если он имеет для этого достоверную основу. И слова аш-Шафи’и: «Мы выучили, усвоили (хафазна)» - являются доводом! И в этом указание на то, что когда сподвижники упускали джама’ат-намаз, они молились раздельно, не объединяясь во второй джама’ат!” См. «И’ляу Сунан» 4/251.
Совершение молитвы вторым джама’атом в мечети, в которой она уже была совершена, также может привести в расстройство первый, основной джама’ат в мечети. Это являлось одной из причин, по которой Всевышний запретил совершение молитвы в мечети, построенной лицемерами во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и повелел ее разрушить. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и для поддержки тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его посланника, непременно будут клясться: “Мы не хотели ничего, кроме блага”. Аллах свидетельствует, что они лжецы!» (ат-Тауба 9: 107).
Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Т.е. мусульмане были одним джама’атом в одной мечети, а лицемеры посредством этого желали внести раскол в их ряды”. Он также сказал: “Это мудрость шариата для закрытия заблуждений приверженцев нововведений, чтобы они не опаздывали на первый джама’ат, а затем приходили и молились с другим имамом. Такой поступок является причиной исчезновения мудрости групповой молитвы и ее Сунны!” См. «‘Аридатуль-ахъуази» 2/21.
Если люди будут знать, что они опоздают на групповую молитву, которая в мечети совершается всего один раз, то они несомненно будут спешить на нее, чтобы увеличить число молящихся и заслужить большую награду. Однако, если людям будет известно, что в той или иной мечети совершается молитва и вторым и третьим джама’атом, то они не будут спешить на первый джама’ат. Это приведет к уменьшению количества молящихся первого джама’ата, что является весьма порицаемым по мнению ученых как одной, так и другой стороны. См. “аль-Базаль аль-маджхуд” 4/278.
Сказал ас-Сархаси: “Нам велено увеличивать джама’ат, а в повторении несколько раз одной молитвы в мечети, есть уменьшение этого джама’ата. Ведь если люди будут знать, что они упустят джама’ат-намаз, то будут стремиться к нему, что увеличит джама’а. Но если они будут знать, что они все равно не упустят джама’ат, то будут задерживаться, что приведет к уменьшению джама’ата”. См. “аль-Мабсут” 1/135.
Сказал аль-Касани: “Совершение повторных намазов джама’атом в мечети ведет к уменьшению первого джама’ата, поскольку если люди будут знать, что они упустят джама’ат, то будут спешить застать его и тем самым увеличат первый джама’ат. Однако если они будут знать, что они не упустят джама’ат, то не будут торопиться и первый джама’ат уменьшится, а уменьшение первого джама’ата является порицаемым!” См. «Бадаи’у-ссанаи’» 1/418.
Сказал ас-Сайд Махди аль-Кайляни: “Если люди будут знать о наличии вторых джама’атов, они не будут являться на первый, так как будут знать, что не упустят джама’ат. И тебе становится ясно, что совершение одной молитвы несколькими джама’атами влечет уменьшение первого джама’ата, что не является благим деянием!” См. «Та’ликъ ‘аля аль-Худжа» 1/81.
И ведь чем больше людей будет совершать групповую молитву, тем больше будет за нее награда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Молитва двоих вместе лучше перед Аллахом, чем молитва четверых раздельно. Молитва четверых вместе лучше перед Аллахом, чем молитва восьмерых раздельно. А молитва восьмерых вместе лучше перед Аллахом, чем молитва ста человек раздельно!» ат-Табарани, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3836.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Поистине, Аллах восхищается групповой молитвой!» Ахмад. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 1820.
Также в качестве довода на незаконность второго джама’ата ученые приводили, что подобного ни пророк (мир ему и благословение Аллаха), ни его сподвижники не совершали даже на джихаде во время молитвы страха (салятуль-хауф). Шейх Ибрахим Саджир говорил: “Если бы второй джама’ат был дозволен, то наибольшая нужда в этом была бы во время сражения, поскольку нужда в этом в таком положении явная. Однако Ислам побуждает к сплочению мусульман, и даже в таком положении молятся только за одним имамом, как сказал Всевышний Аллах: «Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут свое оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придет другая группа, которая еще не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут свое оружие». (ан-Ниса 4: 102)”. См. “аль-Мукътасыд” 107.
Шейх Машхур писал: “Также из числа доказательств на порицание второго джама’ата – это отсутствие одобрения пророка (мир ему и благословение Аллаха) второго джама’ата в молитве страха, и отсутствие того, что какой-либо джама’ат делал этот намаз после него!” См. “И’лямуль-‘абид” 85.
Таковы доводы ученых, запрещающих и порицающих совершение намаза вторым джама’атом в одной мечети.
Мудрость и причины порицания этого в следующем:
– Отсутствие указания в Коране и Сунне на дозволенность такого поступка.
– Не разделять джама’ат-намаз, который должен быть одним.
– Боязнь раскола среди мусульман. См. “Та’ликъ Джами’ ат-Тирмизи” 1/431-432.
– Не дать возможность приверженцам нововведений расколоть джама’ат мусульман.
– Не нанести таким образом обиду имаму. См. “Табсыратуль-хуккам” 2/136.
Этому мнению следовали многие саляфы из числа последователей (таби’ун). Афлях рассказывал: “Однажды мы зашли с аль-Къасимом в мечеть, в которой уже совершили молитву, и он сделал намаз один”. Ибн Абу Шайба 2/323.
‘Абдур-Рахман ибн аль-Муджаббар рассказывал: “Однажды мы зашли с Салимом ибн ‘Абдуллахом в соборную мечеть, в которой совершили молитву, и когда его спросили: «Совершим молитву вместе?», он ответил: “Не совершается совместно одна молитва в мечети дважды!” И Ибн Уахб сказал: “Ученые люди мне сообщили, что тоже самое говорили Ибн Шихаб, Яхъя ибн Са’ид, Раби’а и аль-Ляйс!” См. “аль-Мудаууана” 1/89.
Также сообщается, что «когда аль-Асуад упускал совершение джама’ат-намаза в мечети его племени, он шел в другую мечеть». Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 2/131.
Шейх Машхур сказал: “Если бы аль-Асуад не считал порицаемым совершение вторым джама’атом намаза в одной мечети, то совершил бы с кем-либо джама’ат-намаз в этой мечети и не шел бы в другую. А что касается аль-Асуада ибн Язида, то (степень его) знания в фикъхе известна среди ученых!” См. “И’лямуль-‘абид” 38.
И это мнение является мнением большинства ученых, среди которых ‘Усман аль-Баттий, Абу Къиляба, Ибн ‘Аун, ар-Раби’а, Яхъя ибн Са’ид, Абу Ханифа, Абу Юсуф, аль-Ауза’и, аль-Ляйс ибн Са’д, Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, Малик, аш-Шафи’и и мн. др. См. “Джами’ ат-Тирмизи” 1/430, «аль-Маджму’» 4/222, «‘Умдатуль-Къари» 5/165.
Имам ‘Абдур-Раззакъ, приведя в своем сборнике мнения саляфов, порицавших совершение молитвы вторым джама’атом, сказал: “И мы следуем этому мнению!” См. “аль-Мусаннаф” 2/294.
Имам аш-Шайбани писал: “Ученые Медины говорили: «Тот, кто придет после завершения молитвы постоянным имамом (ратиб), тот пусть молится один»”. См. “аль-Худжа ‘аля ахлиль-Мадина” 1/78.
Шейх аль-Альбани сказал: “Те, кто считает, что совершение намаза вторым джамаатом не является узаконенным и является порицаемым – это большинство ученых из числа саляфов. Среди них три имама: Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи’и, и даже имам Ахмад среди них в одном из мнений, которое передается от него, и которое не является известным у его последователей в наше время!” См. “Маджалля аль-Асаля” № 13-14.
Доводы дозволяющих совершение второй групповой молитвы в мечети
Самым главным аргументом ученых, считающих дозволенным совершение молитвы вторым джама’атом в мечети, в которой уже была совершена молитва, является следующий хадис, переданный Абу Са’идом, который рассказывал: “Однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел в мечети вместе со своими сподвижниками, вошел один человек, а намаз к этому времени уже был совершен. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть ли среди вас какой-либо человек, кто совершит вместе с ним молитву, чтобы сделать ему тем самым садакъа (милостыню)?» Тогда один из сидящих встал и помолился вместе с ним”. Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2652.
На этот хадис опираются ученые, дозволяющие совершение молитвы вторым джама’атом в мечети. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи приводил этот хадис в своем сборнике в качестве доказательства на дозволенность второго джама’ата в одной мечети. И это известное мнение имама Ахмада и ханбалитских ученых, а также Ибн Хазма. Также и ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима), шейх Ибн ‘Усаймин и шейх аль-Мубаракфури, опираясь на этот хадис, дозволили в любом случае совершать намаз вторым джама’атом в одной мечети даже если в ней есть постоянный имам.
Что же касается имама Ибн Хазма, то его мнение заключается не просто в дозволенности такого поступка, а в необходимости этого. Несмотря на то, что имам Ибн Хазм был известен своим буквальным подходом и тем, что не принимает аналогию в вопросах поклонения, он не ограничился на этом виде джама’ат-намаза, упомянутом в хадисе. Т.е. что второй джамаат-намаз дозволено совершить опоздавшему лишь с тем, кто уже совершил его. Причина этого в том, что Ибн Хазм считал, что условием принятия намаза является совершение его в джама’ате, и на основании этого становится ясно, что он дозволил бы совершение намаза и вторым и третьим и даже десятым джама’атом! Более того, он считал недействительным намаз того, кто совершил его в одиночку. Однако на то, что намаз, совершенный вне джама’ата, действителен, указывают следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Молитва, совершенная в джама’ате превышает индивидуальную молитву на двадцать семь ступеней» аль-Бухари 645, Муслим 650.
ٌКстати, данный хадис является опровержением некоторым захиритам, которые считали, что недействительна молитва того, кто без уважительных причин совершил её в одиночку, и что джама’ат является условием её принятия, поскольку упоминание превосходства одной из них над другой, подразумевает, что обе они действительны. См. “Сафуату ахкам” 91.
Что же касается рассматриваемого хадиса: «Не найдется ли среди вас человека, который совершит вместе с ним молитву, чтобы сделать ему тем самым садакъа (милостыню)?» То данный хадис хорошо известен ученым, порицающим второй джама’ат, и он не обошел их стороной, и они не считают его слабым! Однако весь вопрос в его понимании и общей аргументации им.
Сказал ас-Сахаранфури: “В этом хадисе указание на совершение вторым джама’атом намаз определенной формы. Совершение молитвы тем, кто совершил ее с первым джама’атом, с тем, кто не совершил эту молитву, что является для составляющего джама’ат добровольной молитвой. И такой вид не порицает никто из ученых! Что же касается полноценного джама’ата, в котором как имам, так и стоящий позади него не совершали этот намаз в первом джама’ате, то в этом хадисе нет указания на дозволенность этого!” См. “Базлюль-маджхуд” 4/178.
Сказал аль-Кашмири: “Этот хадис не относится к обсуждаемой нами теме, поскольку разногласие в том, что как имам, так и стоящие позади него совершают обязательный намаз, а в хадисе речь о том, что совершавший позади делал добровольную молитву!” См. “аль-‘Урф аш-шаззи” 118.
Сказал аль-Канкухи: “Этот хадис не подкрепляет довод дозволяющих второй джама’ат. В нем дозволение совершения намаза, совершившим его с тем, кто его не совершил. Нет в этом хадисе доказательства на дозволенность обсуждаемого вопроса. Наоборот, в нем больше довода для запрещающих второй джама’ат. Ведь если бы совершение второго джама’ата было делом узаконенным, то этот опоздавший человек искал бы еще одного подобного себе, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) бы сказал: «Есть ли кто-либо, кто не совершил намаз, чтобы помолиться с ним?» И сподвижники встали бы для совершения намаза с этим человеком все, или же большинство из них. Однако дело обстоит иначе, ибо никто из сподвижников не встал к этому опоздавшему, поскольку они по своему естеству не желали совершения намаза вторым джама’атом. И тем торговцем был Абу Бакр, (как об этом передается в одной из версий), который также не стремился заработать награду за эту молитву, поскольку сидение в обществе пророка, да благослови его Аллах и приветствует, было предпочтительней этого. А совершение этого было только из-за желания этого пророком (мир ему и благословение Аллаха) и из стремления выполнить его веление!” См. “аль-Каукабу дуррий” 1/116-117.
Также говорил и известный ханафитский имам Бадруддин аль-‘Айни, что в этом хадисе довод против дозволяющих второй джама’ат, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился не ко всем сподвижникам, а только одному, несмотря на желание всех их заработать награду! См. “Шарх Сунан Аби Дауд” 3/213.
Ибн ар-Риф’а сказал: “Единогласны все, что если человек увидел в мечети того, кто молится один, что желательно присоединиться к нему, чтобы помолиться с ним, но если только этот человек уже совершил эту молитву в первом джамаате!” См. “Найлюль-аутар” 3/185.
Таким образом, со слов имамов мы видим, что в этом хадисе речь идет о конкретном виде второго джама’ат-намаза, а это совершение опоздавшего с тем, кто уже совершил данную молитву.
Мы же обсуждаем вопрос о совершении намаза вторым джама’атом отдельной группой, не совершивших вовсе этот намаз.
Имам аль-Мазхари относительно слов: «чтобы сделать ему тем самым садакъа», сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал это садакъой, поскольку тот человек сделал садакъа опоздавшему с заработанных (за джама’ат намаз) 26 наград”. См. “Базлюль-маджхуд” 4/177.
Спросили шейха аль-Альбани о тех, кто дозволяет опоздавшим совершение молитвы вторым джама’атом, приводя в качестве аргумента хадис: «Кто совершит вместе с ним молитву, чтобы сделать ему тем самым садакъа?» Его спросили: “Достоверен ли этот хадис?” Шейх ответил: “Конечно, хадис достоверный, однако такой довод, извлекаемый из него неправилен! Это становится ясно по многим причинам, если поразмышлять над словами: «…сделать ему тем самым садакъа?» Обращение пророка (мир ему и благословение Аллаха) идет к тем, кто помолился с ним, а мы рассматриваем вопрос о тех, кто опоздал на первый джама’ат и не молился с имамом. Во-вторых, если группа людей, опоздавших на намаз, встанет совершать его совместно, то кто из них будет тем, кто делает садакъа и кто будет тот, кому делают садакъа?! Никто! Ни о ком из них невозможно сказать, что кто-то тот, кто делает садакъа, а кто-то тот, кому делают садакъа. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), произнесший эти слова обратился к своим сподвижникам, которые помолились позади него, ибо они стали богатыми, во-первых, потому что они молились позади самого пророка, да благослови его Аллах и приветствует, а во-вторых, совершили групповой намаз. А ведь групповой намаз приравнивается к двадцати семи! Затем заходит человек, упустивший эти два блага, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращается к тем, кто получил эти блага: «Кто совершит вместе с ним молитву, чтобы сделать ему тем самым садакъа (милостыню)?», и один из них встал и помолился вместе с опоздавшим. Тем самым он и был тем, кто подает садакъа, ибо тот, кто упустил эти блага, был нуждающимся”. См. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 709.
Также ученые, дозволяющие совершение второго джама’ата опоздавшими, в качестве довода приводят обобщенные хадисы, побуждающие к совершению молитвы в джама’ате и указывающие на достоинство этого. Однако этот аргумент ученые противоположной стороны не приняли по той причине, что джама’ат-намаз имеет свои правила и условия, и применение этих обобщенных хадисов к такому частному случаю в расчет не берется. Шейх Машхур сказал: “Обобщенные тексты шариата не применяются к частным случаям, если только так не поступали саляфы! И если бы эта аргументация была правильной, то от саляфов пришло бы ясное недвусмысленное действие в соответствии с этим!” См. “И’лямуль-‘абид” 90.
Так, например, в хадисах, в которых говорится о превосходстве групповой молитвы над молитвой одного в 25 или 27 степеней, речь идет именно о первом джама’ат-намазе с постоянным имамом (ратиб), а не о любой молитве совершенной в джама’аете, на что указывает понимание сподвижников. Хафиз Ибн Хаджар писал: “От некоторых сподвижников пришло сообщение о том, что двадцати пяти кратная награда за групповую молитву уменьшается в зависимости от места совершения. Са’ид ибн Мансур с хорошим иснадом передал, что Аус аль-Ма’афири спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: “Что ты скажешь относительно того, кто совершит тщательно омовение и помолится у себя дома?” Он ответил: «Это прекрасно». Тот спросил: “А если он помолится в ближайшей мечети?” ‘Абдуллах ответил: «Это будет приравниваться к пятнадцати молитвам». Тот опять спросил: “А если он отправится в соборную мечеть, чтобы помолиться в ней?” Он ответил: «Это будет подобно двадцати пяти молитвам»”. См. “Фатхуль-Бари” 2/135.
Нет сомнения в том, что это высказывание сподвижника ‘Абдуллаха ибн ‘Амра имеет положение марфу’, т.е. то, что передается от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку о количестве награды за тот или иной поступок он мог узнать только от него!
Таким образом, становится ясно, что общие хадисы о велении совершать намаз в джама’ате имеют свои правила и условия, а иначе их с таким же успехом можно было бы отнести на дозволенность повторения пятничной молитвы (джуму’а) опоздавшими на нее. Или можно было бы постоянно совершать любые добровольные намазы в джама‘ате.
Однако всему свое место, и обобщенные тексты конкретизируются другими. И обязательным джама’ат-намазом, на который велено идти проживающему рядом с мечетью, является именно первый джама’ат!
Следующий довод ученых, дозволяющих второй джама’ат, это предание от Ибн Мас’уда. Саляма ибн Кухайль рассказывал: “Ибн Мас’уд однажды зашел в мечеть, в которой уже была совершена молитва, и создал с ‘Алькама, Масрукъом и аль-Асуадом джама’ат”. Ибн Абу Шайба 2/322. Иснад достоверный.
Однако это придание противоречит другому же сообщению от Ибн Мас’уда, что приводит сторона порицающая второй джама’ат. Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды ‘Алькъама и аль-Асуад вместе с Ибн Мас’удом, заходя в мечеть, встретили выходящих из мечети людей, которые уже совершили молитву. Тогда Ибн Мас’уд вместе ‘Алькъамой и аль-Асуадом возвратился домой, и они совершили молитву там”. ‘Абдур-Раззакъ 2/409. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Внешне эти сообщения противоречат друг другу, однако в этих сообщениях нет противоречия, если вдуматься в их смысл. Шейх Машхур писал: “Что касается Салямы ибн Кухайля, то он не упомянул о том, что Ибн Мас’уд объединил в джама’ат ‘Алькъаму, Масрукъа и аль-Асуада именно в мечети. Однако Ибрахим ан-Наха’и сообщил о том, что они собрались в джама’ат именно в доме, и таким образом эти две версии легко объединить. Также это усиливается и тем, что нам известно, что мнение аль-Асуада и ан-Наха’и в этом вопросе – это запрет на повтор джама’ат-намазов!” См. “И’лямуль-‘абид” 59.
Следующий довод этой стороны, это предание от Анаса, в котором сообщается, что когда “он зашел в мечеть, в которой уже совершили молитву, он повелел произнести слова азана и икъамы, а затем они совершили молитву джама’атом”. аль-Байхакъи 1/29, Абу Я’ля 7/351. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад достоверным.
Сказал ат-Таханауи: “Это предание (Анаса) объясняется тем, что речь идет о мечетях, что у дорог или тому подобном, в которых не порицается совершать намаз вторым джама’атом. И это положение усиливается тем, что Анас, да будет доволен им Аллах, повторил в этой мечети азан и икъама, которые не дозволяют даже те ученые, кто дозволяют второй джама’ат в соборной мечети!” См. “И’ляу ас-Сунан” 4/248.
То, что мечеть, в которой Анас совершил джама’атом намаз, находилась возле дороги, усиливается и тем, что в версии ‘Абдур-Раззакъа сообщается: “А после молитвы Анас сел верхом и уехал”. См. “аль-Мусаннаф” 2/291. И это ясно указывает на то, что Анас был в пути!
Таковы доводы сторонников дозволенности совершения намаза вторым джама’атом, и это является распространенным мнением ханбалитских ученых.
Ханафитский имам ‘Али аль-Къари писал: “Повторение джама’ат-намаза в одной мечети порицается по-нашему мазхабу и это также порицается у Малика и аш-Шафи’и, чего не скажешь об Ахмаде”. См. “Фусуль мухимма” 57.
Также имам известной книги по фикъху «Къауанинуль-фикъхия» Ибн Джузай писал: “Не собираются вместе в одной мечети для совершения намаза дважды. Однако мнение Ахмада ибн Ханбаля этому противоречит”. См. “Къауанинуль-фикъхия” 49.
Здесь следует указать на один момент. Ханбалиты, которые дозволяют совершение второго джама’ата в любых мечетях, не дозволяют этого в трех главных мечетях: в Мекке, в Медине и в Иерусалиме. Имам Абу Дауд рассказывал: “Я слышал, как Ахмад говорил: «Не совершается групповая молитва в мечети аль-Харама и мечети Медины дважды. Что же касается других мечетей, то я надеюсь, что это будет проще»”. См. “Масаиль Абу Дауд” 47.
Однако мало кто из сторонников дозволения второго джама’ата знает или же акцентирует внимание на этом мнении имама Ахмада!
Также один из самых сильнейших знатоков ханбалитского мазхаба – имам Ибн Къудама упомянув о том, что их мазхаб дозволяет совершение намаза вторым джама’атом сказал: “Что же касается совершения повторного джама’ат-намаза в мечети Харама (в Мекке), в мечети Медины и мечети аль-Акъса, то от Ахмада передается порицание повторения джама’ат-намаза в них!” См. “аль-Мугъни” 2/10.
Возникает вопрос: что же побуждает их к этому?
Ответ: опасение раскола среди мусульман, как это было вплоть до недавнего времени, когда в Мекке в «Масджиду аль-Харам» было четыре макъама (место для имама), где каждый молился только за имамом своего мазхаба.
Тогда возникает следующий вопрос: Где доказательство из Корана и Сунны на разделение мечетей в этом конкретном вопросе?! Где указание на то, что в трех мечетях повтор джама’ат-намаза порицается, а в остальных соборных мечетях это приемлемо?!
Также все имамы и в том числе ханбалиты, запрещают совершать пятничную молитву опоздавшими после того, как она была совершена. Ханбалитский имам Ибн Муфлих говорил: “Если пятничная молитва уже была совершена, то не разрешается проводить ее снова в этой же мечети, поскольку совершать пятничную молитву джама’атом после джама’ата нельзя, однако с остальными намазами обстоит по-другому”. См. “аль-Баян уа-ттахсыль” 2/76.
Но возникает вопрос, где конкретизация на такое разделение?! И почему нельзя применять к пятничной молитве обобщенные хадисы, побуждающие совершать намаз в джама’ате, которые сторонники дозволенности второго джама’ата применяют в довод на дозволенность этого?! См. “И’лямуль-‘абид” 82.
Также следует отметить, что даже сторонники дозволенности совершения вторым джама’атом намаз, порицают это в случае регулярности. Доктор Абдуллах ибн аль-Фаузан, который придерживался мнения, что опоздавшие могут совершить намаз вторым джама’атом, писал: “Однако нет сомнения, что постоянство в совершении намаза вторым джама’атом не было во времена саляфов и их последователей (таби’ун). Это стало происходить после них, что стало нововведением, как об этом сообщили некоторые ученые, среди которых шейхуль-Ислам Ибн Таймия”. См. “Маджму’уль-фатауа” 23/258.
Но вместе с тем он не дал определение понятию «постоянство» при котором второй джама’ат станет порицаемым!
Также если люди не совершают молитву с первым джама’атом по причине недовольства постоянным имамом, даже если от него известны нововведения, и ждут, пока он закончит, чтобы помолится со своим имамом, то это является еще более порицаемым и запретным, по мнению ученых обоих мнений, поскольку это ведет к смуте! Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые были наилучшими людьми в этой общине, молились позади тех, кто был наихудшим в этой общине. Имам Ибн Хазм говорил: “Мы не знаем никого из числа сподвижников, кто запрещал бы совершать намаз за Мухтаром, ‘Убайдуллах ибн Зайдом и Хаджаджем. И это несмотря на то, что эти трое были самыми нечестивыми из всех нечестивых!” См. “аль-Мухалля” 4/214.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ваши имамы совершают молитвы для вас и для себя, и если они все делают правильно, то награда и вам и им, если же они ошибаются, то вам все равно достается награда, а их ошибки оборачиваются против них» аль-Бухари 1/235.
Спросили Хасана аль-Басри о совершении молитвы позади человека, придерживающегося нововведений, и он сказал: “Молись, а его нововведения останутся ему”. аль-Бухари 1/238.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия писал: “Если молящийся знает о том, что имам является приверженцем нововведений, призывающим к нововведениям (бид’а), или явным нечестивцем (фасикъ), и этот имам является постоянным имамом мечети (ратиб), и нет возможности поставить другого имама на пятничные (джум’а) или праздничные (‘ид) молитвы, или это имам, проводящий молитву в день ‘Арафа и т.п., то мусульмане должны молиться за ним. И это является мнением первых (саляф) и последних (халяф) поколений”. См. “Маджму’уль-фатауа” 23/352.
Что же касается совершения одной молитвы двумя джама’атами, одновременно за двумя разыми имамами в одной мечети, то это запрещено по единогласному мнению (иджма’)! См. “Ахтауль-мусаллин” 273.
Также не дозволено совершать намаз джама’атом до его проведения имамом-ратиб. Некоторые ханбалитские ученые даже говорили, что такая молитва недействительна, если совершена без дозволения постоянного имама! См. “Ислях аль-масаджид” 78-79.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что доказательства обеих сторон весьма сильные и убедительные!
Однако из-за отсутствия прямого указания на правомочность совершения опоздавшими молитвы вторым джама’атом как в Коране, так и в Сунне; и чтобы не открывать двери многим порицаемым вещам, как уменьшение численности первого джама’ата или внесение смуты в ряды мусульман; а также для выхода из разногласия, лучше не совершать опоздавшим молитву вторым джама’атом в мечети, в которой есть постоянный имам.
Что же касается не соборных мечетей и молебен (мусалля), в которых нет постоянного имама и муаззина, то не порицается совершение в них совместной молитвы, будь-то вторым или третьим джама’атом.
Также и не порицается составить джама’ат с опоздавшим одному из тех, кто уже совершил эту молитву в первом джама’ате.
На основании этого мнения, можно легко объединить оба положения в обсуждаемом вопросе!
И если человек знает, что он уже опоздал на первый джама’ат в мечети, то все же лучше совершить молитву в мечети даже в одиночку, ибо совершение молитвы в мечети лучше, чем совершение ее в любом другом месте.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто совершит омовение для молитвы должным образом и отправится пешком в мечеть на обязательную молитву, чтобы совершить ее вместе с людьми, или в джама’ате, или в мечети, тому Аллах простит его грехи». ан-Насаи 856. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Слова «чтобы совершить ее вместе с людьми, или в джама’ате» не являются разделением и не указывают на дозволенность совершения молитвы вторым джама’атом после основного. Это сомнение передатчика относительно точности слов: "чтобы совершить ее вместе с людьми", "или в джама’ате". Речь идет об одном и том же, о совершении намаза в основном джама’ате. Шейх ‘Али ибн Адам аль-Асьюби, в своем известном комментарии на сборник хадисов имама ан-Насаи, сказал: “Смысл слов «или в джама’ате» в первом случае указывает на сомнение передатчика, а во втором случае слова «или в мечети» указывает на другой вид. По этой причине становится ясным приведение этого хадиса автором (ан-Насаи), да смилуется над ним Аллах, в этой главе. Речь идет о том, кто совершил молитву в мечети в одиночку, после того, как совершил молитву джама’ат. Такой человек получит прощение грехов, так же как это получили те, кто совершил молитву в джама’ате!” См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 10/623.
Однако если опоздавших несколько и они желают совершить молитву совместно, тогда им лучше сделать это где-либо в другом месте, пусть даже не в мечети, если есть такая возможность, поскольку так поступил пророк (мир ему и благословение Аллаха), помолившийся со своей семьей, и Ибн Мас’уд, который совершил молитву дома со своими спутниками.
Что же касается того, кто опоздал на джама’ат-намаз по веской причине, то ему не стоит беспокоиться, ибо ему и так достанется его награда! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто тщательно совершит омовение и отправится в мечеть, и застанет людей уже совершившими эту молитву, то Аллах дарует ему награду тех, кто уже совершил эту молитву, что ничуть не уменьшит их собственной награды!» Ахмад 2/380, ан-Насаи 2/11, Абу Дауд 564.
Этот хадис достоверный, и по смыслу относится к обсуждаемой теме. Ведь если дело обстоит так, как сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), т.е. что опоздавший по уважительной причине на джама’ат-намаз все равно получит свою награду, то нет нужды в совершении намаза опоздавшими вторым джама’атом в одной мечети!
Что касается этого хадиса, то все его передатчики заслуживают доверия. Среди них ‘Ауф ибн Харис, от которого хадисы передавал аль-Бухари. См. “ат-Тахзиб” 8/149. А также Мухсин ибн ‘Али, относительно которого были разногласия, однако от него передавали хадисы Абу Дауд и ан-Насаи, а Ибн Хиббан говорил, что он надежный. См. “ас-Сикъат” 5/458, “ат-Тахзиб” 10/54.
На основании этого Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Иснад этого хадиса сильный!” См. «Фатхуль-Бари» 6/137. Также его достоверность подтвердили имам аз-Захаби в «ат-Тальхис», шейх аль-Альбани в «Сахих Сунан Аби Дауд», шейх Шу’айб аль-Арнаут в «Тахридж аль-Муснад» 8934.
Имам ас-Синди сказал: “Внешне, упомянутый хадис указывает на то, что награда за совершение групповой молитвы засчитывается тому, кто стремился к ней. И не уменьшается его награда вне зависимости от того, успел он на нее или нет. Например, тот, кто успел на ташаххуд, подобен тому, кто застал начало молитвы. Достоинства и награда не познаются с помощью умозаключений, и нет довода в словах тех, кто противоречит данным хадисам относительно этой темы!” См. “Миркъатуль-мафатих” 2/130.
Нет сомнения в истинности слов имама, поскольку он опирается на достоверные хадисы, однако речь идет только о том, кто стремился на групповую молитву, но из-за веской причины опоздал, а не о том, кто из-за лени и халатности опаздывает на групповую молитву.
Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что награда опоздавшего на групповой намаз подобна совершившему ее с имамом и джама’атом, все же молитва, совершенная в джама’ате с первого такбира превосходит в других достоинствах и наградах молитву того, кто не застал его. Это подобно тому, что чем больше людей совершает в джама’ате молитву, тем больше и награда, несмотря на то, что их групповая молитва приравнивается к двадцати пяти молитвам. Также и молитва с имамом с первого такбира будет иметь преимущество над молитвой того, кто не застал первый такбир имама, на что указывает Сунна. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто молился ради Аллаха сорок дней в джама’ате, заставая первый такбир, будет даровано два избавления: избавление от Огня и избавление от лицемерия!» ат-Тирмизи 241. Хадис хороший. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1979 и «Сахих аль-джами’» 6365.
Следует понять одну важную вещь, что оставив совершение намаза вторым джама’атом в соборных мечетях с постоянным имамом, мусульманин не оставляет никакого веления Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и не совершает никакого греха! Однако он ограждает себя от сомнительного и выходит из разногласий, а выходить из разногласий по мнению всех факъихов является желательным.
Также хочется напомнить мусульманам, что данную тему ни в коем случае нельзя делать предметом споров и ссор. Это недопустимо, и не следует порицать и обвинять в заблуждении тех, кто будет совершать молитву вторым джама’атом в мечети, в которой есть постоянный имам и муаззин. Тем более никто из ученых, порицавших и запрещавших подобное, не говорил о недействительности намаза тех, кто совершил его вторым джама’атом в соборной мечети!
Относительно данного вопроса есть разногласие, и оно приемлемо, поскольку речь идет о разногласии в понимании (ихтиляфу афхам), по той причине, что на эту тему нет однозначного и прямого текста в Коране и Сунне, и нет единогласного мнения (иджма’).
И не следует в этом вопросе брать пример с некоторых невежд, приписывающих себя к требующим знания, которые в качестве разминки устроили полемику в данном вопросе, превратив его в критерий следования истине.
Главное, чтобы мусульманин следовал за доказательством, а не за своими страстями, а также не делал ничего и не говорил о религии Аллаха без знания!
И пусть же мусульмане, стремящиеся к довольству Аллаха, следуют Его велению: «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это – те, кого Аллах повел по прямому пути. Они и есть обладающие разумом!» (аз-Зумар 39: 17-18).
И в заключение, мы воздаем хвалу Аллаху - Господу миров!