О смуте связанной с имамом аль-Бухари

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Приверженцы Сунны говорят, что чтение Корана – это его произношение. А произнесённое – это великий Коран, который постигает слух, переданный напрямую из уст посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует...
Буквы, слова, аяты, суры (Корана), всё это читал Джибриль пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал это своей общине так, как он слышал от Джибриля, который в свою очередь передал это от Аллаха так, как слышал от Него.
Это слова саляфов, имамов Сунны и хадиса. Они различают между тем, что исходит от раба и между тем, что исходит от Господа. Весь Коран для них является речью Аллаха – его буквы и значения.
А что касается голоса рабов, их движение, выполнение и произношение, то всё это является сотворённым и отделённым от Аллаха.
Кто-то может сказать: "Если все обстоит так, как вы сказали, тогда почему имам Ахмад высказал порицание в отношении того, кто говорил: «Моё произношение Корана является сотворённым»?
Более того, обвинял такого в нововведении и приписывал к джахмизму? Ведь смута, произошедшая с Абу ‘АбдиЛлях аль-Бухари была именно по этой причине, когда его бойкотировали приверженцы хадиса и причислили к тем, кто говорил, что Коран является сотворённым".
В качестве ответа мы скажем: Да упасёт нас Аллах от того, чтобы иметь такие плохие мысли в отношении имамов Ислама!
Имам аль-Бухари открыто заявил в своей книге "Халькъ аф’аль аль-‘Ибад", так же в конце «Сахих аль-Джами’», что Коран – это речь Аллаха и не является сотворённым. Это и есть мазхаб имама аль-Бухари, имама Ахмада и других приверженцев Сунны!
Имам аль-Бухари разделил (между самим Кораном и его произношением). Это деление не поняли некоторые из приверженцев Сунны и хадиса.
Некоторые из них не поняли то, что имел в виду аль-Бухари и зацепились за широко распространенные слова имама Ахмада: «Тот, кто сказал, что моё произношение Корана является сотворённым, он джахмит! А если сказал, что моё произношение Корана не является сотворённым, то он приверженец нововведений!» (т.е. имам Ахмад не допускал никаких слов относительно произношения)".
Скрытая зависть к аль-Бухари так же сыграла большую роль, когда Аллах вселил любовь к нему в сердца людей, сделал так, что вокруг него постоянно собирались люди, где бы он ни остановился.
Даже стали пренебрегать в отношении многих, из числа главных представителей, обладающих знанием чему они были недовольны. Тогда, внутренняя страсть встретилась и совпала с появившимся сомнением (относительно аль-Бухари) в его общих словах, которые могут пониматься двояко.
Потом, они зацепились за слова и порицание имама Ахмада тем, кто говорил, что моё произношение Корана является сотворённым, и что он джахмит. Исходя из этого, когда всё перечисленное собралось воедино, образовалась смута между приверженцами хадиса.
Аль-Бухари более осведомлён относительно этого вопроса и более близок к истине, чем все те, кто пошёл в противоречие ему. Его слова яснее и сильнее чем слова Абу ‘АбдиЛляха (имама Ахмада).
Имам Ахмад хотел закрыть все двери и не одобрял слово "сотворённый" в отношении произношения, будь это слово в контексте утверждения или в контексте отрицания.
Некоторые сказали, что этим самым Ахмад хотел перекрыть все двери для разговора об этом. Другие, из них Ибн Къутейба, сказали, что имам Ахмад запрещал это исходя из того, что слово «произношение» (ляфз) в арабском языке указывает на выбрасывание.
В арабском языке говорится: «Выбросил (ляфаза) еду изо рта». Или «выбросил (ляфаза) то, что в руке».
Поэтому, имам Ахмад не одобрял подобное выражение в отношении Корана. Третьи сказали, что имам Ахмад под произношением не имел в виду то, что было произнесено. Поэтому он сказал о сказавшем, что моё произношение Корана является сотворённым, что он джахмит. А причиной его запрета говорить, что моё произношение Корана не является сотворённым, это из-за того, что саляфы так не говорили. Они говорили, что Коран – не является сотворённым.
Коран – это имя, которое может нести в себе как значение, так и произношение. Если обозначить произношение и сказать, что оно не сотворено, то это лишние слова или недостаток в значении. Коран полностью не является сотворённым, поэтому, нет нужды обозначать, что какие-то произношения не сотворены. Это то же самое, если кто-то скажет, что семь первых сур Корана не являются сотворёнными. Это действительно так, однако такое ограничение является запрещённым.
Всё это не то, что имел в виду имам Ахмад. Его запрет говорить подобное, будь в контексте утверждения или в контексте отрицания, было по причине его полноты познания арабского языка и Сунны. Посредством него проводили экзамен, как этого не делали кем-то помимо него. Его слова стали примером подражания группе, последовавшей за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, до Судного дня!
То, что имел в виду имам Ахмад, это содержание слова "произношение" двух вещей:
- Само произносимое, и в отношении этого раб не владеет никаким действием;
- Процесс самого произношения и действие раба.
Значит, слово «сотворённое» в отношении произношения может подразумевать первое значение, и это является ошибкой.
А отрицание того, что произношение является сотворённым, может подразумеваться во втором значении, и это так же является ошибкой.
Поэтому, он запретил оба выражения. (Т.е. запретил говорить: "Мое произношение Корана – сотворённое" и запретил говорить: "Моё произношение Корана – не сотворённое").
Абу ‘АбдиЛлях аль-Бухари разделил между этими понятиями и довольно ясно высказался относительно этого. Он разделил между тем, что исходит от Аллаха, и между тем, что от раба. Он сказал, что творением является именно само действие произношения рабов, их голоса и движения. Так же он отрицал, что Коран может быть сотворённым, который слышал Джибриль от Аллаха, а от Джибриля слышал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он хорошо разделил между этими понятиями в книги "Халькъ аф’аль аль-‘ибад", привёл ясные границы и разницы, что уничтожает сомнение, разъясняет истину, указывает на его имамство и величие в религии».
См. "Мухтасар ас-Сауа’икъ" 510-514.