О распространении непроверенной информации через WhatsApp и различные социальные группы

О распространении непроверенной информации через WhatsApp и различные социальные группы

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем: Наверняка каждому из мусульман хоть раз, да приходили различные рассылки через WhatsApp, источника и достоверность которых он не мог узнать. В последнее время эти самые рассылки участились, и многие мусульмане пересылают это дальше всем своим контактам, даже не удостоверяясь в достоверности информации.

Не редко среди подобной рассылки встречалась откровенная ложь, иногда что-то о религии в виде недостоверных и выдуманных хадисов, иногда различные объявления, как помощь нуждающимся, сбор на операцию детям, или обратиться с мольбой за больного, а иногда обсуждение каких-то глобальных вопросов, связанных с исламской общиной.

Каждый мусульманин и мусульманка обязаны знать, что распространять подобные вещи, без уточнения достоверности, запрещается в Исламе! Даже если речь идет о сообщениях с объявлением сборов о помощи и при этом передающий эту информацию дальше, имеет исключительно благое намерение, это все равно запрещено!

Почему? 

Да потому что если по вашей вине кто-то поверит и сделает пожертвование каким-либо аферистам, то вы будете нести ответственность за имущество мусульман! Как часто бывало так, что распространялась информация о необходимости срочной операции для какого-то ребенка, тогда как этой новости было уже лет пять, и этому ребенку давно сделали операцию, а вместо реквизитов членов его семьи, указаны были реквизиты различных аферистов.

Более того, халатность в вопросах и объявлениях о помощи может привести к тому, что мусульмане перестанут вообще доверять подобным объявлениям и не окажут помощь даже тогда, когда она действительно будет требоваться.

Торопящимся с передачей различных непроверенных рассылок братьям и сестрам хотелось бы напомнить некоторые тексты Корана и Сунны:  Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали, если придет к вам нечестивец с сообщением, то проверяйте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (аль-Худжурат 49: 6).

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать дальше все, что бы он ни услышал». См. Муслим 1/10.

Обратите внимание на эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который говорит, что может стать лжецом тот, кто даже сам не выдумывает ничего, а просто распространяет непроверенную информацию.

Более того, в другой версии этого хадиса говорится: «Достаточно человеку греха, говорить обо всем, что он слышит». См. Абу Дауд 4992, аль-Хаким 1/112. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2025.

Объясняя причину того, почему передающий непроверенную информацию сам становится лжецом, имам ан-Науауи сказал: “В этих текстах содержится запрещение рассказывать обо всем, что слышит человек. Ведь поистине, человек обычно слышит и правду и ложь, а если он будет рассказывать обо всем, то передаст и ложную весть”. См. “Шарх Сахих Муслим” 1/75.

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Худшая опора человека – это слова: “Заявляли”!» См. Ахмад 5/401, Абу Дауд 4972, аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 762. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 866.

Имам аль-Багъауи сказал: “Поистине, это выражение «заявляли» было порицаемо по той причине, что в основном оно используется в сообщениях, которые не имеют цепи передатчиков и которые не достоверны. Это всего лишь вещи, слетающие с языка. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха), уподобил слова человека «заявляли», которыми он желает достичь цели в разговоре, с опорой (средством передвижения), посредством чего человек добирается до нужного ему места. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел удостоверяться в том, что человек говорит, проявляя осмотрительность в этом, и не передавая, кроме как от надежных людей”. См. “Шарху-Ссунна” 12/362.

Имам Малик сказал: “Знай, что не спасется человек, который рассказывает обо всем, что слышит”. Муслим 1/18.

Хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Остерегайся слепо передавать услышанное, ибо поистине, это запрещено!” См. “аль-И’лям” 1/654.

То же самое обстоит и с распространением непроверенной информации о религии и пророческих хадисов. Более того, это еще строже! Ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение и Аллаха) говорил: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовиться занять свое место в Огне!» См. аль-Бухари 109.

Следует также понимать, что рассылаемая информация о религии может быть искаженной, может быть сомнением различных сект и течений, а неподготовленный и не имеющий крепкие основы религии человек может этому поверить и принять на вооружение. Ведь неспроста ученые запрещали читать труды различных сектантов! Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Не дозволено читать книги приверженцев нововведений и слушать их кассеты, если только это не делает тот, кто желает их опровергнуть и разъяснить их заблуждения! А что касается простого человека или требующего знание студента или того, кто читает, чтобы что-то узнать, а не опровергнуть, то для них не дозволено это читать! Ведь прочитанное может повлиять на их сердце, и это зло отразится на них. Поэтому, нельзя читать книги заблудших людей, кроме как специалистам из числа обладающих знанием, которые будут это опровергать и предостерегать от них!” См. “Фатауа фи-ссияса” 18.

Также немаловажен и вопрос распространения информации, связанной с глобальными и всеобщими делами общины, с вопросами безопасности или опасности, которые Шариат строго запретил обсуждать всем подряд! Всевышний Аллах сказал: «Когда до них (мусульман) доходит весть о безопасности или опасности, они разглашают это. Если бы они обратились с этим к посланнику и обладающим влиянием среди них, то об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это» (ан-Ниса 4: 83).

Итак, Аллах запрещает нам обсуждать вопросы, связанные с опасностью и безопасностью, велев возвращать эти вопросы к: «обладающим влиянием». А что касается «обладающих влиянием», то это ученые и правители мусульман. См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 4/82, “Тафсир Ибн Аби Хатим” 5688, “Тафсир Ибн ‘Атыйя” 2/85, “Тафсир аль-Багъауи” 2/255.

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди относительно этого Коранического аята сказал: “Это упрек от Аллаха Его рабам за этот недостойный поступок! Если до верующих дойдет важное известие, касающееся всеобщего блага, связанное с безопасностью и радостью для верующих или же с опасностью для них, то им не следует поспешно распространять его. Им надлежит удостовериться в его правдивости и передать его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), или обладающим влиянием среди людей, которые обладают знаниями и благоразумием, осведомлены о происходящих событиях и разбираются в вопросах пользы и вреда. Если такие люди решат, что разглашение полученных сведений принесет верующим пользу, придаст им силы, доставит им радость и поможет противостоять врагам, то всенародно объявляют об этом. Если же они решат, что разглашение их не принесет мусульманам никакой пользы или принесет больше вреда, чем пользы, то это не разглашается. Вот почему Аллах сказал: «об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это», т.е. важные сведения должны узнать люди, которые могут проанализировать их благодаря своим правильным взглядам и праведным познаниям. В этом содержится доказательство на важное правило, согласно которому исследование любого вопроса следует поручать тем, кто способен справиться с этим. И не следует никому решать важные вопросы раньше таких людей, поскольку они ближе к правильному решению и более защищены от ошибок. В этом также есть запрет на поспешное распространение услышанного”. См. “Тафсир ас-Са’ди” 185.

Хишам ибн ‘Уруа рассказывал: “Я никогда не слышал, чтобы мой отец когда-либо говорил о чем-либо, опираясь на свое мнение. Бывало так, что когда его спрашивали о чем-то (важном), он отвечал: «Это решает правитель!»” См. Ибн ‘Абдуль-Барр в «аль-Джами’» 2059.

Следует знать, что верующий не торопится, а делает все с мудростью и спокойствием. Ведь со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спокойствие от Аллаха, а спешка от шайтана». См. Абу Я’ля 3/1054, аль-Байхакъи 10/104. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Бусыри и хафиз аль-Хайсами сказали, что все передатчики хадиса надежные. А имам Ибн аль-Къайим, имам аз-Зуркъани и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 8/22, “И’лямуль-мууаккъи’ин” 2/120, “Мухтасар аль-Макъасыд” 1/97, “Сахих ат-таргъиб” 1572, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1795.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Спешка была связана с шайтаном по той причине, что она является лишь легкомыслием, безрассудством и вспыльчивостью раба Аллаха. Спешка препятствует тому, чтобы удостоверяться, быть серьезным и кротким. Она становится причиной того, что та или иная вещь ставится не на свое место, порождает зло и препятствует благу. Она занимает свое место между двух порицаемых качеств, как халатность и преждевременная торопливость”. См. “Китаб ар-рух” 258.

Что же касается спешки в благих делах, то она похвальна. Имам ас-Сан’ани сказал: “Спешка порицаема в вещах, где требуется осмотрительность, и является похвальной там, где требуется торопливость в совершении благого”. См. “Субулю-Ссалям” 7/201.