О пустой трате времени

О пустой трате времени

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем: Некоторые мусульмане задаются вопросом: «Как научиться не тратить свободное время в пустую, как оставить навсегда такие искушения, как просмотры фильмов, слушание музыки, разные общение в интернете и чатах, длительное времяпровождение за компьютерными играми?»

В действительности – это немаловажная проблема многих мусульман, и это – важная тема, касающаяся как нас самих, так и наших детей!

Однако следует отметить, что есть такая пустая трата времени, которая является грехом, и в частности речь идёт о том, кто тратит своё время попросту в совершении греховного. И проблема в данном случае будет не столь в пустой трате времени, а в совершаемом в это время грехе.

А есть такая пустая трата времени, которая тратится на что-то в основе дозволенное, как например, человек занимается спортом, играет во что-то и т.п., однако тут будет уже порицаемым то, что он чрезмерно тратит на подобное своё время, которого мусульманину всегда нахватает. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Двух милостей лишены многие люди: здоровья и свободного времени». Аль-Бухари (6412).

И если мусульманин одарён такой милостью, как свободное время, то это необходимо ценить и использовать его в том, в чём есть благо для мира этого и мира иного. Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “Может быть так, что человек пребывает во здравии, однако нет у него свободного времени из-за занятости добыванием средств для жизни. А может быть так, что человек пребывает в достатке, однако нет у него здоровья. И когда эти две вещи (здоровье и свободное время) собираются в человеке, то им овладевает лень касательно повиновения Аллаху, и тогда он становится лишённым”. См. “Кашф аль-мушкиль” (2/437).

Со слов Ибн Мас’уда, Абу Барзы аль-Аслями и Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В Судный день ноги раба Аллаха не сдвинутся с места, пока он не будет спрошен о пяти вещах: О его жизни, как он её провел; о его молодости, как он её использовал; о его имуществе, как он его приобрел и на что тратил; и что он делал из того, что он знал!» ат-Тирмизи (2416, 2417), Абу Я’ля (2/254), аль-Байхакъи (2/286). Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-Мунзири и аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (946).

Упомянутые хадисы указывают на то, что «время» занимает важное место в Исламе, и растрачивать его в пустую, а тем более в проведении в грехов – нельзя!

Что же касается примеров, упомянутых в начальном вопросе, то не все эти вещи одинаковы между собой в пустой трате времени. Скажем, музыка – она сама по себе является грехом, тратишь ты на это своё свободное время или несвободное, так как на запрет музыки есть прямые и достоверные доводы.

Также и общение в чатах с посторонними женщинами, и в частности на запретного рода темы, это тоже запрещено!

Что касается просмотров фильмов, то и это не назовешь в основе дозволенным времяпровождением, так как даже если отсутствует прямой текст на запрет этого, недозволенность и порицаемость этого ясны из многих косвенных указаний, как наличие в них музыки, полуобнаженных женщин, а зачастую слов неверия, многобожия и ереси.

Что касается компьютерных игр, то следует смотреть на сами игры и играющего, так как тут не всё однозначно. Положение игр различается от состояния играющего и самой игры. Есть игры запретные в основе, как игры с полуобнажёнными женщинами; как игры, в которых тебе приходится убивать мусульман, разрушать мечети и т.п.; как игры, в которых неверие и колдовство; игры, содержащие в себе сценарии вроде войны между богами и т.п. Нет сомнения в том, что всё это запретные виды игр!

Но даже если игры лишены всего запретного и в них легко убрать сопровождение музыки, однако играющий человек настолько затягивается, как некоторые мусульмане, которые играя в салонах в конр-страйк пропускали времена молитв или, поиграв всю ночь напролет просыпали даже пятничную молитву, то и это будет запретно для таких людей! А шейх Ибрахим Рухайли советовал не приучать детей к этим играм. Ведь, в действительности, эти игры зомбируют даже взрослых людей, не говоря уже о малых детях!

Но всё же, вопрос полного запрещения игр для детей сложный, поскольку были примеры, когда родители запрещали играть своим детям в игры, а они воровали у них деньги и ходили в компьютерные салоны, чтобы поиграть там. Это не есть хорошо. Уж лучше дома под контролем родителей, чем там, не ясно с кем, и не ясно во что.

Трудно, к сожалению, избавиться в наше время от подобных отвлекающих, развлекающих и портящих вещей, тем более, когда все это сплошь и рядом.

Но есть и другие выходы, когда эти игры способствуют хорошей учебе детей, заучиванию ими сур Корана и т.п., когда это контролируется родителями, и когда знать в этом меру.

А что касается основы в играх, в которых нет ничего запретного, то это – дозволенность, если в этом нет вреда для играющего, не отвлекает от шариатских обязанностей и не тратить на это много времени, о чем говорил шейх Са’д аш-Шасри в своей известной книге «аль-Мусабакъат уа ахкамуха фи-шшара’а аль-ислямия» (232).

Всё упомянутое в вопросе траты свободного времени на то, что в основе не запрещено, возвращается к положению забавы и развлечения в Исламе. Учёные разошлись в вопросе забав и развлечений, в том, что не является греховным. Одни сказали, что это дозволенная вещь (мубах), за которое нет ни наказания, ни греха. Другие же считали это порицаемым (макрух), а некоторые склонялись даже к запретности, опираясь при этом на хадис: «Любая вещь, которой развлекается мусульманин, является “батыль”, кроме трех вещей: стрельбы из лука, дрессировка коня и игра с женой». Ахмад (4/144), ат-Тирмизи (1637). Слово «батыль» означает: ложь, бессмысленность.

Относительно достоверности этого хадиса есть разногласия, так как многие имамы считали его слабым. Однако есть другой достоверный хадис, но немного в иной формулировке, который гласит: «Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является вздором, оплошностью или забавой. Исключением являются четыре рода занятий: когда мужчина забавляется с женой, дрессирует свою лошадь, тренируется в стрельбе и учится плавать». ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» (2/74), ат-Табарани в «аль-Кабир» (1/89). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № (315).

Во-вторых, даже если предыдущий хадис был бы достоверным, то слово «батыль» не указывает на запрет, как не указывает на запрет и хадис: «является вздором, оплошностью или забавой».

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал остальные вещи «батыль» в противовес упомянутым, а не по той причине, что все иное – запрещено”. См. “Фатхуль-Бари” (11/102).

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Слова: «Любая вещь, которой развлекается мусульманин, является батыль» не указывают на запретность всего иного. Смысл этого в том, что прочие вещи (помимо упомянутых) лишены награды, так как это всё лишь мирское, не имеющее отношение к миру иному (ахыра)”. См. «‘Аридатуль-ахуази» (7/136).

Сказал аль-Гъазали в отношении этого хадиса: “Слово «батыль» не указывает на запрет, а указывает на отсутствие в этом пользы”. См. “аль-Ихъя” (5/166).

Процитировав эти слова аль-Гъазали, имам аш-Шаукани сказал: “Это правильный ответ, поскольку то, в чём нет пользы из раздела дозволенного (мубах)”. См. “Найлюль-аутар” (14/527).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “В достоверном хадисе сказано: «Любая вещь, которой развлекается мусульманин, является «батыль», кроме трех вещей: стрельбы из лука, обучение коня и игра с женой». Батыль – это из деяний, в которых нет пользы. И в этом есть послабление для душ людей, которые не могут проявлять терпения в отношении того, в чём нет пользы. И подобное происходит в периоды, как дни праздников, свадьбы, при возращении отсутствовавшего, и т.п.”. См. “аль-Истикъама” (1/131).

Также шейхуль-Ислам сказал: “То, что помогает получить удовольствие от джихада или никаха, является истинной. Что же касается того, что не помогает этому, то это батыль, в котором нет пользы. Однако, если в этом нет явного вреда, то это не становится запретным и не запрещается подобное. Но совершаемое может быть порицаемым, так как может отвлекать от требуемого наслаждения”. См. “аль-Истикъама” (1/277).

Имам Бадруддин аль-‘Айни говорил: “То, что не отвлекает от повиновения Аллаху, является дозволенным, и это мнение ученых Хиджаза. Разве ты не видел, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволил двум рабыням петь в доме ‘Аиши во время праздника, или как позволил ‘Аише смотреть на игры эфиопов копьями в мечети?” См. «‘Умдатуль-къари» (15/405).

Таким образом, полностью контролировать напрасную трату времени не так-то просто. Однако следует сначала начать с оставления запретного в первую очередь, так как тот, кто разом пытается оставить всё: и запретное и порицаемое и даже дозволенное, обычно ничего не оставляет даже из запретного, и вновь возвращается к этому. И прекрасный совет, как этого достичь, дал нам наш любимый Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Установите между вами и запретным преграду из дозволенного». Ибн Хиббан (2551), ад-Дайлями (1/13). Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” (896).

Хафиз Ибн Раджаб в комментарии к этому хадису писал: “Суфьян ас-Саури сказал: «Поистине, их (саляфов) стали называть богобоязненными по той причине, что они остерегались того, чего люди обычно не опасаются». Передается также, что Ибн ‘Умар сказал: «Поистине, я желаю оставить между мной и запретным преграду из дозволенного, которую мне не преодолеть». Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: «Не постичь рабу истинной сути веры до тех пор, пока он не отделит себя от запретного преградой из дозволенного и пока не откажется он и от греховного, и от того, что с ним сходно»”. См. “Джами’уль-‘улюм уаль-хикам” (1/209).

‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз как-то написал аль-Джарраху ибн ‘Абдуллаху аль-Хаками: “Если ты сможешь оставить некоторое из того, что разрешил тебе Аллах, чтобы это стало преградой между тобой и запретным, то так и поступи, ибо, поистине, душа того, кто позволяет себе всё дозволенное, в конце концов, начинает тянуться и к запретному”. См. “аль-Байан уа ат-табйин” (471).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Если душа привыкла к ослушанию, то она не всегда способна отказаться от этого в полной мере, если только не научится оставлять дозволенное, равное по величине запретному. Как это было сказано: не достигнет раб истинной богобоязненности, пока не установит между собой и запретным преграду из дозволенного. Также иногда ослушание не оставляется разом, а лишь постепенно. Поэтому если существует опасность, что призвав человека к подчинению у него появится неприязнь к этому, то в Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) для него существуют некоторые поблажки, посредством которых, он будет избавлен от запретного. А тому, чья вера прочна и терпение стойкое запрещаются некоторые дозволенные вещи, чтобы он имел возможность совершить нечто лучшее”. См. “аль-Фатауа аль-Кубра” (4/68).

Также следует отметить, что если человек слаб и не может подчинить свои страсти покорности Аллаху, упорствуя в совершении того или иного греха, то лучше для него удерживаться от грехов тем, что в основе не запрещено, даже если он будет тратить на это больше времени. Ведь в такой ситуации необходимо выбирать из двух зол наименьшее. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “Если неумеренное использование дозволенных благ не способствует совершению богоугодных дел, то отказ от этого лучше, чем неумеренное их использование. Если отказ от этого способствует совершению дел угодных Аллаху, то это значит, что неумеренное использование отвлекает от совершения дел угодных Аллаху. А если же сложилось так, что неумеренное использование дозволенных благ удерживает человека от совершения нежелательных действий, то для него лучше неумеренно использовать дозволенные вещи, чем совершать нежелательное. Если же неумеренное использование дозволенных вещей удерживает человека от совершения греховного, то это неумеренное использование дозволенных вещей является для него милостью, хоть занятие поклонением Аллаху лучше всего этого”. См. “Джами’ ар-Расаиль” (2/80).

Мусульманину следует приучать себя к тому, что занимать себя чем-либо полезным и тем, к чему есть наибольший интерес в вопросах религии. Ведь если есть пыл и стремление к чему-то, то следует направить это в сторону дозволенных и благих вещей, выровняв правильное намерение для получения награды. Например, к заучиванию сур Корана или хадисов, или составлению чего-либо из имеющихся материалов о религии для себя самого в виде конспектов, как некоторые мусульмане, составляющие сборники по темам из всех хадисов, которые переведены на русский язык. Ведь если мусульманин увлечётся чем-либо подобным, у него просто ни времени, ни желания не останется на то, о чём говорилось в начальном вопросе.

А если все же человек пожелает отвлечься и отдохнуть, то следует стараться в первую очередь использовать развлечение и отдых, как говорит шейхуль-Ислам, в чём-либо из упомянутых в хадисе вещей, как например, забавы с женой. Ведь что может быть лучше забавы с женой в этом временном и коротком мире?!

Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воспользуйся пятью вещами прежде, чем случится пять других: воспользуйся своей молодостью прежде старости, здоровьем прежде болезни, богатством прежде бедности, свободным временем прежде занятости, и своей жизнью прежде смерти!» аль-Хаким (4/341), Ибн Абу Шайба (34319), аль-Къада’и (1/145). Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Хаким, аз-Захаби, аль-‘Иракъи, ас-Суюты и аль-Альбани. См. “Сахих ат-таргъиб” (3355), «Сахих аль-Джами’» (1077).

И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их пути!