О причинах наказания в могиле

О причинах наказания в могиле

Всевышний сказал: «Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями». (сура «А`нам», 93 аят).

▪1- Придавание Аллаху сотоварищей (Ширк) и неверие в Него

Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), рассказавшего: «Были мы однажды с Пророком ﷺ у ограды владения (сада) племени бану Наджар, и вдруг, когда проходили мы возле шести (пяти или четырёх) могил, встрепенулся мул Пророка, да так, что чуть не скинул его с себя. Пророк ﷺ спросил: «Кто знает похороненных здесь людей?», ответил ему один мужчина: «Я». Пророк ﷺ спросил: «Когда они умерли?», тот ответил: «Умерли в многобожии». Далее сказал Пророк ﷺ: «Поистине, эта умма будет испытана в могилах, и если бы не то, что это должно быть скрыто от вас, то я попросил бы Аллаха, чтобы Он позволил вам услышать то, что слышу я из могильных мучений…». Затем он повернулся к нам лицом и сказал: «Прибегайте к Аллаху от мучений огня», и мы прибегнули к Аллаху от этого, затем он сказал: «Прибегайте к Аллаху от мучений в могиле…». Хадис приводит Муслим (2867).

Слова: «Умерли в многобожии»,- это доказательство того, что за этот великий грех люди будут подвержены могильным мучениям.

▪2 — Лицемерие

Сказал Аллах Всевышний: «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды. А затем они будут возвращены в великие мучения». (сура «Тауба», 101 аят).

Сказал Катада и Рабиа ибн Анас о Слове Всевышнего «…и подвергнем их мучениям дважды»: одно из них в этом мире, а другое мучение в могиле.

Так же в известном хадисе о вопросе двух ангелов (Мункара и Накира) и могильных испытаний ясно пришло слово «лицемер», как в хадисе у Бухари (1374) от Анаса: «…а неверующему и лицемеру скажут…».

▪3 — Измерение Шариата Всевышнего Аллаха запрещением того, что Он дозволил и дозволением того, что Он запретил

Слова Пророка ﷺ: «Я видел Амру ибн `Амира аль-Хузаи, волочащим свои кишки в огне — он был первым из тех, кто отстранялся (считая его священным) от своего домашнего животного». Хадис приводит Бухари (4623).

Под «домашним животным» имелись в виду верблюдицы и коровы, которых не седлали и не употребляли в пищу (считая их запрещенными для этого).

А некоторые из многобожников давали обеты, клялись своим имуществом и в последствии делали его неприкосновенным (запретным для них).

Сказал Шейх Ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах): «Арабы из потомков Исмаила и другие, которые жили по соседству с Каабой, построенной Ибрагимом и Исмаилом (мир им), были единобожниками на религии Ибрагима до тех пор, пока не изменил её один из вождей племени аль-Хуза`а, и это Амру ибн Лухай — он первый, кто изменил религию Ибрагима (мир ему), внеся идолопоклонничество и запрещение того, что не запрещал Аллах. Поэтому Пророк ﷺ сказал: «Я видел Амру ибн Лухая аль-Хузаи…». Из книги «Тонкости Тафсира» (2/71).

▪4 — Не очищение от мочи и распространение среди людей клеветы

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

— Однажды Пророк ﷺ, проходивший мимо одной из стен (за этой стеной находится сад) Медины, услышал голоса двух людей, подвергавшихся мучениям в своих могилах, и сказал: «Они подвергаются мучениям и подвергаются им только за тяжкие грехи». Немного погодя, он продолжил: «Да, один из них не укрывался от собственной мочи, а другой занимался распространением клеветы…». Этот хадис приводят Бухари (218) и Муслим (292).

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, большинство наказания в могиле из-за мочи, так очищайтесь же от неё». Приводит Даракутни. Шейх Албани в книге «Таргиб тархиб» (1/152), сказал, что этот хадис достоверный.

▪5 — Сплетни (хула)

По этому поводу Имам Бухари говорит в главе «Похороны»: «Могильные мучения от сплетен и мочи».

Затем он приводит вышеприведенный хадис о двух могилах, однако в хадисе у Бухари отсутствует слово «сплетни», но Имам так обычно поступал, когда хотел указать, что есть другие риваяты с подразумеваемым словом. Как один из риваятов этого хадиса: «…а что по поводу другого, то он наказывается за сплетни». Приводит Ахмад (5/35). Шейх Албани сказал в книге «Таргиб ва Тархиб» (1/66), что это достоверный хадис.