О положении того, кто отрицает возвышенность Аллаха над Своими творениями

О положении того, кто отрицает возвышенность Аллаха над Своими творениями

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Одним из самых великих противоречий этих проклятых сект религии Ислам – было отрицание Возвышенности Всевышнего Аллаха над его творениями.

Некоторые из них говорят – Он везде, другие говорят: он нигде, и не описывается словом "Где".

И всё это – куфр и противоречие Корану, Сунне, и иджма представителей всех религий, не говоря уже о разуме и фитре.

Раздел: ясные слова ученых о впадении в большое неверие отрицающих Возвышенность Аллаха:

1. Умм Саляма, жена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Сказала Умм Саляма, жена Посланника Аллаха, да будет доволен ей Аллах: "Как"? неосмыслимо, а истиуа – известно, и вера в него обязательно, а отрицание его – куфр". Передал аль Лялякаи в "Шарх усуль аль итикод", 663, и другие, и в иснаде есть слабость, тем не менее, никто не отрицал данный асар со стороны смысла, напротив, все имамы привели его в книгах по акыде аргументируя им.

2. Имам Абу Ханифа (ум. 150 г.х.). Сказал шейх-уль Ислам Ибн Теймия: "В книге "Аль-Фикх аль Акбар", известной у последователей Абу Ханифы, которую они передали с иснадом от Абу Муты Ибн Абдуллаха аль Булхы, он сказал: "Сказал Абу Ханифа: "Тот, кто говорит: "Я не знаю, мой Господь над небесами или на земле – тот кафир, потому что Аллах говорит: "Милостивый утвердился над Троном", а Его Трон – над семью небесами".

Я сказал ему: "А если кто то скажет: "Аллах утвердился над Троном, но я не знаю, где Его Трон – над небесами, или на земле".

Абу Ханифа сказал: "Это кафир, потому что он отрицает, что Аллах над небесами". Ведь Аллах – в высочайшей возвышенности, и когда к нему делают дуа, то обращаются в верх, а не вниз".

И пришло в другой передаче слов Абу Ханифы: "Я спросил его о том, кто говорит: "Я не знаю, мой Господь над небесами, или на земле, и он сказал: "Такой стал кафиром, потому что Аллах говорит: "Милостивый утвердился над Троном", и его Трон над семью небесами".

Я сказал: "Он говорит, что Аллах утвердился над Троном, но не знает, где Трон – над небесами, или на земле".
Абу Ханифа сказал: "Если он отрицает, что Он над небесами – он кафир".

И пришло в этих словах, известных от Абу Ханифы у его последователей, что Абу Ханифа вынес такфир остановившемуся, который говорит: "Я не знаю, мой Господь над небесами или на земле". Так что же сказать про того, кто отрицает, и говорит что Аллах ни над небесами, ни на земле?!

И аргументировал Абу Ханифа на куфр такого человека словами Аллаха: "Милостивый утвердился над Троном", и сказал, что Трон над седьмыми небесами.

И этим он разъяснил, что слово Аллаха "Милостивый утвердился над Троном" – значит то, что Аллах над семью небесами, над Троном, а затем добавил к этому такфир того, кто сказал, что Аллах утвердился над Троном, но остановился и выявил не знание касательно того, где Трон – над небесами, или на земле.

И мотивировал Абу Ханифа такфир тем, что такой отрицает, что Аллах над небесами, ведь Аллах – в самой высшей возвышенности, и к Аллаху взывают обращаясь вверх, а не вниз.

И оба эти два довода – доводы фитры и разума, ведь признание того, что Аллах вверху и возвышенности заложено в сердца человека при сотворении, и также заложено то, что к нему обращаются вверх с дуа, а не вниз, и вторая передача от Абу Ханифы пришла ясная в этом. И затем он сказал: "Кто отрицает, что Аллах над небесами – тот кафир". Передал это слово от него шейх уль Ислам Абу Исмаиль аль-Ансари аль-Харави в книге "Аль-Фарук". Источник: "Маджму аль-Фатауа", 5/47.

Сказал шейх Ибн Баз комментируя его слова: "Кто отрицает то, что Аллах над небесами, или то, что Аллах над Троном – тот стал кафиром, как сказал имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах. И это – иджма' (единогласное мнение) ахли-Сунна". Источник: "Шарх аль-хамавия", 81.

Сказал имам Абдуль Латыф Ибн Абдур-Рахман, комментируя слова Абу Ханифы: "Это указывает на то, что кто уверовал в само слово, но отрицал то, на что оно указывает – Возвышенность – тот кафир у Абу Ханифы, и также и другие имамы не противоречат ему в этом". Источник: "Ад-Дурар ас-Сания", 3/309.

3. Имам Хариджа Ибн Мус'аб (ум. 168 г.х.). Сказал имам Хориджа Ибн Мус'аб: "Джахмиты – кафиры! Сообщите их женщинам, что они разведены, и не разрешены их мужьям. И не посещайте их больных, и не приходите на их похороны. Затем прочитал аят: "То. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится. Это – Ниспослание от Того, Кто сотворил землю и высокие небеса. Милостивый утвердился на Троне", и сказал: "И разве является аль-истива чем-то, кроме сидения?"

Данный асар передали: ученик Ахмада Харб аль-Кирмани, в «Масаиль», 3/1118,имам аль-Халляль, в «Ас-Сунна», 1691, Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль, «Ас-Сунна», 10, Ибн Батта, «Аль-Ибана», 330,и упомянули этот асар в тафсире аль-Истива Ибн аль-Каййим в «ас-Сауаик аль-Мурсаля», 4/1303, и Ибн Усаймин, см. «Маджму ар-расаиль уаль фатауа», 1-135, и его иснад достоверен.

Хариджа Ибн Мус’аб – имам и алим Хорасана, табии табиин, ученик Аюба Ас-Сахтияни, Умара Ибн Динара, и других великих имамов, и учитель Абдур-Рахмана Ибн Махди, Уаки, Нуейма Ибн Хаммада и других имамов саляфов. Был слабым в хадисе, но не никто не касался его акыды.

4. Имам Абдуллах Ибн аль-Мубарак (ум. 181 г.х.). Сказал один человек Абдуллаху Ибн аль-Мубараку: "О Аба Абдур Рахман, я боюсь Аллаха, ведь может, я слишком много делают дуа против джахмитов!". Он сказал: "Не бойся! Ведь они утверждают, что твой Господь, который над небесами – ничто!" Источник: "Ас-Сунна", 24, "Аль-Ибана", 328, и др.

5. Кадый Абу Юсуф (ум. 182 г.х.). Сказал имам Ибн Абдуль Хади: "И история Абу Юсуфа известна, про его требование покаяния у Бишра аль-Мариси, когда тот стал отрицать, что Аллах над Троном. Передал её Ибн Аби Хатим, и другие".
Источник: "Аль-Калям аля мас'аляти аль-истиуа", 53.

Упомянул также историю имам ад-Дарими, см. "Ар-Родд аля аль-мариси", 2/664, шейх уль Ислам Ибн Теймия, см. "Маджму аль-фатауа", 5/54, Ибн аль-Каййим, см. "Иджтима аль-джуюш аль-Исламия", 2/222, и другие. Также передал от него имам Ибн аль-Каййим такфир тем, кто отрицает что Аллах над Троном, см. "Ан-Нуния", 58.

6. Имам Аббад Ибн аль-Аввам (ум. 185 г.х.). Сказал имам Аббад Ибн аль-Аввам: "Я говорил с Бишром аль-Мариси и его учениками, и увидел, что конец их слов – то, что они говорят, что нет никого над небесами. Я считаю, что с ними нельзя заключать брак и давать им наследство, клянусь Аллахом!". Источник: "Иджтима аль-Джуюш аль-Исламия", 2/216. Этот имам – один из больших имамов аль-Васита, известный алим, один из учителей имама Ахмада.

7. Имам Абдур Рахман Ибн Махди (ум. 198 г.х.). Передал Абдур-Рахман Ибн Аби Хатим в книге "Ар-Родд аля аль Джахмия", от Абдур Рахмана Ибн Махди, что он сказал: "Последователи Джахма хотят сказать, что Аллах не говорил с Мусой, и хотят сказать, что нет над небесами ничего, и что Аллах не над Троном. Я считаю, что следует требовать от них таубу, и либо они покаются, либо убиваются". Источник: "Маджму аль-Фатауа", 5/53.

Сказал также этот великий имам: "Нет среди приверженцев страстей никого хуже джахмитов! Они ходят вокруг того, чтобы заявить: "Нет над небесами никого". Я считаю, клянусь Аллахом, что с ними недозволенно заключать брак и брать или получать от них наследство". Источник: "Ас-Сунна" Абдуллаха Ибн Ахмада, 147 с достоверным иснадом.

Имам Абдур-Рахман Ибн Махди – великий имам, символ ахли-Сунна, учитель имама аш Шафии и многих других больших имамов. Сказал Али Ибн Мадини: "Если бы с меня потребовали клятву Аллахом перед Каабой, что я абсолютно не видел кого либо, кто был бы более знающим в хадисе, чем Абдур-Рахман Ибн Махди, я бы поклялся". Сказал аз-Захаби: "Абдур-Рахман Ибн Махди, имам, блестящий критик, господин хафизов. Он был имамом, доводом, примером в знании и дейтсвии". Сказал Аш-Шафии: "Я не знаю ему равного в этом искусстве". См. "Ас-Сияр", 9-194.

8. Имам Мухаммад Ибн Идрис Аш-Шафии (ум. 204 г.х.). Сказал имам аш Шафии в своем труде по акыде: «Благословенный и Всевышний Аллах обладает именами и качествами, которые содержатся в Его Писании, и о которых Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сообщил своей общине.

И не разрешено противоречить этому никто из творений Аллаха, до которого дошел довод, поскольку Коран был ниспослан с этим, и пришло это от Него достоверно через слово Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что передали достоверные передатчики.

И если кто-то будет противоречить этому, после того, как до него дойдет довод, то такой станет неверующим в Аллаха.

Что же касается того, если он будет противоречить в этом до дохождения довода посредством шариатского сообщения, то он будет оправдан по своему невежеству, поскольку знание об этих качествах Аллаха не достигается разумом, или рассуждением, или размышлением, и подобным этому». Источник: "Табакат аль Ханабиля", 1/283.

И затем имам аш Шафии упомянул ряд Качеств Аллаха, о которых пришли тексты, и которые не постигаются разумом, и не упомянул среди них Возвышенность.

И известно, что Возвышенность Аллаха – знание о нем заложено в фитре человека так, что его невозможно оттолкнуть, ведь каждый из нас обращается с мольбой протягивая ладони вверх, а не вниз, и обращается душой вверх, поэтому, как будто бы мазхаб имама аш Шафии – такфир за отрицание этого атрибута до дохождения довода, а Аллах знает лучше.

Как бы оно ни было с вопросом оправдания, но в любом случае, эти слова имама аш Шафии – ясные слова о том, что отрицание качеств Аллаха является куфром, выводящим из религии, и Возвышенность – одно из самых ясных Качеств Всевышнего Аллаха, Свят Он и Велик, которое утверждено разумом, фитрой, и более чем тысячей далилей из Шариата, как сказал об этом один из больших последователей имама аш Шафии. см. "Маджму аль-Фатауа", 5/226.

9-10. Имам Аль-Бухари и Уахб Ибн Джарир (ум. 206 г.х.). Сказал имам аль-Бухари: Сказал Абу Абдуллах (то есть я, аль Бухари), и сказал Уахб Ибн Джарир: "Джахмиты - зиндыки (безбожники), воистину, они хотят (сказать), что Он не вознесся над Троном". Источник: "Хольк афаль аль ибад", аль-Бухари, страница 11-12.

Сказал Уахб Ибн Джарир: "Остерегайся мнений джахмитов! Они стараются подвести к тому, чтобы сказать, что нет над небесами никого! Это ничто иное, как откровение Иблиса, и ничто иное, как куфр!". Источник: "Иджтима аль-Джуюш аль-Исламия", 2/217, и Ибн аль-Каййим назвал иснад достоверным.

Уахб Ибн Джарир – ученик таких имамов как Шу'ба Ибн аль-Хаджажж, Ибн Аун, и других, учитель Ахмада, Исхака Ибн Рахавейхи, Яхьи Ибн Маина, Али аль-Мадини и других имамов, большой хафиз и правдивый имам.

11. Имам Саид ибн Амир (ум. 208 г.х.). Сказал Саид Ибн Амир: "Джахмиты хуже словами, чем иудеи и христиане: собрались яхуды, христиане, и люди всех религий на том, что Аллах, Благороден Он и Возвышен, над Троном, а эти говорят: "Нет над Троном никого". Источник: "Хольк афаль аль-ибад", 18. Саид Ибн Амир – большой имам, шейх ученых Басры своего времени, учители Али аль-Мадини, аль Бухари, Ахмада, Исхака, и других имамов.

12. Имам Хасан Ибн Муса аль-Ашьяб (ум. 209 г.х.), и халиф аль-Махди. Сказал аль Бухари: "Рассказал мне Абу Джафар, сказал он: слышал я Хасана Ибн Мусу аль-Ашьяба, упомянул он джахмитов, и выругался на них, и сказал затем: "Был введен главарь из главарей зиндыков, чье имя Шам'аля, к Махди (Мухаммад Ибн АбдулЛах аль-Мансур, халиф), и халиф сказал: "Укажи мне на твоих сподвижников". Тот ответил: "Моих сподвижников много". Халиф сказал: "Укажи мне на них". Тот ответил: "2 вида из тех, кто прикрываются Киблой, джахмия и кадария. Джахмит, когда впадает в крайность, говорит: "Нет там никого", и указал аль-Ашиб на небеса. "А кадарит, когда впадает в крайность, говорит: "Их два- творец добра, творец зла". И отрубил халиф его голову, и распял его". Источник: "Хольк афаль аль-ибад", 41. Хасан Ибн аль-Ашиб- известный имам, судья Хомса, алим, ученик Хаммада Ибн Саляма, Хаммада Ибн Зейды, учитель Ахмада, и других.

13. Имам Аль-Фирьяби (ум. 212 г.х.). Сказал большой имам, учитель имама аль Бухари, Мухаммад Ибн Юсуф аль-Фирьяби: ""Кто сказал, что воистину, Аллах не над своим Троном, тот кафир, и тот, кто утверждает, что Аллах не разговаривал с Мусой, тот кафир". Источник: "Хольк афаль аль-ибад", 38.

14. Имам Али Ибн Асым (ум. 221 г.х.). Сказал Али Ибн Асым: «Остерегайся аль-Мариси и его сподвижников! Воистину, их слова - вошло в них зиндычество, и я говорил с их устазом Джахмом, и он не верит в то, что на небесах есть Господь!» Источник: "Хольк афаль аль-ибад", 19. Али Ибн Асым – шейх мухаддисов Ирака в свое время, большой имам, среди его учеников – Ахмад, Абд Ибн Хумейд, и очень много других выдающихся имамов.

15. Имам Мухаммад Ибн Мус'аб аль-Абид (ум. 228 г.х.). Сказал имам Мухаммад Ибн Мус'аб аль-Абид: "Кто утверждает, что Ты не говоришь, и не будешь виден в Будущей Жизни – тот кафир в Твой Лик, и не знает Тебя. Я свидетельствую, что Ты над Троном, над семью небесами, а не как говорят твои враги зиндыки!". Источник: "Ас-Сыфат", ад-Даракутни, 64. Этот имам – один из учеников имама Ахмада и Абдуллаха Ибн аль-Мубарака, известный хафиз, мухаддис, аскет. Сказал о нём ас-Сафди: "Ученые единогласны на его правдивости и достоверности!"

16. Имам Исхак Ибн Рахавейхи (ум.238 г.х.). Сказал Абу аль-Аббас ас-Сирадж аш Шафии: "Я слышал, как Исхак Ибн Рахавейхи сказал: Я вошел к амиру Тохиру Ибн Абдуллаху Ибн Тохиру, и у него был Мансур Ибн Тальха, и он сказал мне: "О Аба Я'куб! Ты говоришь, что Аллах спускается каждую ночь?". Я сказал: "Да, мы веруем в это, в то время как ты вообще не веришь в то, что у тебя над небесами есть Господь, поэтому нет нужды тебе спрашивать у меня это!". Источник: "Ас-Сияр", 11/376.

17. Имам Ахмад Ибн Ханбаль (ум. 241 г.х.). Сказал имам аль-Маймуни, большой ученик имама Ахмада: «Я спросил имама Ахмада, когда мы были вдвоем, чтобы понять, и утвердиться: "О Абу Абдуллах, мы изнурены этими джахмитами! Что ты скажешь о том, кто говорит, что Аллах не над Троном?» Ответил Ахмад: «Слова всех этих джахмитов вертятся вокруг куфра». Источник: "Аль-Иляль уа ма'рифату ар Риджаль", 158, также "Баян тальбис аль Джахмия", 3/706, и др.

18. Имам Хушейш Ибн Асрам (ум. 253 г.х.). Сказал имам Хушейш Ибн Асрам: "Кто проявил куфр в один аят из книги Аллаха – тот является кафиром во всю Книгу Аллаха. И кто отрицает Трон – тот кафир в Аллаха. И пришли сообщения о том, что у Аллаха есть Трон, и что Он – над Троном". Источник: "Ат-Танбих уа ар Родд аля ахлиль ахуа уаль бида", 100. Этот имам – из больших имамов ахли-Сунна, автор книги "Аль-Истикама", среди его учеников – Абу Дауд, ан Насаи, Абу Бакр Ибн Аби Дауд, и другие имамы.

19. Имам Абу Зур'а ар-Рази (ум. 264 г.х.). Был спрошен великий имам Абу Зур'а ар-Рази о тафсире аята "Милостивый утвердился над Троном", и он ответил: "Его тафсир – читать его, как он пришёл. Аллах над Троном, а его знание везде. И кто сказал что-то другое – да проклянёт его Аллах!" Источник: "Маджму аль-фатауа", 5/50. Этот имам- из последователей табии табиинов. Большой имам, хафиз, критик, из величайших имамов в этой области. Родился в 200 году. Сказал о нём Ахмад Ибн Ханбаль: "Не приходил в Багдад из Роя никто более запоминающий, чем Абу Зур'а".

Сказал Исхак Ибн Рахавейхи: "Каждый хадис, который не знает Абу Зур'а ар-Рази – ему нет основы". Сказал Ахмад Ибн Ханбаль: "Достоверно около 700000 асаров, и этот юноша их выучил". Сказал Али аль-Джунейд: "Он был подобен Ахмаду Ибн Ханбалю". Сказал аз-Захаби: "Имам, господин хафизов". См. "Ас-Сияр". Из его учеников: Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Аби Хатим, и другие великие имамы.

20. Имам Абу Дауд, автор "Сунана" (ум. 275 г.х.). Сказал имам Абу Бакр аль-Халляль, после того, как привел хадис о том, что Аллах усадит Мухаммада с собой на Трон: "И слышал я (Абу Бакр аль-Халляль), как Абу Дауд сказал: "Кто отрицает это, тот обвиненный [в куфре] у нас", и сказал: "Не перестают люди рассказывать этот хадис, желая привести в ярость джахмитов, и это потому, что джахмиты отрицают, что над Троном кто-то есть". Источник: "Ас-Сунна", аль-Халляль, 1/215.

21. Имам Харб аль Кирмани (ум. 280 г.х.) Сказал имам Харб Ибн Исмаиль аль-Кирмани: "Джахмиты – враги Аллаха. Они утверждают, что Коран сотворен, и что Аллах не говорил с Мусой, и не будет виден в Судный День, и что не известно для Него место, и что Он не над Троном, и не над Престолом. И они – кафиры!" Источник: "Аль-Улюв", 194, иснад достоверен как солнце в ясный день.

Имам Харб Ибн Исмаил аль-Кирмани, ученик и сподвижник имама Ахмада, умер в 270 году. Учился у Ахмада, Исхака Ибн Рахавейхи, Саида Ибн Мансура, Абу Бакра аль-Хумейди и других больших хафизов. Сказал о нём аз-Захаби: "Имам, алляма, факих, ученик имама Ахмада Ибн Ханбаля", см. "Ас-сияр", 13-244 Сказал о нём Коды Абу Я'ла: "Он был факихом своего города".

22. Имам Усман Ибн Саид ад-Дарими (ум. 280 г.х.). Сказал имам Усман Ибн Саид ад-Дарими, разьясняя причину такфира джахмитам: "И мы выносим им такфир также за то, что они не знают где Аллах, и не описывают его словом "Где?", в то время как Аллах описал сам себя "Где?", и описал его этим Посланник.

Сказал Аллах: "Милостивый утвердился на Троне", (Таха, 5), и сказал: "И он могущественный, сверху его рабов". (аль-Анам,18), и сказал: "О Иса! Истинно, я упокою тебя, и вознесу тебя к себе, и очищу тебя от неверных". (Аль-Имран, 55), и сказал: "Они боятся своего Господа, который сверху их", (Ан-Нахль, 50), и сказал: "Обезопашены ли вы от того, кто над небесами, что он заставит землю поглотить вас?" (Аль-Мульк, 16), и есть и другие подобные аяты.

Все эти аяты описывают Аллаха "Где?", и описал его "Где?" Посланник Аллаха, сказав черной рабыне: "Где Аллах?", и она ответила: "Над небесами", он сказал: "Кто я?", она сказала: "Ты Посланник Аллаха", он сказал: "Отпусти ее, она верующая".

А джахмиты проявляют неверие в это, и это также из их ясного куфра". Источник: "Ар-Родд аля аль-Джахмия", 203

23. Имам Сахль Ат Тустари (ум. 283 г.х.). Сказал имам Сахль ат-Тустари: "Был назван зиндык зиндыком лишь потому, что он отвешивает свои тонкие слова своим помешанным разумом, и оставляет сообщения и асары, и делает тауиль Корану по страстям, и по этой причине перестает веровать в то, что Аллах над Троном". Источник: "Аль-Улюв", 1/200
Имам Сахль ат-Тустари – аскет, известный шейх, был на убеждениях ахли-Сунна.

24-31. Ибн Хузейма аш-Шафии (ум. 312 г.х.), и Абу Аль-Аббас Ибн ас-Сурейдж аш Шафии (ум. 306 г.х.), и аль-Хаким ан-Найсабури аш Шафии (ум. 405 г.х.), и ас-Сабуни Аш-Шафии (ум. 449 г.х.), и Усман ас-Сахрурди аш Шафии (ум. 450 г.х.), и Шамсу Ддин Ибн Абдуль Хади аль-Ханбали (ум. 744 г.х.), и Хамд Ибн Насыр аль-Ма'мар ан-Наджди (ум. 1225 г.х.), и Абдуллах Ибн Хумейд аль-Ханбали (ум. 1402 г.х.).

Сказал имам Абу АбдиЛлях аль-Хаким ан-Найсабури: "Я упомяну здесь из его точных слов, на которые указал имам факихов своего времени, Абу аль-Аббас Ибн Сурейдж, которыми можно аргументировать на его многочисленность его знаний... я слышал, как Мухаммад Ибн Солих Ибн Хани сказал: "Я слышал, как Абу Бакр Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма сказал: «Кто не признает, что Аллах на Своем Троне вознесся над семью небесами отдельно от своих творений, тот кафир, у которого требуется покаяние. И если он кается, то он оставляется, если же нет — то отрубается ему голова и кидается на помойку, чтобы он не причинял неудобство своим запахом мусульманам и ахлю зимма, и являются его деньги трофеем, и не наследует от него никто из мусульман, так как не наследуют мусульмане от кафира». Источник: «Марифату улюмиль хадис», Аль-Хакима, стр. 50, и иснад достоверен.

В этом – единодушие трёх великих ранних имамов шафиитов – Ибн Хузеймы, аль-Хакима, и Ибн Сурейджа, на такфире того, кто отрицает что Аллах над Троном, отдельно от творений.

Затем же, имамы ахли-Сунна восприняли эти слова с принятием, и стали приводить их в книгах по акыде, и аргументировать ими, и ни один из них ни сказал, что в них чрезмерность и ни один из них не отвел эти слова от внешнего смысла, кроме аз Захаби, который не является из людей тахкыка в этих вопросах, как сказали саляфитские ученые (в частности шейх ибн Баз).

Среди имамов, кто привели эти слова, довольствовались ими и аргументировали ими, следующие имамы:

- Имам Абу Усман Ас-Сабуни аш Шафии (ум. 449 г.х.), см. "Акыдату ас-саляф уа асхаб аль хадис", 9
- Имам Усман ас-Сахрурди аш Шафии (ум. примерно 450 г.х.), см "Иджтима аль-джуюш аль-Исламия" 2/183
- хафиз Мухаммад Ибн Тахир аль-Макдиси аш Шафии (ум. 507 г.х.), сказал он приведя эти слова:
"Имам Ибн Хузейма подошёл столь жёстко лишь потому, что Пророк мир ему, засвидетельствовал рабыне, бывшей убежденной что Аллах над небесами, об Имане. И кто отрицает то, что Аллах над небесами – тот противоречит ясному тексту Корана, и достоверной Сунны, и кто противоречит им – тот вышел из Имана".Источник: "Аль-Худжжа аля тарик аль махаджжа", 2/429.
- Имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали (ум. 620 г.х.) см. "Исбат сыфат аль-улюв", 1/185
- Шейх уль Ислам Ибн Теймия, (ум. 728 г.х.) см. "Маджму аль-фатауа", 33/179, "Баян тальбис аль-джамия", 2/528,
- Имам Ибн аль-Каййим, см. "Аль-Иджтима", 117
- Имам Шамсу Ддин Ибн Абдуль Хади аль-Ханбали (ум. 744 г.х.), см. "Аль-Масаля фи аль-истиуа", 31
- Имам Хамд Ибн Насыр аль-Ма'мар ан-Наджди (ум. 1225 г.х.), см. "Ат-Тухфа аль-Мадания", 112
- Имам Абдуль-Латыф Ибн Абдур-Рахман Ибн Хасан аль-Ханбали ан Наджди (ум. 1293 г.х.) см. "Ад-Дурар ас-Сания", 3/313
- Имам Сулейман Ибн Сахман аль-Ханбали ан Наджди (ум. 1349 г.х.), см. "Кашф аш Шубхатейн", 9
- Шейх Абдуллах Ибн Хумейд, см. "Ат Таухид уа баян аль акыда ас-саляфия", 20
- Шейх Мухаммад Халиль Хуррас (ум. 1395 г.х.), см. "Гурбатуль Ислам", 78

Поэтому, сказал имам Ибн аль-Каййим про эти слова Имама Ибн Хузеймы: "И передал их аль-Хаким от него в своих книгах, правдивый, любимый, и никто его за них не порицал!" Источник: "Ан-Нуния", 1/59.

32. Имам Ибн Батта (ум.387 г.х.). Сказал имам Ибн Батта: «Истинно тот, кого Аллах наделил пониманием и разумом, и даровал ему проницательный ум, и взгляд – поймет с помощью этих хороших способностей, и тонкой проницательности- что джахмиты хотят уничтожить рубубию, и отвергнуть улюхию. И после этого ему даже можно будет уже не заглядывать и не делать таклид старым имамам и разумным ученым (потому что он уже сам понял куфр джахмитов), которые сказали: "Джахмиты зиндыки, и они ходят вокруг того, что нет над небесами никого». Источник: "Аль-Ибана аль-Кубра", 6/193.

33. Имам Абу Мансур Ибн Муаммар аль-Асбахани (ум. 418 г.х.). Сказал имам Абу Мансур Ибн Муаммар аль-Асбахани: "Истиуа осмысляемо, а "как"? – неизвестно, и вера в него обязательна, и отрицание его – неверие". Источник: "Аль-Худжжа фи баян аль-махаджжа", 1/231. Этот имам – шейх аскетов, алим, ученик таких имамов как ат Табарани, Абу аш Шейх, и других.

34-35. Имам Яхья Ибн Аммар ас-Сиджистани (ум. 442 г.х.), и шейх уль Ислам Абу Исмаиль Аль-Ансари аль-Харави (ум. 481 г.х.). Сказал имам Абу Исмаиль аль-Ансари аль-Харави: "Достоверно из передачи Бурейда Ибн АбдиЛляха Ибн Аби Бурда Ибн Аби Мусы, от его деда Аби Бурды, от Аби Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, от Посланника Аллаха, мир ему, что он сказал: "Каждый кто услышит про меня иудей, или христианин, и затем не уверует в меня – зайдет в огонь", и затем прочитал: "А те же партии, которые не веруют в Него – им обещан Огонь". И Посланник Аллаха сказал лишь: "Услышит обо мне". И это касается трёх слов ашаритов – что нет в небесах Господа, и что нет в могиле Посланника, и что нет на земле Книги. И я слышал, как Яхья Ибн Аммар выносит на них этот хукм". Источник: "Замм аль-калям", 5/139.

Спросили шейх уль Ислама аль-Ансари, почему он проклинает ашаритов, и он ответил: "Я проклинаю того, кто не убежден, что Аллах, Свят Он и Велик, над небесами, и что Коран в мусхафе, и что Пророк и сейчас и Пророк". Источник: "Зейль табакат аль-ханабиля", 1/21

36. Имам Абу аль-Фарадж аль-Макдиси аш-Ширази аль-Ханбали (ум. 486 г.х.). Говорит имам аш-Ширази, объясняя, как узнать, человек суннит или нет: "Следует спросить его о Возвышенности Аллаха, и если он утвердит её - то он суннит, а если будет отрицать - то он проклятый ашарит!" Источник: "Имтихан ас-Сунни миналь бид'и", 215.

Сказал о нём имам Ибн Роджаб: "Шейх Шама в своё время… он был имамом, знающим фикх и усуль, сильным в отстаивании акыды ахли-Сунна, аскетом, много поклоняющимся, у него были караматы". См. "Зейль табакат аль-Ханабиля", 1/27.

37. Хафиз Мухаммад Ибн Тахир аль-Макдиси аш Шафии (ум. 507 г.х.). Сказал он приведя слова имама Ибн Хузеймы про такфир того кто отрицает, что Аллах над Троном: "Имам Ибн Хузейма подошёл столь жёстко лишь потому, что Пророк мир ему, засвидетельствовал рабыне, бывшей убежденной что Аллах над небесами, об Имане. И кто отрицает то, что Аллах над небесами – тот противоречит ясному тексту Корана, и достоверной Сунны, и кто противоречит им – тот вышел из Имана". Источник: "Аль-Худжжа аля тарик аль махаджжа", 2/429. Он – известный имам, большой хафиз и специалист в хадисе. Сказал о нём имам Ибн Мандах: "Ибн Тахир был одним из хафизов, на хорошей акыде, прекрасном пути, правдивым, знающим слабые и достоверные хадисы, автором множества трудов, строго придерживающиеся асаров".

38. Ибн аль-Джоузи (ум. 597 г.х.). Сказал Ибн аль-Джаузи: "Люди каляма говорят: "Нет над небесами Господа, и нет в мусхафе Корана, и нет в могиле Посланника! Три их позора!" Источник: "Ас-Сияр", 21/376. Удивительно, но в некоторых своих трудах он сам встал на их путь, просим у Аллаха защиты от заблуждений.

39. Имам Ибн Кудама аль-Макдиси (ум. 620 г.х.). Сказал имам Ибн Кудама, говоря про ашаритов: «И они – зиндыки вне всяких сомнений…истинная суть их мазхаба - что нет над небесами Господа, и нет на земле Корана, и Мухаммад - не Посланник Аллаха. И нет среди всех нововведенцев того, кто настолько бы выказывал противоречие тому, в чем он на самом деле убежден, кроме них, и похожих на них зиндыков». Источник: "Аль-Муназара филь Коран", 50/51. Сказал имам Ибн Кудама комментируя слова Умм Салямы: «И отрицание Возвышенности – куфр": "И отрицание его – куфр, потому что это отвержение сообщений Аллаха, и неверие в слова Аллаха. И кто проявляет неверие в букву из Корана, вокруг которой единогласие, тот кафир по этой причине, что же говорить про тех, кто выявил неверие в семь аятов, в которых пришло это сообщение Аллаха?» Источник: "Замм ат-тауиль", 26.

40. Имам ад-Дашти аль-Ханбали (ум. 665 г.х.). Сказал имам ад-Дашти аль-Ханбали: "Кто утверждает, что Аллах "истава" над Троном иначе, чем это утвердилось в сердцах простолюдинов – тот стал кафиром и вероотступником от религии Ислам". Источник: "Исбат аль-хадд лиЛлях", 31. Это известный имам, аскет, алим, приверженец Сунны. Сказал о нём имам Ибн аль-Мибрад: "Он был праведным шейхом, приверженцем асара, благородным мухаддисом".

41. Шейх уль Ислам Ахмад Ибн Теймия аль-Харрани (ум. 728 г.х.). Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "Слово о том, что Всевышний Аллах над миром – известно по предельнейшей очевидности из Корана, Сунны, и иджма саляфов этой Уммы, после размышления над этим вопросом.. и поэтому саляфы были единогласны на такфире того, кто отрицает это, потому что этот вопрос был известным по предельной очевидности из религии у саляфов, и имамов и ученых религии". Источник: "Дар ат тааруд бейна аль-акль уа ан накль", 3/302.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия также: "Ясно указали большие имамы на куфр того, что отрицает что Аллах над Троном… [затем привел слова Ибн Хузеймы и других].. и слова саляфов и имамов о такфире того, кто отрицает, что Аллах над Троном, и подобное этому - очень многочисленны и распространенны и известны, и ни один из них не отрицал этого" (затем утвердил свое мнение касательно оправдания по невежеству в этом вопросе – прим.). Источник: "Джамиу ар расаиль", 1/352.

42. Имам Ибн аль-Каййим (ум. 751 г.х.). Сказал имам Ибн аль-Каййим про слова Имама Ибн Хузеймы где он выносит такфир тем, кто отрицает что Аллах над Троном:

"И слова Ибн аль-Мубарака подбодрили Ибн Хузейму
Когда он обнажил меч знаний и истины
И постановил об убийстве тех, кто отрицает Возвышенность Аллаха
После требования у них покаяния за их куфр
И постановил, что следует кидать их после убийства
На свалки гнили и мертвечины
И тот великий ученый и имам, которого называют имам имамов своего времени
Исцелил этими словами сердца верующих
И передал их аль-Хаким от него в своих книгах, правдивый, любимый, и никто его за них не порицал!"

Источник: "Ан-Нуния", 1/59.

43. Имам Абдуль Латыф Ибн Абдур Рахман Ибн Хасан (ум. 1293 г.х.). Сказал имам Абдуль-Латыф Ибн Абдур-Рахман Ибн Хасан: "Передал Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, от 500 имамов и великих муфтиев Ислама, что они вынесли такфир тем, кто отрицает вознесение Аллаха над Троном (аль-истиуа), или утверждает, что его смысл – аль-истийля (овладение)". Источник: "Уюн ар-расаиль", 503.

Сказал имам Абдуль Латыф Ибн Абдур-Рахман, комментируя слова Абу Ханифы о такфире того, кто сказал: "Аллах над Троном, ноя не знаю где Трон – на небе или на земле": "Это указывает на то, что кто уверовал в само слово, но отрицал то, на что оно указывает – Возвышенность – тот кафир у Абу Ханифы, и также и другие имамы не противоречат ему в этом". Источник: "Ад-Дурар ас-Сания", 3/309.

44. Имам Абу Бутейн аль-Ханбали ан-Наджди (ум. 1282 г.х.). Сказал имам Абу Бутейн ан-Наджди: «Ашариты не утверждают Возвышенность Господа над небесами над Троном, и называют тех, кто утвердил Возвышенность и аль-Истива над троном - муджассимом и мушаббихом. И это противоречит тому, на чём ахли-Сунна уаль Джамаа, истинно, они утверждают качество Возвышенности, и аль-Истива, как рассказал сам Аллах о себе об этом, и как описал Его его Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, без того чтобы придавать образ, или опустошать. И ясно сказали многие саляфы о такфире того, кто не утверждает Возвышенность и аль-Истива». Источник: "Ад-Дурар ас-сания", 1/363.

45. Имам Сулейман Ибн Сахман (ум. 1349 г.х.). Сказал имам Сулейман Ибн Сахман ан-Наджди: «Совершаемое этими джахмитами и могилопоклонниками не относится к скрытым вопросам, далиль (довод) которых может скрыться от человека, и останавливаются касательно положения кого-то из них – однако известно по предельной ясности из религии Ислам, что тот, кто отрицает возвышенность Аллаха над Его творениями, и отрицает Его Качества – тот кафир муаттыль, и не сомневается в этом муслим!». Источник: "Кашф аш Шубхатейн", 32.

46. Шейх Мухаммад Халиль аль-Харрас (ум. 1395 г.х.). Сказал шейх Мухаммад Халиль аль-Харрас:
«То, что сказал великий имам АбдуЛлах Ибн аль-Мубарак – поощрило имама имамов Ибн Хузейму к тому, чтобы обнажить меч истины на вылетевших из религии муаттылей, и он дал фетву о том, что кто отрицает что Аллах над Его Троном – требуется у него покаяние, и либо он покается, либо убивается как муртадд. И этот великий имам исцелил этой фетвой сердца верующих, и опустил ее подобно блестящему мечу на шеи разложившихся зиндыков!
И передал эти слова от него в своих книгах аль-Хаким Мухаммад Ибн АбдуЛлах ан-Найсабури, автор "Аль-Мустадрака", посредством чего нет места для сомнения или отрицания». Источник: "Шарх ан нуния", 1/238.

47. Шейх Абдуль Азиз Ибн Баз (ум. 1420 г.х.). Сказал шейх Ибн Баз комментируя слова Абу Ханифы о такфире того, кто говорит, что не знает, где Аллах – на небесах, или на земле: "Кто отрицает то, что Аллах над небесами, или то, что Аллах над Троном – тот стал кафиром, как сказал имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах. И это – иджма' (единогласное мнение) ахли-Сунна". Источник: "Шарх аль-хамавия", 81.

Сказал также шейх Адуль Азиз Ибн Баз: "Кто скажет, что Аллах везде, или что Аллах не над Троном – тот кафир, считающий ложью Аллаха, Его Посланника, и иджма ахли-Сунна уаль Джамааа".

Вinbaz

Раздел: такфир конкретной личности кто отрицает что Аллах над Троном:

После единогласия на том что это слово – большой куфр, разногласят поздние ученые касательно того, оправдана ли по невежеству или тауилю конкретная личность, которая отрицает Возвышенность Всевышнего Аллаха.

- Шейх уль Ислам Ибн Теймия, и некоторые ученые кто ему последовали считают, что есть оправдание в этом вопросе смотри их слова в "Ар-Родд аля аль-Бакри", 2/494, "Ад-Дурар ас-Сания", 11/67, и др.

- Другие же ученые, как имам Сулейман Ибн Сахман, и другие, считают, что в этом вопросе нет оправдания, см. "Кашф аш Шубхатейн", 32, и др.

Доводы тех, кто не видят оправдания:

Знание того, что Аллах вверху – заложено в нашей фитре, и человек знает о нём прежде дохождения Шариата.
Ведь всякий раз, когда человек нуждается в обращении к своему Господу, он протягивает руки в сторону верха, а не низа, и взывает к нему. И автор этих строк делал так, когда еще не слышал об Исламе, и на этом человек сотворен и заложен, и это невозможно оттолкнуть. И очень многие ученые указали на это и утвердили.

Сказал имам Ибн Хузейма: «Раздел об упоминании того, что Аллах над небесами. Как Он рассказал нам об этом в ясных аятах Своей Книги, и на языке своего Посланника, и как это понимают мусульмане своим естеством (фитрой) – как их ученые, так и невежды, как рабы, так и свободные, как мужчины, так и женщины, как малые дети, так и взрослые. Каждый, кто обращается с мольбой к Аллаху, поднимает свою голову к небу, и протягивает руки к Аллаху». Источник: "Китаб ат-Таухид", 164.

И о том же самом сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия во многих местах своих книг, и многие другие имамы.
Однако фитра не является тем доводом посредством которого выносят такфир.

Вопрос: Да укрепит Вас Аллах, говорят: «Является ли врождённая склонность к благому (фитра) доводом для неверующего?

Ответ шейха Аль Фаузана: «Доводом является послание посланников. Относительно фитры самой по себе, то она не является достаточным доводом. Если фитра была бы доводом, то не посылал бы Аллах посланников. «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха», (сура «Женщины», 4:165). Не узнали бы люди обязательного и запретного, и отвратного из того что разъяснено им, если бы не посланники. Однако фитра же есть благая склонность к добру, но её недостаточно, даже если человек жил в соответствии с ней, и не обучался религии и не совершал никаких деяний, то этого недостаточно». Источник: Вопросы которые пришли в конце шарха шейха Фаузана на книгу: «То, что делает Ислам человека недействительным» 22.05.1424г. Хиджры.

То, что этот вопрос – из самых очевиднейших вопросов Шариата. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "Сказал один из крупных ученых шафиитов: "…есть более тысячи далилей (доводов), или больше, на то, что Аллах возвышен над Творениями, и что Он сверху их". Источник: "Баян тальбис аль-Джахмия", 8/454.

И то, что разъяснено с такой ясностью – в этом установлен довод, и оправдание отрезано. Это разъяснено с такой ясностью до кого дошел довод, а когда людей обманывают говоря, что перевели аяты неправильно и что Аллах не над троном и что это выдумки ваххабитов, то таким людям нужно донести довод и устранить их сомнения, и если после этого человек упрется тогда он кафир.

То, что для саляфов это было очевидным куфром, в котором нет оправдания, как указал на это Ибн Теймия. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «Слово о том, что Всевышний Аллах над миром – известно по предельнейшей очевидности из Корана, Сунны, и иджма саляфов этой Уммы, после размышления над этим вопросом... и поэтому саляфы были единогласны на такфире того, кто отрицает это, потому что этот вопрос был известным по предельной очевидности из религии у саляфов, и имамов и ученых религии". Источник: "Дар ат тааруд бейна аль-акль уа ан накль", 3/302. Но почему-то сам ибн Теймия так слова салафов не понял, а значит не стоит торопится в этом вопросе.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "Этот вопрос не был у саляфов из рода разногласий, в которых допустим иджтихад. И он даже не был у них из рода известных вопросов приверженцев нововведений в этой Умме, как хариджиты, шииты, кадариты, мурджииты. Однако отрицание Возвышенности было у саляфов страшнее всего этого, и их слова об этом известны и достигают степени мутаватир!" Источник: "Баян тальбис аль-джахмия", 3/409.

То, что отрицание возвышенности Аллаха куфр большой в этом нет сомнения, другое дело частный такфир конкретной личности, до которой возможно не дошел довод, например человек не знает арабского языка и живет где то в горах и имамы мечетей его местностей не правильно перевели Коран на его язык, и там где приходит что Аллах в возвышенности заменили другими словами, очевидно что до такого человека не дошел довод из шариата что Аллах над троном, а значит и такфир ему не выносится пока до него не донесут истину и не опровергнут ложь в которой он прибывал.

Раздел: о том, что древние джахмиты боялись ясно сказать об этом великом куфре:

Аюб ас-Сахтияни (ум. 131 г.х.). Передал имам ат Табарани в книге "Опровержение джахмитам" с достоверным иснадом от великого табиина Аюба ас-Сахтияни, что он упомянул му'тазилитов, и сказал: "Эти люди ходят вокруг того, чтобы сказать: "Нет над небесами никого". Источник: "Аль-Улюв", 914, и сказал аз Захаби приведя его: "Иснад этого сообщения ясный как солнце".

Хаммад Ибн Зейд аль-Басри (ум. 179 г.х.). Сказал Хаммад Ибн Зейд: «Джахмиты лишь вертятся вокруг того, чтобы сказать, что нет над небесами Господа». Источник: "Аль-Улюв", 970, с достоверным иснадом.

Джарир Ибн Абдуль Хамид ад Дубби (ум.188 г.х.). Сказал Джарир Ибн Абдуль Хамид: "Начало слов джахмитов сладкое, а конец – яд. И они лишь пытаются сказать, что нет над небесами Господа". Источник: "Аль-Улюв", 985, с достоверным иснадом.

Аббад Ибн Аль-Аввам (ум. 185 г.х.). Сказал Аббад Ибн аль-Аввам: "Я говорил с Бишром аль-Мариси и его учениками, и увидел, что их слова кончаются на том, что они говорят: "Нет над небесами никого". Источник: "Ас-Сунна", аль-Халляль, 1753.

Абу Бакр Ибн Ияш (ум. 193 г.х.). Сказал Абу Бакр Ибн Ияш: "Джахмиты лишь пытаются сказать, что нет над небесами никого". Источник: "Ас-Сунна", аль-Халляль, 1776.

Абдур-Рахман Ибн Махди (ум. 198 г.х.) и Яхья Ибн Саид аль Каттан (ум. 198 г.х.). Сказал Абу Бакр аль-Халляль: "Я слышал, как Мухаммад Ибн Яхья Ибн Саид аль Каттан сказал: "Мой отец, и также АбдурРахман Ибн Махди говорили: "Джахмиты ходят вокруг того, что нет над небесами никого". Источник: "Ас-Сунна", аль-Халляль, 1937.

Уахб Ибн Джарир (ум. 206 г.х.) и Аль-Бухари (ум. 256 г.х.). Сказал имам аль-Бухари: Сказал Абу Абдуллах (то есть я, аль Бухари), и сказал Уахб Ибн Джарир: "Джахмиты - зиндыки (безбожники), воистину, они хотят сказать, что Он не вознесся над Троном". Источник: "Хольк афаль аль ибад", аль-Бухари, страница 11-12.

Абу Ма'мар аль-Кутайи (ум. 236 г.х.). Сказал большой хафиз, Абу Ма'мар аль-Кутайи: "В конце слова джахмитов подходят к тому, что нет над небесами Господа". Источник: "Иджтима аль-джуюш аль-Исламия", 222.

Имам Ибн Батта (ум.387 г.х.). Сказал имам Ибн Батта: "Истинно тот, кого Аллах наделил пониманием и разумом, и даровал ему проницательный ум, и взгляд – поймет с помощью этих хороших способностей, и тонкой проницательности- что джахмиты хотят уничтожить рубубию, и отвергнуть улюхию. И после этого ему даже можно будет уже не заглядывать и не делать таклид старым имамам и разумным ученым (потому что он уже сам понял куфр джахмитов), которые сказали: "Джахмиты зиндыки, и они ходят вокруг того, что нет над небесами никого". Источник: "Аль-Ибана аль-Кубра", 6/193.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «И то, что первые джахмиты лишь пытались сказать – ясно сказали об этом поздние джахмиты. Явность Сунны, и многочисленность имамов во времена древних джахмитов мешали им ясно сказать об этом. Когда же прошло время, и скрылась Сунна, и умерли имамы – смогли ясно сказать отрицатели джахмиты о том, что пытались сказать их предки, но не могли это выявить». Источник: "Иджитима аль-джуюш аль-Исламия", 2/136.

И сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия приведя один из риваятов о такфире отрицающего что Аллах над Троном:
«И подобного много в словах саляфов и имамов. Они опровергали то, что выявили джахмиты явно – отрицание видения Аллаха в Будущей жизни, слово о сотворенности Корана.

И также они упоминали то, что скрывали джахмиты – что страшнее этого – то, что Аллах не над Троном. И саляфы считали это пределом и концом их слов, и то, что это – отрицание Творца.

И джахмиты не выявляли это среди верующих, как они выявляли свои слова касательно Корана, и Видения. И это потому, что понимание Возвышенности Аллаха утвердилось в сердцах верующих с помощью естества, которое невозможно оттолкнуть, и на котором они были сотворены, и также с помощью того, с чем пришли Посланники, и на чем единогласны люди Имана. И это утвердилось в сердцах верующих настолько, что джахмиты не могли выявить противоречие этому.

"А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!"

И все это разъясняет то, что признание возвышенности Аллаха над миром в разуме и религии намного больше, чем признание о том, что Аллах будет виден в Судный День, и о том, что Коран несотворен". Источник: "Баян тальбис аль джахмия", 2/85.

Заключение:

Мы поняли, что отрицание возвышенности Аллаха является большим неверием без всякого сомнения, ибо по сути тот, кто заявляет это тот отрицает множество аятов из Корана и хадисов из Сунны прямо указывающих на это, и это все подкреплено словами имамов этой общины. 

Что касается такфира конкретной личности и есть ли в этом оправдание то в этом разногласие ученых, одни сказали, что нет оправдания другие что есть, и этот вопрос нуждается еще в большем детальном исследовании, но то что ту нужно сказать, что если кто-то склонился что нет такому оправдания, то не нужно его порицать, ибо ему есть за кем следовать так же, как и не нужно порицать того кто считает оправдание по невежеству в этом вопросе для конкретной личности уместным.

А кто не разобрался в этом вопросе советую придерживаться мнения что в этом вопросе есть оправдания по невежеству, ибо такфир мусульманину выносится на основе ясного знания, а если у тебя его нет, то не стоит в этом торопится даже если тебе ненавистен тот, кто говорит эти слова куфра по своему невежеству и заблуждению, в которое его ввели имамы заблуждения.

В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!