О мусульманин, остерегайся активности, которая в итоге может привести к пассивности, нововведениям и грехам...

О мусульманин, остерегайся активности, которая в итоге может привести к пассивности, нововведениям и грехам...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, каждое деяние имеет фазу активности, а каждая активность имеет фазу пассивности, которая может соответствовать либо моей Сунне, либо нововведению. И тот, чья пассивность соответствует моей Сунне, тот последовал прямым путём, а тот, чья пассивность привела его к чему-либо иному, тот погиб». Ахмад (2/210), Ибн Аби ‘Асым (51), аль-Баззар (2346), и др. Достоверность этого хадиса подтвердили Ибн Хиббан, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн Хаджар, Ахмад Шакир, аль-Альбани. См. “аль-Ахкам аль-уста” (4/277), “аль-Амали аль-мутлякъа” (стр. 20), “Тахкыкъ аль-Муснад” (6764, 6958), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2850).

В этом великом хадисе содержится указание на то, что умеренность в соответствии с Сунной лучше, чем проявление активности, которая быстро угаснет и приведёт к полному оставлению совершения благого или же к нововведению.

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия, комментируя данный хадис, сказал: “Поистине, среди людей есть такой, кто проявляет активность, рвение, огромное усердие в поклонении, однако затем обязательно начинается период пассивности. И во время этой пассивности люди бывают двух категорий:

1. Тот, кто придерживается Сунны, не оставляя то, что ему было велено и не совершая то, что ему было запрещено. Напротив, он поклоняется Аллаху до самой смерти, как сказал Всевышний: «Поклоняйся Господу твоему, пока убеждённость не явится к тебе» (15: 99), т.е. смерть. Сказал аль-Хасан аль-Басри: «Аллах не устанавливал для Своих верующих рабов какого-то времени (для поклонения Ему), кроме смерти».

2. Тот, кто впадает в нововведение в своей религии или в грехи в своих мирских делах, и дело доходит до того, что люди начинают указывать на него пальцем и говорить: «Этот человек раньше проявлял усердие в религии, а затем стал таким-то и таким!»

И это из числа того, в чём есть опасение для человека, который сошёл с установленных Шариатом поклонений к нововведенческим добавлениям. По этой причине Убай ибн Ка’б и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах) говорили: «Проявление умеренности в соответствии с Сунной лучше, чем проявление усердия в нововведении»”. См. “Джами аль-масаиль” (5/375).

Хафиз Шарафуддин ат-Тыби сказал: “Смысл этого хадиса в том, что у каждого внешнего деяния или же скрытого качества есть две крайности: чрезмерность и халатность, а похвальным же является умеренность между этими крайностями. И если ты увидишь кого-то, кто придерживается умеренности, то можешь надеяться на то, что он будет среди преуспевших”. См. “аль-Кашиф” (11/3374).