О люди, займитесь своими недостатками, а не чужими...

О люди, займитесь своими недостатками, а не чужими...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

"О, уверовавшие! Остерегайтесь подозрений, ибо многие из них грех, не шпионьте и не обсуждайте друг друга за спинами вашими, неужели понравилось бы кому-то из вас поедать плоть брата своего покойного? Это не понравилось бы вам! И бойтесь Аллаха, воистину, Аллах принимающий покаяние, милостивый". Сура "Комнаты",12 аят.

От Али (да будет доволен им Всевышний Аллах) приводится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Остерегайтесь обсуждения, ибо в обсуждении три беды: не будет отвечено на мольбу, не будут приняты его дела и прибавляются ему грехи".

В хадисе сказано: "Не выискивайте недостатков мусульман, ибо того, кто будет искать недостатки других, то его недостатки станет искать Аллах и осрамит его внутри собственного дома".

В первую очередь ищите свои недостатки, а не чужие. Ведь именно они навредят вам в этом мире и в последней жизни. Вас не будут спрашивать о недостатках остальных людей, и ваш самый маленький недостаток и грех будет для вас тяжелее, чем самый большой недостаток и грех другого человека. Но, к сожалению, большинство людей имеют привычку не замечать свои недостатки и цепляться за чужие изъяны.

Обсуждение делится на четыре категории: дозволенное, греховное, лицемерное и неверие:

Дозволенное - это говорить о тех, кто бахвалится своими грехами и о тех, кто совершает греховные новшества. Приводятся слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) об этом: "Говорите о том, что творит грешник, чтобы люди остерегались его". 

Греховное - это говорить о человеке публично, упоминая его имя и он знает о том, что это грех, в котором ему следует раскаяться. 

Лицемерное - это говорить о недостатках человека, не упоминая его имени, но будучи уверенным, что люди поймут о ком он говорит и считая себя при этом особо набожным.

Неверие - это наговаривать на человека публично называя его по имени и когда ему говорят: "Не обсуждай!". Он отвечает: "Это не обсуждение, я говорю правду". Это неверие, ибо он дозволяет то, что запретил Всевышний Аллах.

Знайте о том, что обсуждение за спиной допускается в пяти случаях:

Обиженный рассказывает только амиру-правителю (другому нельзя), какую обиду причинил ему обидчик, чтобы он защитил его.

При обращении к муфтию или имаму приходится сказать о ком-то плохое. Как это произошло с супругой Абу Суфьян когда она пришла за советом к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: "Воистину, Абу Суфьян не обеспечивает меня полностью".

Предостерегать мусульманина от зла другого человека, если он об этом знает.

Если человек известен под именем Аль-А'маш (подслеповатый, со слезящимися глазами), или Аль-А'радж (хромоногий), но лучше называть другим именем.

Тот, кто публично, без стеснения, объявляет о своём недостатке, как уподобляющийся женщинам. Сказано: "Кто скинул с себя покрывало стеснения, не греховно такого обсуждать".

Да упасёт нас Аллах от этих грехов и прегрешений. Аминь!