О любви к Пророку Мухаммаду (Мир ему и благословения Аллаха)

О любви к Пророку Мухаммаду (Мир ему и благословения Аллаха)

Любовь к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, должна стоять прежде любви к другим творениям, но после любви к Аллаху. Во многих аятах и хадисах указывается на это либо непосредственно, либо опосредованно. Так, Всевышний Аллах сказал: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (сура 4 «Женщины», аят 65);

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (сура 33 «Союзники», аят 36);

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и на последний день и премного поминает Аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 21).

Мухаммад ибн ‘Али сказал: «Брать пример с Посланника, мир ему и благословение Аллаха — значит подражать ему, следовать его сунне и отказываться от всех слов и деяний, противных ему» [Кади ‘Ийад. Китаб аш-шифа’ 2/9].

Обрати внимание на слова ‘Умара, когда он, посмотрев на Чёрный камень, сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю, что ты — просто камень, не приносящий ни вреда, ни пользы, и если бы я не видел, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, целовал тебя, то я не поцеловал бы тебя». Затем он поцеловал его. Передают, что Ибн ‘Аббас сказал: «Я видел, как ‘Умар ибн ал-Хаттаб поступил так, а потом он сказал:

إِنَّكَ حَجَرٌ، لَا تَنْفَعُ وَلَا تَضُرُّ، وَلَوْلَا أَنِّي رَأَيْتُ رَسُولَ الله صّلّى اللهُ عَلَيْهِ وَشَلَّمَ قَبَّلَكَ مَا قَبَّلْتُكَ 

“Поистине, ты просто камень, не приносящий ни вреда, ни пользы, и если бы я не видел, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, целовал тебя, то я не поцеловал бы тебя”. Затем ‘Умар сказал: “Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступил так”» (ан-Насаи 2938).

В комментариях к этому хадису ас-Суйути передал следующее высказывание ат-Табари: «‘Умар сказал это потому, что люди недавно расстались с идолопоклонством. ‘Умар опасался того, что невежественные люди расценят прикосновение к камню как форму почитания камней, распространённого среди арабов в эпоху невежества. Он захотел уведомить людей о том, что прикасается к камню, подражая Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а не из-за того, что камень приносит пользу или вред, во что верили идолопоклонники во времена невежества» [Шарх ан-Насаи 5/227-228].

Это и есть подчинение Пророку, мир ему и благословение Аллаха, которое возможно лишь тогда, когда человек полон любви к Аллаху и Его Посланнику, мир ему и благословение Аллаха.

В одном из хадисов сообщается, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, взял ‘Умара ибн аль-Хаттаба за руку, и тот сказал: «Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, я люблю тебя сильнее всего на свете, кроме самого себя». В ответ Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ نَفْسِهِ 

«Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, никто из вас не уверует, пока не возлюбит меня сильнее, чем самого себя». Тогда ‘Умар сказал: «Воистину, сейчас я возлюбил тебя сильнее, чем самого себя». Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

الْآنَ يَا عُمَرُ 

«Вот теперь, ‘Умар» (Ахмад 18482).

Передают со слов Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ وَالِدِهِ وَوَلَدِهِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ 

«Никто из вас не уверует до тех пор, пока не возлюбит меня сильнее, чем своих родителей, своих детей и всех людей вместе» (аль-Бухари 15; Муслим 44).

Ибн Хаджар сказал: «Здесь имеется в виду любовь добровольная, а не врождённая. Это подметил аль-Хаттаби. Ан-Навави сказал: “Это указание на проблему души, повелевающей зло (нафс аммара) и обретшей покой (нафс мутмаинна). Тот, кто предпочёл душу, обретшую покой, скорее всего, любит Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а тот, кто предпочёл душу, повелевающую зло, испытывает противоположные чувства. Если человек поразмыслит над пользой, которую принёс ему Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выведший его из мрака неверия к свету веры или ставший причиной этого, ему станет ясно, что он — причина его вечного пребывания в бесконечном блаженстве и что пользы от него больше, чем от всего остального. Следовательно, он заслуживает того, чтобы его любили сильнее, чем кого-то другого”» [Фатх аль-Бари 1/59].

Д-р Муса Шахин сказал: «Любовь к чему-либо побуждает любить то, что ведёт к этому. Любовь к вере и ненависть к неверию требуют любить того, кто явился причиной этого и призывал к этому. Любовь к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, является доказательством любви к вере, и в зависимости от усиления или ослабления этой любви усиливается или слабеет собственно вера. Когда верующий начинает любить Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сильнее, чем отца, мать, жену, ребёнка, богатство, семью, родственников и вообще всех людей, его вера становится совершенной. Но ещё более совершенна вера того, кто любит Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сильнее, чем собственную душу, находящуюся внутри него, и жертвует ею ради него. Мы уже читали о том, как Абу Бакр ас-Сиддик и многие другие сподвижники, да будет доволен ими Аллах, подвергали свои жизни опасности, защищая Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, от неверующих» [Фатх аль-Мун‘им 1/249].

Передают со слов Анаса, что как-то раз один мужчина спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о наступлении [Судного] часа, и тут объявили о начале намаза. После завершения намаза Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

أَيْنَ السَّائِلُ عَنْ السَّاعَةِ ؟

«Где тот, кто спрашивал о [Судном] часе?» Мужчина ответил: «Я здесь, Посланник Аллаха». Он сказал:

وَمَا أَعْدَدْتَ لَهَا فَإِنَّهَا قَائِمَةٌ ؟

«Он непременно наступит. Что же ты приготовил для него?» Тот ответил: «Я не приготовил для него больших деяний, кроме того, что я люблю Аллаха и Его посланника». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

فَأَنْتَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ 

«Ты будешь с тем, кого любишь». Анас сказал: «После обращения в ислам мусульмане ничему не радовались так, как этому» (Ахмад 12304).

Какое же это блаженство! Любовь к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, позволяет человеку стать его спутником в Раю.

Среди требований любви к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха — не ослушаться его, не противиться его Сунне и не привносить новшества в его религию, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (сура 24 «Свет», аят 63);

«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путём верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжём в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (сура 4 «Женщины», аят 115).

Тот, кто привносит новшества в религию, будет отстранён от водоёма Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в День воскресения, как об этом говорится в хадисе Сахля ибн Са‘да. В нём сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

إِنِّي فَرَطُكُمْ عَلَى الْحَوْضِ، مَنْ مَرَّ عَلَيَّ شَرِبَ وَمَنْ شَرِبَ لَمْ يَظْمَأْ أَبَدًا، لَيَرِدَنَّ عَلَيَّ أَقْوَامٌ أَعْرِفُهُمْ وَيَعْرِفُونِي ثُمَّ يُحَالُ بَيْنِي وَبَيْنَهُمْ 

«Я раньше вас приду к водоёму. Тот, кто подойдёт ко мне, напьётся, и тот, кто напьётся, уже никогда не испытает жажды. Ко мне захотят подойти люди, которых я узнаю и которые узнают меня, но им не дадут подойти ко мне». Абу Хазим сказал: «Услышав это, ан-Ну‘ман ибн Абу ‘Аййаш сказал: “Ты слышал это от Сахля?” Я сказал: “Да”. Он сказал: “Я свидетельствую за Абу Са‘ида ал-Худри, что слышал, как он дополнил этот хадис словами:

فَأَقُولُ: إِنَّهُمْ مِنِّي؛ فَيُقَالُ: إِنَّكَ لَا تَدْرِي مَا أَحْدَثُوا بَعْدَكَ؛ فَأَقُولُ : سُحْقًا سُحْقًا لِمَنْ غَيَّرَ بَعْدِي 

“Я (т. е. Пророк, мир ему и благословение Аллаха) скажу: “Они со мной”. Но мне будет сказано: “Ты не знаешь, какие новшества они привнесли после тебя”. Тогда я скажу: “Прочь, прочь те, кто изменил [религию] после меня”» (аль-Бухари 6585).

Остерегайтесь новшеств, потому что любое новшество — это ересь, а любая ересь — это заблуждение. Заблуждение вызывает гнев Аллаха и отдаляет человека от милости Всевышнего. Руководствуйтесь Книгой Аллаха и Сунной и крепко держитесь за них, так как это — прямой путь к довольству Аллаха и к Его высшим садам.

e-minbar

Хадж посланника Аллаха (Мир ему и благословения Аллаха)

В 10 году по хиджре пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, вознамерился совершить свой первый и, как оказалось, последний хадж, в связи с чем это паломничество впоследствии было названо прощальным, так как в нём Посланник Аллаха попрощался с людьми и больше не совершал хадж.

Услышав о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправляется в хадж, многие люди изъявили желание сопровождать его. Собралось около ста сорока тысяч паломников. В этом проявилась милость Аллаха по отношению к Своему последнему Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, позволившему ему увидеть ещё при жизни плоды его трудов. Подумать только, ведь двадцать три года назад, когда он начинал свой призыв к исламу, за ним последовала горстка людей, в основном бедные и незащищённые слои общества, которым он сам не мог оказать какой-либо защиты. Когда он видел, какие мучения и страдания приходится терпеть его сподвижникам на пути веры, он лишь мог призвать их проявлять терпение: «Терпение, семейство Ясира, ибо вам за это уготован рай». Десять лет назад он вместе со своими сподвижниками вынужден был покинуть Мекку и переселиться в Медину, чтобы сохранить свою жизнь и иметь возможность свободно исповедовать ислам и распространять его. Слабые, изгнанные из собственных домов – и вот теперь, после многих лет призыва, терпения и старания он стоит в долине Арафа перед более чем ста тысячами сподвижников, среди которых находятся люди, ещё недавно враждовавшие с ним, а сегодня подбирающие сбритые волосы Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и прикладывающие их к своим глазам, потому что он смог завоевать их сердца. Он обращается к ним с проповедью, которую назовут прощальной.

Прощальная проповедь

«О люди, внемлите моим словам, ибо не знаю, увижу ли я вас снова здесь, на этом месте после сего года.

Поистине, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь должны быть для вас столь же священными, сколь священным является этот день в этом вашем месяце в вашем городе.

Без всякого сомнения, вы встретитесь с вашим Господом, и Он спросит о ваших поступках и деяниях. Я же довёл до вас то, что было на меня возложено. Пусть тот, кому что-то вверяется на хранение, возвращает это его владельцу!

Все ростовщические сделки, проценты с долгов, имевшие место между вами ранее, отменяются. Вам же надлежит возвращать только ту сумму, которую вы берёте в долг. Не посягайте на права и свободы других, и не будут нарушены ваши. Аллах запретил брать проценты с долгов, и прежде всего я запрещаю лихву, взимаемую нашим родом – Аббасу бин Абдуль Мутталибу.

Поистине, отменяется всё, что было во времена язычества, отменяется и месть за кровь, пролитую в тот период, и первая кровная месть, которую я отменяю, – это месть за кровь нашего родственника Ибн Раби‘ бин аль-Хариса.

О люди! Воистину, дьявол потерял надежду на то, что ему когда-либо будут поклоняться на вашей земле. Но он будет доволен, если вы покоритесь ему хотя бы в том, что, на ваш взгляд, незначительно. Сторонитесь и этого, дабы уберечь свою религию!

О люди, поистине, перенесение священного месяца на срок иной – укрепление неверия. Этим вводятся в заблуждение те, кто не верует. Они считают дозволенным этот месяц в один год, в другом же – делают его запретным, чтоб привести в согласие с тем сроком, который повелел Творец считать запретным. Тем самым они разрешают запрещённое Богом и запрещают разрешённое Им.

Время вернулось, приняв тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. В году – двенадцать месяцев, из них четыре священных: Зуль-Ка‘да, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб.

Бойтесь Аллаха в отношении женщин, ибо вы взяли их как нечто, доверенное вам Аллахом, и сделали их лона дозволенными для себя по слову Аллаха. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, а если они сделают это, то наказывайте их, но не слишком сурово; они же вправе требовать от вас, чтобы кормили и одевали их согласно обычаю.

О люди! Поистине, я донёс до вас возложенное на меня. Я оставил вам Писание Аллаха, и если вы будете крепко держаться его, то никогда не собьётесь с пути.

О люди! Слушайте мои слова и усваивайте их. Знайте, что мусульманин – брат мусульманину и что все мусульмане – братья. И не разрешается человеку брать у своего брата по вере что-то, кроме того, что тот отдаст ему добровольно. Не притесняйте же самих себя.

О люди, Всевышний дал каждому его права. Не полагается доля завещания наследнику поверх того, что он законно получил. Дети принадлежат тому, у кого они родились. Касательно прелюбодеев: они обречены на лишения. Гнев Аллаха, проклятие ангелов и всех правоверных на том, кто вздумает утверждать, что относится к иному роду, нежели его отец, и на том, кто претендует на чужих родственников. Аллах не примет от таковых ни возмещения, ни оправдания.

О Господи, донёс ли я возложенное на меня?

Поистине, вы предстанете пред вашим Создателем! Смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы!

Пусть присутствующий передаст это наставление отсутствующему. Возможно, тот, кому оно будет передано, поймёт и воспримет его лучше того, кто находится здесь и слушает.

О люди, бойтесь Аллаха, совершайте свои пять молитв, поститесь во время вашего месяца, выплачивайте закят со своего имущества, повинуйтесь вашим правителям, и вы войдёте в рай вашего Господа.

Что вы будете говорить, когда вас станут спрашивать обо мне?»

Сподвижники ответили: «Мы засвидетельствуем, что ты довёл до нас религию, добросовестно выполнил свою миссию, что давал добрые наставления».

После этого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднял к небу указательный палец, затем указал на людей и трижды воскликнул: «О Аллах, засвидетельствуй!»

После того как Пророк завершил свою прощальную проповедь, Всевышний ниспослал следующий аят: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию и довёл до конца милость Свою, и одобрил ислам в качестве религии».

Выводы

По сути, прощальная проповедь стала кратким изложением принципов ислама, которые пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, проповедовал на протяжении двадцати трёх лет.

Затронутые в проповеди пункты очень важны глубиной посылов и весьма интересны своим новаторством, опередившим время, с точки зрения правоведения и сравнительного права, учитывая тот важный момент, что они были обозначены в VII веке, когда ничего подобного не декларировалось и тем более не практиковалось нигде в мире.

1. Призыв к богобоязненности и оставлению грехов. Современному человеку, в большей степени пропитанному житейским прагматизмом, трудно будет сразу разглядеть в этом практическую пользу для жизни общества. В действительности богобоязненность, которая включает в себя любовь к Аллаху и страх перед Ним за свои грехи, является стержневым понятием общественной жизни, когда человек, понимая, что Аллах видит его всегда, сам стремится совершать благое в надежде получить награду либо удерживает себя от грехов, страшась гнева Всевышнего. В совокупности выигрывает общество, состоящее из таких людей, потому что оно наполняется добродетелью и лишается греховности в виде убийства, краж, обмана, нарушения прав людей и т. д. И это всё в противоположность обществу, где нет богобоязненности или она слаба.

2. Верховенство закона. В этой проповеди указывается на обязательность следования Корану и оставления прежних обычаев, которые противоречат исламу. Например, отменяя кровную месть, которая распространялась на всех родственников убийцы, вне зависимости от вины, шариат тем самым отменяет принцип коллективной ответственности, который бытовал в то время в мире, и устанавливает принцип презумпции невиновности. Также указывается на недозволенность разрешать то, что запретил Аллах, и запрещать то, что Он дозволил.

3. Декларация прав человека. В прощальной проповеди были затронуты две основные ценности ислама: уважение прав Аллаха и прав человека.

Эта проповедь была своеобразной декларацией прав человека. В ней подчёркивается, что люди равны между собой, вне зависимости от национального, расового, социального или полового происхождения: «Все люди произошли от Адама, а Адам был создан из земли». Различие лишь в степени богобоязненности.

Таким образом, ислам наделил каждого человека фундаментальными правами и свободами, такими, как право на жизнь, право на имущество и наследство, право на выражение собственного мнения и т. д. В наше время эти понятия кажутся вполне естественными, но в VII веке, когда одни люди были рабами других и считались вещью своего хозяина, они были не от мира сего.

Право на жизнь. Право на собственность. Право на защиту чести. Вне зависимости от социального статуса, от цвета кожи, от национальной принадлежности, половых различий. Ислам призывает людей в единое братство по вере, запрещая им посягать на чужую жизнь, имущество, честь, запрещая обман, вероломство, проценты, попытки нажиться в ущерб других. Ислам обязывает отдавать долги, возвращать вверенное имущество, выполнять договоры.

Примечательно и то, что в этой прощальной проповеди, перечисляя основные принципы, которых нужно придерживаться, пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, завещает относиться с добром к женщинам, тем самым указывая на то, что у них есть такие же права и обязанности, как у мужчин, что перед Аллахом они равны. И это в то время, когда у других народов женщина являлась предметом купли-продажи, а религиозные мужи обсуждали на своих соборах вопрос о том, есть ли у женщины душа.

Примечательно также и то, что в данной проповеди пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, обращается ко всем людям, подчёркивая то, что он был отправлен со своим призывом ко всему человечеству:

«О люди, внемлите моим словам…»

«О люди! Поистине, я донёс до вас возложенное на меня…»

«О Аллах, засвидетельствуй!».

Ислам Абдуллаев [islamcivil.ru]