О клятвах

О клятвах

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Ибн Усеймин сказал: «Клятва и её смысл: это подтверждение (заверение) чего-либо поминанием имени возвеличиваемого. И человек клянётся только тем, что величественно в душе его (т.е. имеет большую важность и значение) и как будто бы он говорит: Силой величия того кем я поклялся! Поистине я говорю правду.Поэтому клясться можно только Аллахом Могущественным Возвышенным. Если клянёшься – клянись Аллахом или одним из Его качеств или одним из его имён. 

Говорит Всевышний Аллах: «Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого. Как бы вы не призывали Его у Него самые прекрасные имена». (аль-Исра 110).

И если ты поклялся ар-Рахманом (Милостивый) или ар-Рахимом (Милосердный) или ас-Сами‘ом (Слышащий) или любым из имен Аллаха, то это разрешено.

Клятвенных букв в арабском языке 3: та, ба, уа. Пример: Та-Ллах. Би-Ллях. Уа-Ллах (всё это означает «клянусь Аллахом»).

И клятва не Аллахом бывает куфром или ширком. Итак, она может стать большим куфром или малым куфром, большим ширком или малым ширком..» «Шарх китабуль-кабаир», тафсир кабиры № 25.

Клятва не Аллахом

«..Если клянущийся убеждён в том, что-то чем он клянётся также величественно как Аллах, Пречист Он и Возвышен, – это великий ширк. Если же он убеждён в том, что величие этого ниже величия Аллаха, то это малый ширк.

И имело обыкновение во времена джахилии клясться отцами, что в последствии было запрещено пророком, да благословит его Аллах и приветствует: “Не клянитесь своими отцами (или предками).” Т.е. ни дедами, ни братьями, ни дядьками… И в тексте хадиса упомянуты отцы, так как это было распространённым обычаем.

Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Тот, кому нужно поклясться, пусть клянётся Аллахом или пусть хранит молчание.” Т.е. либо он клянётся Аллахом, либо вообще ничем.

И к этой запретной клятве также относится и клятва пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, который является самым почётным из людей и господином людей. К этому же относится клятва Джибрилем, Исрафилем, Микаилем и дригими ангелами – это ширк. И если будешь клясться солнцем, луной, днём, ночью – всё это тоже ширк, либо малый, либо большой, как мы уже об этом упомянули.

Если ты клянёшься качествами Аллаха, как например: «Клянусь Могуществом Аллаха». Или: «Клянусь Мудростью Аллаха». Нет никаких опасений – это разрешено». «Шарх китабуль-кабаир», тафсир кабиры № 25.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто поклялся не Аллахом, совершил куфр или ширк». Хадис передали ат-Тирмизи (1535), Абу Дауд (3251), аль-Албани назвал его достоверным (сахих) в «Сахих ат-Тирмизи».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто будет клясться, пусть клянется Аллахом, а в противном случае молчит». (Хадис, приведенный в «Сахихе» от Абдуллы ибн Умара).

Также в «Сахихе» аль-Бухари, от Абдуллы ибн Умара, да будет Аллах доволен им и его отцом, передается о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, застал Умара ибн аль-Хаттаба, который шел медленно и клялся своим отцом. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разве Аллах не запретил вам клясться своими отцами?! Пусть тот, что клянется, клянется Аллахом, а в противном случае молчит!».

Также установлено от Ибн Умара, да будет Аллах доволен им и его отцом, что он рассказывал о том, как посланник Аллаха услышал мужчину, клявшегося своим отцом и сказал: «Не клянитесь своими отцами! Пусть тот, кто клянется Аллахом, говорит правду. И пусть тот, кому поклянутся Аллахом, удовлетворится. А кто не удовлетворяется Аллахом, тот не от Аллаха» (Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным).

Сказал Ибн Баз: «..Клятва не Аллахом, будь то пророком, или отцом или почтением, честью - это малый ширк. И также малый ширк называется скрытым ширком, потому что он скрыт для некоторых людей..»

Был спрошен аль-Гунайман: "Когда клятва не Аллахом будет большим ширком (многобожием которые выводит из Ислама), а когда малым (не выводящим из Ислама)?"

"Это зависит от убеждения того кто клянется. Если к примеру клянущийся убежден, что тот, кем он клянется, видит что в его сердце, и может наказать его если он лжет, и вознаградить если он правдив - то это большой ширк. Если же клятва не Аллахом лишь вышла у него, без каких-то порицаемых убеждений, то это малый ширк".

Клятва Кораном, атрибутами Аллаха и др.

Сказал Ибн Усеймин: Давать клятву или обет можно только Аллахом или Его сифатом. Если кто-то клянется Аллахом, свят Он и велик, то нет необходимости приносить Мусхаф (Коран), чтобы клясться на нём. Ни во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни во время сахабов не было клятвы на Мусхафе. В те времена человек клялся Аллахом, свят Он и велик, и не делал это на Мусхафе". «Фатава Нур ‘аля ад-Дарб».

Ибн Усеймин сказал: "Клятва Кораном, если ты подразумеваешь под этим Коран который был ниспослан на Мухаммада – до благословит его Аллах и приветствует – то это разрешено.

Так как это – слова Аллаха, а слова Аллаха – атрибут из Его атрибутов, и всеми атрибутами Всевышнего Аллаха можно клястся.

Если же ты имеешь в виду Коран, как книгу, листы, написанные буквы, то это не разрешено, так это – создание, а клятва созданием – ширк, как сказал Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует: "Тот кто поклялся чем-то (кем-то) другим кроме Аллаха, то совершил ширк или куфр."

Затем мы скажем: Что тебя побудило к клятве Кораном? Нет другой клятвы кроме как Кораном? Клянись Аллахом.

Сказал Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – "Тот кто клянется, то пусть клянется Аллахом или молчит." «Ликаат аль-баб аль-мафтух», 19\103.

Ученые Постоянного комитета по выдачам фетв сказали: «Дозволено приносить клятву Аллахом и Его атрибутами. Благородный Коран – речь Аллаха, и она есть один из атрибутов Аллаха, поэтому приносить клятву Кораном разрешено». «Фатауа аль-ляджна ад-даима», т.1 с.354.

Аль-Байхакы передал, что ар-Раби’ бин Сулейман говорил: «Аш-Шафии, да помилует его Аллах, сказал: «Тот, кто поклялся Аллахом или одним из Его Имён, а затем нарушил свою клятву, должен принести искупление (см. суру «Трапеза» аят 89.). Тот же, кто поклялся не Аллахом, например, сказав: «Клянусь Каабой!» или «Клянусь отцом!» и т.д., а затем нарушил свою клятву, не должен приносить искупление. К этому относится и такое высказывание, как: «Клянусь своей жизнью!» и т.п., которое не требует искупления. 

Клятва не Аллахом относится к порицаемому, к тому, что запретил посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказав: “Поистине, Великий и Всемогущий Аллах запретил вам клясться своими отцами. Если же кто-либо приносит клятву, то пусть клянётся Аллахом, или молчит” («ас-Сахих» аль-Бухари («Китаб аль-Иман ва ан-Нузур», 11/530); «ас-Сахих» Муслим («Китаб аль-Иман», 3/1266);)». «Манакиб аш-Шафии», 1/405.

Имам аш-Шафии объяснил это тем, что Имена Аллаха не являются сотворёнными. Поэтому тот, кто поклялся именем Аллаха и нарушил свою клятву, должен принести искупление». Об этом передали Ибн Аби Хатим в «Адаб аш-Шафии» (стр.193), Абу Нуайм в «аль-Хилья» (9/112, 113), аль-Байхаки в «ас-Сунан аль-Кубра» (10/28) и в «аль-Асма ва ас-Сыфат» (стр.255-256). Кроме того, об этом упомянул аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (1/188). См. также «аль-Улувв» (стр.121) аз-Захаби.

В постановлении «Совета исламского фикха» говорится:

Во время клятвы нет необходимости класть руку на Мусхаф, Тору или Евангелие, или что-то другое, чтобы его клятва была действительной. Но это допустимо, если судья считает необходимым сделать это, чтобы удержать клянущегося от дачи ложной клятвы.

Мусульманину нельзя класть руку на Тору или Евангелие во время клятвы, потому что их копии, находящиеся в обращении, искажены, и это не те оригиналы, которые были ниспосланы Мусе и Исе, мир им, и потому что Шариат, с которым был послан пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, отменил законы, ниспосланные раньше него. «Фатава Исламия», 3/463.

Был спрошен Фаузан: "Уважаемый шейх, да поддержит вас Аллах, спрашивающий говорит: "Каково правовое положение того, что человек кладет руку на мусхаф, а затем клянется?"

"Нет основы у этого дела. Не годится использовать мусхаф для возложения руки на него ради клятвы. Не годится его использовать для этого".

Также Фаузан сказал: "Клятва на мусхафе не узаконена Шариатом. Мусхаф не для того, чтобы на нём клялись. Это из обычаев людей. Не даются клятвы на мусхафе. Этого не делали праведные предшественники".

Клятва не произнесенная вслух

Был спрошен Постоянный Комитет во главе с Ибн Базом: "Я по своему намерению поклялся "про себя" не произнося клятву языком, что не буду спать со своей супругой недельный период, однако это случилось в этот промежуток времени. Нужно ли мне что-то сделать воискупление этого дела"?

"Ты ничего не обязан делать, если ты не произнес языком /свою клятву/, что соответствует высказыванию посланника Аллаха, да боагословит его Аллах и приветствует: «Поистине Аллах простил моей умме все, что посещает их мысли, до тех пор, пока они не станут говорить об этом или совершать это». Приводит аль-Бухари (5269) и Муслим (127).

Только при поддержки Аллаха нас ожидает успех. Мир и боагословения нашему Пророку Мухаммеду. его семье и сподвижникам". «Ляджна ад-Даима», 17251.

Искупление клятвы

Аллах не взыскивает с вас за легкомыслие в ваших клятвах, но Он взыскивает с вас за то, что вы связываете клятвы. Искуплением этого - накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А кто не найдет, то - пост трех дней. Это - искупление ваших клятв, которыми вы поклялись. Охраняйте же ваши клятвы! Так разъясняет Аллах вам Свои знамения, - может быть, вы будете благодарны! 5/89.

«Аллах начал с того, что легче, ибо накормить бедняков легче, чем одеть их, а одеть их легче, чем освободить раба. Если человек не в состоянии совершить ни один из типов искупления, то ему следует поститься три дня, как об этом сказал Всевышний Аллах: «А кто не найдет, то - пост трех дней».

Убай ибн Кааб и ибн Мас’уд читали этот аят: «Пост – три дня подряд». Аль-Амаш сказал, сподвижники, в том числе и ибн Мас’уд читали этот аят именно так, хотя сам этот текст не сохранился в Коране, но как минимум это все, же толкование от сподвижников, переданное от самого пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ибн Касир, «Комментарии Великого Корана».

Был спрошен Ибн Баз: На моей маме висит долг искупления за клятву. Можно ли мне искупить за неё деньгами размер которых будет соответствовать десятерым беднякам, и отдать деньги фонду "Джамия хайрия". И чему равняется стоимость кормления, если можно искупать деньгами?  

"Если твоя мать мертва или жива, и разрешила тебе искупить за неё, то нет ничего в том, чтобы ты искупил за неё, только чтобы искупление было едой а не деньгами, потому что именно так пришли Коран и Сунна.."

Сказал Закария аль-Ансари аш-Шафи: "Если умрёт свободный человек (не раб), и на нём висит искупление за клятву, то это долг Аллаха, а Его права стоят перед правами человека, и за этого умершего искупается тем, что берётся из того наследства что он оставил, завещал ли он его или же не завещал, и это основываясь на предание "долг Аллаха имеет больше прав чтобы его выполнить." «Асна аль-Маталиб», 1797. Мазхаб Ханбалитов , таких как Абу Я`аля, ибн Къудама, говорят что надо выполнять сразу же. (См. аль-`Удда 1/281, раудат ан-Назыр 2/92). Этого же мнения ибн Хазм. См. (аль-Ихкам фи усуль аль-Ахкам 1/307).

Был спрошен Ибн Усеймин: Если на человеке висит обязанность искупления постом, но он решил отложить это до зимы, каков хукм если он умрёт не успев искупить?

"Если на человеке висит обязанность искупления постом, то он должен выполнить это сразу же. Потому что обязательные вещи (уаджибаты) нужно выполнять сразу же. Но если он ощущает трудность в том, что бы держать пост искупления в летние дни из-за её длинноты и жары, то нет проблем если он отложит это на прохладное время. А если же он умрёт до того как искупить, то на нём нет греха, потому что его откладыванию был повод. Однако пусть за него постится его уали, а если никто не постится за него, то нужно накормить с того, что он оставил из наследства, за каждый день бедняка."

Дополнительно

Ибн Усеймин сказал: «.. Если обет уже был дан, то он может быть трех видов:

Обет, который несет постановление клятвы

Это такой обет, который дается человеком для подтверждения чего-либо. Например, человек рассказывает людям о чем-то, однако они не верят ему. Тогда он говорит: ″Если я лгу, то тогда я даю обет Аллаху поститься целый год″. Этот обет по сути является клятвой, ибо, давая его, человек имел намерение подтвердить правдивость своих слов. Сюда также относятся слова человека: ″Если я не сделаю того-то и того-то, то даю обет Аллаху поститься целый год″. Давая такой обет, человек желает побудить себя к выполнению данного поступка. Такой обет также несет постановление клятвы. Доводом является хадис: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести)» (аль-Бухари, 1; Муслим, 1907). Такой человек, давая обет, имел намерение клятвы, и ему будет лишь то, что он намеревался совершить.

Запрещенный обет

К этому виду относятся такие обеты, давая которые, человек собирается совершить нечто запрещенное. Например, человек говорит: ″Даю обет Аллаху, что выпью вино″. Это – запрещенный обет, ибо человеку запрещено пить вино. Такой обет запрещено выполнять. И по более правильному мнению его нужно искупить так же, как искупается клятва.

…Если же обет включает в себя как благое, так и запретное, то человек обязательно должен выполнить благое, а запретное не выполняется. После этого он должен искупить свой обет так же, как искупается клятва.» "Шарх Рийад ас-салихин", хадис № 152 (отрывок).

А также: "Если ты клянешься, то следует связать свою клятву с желанием Аллаха. Говори: «Клянусь Аллахом, я сделаю так, если пожелает Аллах (ин ша Аллах)».

В такой клятве заключено две пользы:

Во-первых, Аллах Всевышний может облегчить тебе выполнение того, в чем ты поклялся.

Во-вторых, если ты не сможешь выполнить то, в чем поклялся, то не будешь обязан искуплением клятвы".  "Шарх Рийад ас-салихин", хадис № 72

А также: «Если человек дал клятву, основываясь на преобладающую вероятность, однако после этого выясняется неправильность его предположения, то в этом нет проблем. Например, он поклялся, исходя из своего предположения, что случилась определённая вещь. Однако, после этого выясняется, что этой вещи не было. В этом случае на нём нет греха, т.к. он поклялся основываясь на своё предположение, и в момент клятвы он был правдив, исходя из преобладающей вероятности. Приведу пример. Допустим, он сказал: «Клянусь Аллахом, завтра приедет такой-то», т.е. приедет завтра с путешествия, исходя из предположения. Однако, этот человек не приехал. В этом случае, на нём ничего нет, по более правильному мнению, т.е. на нём нет греха, и нет искупления за клятву, т.к. он поклялся исходя из своего предположения». «Фатауа Нур ‘аля ад-Дарб» (2/21).