О дозволенности ат-Та’кыба, Таравиха после Таравиха

О дозволенности ат-Та’кыба, Таравиха после Таравиха

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

О дозволенности ат-Та’кыба, а это – совершение тарауиха в мечети с джама’атом в последнюю часть ночи вновь после того, как тарауих уже был совершён с джама’атом в первую часть ночи.

Следует отметить, что некоторые имамы порицали ат-Та’кыб, а некоторые даже называли это нововведением. Однако нет у них для порицания этого поступка обоснованного повода. К тому же причины для порицания этого сторонники данного мнения указывали разные:

Кто-то порицал повторное собрание именно с произнесением слов азана для созыва людей на эту молитву.

Кто-то считал, что такого саляфы не делали, хотя это ошибочное утверждение.

Кто-то конкретизировал порицание именно тем, когда тарауих совершается дважды за одним имамом в одной и той же мечети.

Кто порицал это, если совершать тарауих глубокой ночью после того, как уитр уже был совершён в начале ночи после первого тарауиха.

Кто-то порицал это в том случае, если не было предварительного сна.

А кто-то порицал это из-за утомления людей многочисленным количеством молитв.

Что же касается большинства учёных дозволявших ат-Та’кыб, то они опирались на следующий аргумент:

Къайс ибн Талькъ рассказывал: “Однажды нас навестил Талькъ ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) в один из дней Рамадана. Он задержался у нас до вечера и разговился с нами. После этого вместе с нами он выстаивал эту ночь в молитве, сделав и уитр. Затем он направился в свою мечеть Риман и совершил там молитву с людьми. Когда же дошло до молитвы уитр, он выдвинул человека (на место имама) и сказал: «Соверши уитр с людьми, ибо, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За одну ночь уитр дважды не совершается»”. Ахмад (4/23), Абу Дауд (1439), ан-Насаи (1679). Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хиббан, Ибн аль-Муляккъин, Ибн Хаджар, аль-Альбани, Мухаммад аль-Итьюби. См. “аль-Бадр аль-мунир” (4/317), “Фатхуль-Бари” (2/481), “Сахих Сунан ан-Насаи” (1678), “Тахридж аль-Муснад” (16339), “Шарх Сунан ан-Насаи” (18/40).

В этом хадисе содержится наглядный пример тому, как славный сподвижник Талькъ ибн ‘Али в ночь Рамадана дважды совершил с джама’атом молитву тарауих. Сначала он совершил её с одним джама’атом, а затем с другим, к тому же в мечети. Это поступок сподвижника подтверждает правильность мнения большинства учёных, не видевших ничего порицаемого в том, что делают мусульмане всего мира в месяц Рамадан во время последних десяти ночей, совершая молитву тарауих с людьми в начале ночи сразу по завершению ночной молитвы (‘иша), а затем возвращаясь в мечеть в последнюю часть ночи и совершая вновь тарауих с людьми.

Абу Талиб передал, что когда имама Ахмада спросили про ат-Та’кыб, он ответил: “Нет в этом проблем. И от Анаса передаётся дозволенность этого”. См. “Джами’ ли-улюм аль-имам Ахмад” (6/442).

Имам Абу ‘Аууана назвал главу в своём сборнике следующим образом: “Разъяснение дозволенности ат-Та’кыба в месяц Рамадан ночью для молитвы, а также собираться для этого в мечети”. См. “аль-Мустахрадж” (8/239).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Большинство факъихов на том, что ат-Та’кыб вообще не является порицаемым”. См. “Фатхуль-Бари” (9/175).

Шейх ‘Абдуллах Аба Бутайн сказал: “Ответ на то, что порицают некоторые люди, как совершение бóльшего числа молитв в последние десять ночей Рамадана, нежели в первые двадцать его ночей. Причина порицания этого то, что стало принятым в обществе, а также незнание Сунны и того, на чём были сподвижники, таби’ины и имамы Ислама. Мы говорим, что от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаются хадисы, побуждающие совершать ночные молитвы в месяце Рамадан, и в частности в десять последних ночей. И если стало ясным, что нет какого-то ограничения в количестве молитвы тарауих; и что время этой молитвы начинается со времени ночной (‘иша) молитвы и длится до восхода солнца; и что выстаивание десяти последних ночей Рамадана – твёрдая Сунна; и что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал её с джама’атом, то каким образом может быть порицаемым то, чтобы увеличивать количество молитв, совершаемых в последние десять ночей Рамадана?!

А то, что говорят простолюдины, называя молитву в первую часть ночи тарауихом, а молитву после этого кыям аль-лейль, то подобное разделение исходит от простолюдинов. Напротив, всё это называется, как кыям аль-лейль, так и тарауих. Дело в том, что кыям аль-лейль в Рамадан был назван тарауихом по той причине, что они отдыхали после совершения каждых четырёх рака’атов, ибо подолгу совершали молитву”. См. “ад-Дурар ас-санийя” (4/364).

Исходя из изложенного становится ясно, что нет никаких проблем в том, чтобы совершать ат-Та’кыб в Рамадан. По этой причине, имамы Ибн Къудама и Ибн Раджаб, перечислив различные мнения и возражения, заключали это тем, что ат-Та’кыб дозволен в абсолютном виде без каких-либо конкретизаций и ограничений. См. “аль-Мугъни” (2/607), “Фатхуль-Бари” (9/175).