О допущении в намазе ошибки (саху) по невнимательности и совершении земного поклона (суджуд) по причине этой ошибки

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-то из вас встает для совершения намаза, к нему приходит шайтан и начинает запутывать его так, что не знает, сколько он совершил из намаза. Если кто-то из вас сталкивается с этим, то пусть совершит два земных поклона (суджуд), когда он сидит».
حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ يَحْيَى، قَالَ قَرَأْتُ عَلَى مَالِكٍ عَنِ ابْنِ شِهَابٍ، عَنْ أَبِي سَلَمَةَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ " إِنَّ أَحَدَكُمْ إِذَا قَامَ يُصَلِّي جَاءَهُ الشَّيْطَانُ فَلَبَسَ عَلَيْهِ حَتَّى لاَ يَدْرِي كَمْ صَلَّى فَإِذَا وَجَدَ ذَلِكَ أَحَدُكُمْ فَلْيَسْجُدْ سَجْدَتَيْنِ وَهُوَ جَالِسٌ "
Невнимательность в намазе, из-за которой возникает ошибка, имеет три состояния:
1. Добавление чего-то к намазу (зияда)
2. Убавление чего-то из намаза (накъс)
3. Сомнения (шакк)
Рассказывается от Абу Саляма ибн Абдуррахмана, что Абу Хурайра рассказал им, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда разглашают азан, удаляется шайтан прочь, при этом он громко испускает ветры, чтобы не слышать азан. Когда заканчивается азан, он снова возвращается. Когда читается икама, то снова убегает прочь, а когда заканчивается икама, он снова возвращается так, что встает преградой между человеком и его сердцем (внушая всякие наущения, препятствуя человеку совершать намаз со смирением). И говорит (шайтан человеку): «Вспомни то, вспомни это», - такие вещи напоминает, которые человек вообще не должен был вспоминать. Также человек оказывается в ситуации, что он не знает, сколько совершил из намаза. Если кто-то из вас не знает, сколько он совершил, то пусть совершит два земных поклона (суджуд), когда он сидит».
حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ الْمُثَنَّى، حَدَّثَنَا مُعَاذُ بْنُ هِشَامٍ، حَدَّثَنِي أَبِي، عَنْ يَحْيَى بْنِ أَبِي كَثِيرٍ، حَدَّثَنَا أَبُو سَلَمَةَ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ، حَدَّثَهُمْ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ " إِذَا نُودِيَ بِالأَذَانِ أَدْبَرَ الشَّيْطَانُ لَهُ ضُرَاطٌ حَتَّى لاَ يَسْمَعَ الأَذَانَ فَإِذَا قُضِيَ الأَذَانُ أَقْبَلَ فَإِذَا ثُوِّبَ بِهَا أَدْبَرَ فَإِذَا قُضِيَ التَّثْوِيبُ أَقْبَلَ يَخْطُرُ بَيْنَ الْمَرْءِ وَنَفْسِهِ يَقُولُ اذْكُرْ كَذَا اذْكُرْ كَذَا . لِمَا لَمْ يَكُنْ يَذْكُرُ حَتَّى يَظَلَّ الرَّجُلُ إِنْ يَدْرِي كَمْ صَلَّى فَإِذَا لَمْ يَدْرِ أَحَدُكُمْ كَمْ صَلَّى فَلْيَسْجُدْ سَجْدَتَيْنِ وَهُوَ جَالِسٌ "
Выводы:
1. Тяжесть азана для шайтана
2. Достоинство азана
3. Шайтан все время выжидает, изыскивает возможность как-то навредить человеку
4. Отведение шайтана и вызывания злости, раздражения у него путем совершения двух земных поклонов (суджуд) при возникновении каких-то сомнений.
Передается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Шайтан, когда читается икама для намаз, удаляется прочь, при этом испускает ветры…», — и упомянул хадис, подобный предыдущему хадису, и добавил: «Прельщает надеждами, мирскими делами, вызывает всякие мечты. И напоминает ему из всяких его дел такие, которые он и не должен был вспомнить».
حَدَّثَنِي حَرْمَلَةُ بْنُ يَحْيَى، حَدَّثَنَا ابْنُ وَهْبٍ، أَخْبَرَنِي عَمْرٌو، عَنْ عَبْدِ رَبِّهِ بْنِ سَعِيدٍ، عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ الأَعْرَجِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ " إِنَّ الشَّيْطَانَ إِذَا ثُوِّبَ بِالصَّلاَةِ وَلَّى وَلَهُ ضُرَاطٌ " . فَذَكَرَ نَحْوَهُ وَزَادَ " فَهَنَّاهُ وَمَنَّاهُ وَذَكَّرَهُ مِنْ حَاجَاتِهِ مَا لَمْ يَكُنْ يَذْكُرُ "
Выводы:
1. Если человек что-то забыл или потерял, пусть встанет для совершения намаза, устремится к намазу, шайтан напоминает потом. Он не хочет, чтобы человек совершил намаз со смирением и напоминает ему все, что он забыл и потерял.
2. Довод на то, что у шайтана есть испускание ветра, также, как он и мочится, и ест.
Некоторые выводы шейха ибн аль-Усаймина:
1. Какие-то наущения в намазе не делают его недействительным
2. Шайтан стремится подбрасывать в сердце молящегося всякие наущения
3. Если человек сомневается, сколько он совершил из намаза (состояние шакк), тогда он совершает два исправительных суджуда
4. У шайтана есть тело
5. Достоинство азана: азан прогоняет шайтана
6. Шайтан выжидает любую возможность, высматривает, чтобы испортить религию человека.
Некоторые выводы имама ан-Навави:
1. Суджуд ас-саху совершается до саляма либо всегда (как говорит имам аш-Шафии), либо когда есть упущения в намазе (как говорит Малик).
2. Первый ташаххуд и сидение для него не являются столпами (рукн) в намазе, и не являются обязательными (ваджиб).
3. Установлено в шариате произнесение такбира для суджуда ас-саху, и это иджма.
4. Если человек совершает исправительный суджуд в дополнительном намазе, то точно так же как в обязательном намазе (фард)
Некоторые выводы шейха ибн аль-Усаймина:
Если человек оставляет обязательное (ваджиб) по забывчивости, то он совершает земной поклон (суджуд) до саляма.
Каждый суджуд по причине упущения в намазе совершается до саляма.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, – человек, и ему свойственно забывание.
Обязательность следования ма'мумам за имамом, если имам оставил что-то из ваджибатов.
Если имам не совершает сидение для небольшого отдыха (джальсат аль-истираха), ма'муму не следует садиться, даже если он считает, что это Сунна.
Довод на то, что обязательным (ваджиб) является произнесение такбира для каждого из двух исправительных суджудов.
Обязательно ма'муму следовать за имамом в суджуд ас-саху.