О 8 марта

О 8 марта

8 марта, современный праздник женщины, день весны и красоты, отнюдь не всегда был таким романтичным. Эта дата имеет давнюю историю и весьма туманное происхождение.

Вообще-то, поклоняться женщинам именно 8 марта начали еще древние римляне. В этот день матроны - свободнорожденные женщины, состоящие в браке, - получали от своих мужей подарки и были окружены вниманием и заботой. Кроме того, 8 марта даже рабыни освобождались от всяческих обязанностей. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на голове, римлянки приходили в храм богини Весты - хранительницы домашнего очага.

Историю же празднования Международного женского дня принято связывать с именем революционерки Клары Цеткин. Именно она на международной конференции женщин в 1910 году в Копенгагене провозгласила идею ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата. Выбор Цеткин именно 8-го марта в качестве даты празднования Международного женского дня вызывает разноречивые объяснения.

Согласно официальной, широко известной версии, Женский день был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши.

Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10 часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. В то историческое 8 марта во многих городах Нью-Йорка сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя представления им избирательного права.

Однако ряд историков называют и другую - религиозную - причину возникновения праздника, согласно которой в намерения Цеткин входило связать историю женского социалистического движения с историей ее народа - евреев. А именно с той страницей этой истории, которая рассказывает о Есфири, жене персидского царя Ксеркса.

Царица Есфирь, воспользовавшись неотразимым воздействием на Ксеркса своих чар, спасла свой народ, иудеев, от истребления. Взяв с царя, не знавшего о ее происхождении, обещание, что он уничтожит всех врагов, которые покушаются на ее народ, Есфирь предотвратила планировавшиеся "еврейские погромы".

Есфирь обратила царский приказ против самих персов, желавших истребить иудеев, в честь чего день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта) стал праздноваться как праздник Пурима.

Дата празднования Пурима в иудейском религиозном календаре является "скользящей", как в православном - дата празднования Пасхи. Однако, число празднования Пурима, пришедшееся в 1910 году на 8 марта, закрепилось и прижилось.

В 1911 году Женский день впервые отмечался 19 марта в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами.

В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации " …научного утра по женскому вопросу". Власти дали разрешение, и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала следующие вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни.

В следующем году во многих государствах Европы 8 марта или приблизительно в этот день женщины организовали марши в знак протеста против войны.

В 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгами "Хлеба и мира". Через 4 дня император Николай II отрекся от престола, временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. Этот исторический день выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта по григорианскому календарю.

Международный женский день 8 марта с первых лет Советской власти стал государственным праздником. С 1965 года этот день стал не рабочим. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.

Постепенно Международный женский день в стране терял свою политическую окраску. В 1977 году Организация объединенных наций объявила 8-е марта Международным женским днем. Слово "борьба" из названия праздника исчезло, а 8-е марта стало праздником женщин, весны и любви.

После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации. Отмечается Международный женский день и в странах СНГ: в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении, Украине, Белоруссии.

centrasia

Мусульмане о 8 марта

8 Марта – один из крупнейших праздников нашей страны. Его ждут и отмечают миллионы людей по всему миру. С Женским днем по традиции соотечественниц поздравляют главы отечественных официальных муфтиятов. Талгат Таджутдин, лидер ЦДУМ, в разрез с исламским вероучением несколько лет назад даже заявил, что впервые 8 марта начали отмечать Адам и Ева еще в Раю.В связи с этим мы обратились к представителям мусульманской общественности с просьбой высказать свое отношение к Женскому дню.

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России

Как мусульманин я вообще не считаю праздниками ничто из того, что имеет основание не в Исламе, потому что отмечание дней такого рода и превращение их в праздники имеет зороастрийское происхождение. Оно связано с культом времени и культом определенных дней солнечного календаря, в то время как наши мусульманские праздники привязаны к лунному циклу. Поэтому они не имеют ничего общего с космическим ритмом и космическим круговоротом вечного возвращения, носят не природный, а теологически-концептуальный характер и не зависят от состояния космоса.

Космические праздники ритуального характера, привязанные к солнечному календарю, – это наследие зороастрийской культуры, в которой у каждого дня из 365 был свой ангел – фаришта, отвечавший за этот день, и год вращался как карусель, когда один и тот же день, один и тот же ангел, оказывается через полный оборот в одной и той же точке. Поэтому каждый день имел значение и был одним из ритуальных праздненств.

К космическим праздникам относится и 8 марта, поскольку и в календаре православной церкви это некая дата. 8 марта, таким образом, имеет двойной характер: это левый красный праздник, приуроченный к первой забастовке ткачих в Чикаго в 1887 году, он институциализирован Кларой Цеткин как первое вхождение женщин в политическую борьбу. Второй аспект этого праздника – религиозный. Это делалось часто, поскольку левые нередко ставили на место сакральных дат собственные праздники.

Тем не менее, нынешнее состояние общества с его постсоветским менталитетом очень хорошо демонстрирует амбивалентность такого подхода: одни и те же дни кто хочет, празднует, как бывшие советские праздники, кто — как православные. Все это свидетельствует о глубоко укорененном языческом отношении ко времени как к круговороту, как к некоему циклу, и возвращает нас к тем бедуинам, которые, как приводится в Коране, отказывались поклониться Всевышнему Аллаху, говоря: «Мы живем и умираем, и убивает нас только время». Таким образом, празднование подобных дат сопряжено с непониманием природы длительности, с идолопоклонством, с отказом от исповедания веры в Единого Бога.

Муфтий Республики Карелия Висам Али Бардвил

Что касается понятия «праздника», то для нас 8 марта не является таковым, потому что у нас понятие праздника – Ид – имеет и духовное значение. Пророк (мир ему) сказал, что праздник – это веселье, и Аллах назначил для этого два дня (Ид аль-адха и Ид уль-фитр).

Но этот день празднует страна, наши соотечественники. Ислам не запрещает того, чтобы мы уделяли внимание какой-то определенной проблеме, например, вопросам о правах женщин. Я думаю, и мусульманам стоит об этом говорить: в этот день можно организовать какие-то форумы, круглые столы, конференции, чтобы чисто практически поднять этот вопрос.

А внимание к женщине должно быть все время, как мы понимаем. Конечно, мы должны всегда думать о том, что женщина – это мать, дочь, жена, сестра. Мужчина имеет обязанности перед ними. К сожалению, в наше время часто эти обязанности не выполняются среди мусульман, и нередко даже религиозные мусульмане не понимают своих обязанностей перед женщиной.

Есть и другая проблема: например, женщина мусульманка не играет сегодня свою роль в умме. Есть много-много вопросов, которые на самом деле надо поднять и поговорить. И 8 марта можно использовать для этого, я не вижу здесь ничего плохого. Другое дело, что проблемам женщин не должно уделяться время только один день в году.

Что касается поздравлений с 8 марта, то адресовать их немусульманам можно. Они же поздравляют нас с нашими праздниками, которые для них не имеют никакого значения. А мы знаем, что для немусульман этот день — действительно праздник.

Поэтому я считаю, что это хороший жест со стороны мусульман, когда они поздравляют женщин: коллег по работе, соседей, родственниц. И подарки тоже здесь уместны. Но сами мусульмане не должны прививать такие праздники в нашей среде. Надо стараться быть хорошим круглый год и дарить жене подарки в любой день года.

Председатель общественной организации «Просвещение», главный помощник пензенского муфтия Абдуррауф Забиров

Мы всегда должны по-доброму относиться к женщинам, согласно хадису «Лучшие среди вас те, кто по-доброму относится к своим супругам». Пророк (мир ему) заповедовал мужчинам, чтобы они не обижали женщин, были милосердны к ним, проявляли теплоту, и не только на словах, но и своими делами. Существует огромное количество хадисов о женщинах.

Из этого следует, что если мы будем хорошо к ним относиться, то в нашей жизни всегда будет праздник. Пророк (мир ему) никогда не бил своих жен, не кричал на них, и мы должны стараться подражать ему на протяжении всей своей жизни, а не только один день в году.

Если честно, среди мусульман довольно неоднозначное отношение к этому празднику, да и не только, среди православных тоже. Некоторые запрещают отмечать этот праздник, другие принимают его как государственный. Но в любом случае — это не национальный, не религиозный праздник.

Между тем, мы можем дарить подарки, так как это укрепляет любовь между людьми. Мужской ли праздник, женский ли, мы всегда должны подпитывать нашу любовь, воспитывать в себе нравственные качества. Поэтому ничего предосудительного в том, чтобы поздравить женщин с этим праздником, я не вижу.

Сам праздник неоднозначен даже для тех, кто его празднует. Но дело не в празднике, а в самом отношении к женщине. 8 марта – это повод подумать о роли женщины в нашем обществе. Нельзя возлагать на женские плечи тяжкий труд и поздравлять ее в год один раз. Мы должны способствовать тому, чтобы женщина играла ту роль, которую должна играть.

А сегодня женщину обижают, ее превратили в средство торговли, рекламы. И ответственны за это мужчины, я считаю. Мы должны возродить статус женщины, уберечь ее от пороков, помогать ей и быть опорой в жизни, ведь, согласно хадисам, женитьба на праведной женщине – это исполнение половины всех предписаний веры.

Что же касается легитимности этого праздника с точки зрения Шариата, то существуют различные мнения ученых, и мы должны обращаться к ним. Например, к фетве Юсуфа аль-Карадави, где сказано, что мы можем придерживаться государственных праздников.

Лично я считаю, что сегодня мужчинам нелишне напомнить о роли женщины. В оценке этого вопроса необходимо найти золотую середину, мусульманам не следует перегибать палку. Ведь это очень деликатный вопрос – женщины все-таки!

islamnews

8 Марта. Почему этот день — не праздник "весны, красоты и женственности"?

Дочь президента Киргизии Алия Шагиева о том, почему Международный женский день только усугубляет проблему гендерного неравенства.

8 Марта. Почему этот день недопустимо называть праздником "весны, красоты и женственности" и каким образом при использовании этого выражения мы подпитываем почву гендерных стереотипов?

Считаю данную информацию обязательной к прочтению всем людям, взаимодействующим с массами и имеющим влияние на их сознание: журналистам, преподавателям в школах и университетах, ведущим на праздничных мероприятиях и т.п.

Для начала немного истории. В феврале 1909 года женщины Нью-Йорка вышли на улицы с требованиями равной оплаты труда и права голосовать, а через год немецкие социалистки, небезызвестные Клара Цеткин и Роза Люксембург договорились в установке определённой даты, необходимой для продвижения равных прав для женщин. Этот праздник был придуман для популяризации идеи уважения к женщинам, для ежегодного поиска решения проблем их положения в обществе.

Если до 70-х годов в СССР дата 8 марта ещё хоть как-то ассоциировалась с революцией и борьбой, то позже этот праздник превратился в поддержку гендерных стереотипов, что наблюдается и по сей день. Суть проблемы хорошо описывается самой распространённой и, к сожалению, излюбленной многими мужчинами "шуточкой": "Молчи, женщина, твой день — 8 Марта".

Идея революции напрочь исчезла с поздравительных открыток, и вместо этого повсюду можно встретить букетно-конфетную тему, украшенную всевозможными блёстками. Всего 5% людей знают, что 8 Марта — это не про красоту и женственность.

Признаться честно, я и сама совсем ещё недавно не видела в подобной формулировке поздравления ничего плохого. Но что же на самом деле происходит незаметно для нас самих, когда мы говорим: "С праздником весны, красоты и женственности"?

1. Мы поощряем сексизм, мы позволяем относится к женщинам как к объектам "привлекательности".

2. Мы позволяем навешивать на нас ярлык "женственности" и вместе с ним — обязательство молчать. В Кыргызстане это явление распространено особенно сильно, так как сюда примешивается азиатский менталитет. Почти в каждой семье девочек с раннего возраста учат быть тихими, учат молчать только потому, что они девочки.

3. Как следствие предыдущего пункта, мы позволяем существовать такому ужаснейшему феномену, когда изнасилованная девушка чувствует себя виноватой (!) и отвергается обществом как испорченный товар, а общество тем временем учит женщин не быть изнасилованными (логика тут такова, что в изнасилованиях виноваты сами женщины).

4. Мы позволяем обществу сомневаться в нашем интеллекте и поощряем существование гендерной дискриминации в трудоустройстве (несмотря на многочисленные исследования, большинство людей продолжает считать точные науки "неженским делом").

5. Воспевание красоты, как и всяческая идеализация образа, приводит к психологическим проблемам принятия себя, своей естественности практически у каждой женщины.

От гендерных стереотипов страдают не только женщины, но и мужчины. Давайте вспомним вполне себе безобидную на первый взгляд ситуацию, когда учительница говорит после каникул детям: "Девочки стали красивее, совсем уже невесты, а мальчики возмужали, поумнели!". Не желая ничего плохого, учительница только что впихнула в сознание подрастающих ребят следующую информацию: мальчики обязаны быть мужественными и сильными, ум — это мужская прерогатива, а девочки должны быть ухоженными и красивыми, то есть соблюдать нормы товарного вида. После приобретения таких стереотипов мальчики применяют моральное и физическое насилие к "слабым" мальчикам, которые в виду своих природных особенностях обладают нежностью, спокойствием и отказываются принимать участие в каких-либо опасных играх ("ты что, не мужик?"), а девочки в свою очередь постоянно слышат в свой адрес требования быть кроткими, послушными и аккуратными: "Ты же девочка!"

Гендерные стереотипы действуют на личность человека крайне разрушающе, не встретиться с ними в нашем обществе невозможно. В связи с этим я и написала в начале статьи о том, что журналистам, преподавателям и людям подобных профессий, которые подразумевают работу с большой аудиторией, будет очень полезно прочитать эту статью, ведь на них ответственность за то, на чём воспитываются современники.

И вообще, каждый человек ответственен за то, что он говорит, вне зависимости от рода деятельности. Важно то, что он говорит прежде всего себе и своим детям.

Алия Шагиева

life.ru