Новый глобальный проект мусульман: без саудитов, против США и Китая
С 18 до 21 декабря в столице Малайзии проходит международный саммит мусульман «Kuala Lumpur Summit». На съезд приехали 450 делегатов из 52 стран, в том числе, такие тяжеловесы как президент Турции Реджеп Эрдоган, президент Ирана Хасан Рухани, эмир Катара Тамим бин Хамад аль-Тани, вице-президент Индонезии Маруф Амин и др. Принимает высоких гостей премьер-министр Малайзии Мохамад Махатхир.
Как заявил Махатхир, исламские страны находятся в упадке, они «беспомощны и недостойны своей великой религии». Наблюдается разобщение в политических и экономических процессах. Слова премьера Малайзии полностью поддержали лидеры Турции и Ирана. Эрдоган выступил с идеей расширить Совет безопасности ООН, включив в него представителя мирового исламского сообщества (составляющего 1,7 млрд. человек). Рухани подчеркнул, что исламским странам необходимо отказаться от доллара и перейти к торговле на местных валютах, тем самым лишив США гегемонии в мировой экономике.
Самым примечательным было то, что ни один из ключевых спикеров не упомянул «Организацию исламского сотрудничества» - старейшее и крупнейшее международное объединение мусульман, существующее с 1969 года. Это объединение лидеров исламских государств (тогда под названием «Организация исламская конференция») также ставило задачи по политическому, экономическому и социальному объединению всего исламского мира, объявило борьбу против колониализма и поддержало независимость Палестины. Однако, как отмечают аналитики, к настоящему моменту ОИС превратилось в ежегодную говорильню, каких-либо реальных проектов под ее началом осуществить не удалось, за последние десять лет в исламском мире лишь нарастало разобщение.
Поэтому Махатхир и Эрдоган в своих выступлениях сделали особый акцент на том, что работа в рамках нового мусульманского саммита предполагает выработку конкретных решений, которые страны-участницы должны претворять в жизнь.
Мусульманский саммит отличается от ОИС и тем, что если в последнем тон задавали арабы (преимущественно, Королевство Саудовская Аравия), то на саммите главными застрельщиками выступили Турция, Малайзия и Иран. Тем самым, несмотря на историческую значимость арабского наследия в мусульманском мире, новый союз мусульман может сложиться вне арабского ареала. Кстати, на саммите не было представителей ни КСА, ни ОИС.
В ноябре Махатхир пригласил на саммит представителей России, направив через Лаврова официальное письмо Путину. Однако каких-либо значительных лиц из РФ на саммите замечено не было.
Как сложится дальнейшая судьба саммита – пока не понятно. Смогут ли лидеры мусульманских стран начать проводить совместную линию, или региональные интересы вновь возьмут верх? В любом случае, инициативам саммита будут противостоять как конкурирующая ОИС, так и Китай, для которого в мусульманской Азии намного удобнее проводить политику «разделяй и властвуй». Помимо всего прочего, власти Китая явно не рады тому, что на саммите предлагается выработать единую позицию мусульманских стран по уйгурскому вопросу.