Никогда голос крымского татарина так высоко не ценился

Никогда голос крымского татарина так высоко не ценился

К прошедшему в минувшую субботу Курултаю крымскотатарского народа было приковано внимание всего мира. Без сомнения, в эти дни решается судьба целого народа, который за последние 200 лет вынес множество страданий и лишений. Эта боль и тревога звучала и на самом внеочередном Курултае крымскотатарского народа VI созыва. О том, как прошло это историческое собрание - в репортаже нашего корреспондента Элины Бекировой.

Без гимна Украины и зарубежных делегатов

Сессия началась с гимна крымскотатарского национального гимна «Ант эткенмен». («Я поклялся»). При этом впервые за 23 года гимн Украины не прозвучал.

На сессии Курултая, в качестве гостей, присутствовали Президент Татарстана Рустам Минниханов и глава Совета Муфтиев России Равиль Гайнутдин.

Напомню, что парламент Украины признал крымских татар коренным народом Крыма. Ранее экс-глава меджлиса и депутат парламента Украины Мустафа Джемилев в Брюсселе на заседании Совета Европы закрутил интригу, заявив, что на внеочередной сессии Курултая будет принято важное для будущего Крыма решение. Все с нетерпением ждали этого «важного решения».

В современной истории Курултай не собирался в такой тревожной обстановке. Отрыв Крыма от материковый Украины, внезапное погружение в правовое поле иного государства, угроза личной и политической безопасности – и это ещё не все проблемы с которыми столкнулись крымские татары в новой реальности.

Учитывая все это, национальный гимн и призыв муфтия Крыма о том, что «всегда и при любых обстоятельствах крымские татары должны оставаться на своей исторической родине» звучали особенно значимо. Так же впервые в истории Курултай проходил на русском языке и причина тому – внимание международной общественности и СМИ.

Увы, но на сессию Курултая не смог приехать ни один представитель крымскотатарской диаспоры. Это связано с тем, что территория Крыма фактически блокирована для иностранных граждан.

Исторический выбор народа важнее референдума

Глава Меджилса Рефат Чубаров выступил с докладом об общественно-политической ситуации в Крыму и задачах органов национального самоуправления крымскотатарского народа. В своем выступлении он привел хронологию развития событий в Крыму с 23 февраля 2014 года и все действия меджлиса и его как председателя в этот период. Рефат Чубаров особо подчеркнул: «В жизни каждого народа наступают времена, когда ему предстоит сделать выбор, от которого зависит его будущее».

Глава Меджлиса так же озвучил причины бойкотирования и «особенности» референдума по вхождению полуострова в состав РФ: «В условиях существовавшей реальной угрозы насилия по отношению к жителям Крыма, чьи позиции по вопросу о статусе Крыма были отличными от позиции тех, кто организовывал и проводил «всекрымский референдум» и в связи с тем, что выносимые на «референдум» вопросы не могли быть всесторонне обсуждены в крымском обществе вследствие крайне недостаточного времени, отведенного на подготовку и проведение «референдума», Меджлис призвал всех крымских татар и жителей других национальностей бойкотировать все этапы подготовки и проведения «всекрымского референдума».

В конце своего доклада Рефат Чубаров сказал: «Я не сомневаюсь ни на минуту в том, что благодаря усилиям всех, и крымскотатарского народа, вас делегатов Курултая, всех сторон, которые сегодня представляют власть, и в Крыму, и в соседних государствах мы сможем найти ту форму, которая позволит крымскотатарскому народу, как всем другим или многим народам, реализовать свое право на самоопределение».

После выступления председателя Меджлиса делегаты приступили к обсуждению проекта постановления Курултая «О реализации крымскотатарским народом права на самоопределение на своей исторической территории – в Крыму».

При написании этого проекта Меджлис опирался на Декларацию ООН «О правах коренных народов» от 13 сентября 2007 года, предусматривающей, в частности, право коренного народа на самоопределение.

«Не нужно играть в кошки-мышки»

Делегаты Курултая с большим воодушевлением и криками «маша’Аллах!» встретили выступление известной правозащитницы, ветерана крымскотатарского национального движения Айше Сейтмуратовой. Она с ходу обратилась к Президенту Татарстана Рустаму Минниханову и муфтию Равилю Гайнутдину: «Мы понимаем, почему вы сюда пришли, и мы хорошо понимаем, кто послал вас сюда. Не мы в свое время бросали Россию. Россия три раза в свое время отвергала нас. Россия ликвидировала нашу государственность в 1783 году военной силой в то время, когда Крымского ханство по Кючук-Кайнарджийскому договору было объявлено независимым государством. После нескольких лет войны Россия захватила Крым и демонтировала нашу государственность. Кроме того, во время Крымской войны в 1853-1855 годах Россия вынудила многих крымских татар спасать жизнь бегством в Турцию. Мы помним также, что Россия в 1921 году официально объявила о создании Крымской АССР. Но она не спасла людей от репрессий, казней, всех видов преследований. И в 1944 году Россия, в которую нас сегодня зовут, ликвидировала последнюю нашу форму государственности – Крымскую автономию и насильно в 4:00 утра всех депортировала из нашей родины. Поэтому сегодня мы имеем право сказать, что мы знаем, что такое Россия!».

Айше ханум чётко обозначила свою позицию: «Не нужно играть в кошки-мышки. Мы хорошо знаем, что в 1990-х Украина приняла нас как один из народов своей страны. Да, Украина не может дать нам все, что мы хотели. Однако же Украина еще не встала на ноги, и я выражаю уверенность в том, что теперь мы должны строить свою государственность вместе с Украиной и украинским народом. И вместе с Украиной мы добьемся успеха и процветания».

Еще один делегат Курултая Сафуре Каджаметова выразила недоверие самопровозглашенной крымской власти, также обещающей обеспечить решение прав крымскотатарского народа.

По ее словам, когда-то в крымском парламенте были квоты для 14-ти представителей крымскотатарского народа, но потом их отменили. «Если мы сейчас поверим их обещаниям, то через несколько лет лишимся всего этого», – отметила Каджаметова.

Довериться Москве, а Казань поможет?

От российской стороны выступил Президент Татарстана Рустам Минниханов. Он отметил, что поддерживает решение о признании местной властью Курултая как высшего органа крымскотатарского народа и их родного языка как одного из государственных языков полуострова.

Так же Президент Татарстана выступил с предложением оказания своего рода посреднических услуг между крымскими татарами и российской властью. «Я готов выступить неким связующим звеном», – заявил он.

По его словам, у него была беседа с Владимиром Путиным, в ходе которой тот попросил его выступить на Курултае крымскотатарского народа.

Минниханов выразил готовность содействовать в исправлении исторической несправедливости, допущенной при депортации крымских татар в 1944 году. «В этом году исполнилось 70 лет со дня депортации крымскотатарского народа. Это тяжелая дата, и, к сожалению, эти 70 лет не изменили вашего положения. Эта несправедливость должна быть исправлена», – заявил он.

Между Сциллой и Харибдой

Мнение делегатов о создании национально-территориальной автономии не было единодушным. Темне менее, за проект постановления о праве крымских татар на национальное самоопределение проголосовало большинство участников Курултая. Но принятое постановление не дает ответа на главный вопрос: в составе какого государства предполагается создание Крымскотатарской автономии?

Как заявил под занавес заседания председатель Меджлиса Рефат Чубаров: «Мы ожидаем реакции парламента и правительств государств. Я не сомневаюсь в том, что одним из первых, кто должен откликнуться на наш документ – должен быть парламент Украины. Будет ли отзываться парламент России? Я не знаю. Будут ли отзываться парламенты других сопредельных государств? Я не знаю».

Элина Бекирова 


Надо ли плыть в революцию дальше?

Крымские татары потребовали образования национально-территориальной автономии. Москва на это никак не отреагировала, зато продолжает настаивать на федерализации Украины. Обозреватель WordYou Абдулла Ринат Мухаметов считает, что, России, выпустившей из бутылки ради присоединения Крыма джинна самоопределения народов, придется еще долго загонять его обратно.

VI Курултай крымских татар, прошедший 29 марта с.г. в Бахчисарае, стал очередной вехой в их трагической истории. Как быть в неожиданно изменившихся условиях? В очередной раз крымские татары вынуждены искать выход из геополитической коллизии, в которой они не по своей воле оказались. Решили воссоздать собственную национальную автономию на всей территории полуострова. Правда, пока не понятно, как, и в составе, какого государства.

Странная автономия

Крымские татары не верят любым обещаниям Москвы. Еще более критически они настроены к местной власти, считая, что та отстаивает интересы исключительно славянской общины. А представители последней, прямо говорят, что в годы украинской независимости русских дискриминировали в пользу татарских репатриантов, и поэтому с приходом России справедливость в том виде, как они ее понимают, должна быть восстановлена.

При всех обидах на «незалежную» татары сохраняют моральные обязательства перед Киевом – все-таки именно Украина, нуждавшаяся в союзниках, позволила им вернуться на свою землю и даже, чем могла, помогала.

Лидеры татар любят ссылаться на то, что присоединение Крыма к РФ никем в мире не признано, явно намекая, что московская власть не вечна и все еще может вернуться на круги своя. А значит, в первую очередь, надо заботиться о мнении Запада и международного сообщества в целом.

С другой стороны, все понимают, что Крым теперь является территорией РФ, нравится это кому-то или нет. Обострять и без того непростые отношения с Москвой желания нет. Чеченский опыт для крохотного народа не приемлем.

Татары пытаются найти такую форму самоопределения, которая устроила бы в итоге всех и позволила бы им сохранить лицо перед потомками и миром. Это должен быть формат, означающий де-факто вхождение в РФ, но де-юре нечто иное, плотно к Киеву не привязанное. В общем, надо пройти по лезвию бритвы.

Пока в сухом остатке, помимо требований неопределенной автономии, которая если и может быть сегодня создана, то только в составе РФ, Курултай решил не препятствовать получению крымскими татарами российских паспортов. Благо, Киев заявил, что не будет считать крымчан, вынужденных получить «серпастый и молоткастый», автоматически утратившими украинское гражданство. Аналогично с занятием должностей в органах власти и управления, в том числе в региональном правительстве. – При необходимости Курултай посчитал это допустимым.

Все-таки народу надо как-то жить и работать в новых условиях, национальному движению развиваться. Да и российские пенсии с льготами простые люди из соображений высокой политики упустить не готовы. Но все это не будет автоматически означать формирования у крымских татар устойчивой новой гражданской лояльности и идентичности.

Требование воссоздания национально-территориальной автономии, которую татары имели на полуострове до 1944 г., – это еще попытка поднять свой статус, продвинуться в решении своих национальных проблем. Так они кричат миру о правах малого народа, оказавшегося в тисках геополитики.

Повышая градус «крымской весны», татары пытаются вызвать все заинтересованные стороны – РФ, Украину, Турцию, США, ЕС, ООН, ОИС – на дальнейший диалог. Но прежде всех остальных, месседж отправлен даже не Москве, а Киеву, от которого Меджлис крымских татар еще ждет признания национальной государственности. На Курултае было заявлено особо, что идея автономии отнюдь не означает признания итогов референдума 16 марта и вхождения Крыма в РФ, хотя в его резолюции территориальная целостность Украины прямо не упоминается.

Эхо Крыма

Вопрос крымско-татарской автономии актуализирует почти уже забытую внутри самой России проблему федерализма. Настолько забытую и многим сегодня непонятную, что даже ведущие СМИ легко путают национально-территориальную и национально-культурную автономии, будто это синонимы. Однако вопрос куда более чем серьезный: если в первом случае речь идет о национальной государственности в форме полноценной автономии, то во втором – об общественной деятельности по сохранению родного языка, этнических танцев и костюмов.

За последние 10-15 лет российский федерализм остался в основном на бумаге. Де-факто мы, хоть и называемся Федерацией, превратились в унитарное государство. Далеко не все этим довольны и не только в национальных республиках.

Бахчисарайский Курултай может эхом отозваться во многих далеких уголках страны, от Калининграда до Тувы и Владивостока. Нашей стране в силу ее сложного устройства, чтоб адекватно и равномерно развиваться, просто прописан федерализм и регионализм. Запрос есть.

Крымские татары, совершенно не имея такого желания, ставят Москву перед новым сложным вызовом, с которым, казалось, давно уже покончено. Их национально-политическое мышление сформировалось в условиях украинской вольницы (или бардака, кому как угодно). Наш суровый североевразийский политический климат им чужд. Поэтому в Бахчисарае считают, что говорят об очевидных вещах, а в Кремле слышат враждебные нотки.

Эхо Украины

Сегодня Москва видит в федерализации Украины гарантию обеспечения своих интересов. Прежде всего, это внеблоковый статус и невраждебная внешняя политика соседа. Но федерализация – инструмент обоюдоострый. Точно также, например, США, ЕС, или, скажем, Китай могут потребовать реальной федерализации или даже конфедерализации России, ссылаясь на дискриминацию этнических и религиозных меньшинств и на тот же принцип ООН о праве наций на самоопределение, которым Кремль оправдывал присоединение Крыма и к которому теперь апеллируют крымские татары.

А межнациональных проблем у нас хватает. Украина уже указала на «катастрофическое положение с федерализмом и правами малых народов в России».

Организации вроде Меджлиса крымско-татарского народа и процессы национального самоопределения наподобие того, что сейчас захлестнули полуостров и всю Украину, для России – поросшее мхом прошлое начала 90-х. Но сейчас к федерализму, возможно, вновь придется вернуться. Причем не только на украинской и крымской волне, но и под влиянием регионализации в Европе (Шотландия, Каталония, Баскония, Северная Италия и т.д.).

Такие разные татары

Национальные движения в России давно, с одной стороны, маргинализировались, скатившись в далекую от реальности этнополитику, а, с другой, – забюрократизировались в формате еле живых национально-культурных автономий. Крымский ветер может вдохнуть в них свежесть, особенно это касается татар и башкир Поволжья и Урала. Многим захочется подтянуться до уровня родственного народа, вдруг оказавшегося с ними в одном государстве.

Национально-политическая сознательность, самоорганизация и активность крымских татар для нынешней России уникальны. Они дают пример консолидации вокруг позитивной идеи созидания и возрождения – молодежи и старшего поколения, религиозных общин и светских людей, разных субэтнических групп.

Конечно, далеко не все идеально, но сравнение с татарским движением России – не в пользу последнего. Национальные телеканалы – крымский «ATR» и казанский «ТНВ» – никаких вопросов не оставляют. Первый – креативный и современный, второй – официозный и елейный. А татарстанскую «Зулейху» даже трудно поставить рядом с картиной «Хайтарма» о депортации 44 г., которая стала плодом активности крымско-татарской общины. Это совершенно разные уровни. Крымские татары – это то, каким могло бы быть национальное движение российских татар в иных условиях – с настоящим Курултаем и Меджлисом, с сильным местным самоуправлением, с богатой национальной жизнью.

Изменить Россию

В Москве пока еще не очень понимают, с кем имеют дело. Крымских татар не сильно отличают от татар Поволжья и Урала, которые благополучно забыли о собственной государственности или никогда ею не обладали, да и вообще национальные проблемы давно потеряли для них остроту. Поволжско-уральские татары не получили закаляющего опыта выживания на чужбине и все последние годы развивались в условиях нашей «суверенной демократии», а не украинского беспорядка. При этом в активе крымских татар обширные диаспоральные связи и особое внимание к их судьбе Турции и Запада. В общем, это орешек покрепче, чем иные северокавказские народы.

Найти приемлемое решение крымско-татарского вопроса можно будет, только изменившись самим, трансформировав внутреннюю систему в сторону реального федерализма, демократии и уважения прав народов и конкретной личности перед лицом государства. Задача, прямо скажем, невероятного масштаба и сложности. В противном случае, если «вертикаль» не захочет или не сможет вдруг измениться во имя добрых отношений с несколькими сотнями тысяч строптивых граждан с особыми запросами, крымским татарам не избежать в том или ином виде силового прессинга.

Долго терпеть значительную группу населения, взявшую российские паспорта и делегировавшую своих представителей в органы власти, но сохраняющую непрозрачную лояльность, устойчивое самоуправление, обширные связи в мире, да еще и требующую кардинальных изменений структуры российской государственности, никто не будет. Для Москвы крымские татары как ложка дегтя в «бочке меда» идеального присоединения Крыма. Конечно, о депортации речи не идет, скорее, о политике административно-политического сдерживания и выдавливания. Так, почетного лидера Меджлиса крымских татар, легендарного диссидента Мустафу Джемилева уже не пустили на VI Курултай. Для Москвы самый влиятельный крымско-татарский политик стал фигурой нон-грата. А на днях представители новой пророссийской власти полуострова заметили, что ранее обещанных татарам квот в органах управления никто отводить все-таки не будут.

В итоге Москва, скорее всего, на многие годы получит на полуострове очаг напряжения. Слава Богу, не горячую точку в кавказских тонах, но нестабильная ситуация будет постоянно напоминать мировому сообществу о зыбком статусе Крыма. Татары своим бойкотом референдума о вступлении в Россию уже подвесили его итоги. В Кремле сделали вид, что ничего не заметили. Но вряд ли отчуждение целого народа удастся игнорировать и дальше. Принципиальные решения принимать все равно придется. И очень скоро.

В общем, крымский блиц-криг еще обернется для России ни одним неожиданным сюрпризом.

Абдулла Ринат Мухаметов

WordYou