Несправедливость. Унижение. Попрание Конституции...

Так и только так оценивают массы российских мусульман события начала января в государственно-религиозном диалоге. Историческая мечеть Ростова-на-Дону 1905 года постройки – духовный центр мусульманской общины вплоть до 1953 года – демонстративно и совершенно в духе советской власти передали джазовой школе, наплевав и на федеральный закон о передаче ранее отнятого у верующих имущества, и на права десятков тысяч мусульман, лишенных возможности молиться в человеческих условиях, приобщать своих детей к вере и культуре предков. Жалкими и застрявшими в ушедшей эпохе выглядят потуги ростовских властей сделать все, лишь бы не дать мусульманам на законных основаниях восстановить свой храм на прежнем месте.
Военному ведомству здание оказалось не нужно, после чего здание выставили на торги, но поняв, что мусульмане имеют твердое намерение выкупить его, торги отменили и уже после озвученных имамом-мухтасибом Ростовской области Наилем Кулахметовым ходатайств на возвращение здания, его передали под совершенно другое учреждение. Мусульмане не против джаза для тех, кто ценит и любит это музыкальное направление. Это горе-чиновники, мыслящие в парадигмах советского прошлого, не могут понять, что нет надобности вытеснять тягу к духовному светской культурой, они более чем гармонично могут сосуществовать в одном общем городском пространстве. А вот совершая такую несправедливость, власти, напротив, настраивают одну часть общества против другой. Создание такой конкуренции за общественное пространство, за «место под солнцем» выглядит смешно и нелепо в XXI веке.
Сегодня муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов на всю страну принес извинения перед мусульманами Саратова за то, что им приходится совершать пятничную молитву в снегопад на улице. Участок земли, на котором некогда возвышалась мечеть, построенная коренным народом области, давшим ему и сам топоним, не отдали мусульманам, объяснив, что «горожанам важнее сквер». На это могу только сказать, что плоха та мэрия, которая способна удовлетворить потребности одной части горожан только за счет других горожан.
На днях мне довелось ознакомиться с интервью известного московского православного священника Алексея Уминского. Он говорит: «Мы в нашем храме жестко соблюдаем все необходимые меры, ради этого стали служить две Литургии — раннюю и позднюю, но у нас не набирается людей, храм всегда свободен, всегда есть места. Те, кто ходил раньше в храм, ходить в него перестали. (…) Церкви открыты, а приходская жизнь как будто бы умерла».
Вот что еще говорит священник: «Уходит живое, остается пластмассовое. Это происходит и с людьми, и с самой Церковью. Очень тревожно».
Мы в мусульманской умме видим совершенно противоположное. Умма не раскисла из-за коронавируса, не утратила тяги к духовному, а только укрепила. 1 января, когда большая часть страны, прямо скажем, находится не в кондиции и о посещении храмов не помышляет, Московская Соборная мечеть собирает 35 тысяч молящихся, готовых совершать земные поклоны на улице в мороз. Но в огромном городе, где за последние годы нашлось место для почти 100 новых храмов по программе «380 храмов шаговой доступности», за последние четверть с лишним века не нашлось места ни для ОДНОЙ (!) мечети.
А ведь годами стоящие по щиколотку в слякоти во время молитв и строящие один за другим храмы – это, фактически, одни и те же люди. Люди, упорным трудом созидавшие и созидающие экономическое благополучие Ростовской области и сегодня наблюдающие за творящимся в отношении мусульман беззаконием – тоже одни и те же лица. Те, чьи предки веками овладевали ремеслами, строили города и возделывали землю на территории Саратовской области и сегодня выстаивающие молитвы в снегу – одни и те же люди. Кто-то их воспринимает за недолюдей – презираемых и бесправных, для меня они – искренне уверовавшие, тяга к молитве которых сильнее любых предрассудков и неурядиц, сильнее чиновничьего невежества. Это достойные люди, заслуживающие нормальных мечетей.
Что мы можем сделать в этой ситуации?
МЫ МОЖЕМ МНОГОЕ.
В первую очередь, призываю имамов мечетей посвятить ближайшую пятничную проповедь именно этой теме – проблеме нехватки религиозной инфраструктуры, противодействию региональных властей в ряде субъектов федерации в реализации законных прав верующих мусульман. Смотря правде в глаза, нужно прямо назвать подобные действия чиновников продолжением богоборческой политики.
Во-вторых, дорогие братья и сестры, призываю каждого из вас помнить о своем законном праве гражданина изъявлять свою волю в ходе выборов в органы власти различных уровней и при голосовании принимать во внимание то, уважают ли кандидаты права и интересы верующих мусульман, отражается ли на практике их риторика о межнациональном и межрелигиозном согласии и равноправии народов и религиозных общин.
Если чиновники не стоят на страже закона, на страже соблюдения законных прав верующих, об этом нужно публично заявлять – и в проповедях, и на своих аккаунтах в социальных сетях, и в средствах массовой информации. Проявлять гражданскую позицию, ответственность и принципиальность.
Каждый из нас способен от своего имени направить в органы власти различных уровней, вплоть до уровней генеральной прокуратуры, председателя Правительства, главы государства, личные заявления о несоблюдении законов Российской Федерации в части религиозных прав и свободы на коллективное отправление религиозных обрядов.
Мусульманские средства массовой информации, видео-каналы, блогеров и лидеров мнений призываю сделать тему нехватки мечетей и нарушения соответствующих прав мусульман центральной темой их публикаций и репортажей.