Непобежденный Кул Шариф

Непобежденный Кул Шариф

Казань защищалась 41 день. Ее оборона даже в русских летописях была признана героической, ведь немногим более 30 тысяч воинов и конница Япанчы мурзы противостояли 150-тысячному русскому войску с новейшим техническим вооружением и минно-галерейным искусством Размысла. Последний штурм начался 22 шавваля (12 октября) после долгой осады, большая часть которой, как отмечает Риза Фахретдин, пришлась на месяц Рамазан. Изнуренные постом и осадой, защитники города стояли на башнях и стенах и бились с атакующими крепко, лицом к лицу, врукопашную. Оборонявшиеся под напором превосходящих сил вынуждены были отступать от великой башни и городских стен к ханскому двору, стоящему как цитадель в северо-восточной части кремля.

У Арских ворот, где защитников возглавлял сам хан Едигер, бой продолжался 4 часа, но под напором превосходящих сил противника казанцы постепенно отошли к Тезицкому рву перед крепостью. Но и здесь долго сопротивляться не могли, потому что приближался свежий, в блестящих доспехах, царский полк. Защитники устремились во внутреннюю крепость кремля. Их отступление прикрыл предводитель казанского духовенства, имам соборной мечети, стоявшей подле ханского дворца, сеид Кул Шариф вместе с муллами, абызами, мугаллимами-учителеями, шакирдами-учениками и простыми дервишами. Они атаковали наступающих сильно и крепко и дали возможность хану Ядыгеру укрепиться в ханском дворе. Сам Кул Шариф и его отряд дрались до тех пор, пока не погибли все до единого. Перед самой смертью сеид мужественно сражался на крыше своего медресе.

Дальнейшие события оказались еще более трагичными. Воины, защищавшие Едигера, оставили своего правителя. "Пока стоял юрт и ханский престол, - обратились они к врагам, - мы бились до смерти за хана и юрт. Теперь отдаем вам хана живого и здорового. А мы выйдем на широкое поле и будем сражаться ради Аллаха!". Они не могли продолжать бой и проливать кровь на сакральной территории ханского двора, что стало бы с их стороны его осквернением. Но, оставляя хана, воины знали, что никто не осмелится нарушить императив средневекового права, запрещающий казнить царя, тем более чингизидских кровей. Воины хана тоже погибли. Вскоре город был разграблен, кто, не пал в бою – взят в плен, а мечеть, возглавляемая Кул Шарифом, разрушена до основания…