Нельзя запрещать то что входит в обязанность перед Всевышним

Нельзя запрещать то что входит в обязанность перед Всевышним

Правозащитница Алексеева увидела несправедливость в запрете на хиджабы в школах

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала несправедливым запрет ношения хиджабов в школе при разрешении носить другие религиозные символы.

"Я согласна, давайте запретим. Но тогда надо запретить и ношение крестиков. Это тоже доказательство принадлежности к определенной религии. А у нас совершенно свободно носят крестики в школе", - заявила Л.Алексеева в среду на пресс-конференции в "Интерфаксе".

Она подчеркнула, что "запрет ношения хиджабов при отсутствии запрета на ношение нательных крестиков является несправедливым".

Ранее в среду Верховный суд РФ признал законными требования к внешнему виду школьников, утвержденные постановлением правительства Мордовии и запрещающие, в частности, ношение в образовательных учреждениях региона религиозной одежды и головных уборов, в том числе хиджабов.

Ужесточение правил ношения хиджаба губительно для людей, обращающихся к религии - мордовский муфтий

Представители мусульманской общины Мордовии выразили надежду на понимание власти в связи с проблемой ношения хиджабов в образовательных учреждениях

"Для нас этот вопрос остается до сих пор проблемным. Трудно духовенству, гражданскому обществу и власти найти понимание в этом вопросе. Мы бы хотели, чтобы наша проблема была услышана", - сообщил "Интерфаксу" глава Центрального духовного управления мусульман Мордовии Фагим Шафиев, комментируя решение Верховного суда РФ о законности запрета ношения хиджабов в школах региона.

Муфтий выразил понимание позиции властей по соблюдению социального равенства учащихся, однако, по его словам, "сейчас речь идет о платке, который является атрибутом всех правоверных, и усугубление ситуации и ужесточение в этом вопросе неактуально и губительно для людей, которые все больше и больше обращаются к канонам религии".

По мнению Фагима Шафиева, нужно найти политический компромисс и принять политическое решение по возможности ношения религиозной одежды в школе, поскольку случай в Мордовии - не единичный, и в масштабах страны этот вопрос снова будет подниматься.

"Сегодня стоит актуальный вопрос о федеральном законе, который бы рекомендовал учитывать особенности конфессионального и национального состава в нашей стране", - считает он.

В среду Верховный суд РФ признал законными требования к внешнему виду школьников, утвержденные постановлением правительства Республики Мордовия и запрещающие, в частности, ношение в образовательных учреждениях региона религиозной одежды и головных уборов, в том числе хиджабов.

Мусульмане сами виноваты в запрете хиджабов в школах Мордовии, полагает правозащитник

Этот вопрос нужно было решать через доброжелательный диалог и не доводить до Верховного суда 

Вопрос о ношении религиозной одежды в школах не нужно было доводить до Верховного суда РФ, теперь конфликт по этому вопросу только усугубится, считает директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев.

"Не надо доводить до Верховного суда России те вещи, которые можно было решить в рабочем порядке. Вопрос о платках в школе не требовал ни письма (муфтия Равиля Гайнутдина - "ИФ") президенту Владимиру Путину, ни Верховного суда. Это можно было бы решить в процессе доброжелательного диалога с министерством образования Мордовии", - заявил корреспонденту "Интерфакс-Религия" в среду Р.Силантьев.

Так он прокомментировал решение Верховного суда РФ, который признал законными требования к внешнему виду школьников, утвержденные правительством Мордовии и запрещающие ношение в образовательных учреждениях региона религиозной одежды и головных уборов, в том числе хиджабов. Таким образом апелляционная жалоба мусульманской общины Мордовии отклонена, а решение Верховного суда республики вступило в законную силу.

Как отметил Р.Силантьев, ситуация, которая дошла до Верховного суда России, "является следствием недоработок конкретных людей, которые не смогли договориться с конкретными властями". Он считает, что до сегодняшнего дня проблема ношения платков в образовательных учреждениях исламских регионов страны не стояла, "теперь же она может возникнуть: решение Верховного суда может коснуться не только Мордовии, но и других субъектов России". 

"В образовательных учреждениях носить платки можно. У меня студентки в Московском государственном лингвистическом университете, где я преподаю, в этих платках ходят. Никаких замечаний им никто не делает, хотя в некоторых вузах это не приветствуется", - заявил собеседник агентства.

Напомнив о конфликте вокруг ношения платков в Медицинском университете им. Пирогова, он отметил, что, если теперь в исламской общине доведут до Верховного суда вопрос о хиджабах в вузах, "это кончится тем, что у нас и в МГЛУ запретят пускать на занятия студенток в хиджабах".

"Таков побочный эффект от действий защитников прав мусульман, которые проявляют ревность не по разуму", - подытожил Р.Силантьев.

Минувшей осенью мордовский суд признал законными требования к внешнему виду школьников, запрещающие, в частности, ношение в образовательных учреждениях республики религиозной одежды и головных уборов. Глава Центрального духовного управления мусульман Мордовии муфтий Фагим Шафиев попросил прокуратуру дать этому правовую оценку. 

Обеспокоенность по поводу ситуации в Мордовии выразил также глава Совета муфтиев России Р.Гайнутдин, который обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой защитить право мусульманок носить хиджабы в образовательных организациях.

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя тему хиджабов, заявил "Интерфакс-Религия", что верующие имеют право на ношение религиозной одежды в публичных местах, в том числе в школах. Он подчеркнул, что светское и религиозное мировоззрения, по Конституции, равны, "и значит, внешние проявления этих мировоззрений, в том числе в публичном пространстве, также должны быть равны".

Со своей стороны министр образования Дмитрий Ливанов заявил журналистам, что "сегодня на федеральном уровне действует правило, описывающее, как дети должны быть одеты в школе", и одно из этих правил говорит о том, что школьная одежда "должны быть светской".

В июле 2013 года Верховный суд признал законным решение суда, подтверждающее запрет на ношение хиджабов в общеобразовательных школах Ставропольского края.

Решение запретить ношение хиджабов не закроет дискуссию на эту тему - протоиерей Всеволод Чаплин

Принятое в среду решение Верховного суда РФ на тему ношения религиозной одежды приведет лишь к еще более принципиальным спорам, считает глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

"Конечно, решение любого суда, особенно высшего, стоит уважать, но я убежден, что этим решением дискуссия о религиозно обусловленной одежде не закрыта. Более того, она теперь может начаться с новой силой", - заявил священник "Интерфакс-Религия" в среду.

Как считает он, во многих регионах России, а также в государственных, финансируемых за счет бюджета школах с национально-культурном компонентом - например, в татарских или еврейских, девочки будут продолжать носить платки, а мальчики - кипы. Религиозную одежду будут употреблять и учителя.

"В этих условиях нужно всерьез обсуждать вопрос о том, что говорит федеральное законодательство на эту тему, и не стоит ли предоставить школьному самоуправлению самостоятельно решать данный вопрос, как на деле и происходит во многих местах", - заявил собеседник агентства.

Ему удивительно, что данная проблема рассматривается многими власть имущими в жестком ключе, "в то время как они или их семьи позволяют себе появляться на публике в более чем легкомысленной одежде". По словам священника, верующие люди точно так же могут потребовать запрета на такую одежду где бы то ни было в общественном пространстве.

"На мой взгляд, упомянутые представители наших элит просто боятся, что развязный, греховный, постыдный образ жизни вести больше не получится, что люди, для которых важны вера и нравственность, добьются того, чтобы внешний вид любого члена общества вновь пришел хотя бы к тому состоянию, какое было в советский период, когда чиновники, их жены и дети очень серьезно думали над тем, в каком виде появляться на публике", - отметил он.

"Отстаивая "светскость", на самом деле отстаивают свободу собственного непотребства. Но, увы, общество такого образа жизни не поддерживает, и достойно, скромно, целомудренно одетые мужчина или женщина сегодня вызывают гораздо большее приятие, чем те, кто борется за право ходить где угодно в майках, шортах, пляжных тапочках, мини-юбках и так далее", - заявил представитель Церкви.

По его словам, понимание допустимого и недопустимого, которое сложилось в 1980-е и 1990-е годы, "обязательно уйдет в прошлое, так же как и идол тоталитарной светскости", а пример людей, которые соблюдают строгость в одежде, "обязательно изменит общество, как бы кому-то ни хотелось жить по "правилам" вседозволенности".

"Надеюсь, что наши элиты поймут: в обществе есть верующие люди, для которых богооткровенная традиция скромности в одежде является более значимой, чем все человеческие решения, а правда Божия стоит выше человеческой правды, и что люди, придерживающиеся разных стилей в одежде, начнут уважать друг друга и признавать право друг друга на общественное самовыражение", - сказал священник.

Он подчеркнул, что мировоззрения в России равны, в том числе светское и религиозное, а светскость государства "не означает ничего более, как отсутствие у религиозных организаций властных полномочий, а у государства - полномочий религиозных".

"И значит, требование, чтобы верующие не носили религиозно обусловленную одежду, столь же странно, как, например, гипотетическое требование верующих, чтобы светскую одежду также не носили - например, отказались от галстука как от символа постпросвещенческой Европы", - подытожил отец Всеволод.

В среду Верховый суд РФ признал законными требования к внешнему виду школьников, утвержденные правительством Мордовии и запрещающие ношение в образовательных учреждениях региона религиозной одежды и головных уборов, в том числе хиджабов. Таким образом апелляционная жалоба мусульманской общины Мордовии отклонена, а решение Верховного суда республики вступило в законную силу.

interfax-religion