Нельзя свидетельствовать за определённого человека шахадой

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:
Абу Хурайра рассказывал: “Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) один человек пал смертью шахида, и одна женщина стала оплакивать его, говоря о том, что он шахид. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Откуда ты знаешь, что он шахид?! Быть может, он говорил о том, что его не касается, или проявлял жадность на излишек?!»” См. Абу Я’ля, аль-Байхаки. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-таргиб» 2884.
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, какую бы рану не получил человек на пути Аллаха, а Аллах лучше знает о том, кто получил ранение на Его пути, в День воскрешения он непременно явится в том виде, в каком был в тот день, когда его ранили. И рана его будет цвета крови, а аромат ее будет ароматом мускуса!» См. Муслим 1876.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр о словах: «А Аллах лучше знает о том, кто получил ранение на Его пути» сказал: “Это указывает на то, что не каждый, кто вышел в военный поход, находится на пути Аллаха”. См. “аль-Истизкар” 5/98.
Сообщается, что ‘Умар во время одной из своих пятничных проповедей сказал: “Вы говорите во время своих военных походов: “Такой-то умер шахидом, такой-то стал шахидом”. А ведь может быть и так, что тот, о ком вы это говорите, всего лишь утруждал своим весом верховое животное! Но нет, не говорите так, а говорите то, что говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, кто умер или был убит на пути Аллаха, тот шахид»”. См. Ахмад 1/48, Ибн Хиббан 10/480, Са’ид ибн Мансур 6/88. Имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность.
‘АбдуЛлах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Остерегайтесь слов: «Такой-то умер шахидом» или: «Такой-то был убит и стал шахидом»! Ведь поистине, человек может сражаться ради трофеев, славы или показухи!” См. Ибн Абу ‘Асым в “аль-Джихад” 2/494, Абу Я’ля в “аль-Муснад” 9/255. Хафиз аз-Захаби назвал иснад достоверным, а шейх Ахмад ас-Са’ати назвал иснад хорошим. См. “Фатх ар-раббани” 14/34.
Имам Ибн Батта сказал: “Свидетельство (шахада) является нововведением (бид’а)! А это значит свидетельствовать о ком-то определенном, в отношении которого нет указания ни в Коране, ни в Сунне, что он в Аду или в Раю!” См. “аш-Шарх уаль-ибана” 1/82.
Имам Ибн Абиль-‘Изз сказал: “Мы не говорим об определенном умершем мусульманине в Огне он или в Раю, поскольку это скрыто от нас. Однако, мы надеемся, что праведный попадет в Рай и опасаемся за грешника”. См. “Шарх ‘акида ат-Тахауия” 378.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Распространилось на языках людей слово «шахид» в отношении того, кто погиб в сражении на пути Аллаха. Является ли это правильным?»
Шейх ответил: “Не дозволено говорить про определенного человека, что он шахид, даже если он был убит в сражении против неверных! Ведь подобное свидетельство означает, что он в Раю, а говорить это не дозволено, кроме как о том, о ком сказал это посланник (мир ему и благословение Аллаха) или о ком засвидетельствовала единогласно вся умма! Однако следует говорить: «Пусть он будет из числа шахидов», или «надеемся, что он стал шахидом» и тому подобное. Но что касается утверждения и слов: «Он шахид!», то это запрещено (харам)! Это не дозволено, поскольку относится к сокровенным вещам. И потом, ведь никто не знает о том, что было в сердце этого убитого. Про него могут сказать, что он шахид, тогда как на самом деле он может быть самым далеким человеком от того, чтобы быть шахидом, если в его сердце было плохое стремление!” См. “Альфаз уа мафахим фи мизан аль-Ислям” 18.
Свидетельствовать Раем можно только о пророках и сподвижниках нашего пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которым еще при жизни был обещан Рай. И свидетельствовать Раем и Адом можно только в отношении тех, о ком сообщили Аллах и Его пророк (да благословит его Аллах и приветствует).