Некоторые ответы на спорные вопросы по намазу

Некоторые ответы на спорные вопросы по намазу

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

По поводу положения рук в стоянии после поясного поклона учёные, а именно современные из них, разошлись в мнениях.

Вообще доводов, конкретизирующих в частности положение рук после выпрямления из поясного поклона (руку) в Сунне нет. Поэтому среди ранних учёных данный момент фактически не затрагивался, и упоминания о нём можно встретить не часто, и лишь вскользь - к примеру так: и выпрямляясь опускает руки.

Однако что касается разногласия, причиной его послужило разное понимание хадисов о положении рук во время «стояния» в намазе, а также о том что при выпрямлении части тела возвращаются в «своё состояние».

Сторонники «опускания рук» после поясного поклона под «стоянием» понимают только Стояние как термин, т.е. Кыям, в котором осуществляется чтение Корана. Поэтому положение рук в стоянии после поклона к этому не относится. В то же время под «своим состоянием» понимают естественное положение тела, т.е. выпрямление спины и опускание рук и т.д.

Сторонники же «складывания рук» после поклона говорят об общности «стояния», и требуют довода на разделение двух стояний до поклона и после, в случае отсутствия которого положение рук должно оставаться одинаковым. А так как довода нет, то руки возвращаются на исходное место, т.е. туда где были до поклона. Так же присутствие в некоторых хадисах о возврате частей тела «на место» после суджуда, указывает на то, что имеется ввиду шариатское положение рук, а не естественное, поскольку после суджуда руки не опускают, а кладут на колени, и аналогично должно происходить и после «руку'», т.е. не опускать руки, а ставить на грудь. И это мнение имеет довольно обоснованную аргументацию.

Но всё же хотелось бы заметить, что какого бы из этих мнений не придерживаться - проблему из этого делать не нужно, обвинять друг друга в неправильности и т.д.

По этому вопросу от имама Ахмада приводится дозволенность обоих способов, и что этот вопрос свободный. Например шайх Раби', хранит его Аллах, говорит:

قال الإمام أحمد رحمه الله : (إن الأمر فيه سعة ) فلا تتجادلوا ولا تختلفوا في مثل هذه الأشياء ولا يبدِّع بعضنا بعضا

Имам Ахмад, да одарит его Аллах своей милостью, сказал: (Этот вопрос широк), поэтому не спорьте и не разногласьте в подобных вещах, и не должно некоторым из нас обвинять других в бидаате.

А Аллах Всевышний более Знающий!

ОТВЕТ ШЕЙХА УСЕЙМИНА ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛОЖЕНИЯ РУК ДО И ПОСЛЕ СОВЕРШЕНИЯ ПОЯСНОГО ПОКЛОНА

Вопрос: «Я прочитал в одной из книг относительно описания молитвы пророка, мир ему и благословение Аллаха, что ставить руки на грудь после поднятия с поясного поклона является нововведением и заблуждением. Что же является правильным?»

Ответ: «Во-первых, я не причастен к тому, чтобы быть в противоречии сунне, распространенной среди нововведенцев. И слова тех, которые ставят руки на грудь после поднятия с поясного поклона, основываются только на доказательства из сунны. Если мы скажем: «этот нововведенец» из-за того, что он противоречит нашему иджтихаду, то это будет обременительным для людей. И не стоит человеку употреблять слова относительно обвинения в бидъа в подобных случаях. Потому что, тем самым, он приводит людей к тому, что они начинают обвинять друг друга в нововведении в вопросах иджтихада, которые по своей сущности могут охватывать это мнение или другое. И случаются по причине этого разделения и разногласия, не знает о них никто, кроме Аллаха.

Если описывать того, кто ставит руки после рукуъ на грудь, тем, что он нововведенец, и что его действие - бидъа, то это будет обременительным для людей. И не надлежит описывать этим своих братьев.

Правильным является то, что ставить правую руку на левую после поднятия с поясного поклона является сунной. И доказательством на это то, что приходит в «Сахиха аль-Бухари» от Сахля ибн Саъда, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Было приказано людям в молитве ставить правую руку на предплечье левой»

Лицом довода из хадиса является внимательное изучение и анализ.

Мы говорим: «Куда ты поставишь руки в положении земного поклона?»

Ответ: «На землю».

- «Куда поставишь в положении поясного поклона?»

- «На колени»

- «Куда поставишь в положении сидения?»

- «На бедра».

И остается положение стояния до совершение поясного поклона или же после него, это и входит в слова сподвижника, да смилуется над ним Аллах: «Было приказано людям в молитве ставить правую руку на предплечье левой». Хадис является указанием на то, что правая рука ставится на левую руку в стоянии (кыйам) до совершения поясного поклона и после него. И это то, на что указывает сунна пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Ответ на этот вопрос составляет два звена:

1. Не стоит нам делать послабления в распространении (обвинения) в бидъа за действие, в котором есть место иджтихада

2. Правильным является то, что класть правую руку на левую после поднятия с поясного поклона, является сунной и не является это бидъа. По причине хадиса, который мы упомянули, а это хадис Сахля ибн Саъда, да будет доволен им Аллах. Потому что этот хадис несет в себе общий смысл. Однако исключением из него является состояние поясного поклона, земного поклона, сидения, так как из сунны пришла конкретная форма положения рук в этих местах».

См.:«Фатауа аль-акыда», стр 560-562. Шейх Усеймин

Как ставить руки поднимаясь на следующий ракаат в намазе?

Как ставить руки поднимаясь на следующий ракаат в намазе, некоторые поднимаются на кулаках, некоторые на ладонях?

——————————————————————————————————————————————

Ответ: В книге «Муътамад» на с. 287/1 пишется:

«И после того как человек сделает земной поклон и кратковременное сидение далее, он встанет на второй и четвёртый ракаат сопровождая все вставание и сидение такбиром, т.е. он растягивает произношение такбира на протяжении всех этих действий, но без поднятия рук при этом. И является желательным при вставании опираться на обе руки, основываясь на хадисе переданном от Малик бин Хувайрис, да будет доволен им Аллах: «…. и опирался на землю обеими руками при вставании» (Бухари, 283/1)

Сказал Имам аш-Шафии: «Причиной этому является, что это действие более близко к смиренности в намазе» («Мухаззаб» 261/1).

В книге «Фатх-уль алам» на с. 320/2 пишется: «Является сунной после замного поклона сидеть в положении ифтираш (один из способов сидений в намазе), также опираться на землю обеими ладонями при вставании с него и с первого ташаххуда….»

Также в сносках книги «Ианату-т-талибин» на с. 330/1 пишется: «В хадисе от ибн Аббаса говорится: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда вставал на следующий ракаат в намазе ставил руки на землю подобно месителю теста т.е. на кулаках».

В книге «Шарх-уль Мафруз» на с. 308 пишется: «Является сунной поднимаясь с земного поклона и с положения первого ат-тахията опираться на ладони рук и при этом вставать как немощный человек, т.е поднимая колени прежде чем оторвать руки от земли»

Подобное пишется и в книге «Мугн-иль Мухтадж» с. 280/1

«ОПИСАНИЕ МОЛИТВЫ ПРОРОКА» шейха аль-Албани

Земной поклон (суджуд)

Затем «он произносил такбир и склонялся для совершения земного поклона»[1], велев так же поступать »человеку, который плохо помолился», сказав ему: «Намаз человека не будет полным до тех пор, пока …он не произнесёт: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!» (Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху)» и полностью не выпрямится, а затем не скажет: «Аллах Превелик! (Аллаху акбар)» и не совершит земной поклон, пока его суставы не успокоятся»[2].

Также «когда он хотел совершить земной поклон, то произносил такбир [и отодвигал руки от боков ], а затем совершал земной поклон»[3].

Иногда «он поднимал свои руки и совершал земной поклон»[4].

О склонении в земном поклоне на руки

«Он ставил свои руки на землю прежде, чем её касались колени»[5].

Он велел остальным (людям) поступать так же, говоря: «Когда кто-нибудь из вас совершает земной поклон, то пусть он не опускается на землю как верблюд, а сначала поставит свои руки, а затем колени»[6].

Он также говорил: «Поистине, руки опускаются в земном поклоне, как и лицо; поэтому, если один из вас коснулся лицом (земли), то пусть положит (на неё) и руки, а когда он поднимет лицо, то пусть поднимет и руки»[7].

«Он опирался на свои ладони (и держал их раскрытыми)»[8], «прижимал пальцы друг к другу»[9] и «направлял их в сторону Киблы»[10].

Также «он ставил их (т.е. ладони) на уровне своих плеч»[11], а иногда «на уровне своих ушей»[12]. «Он плотно прижимал свой нос и лоб к земле»[13].

Он сказал »человеку, который плохо помолился»: «Когда ты совершаешь земной поклон, то держи себя в нём устойчиво»[14]; в другой версии этого хадиса сообщается: «Когда ты совершаешь земной поклон, то плотно прижми своё лицо и руки (к земле), пока все твои кости не расслабятся в своих местах»[15].

Кроме того, он говорил: «Не совершил намаз тот человек, нос которого не чувствует земли в той же степени, что и лоб»[16].

«Он твёрдо упирался коленями и пальцами ног (в землю)»[17], «обращал [переднюю часть своих стоп и] кончики пальцев ног в сторону Киблы»[18], «прижимал пятки друг к другу»[19], «ставил вертикально (ступни) ног»[20] и «велел (людям) поступать так же»[21].

Таким образом, он (да благословит его Аллах и приветствует!) совершал земные поклоны, опираясь на семь частей тела: ладони, колени, ноги, лоб и нос, считая последние два органа как одну часть тела, поскольку он (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Мне было велено совершать земные поклоны (в другой версии хадиса сообщается: »Нам было велено совершать земные поклоны на семь) костей: на лоб, — и при этом он указал (ашара) рукой[22] на область вокруг носа, — руки (в другой версии хадиса передается: »ладони»), колени и пальцы ног, а также не засучивать[23] одежду и не заплетать волосы»[24].

Он также говорил: «Когда раб (Аллаха) совершает земной поклон, вместе с ним совершают поклон и семь частей его тела: лицо, ладони, колени и ноги»[25].

Он сказал о человеке, который молился с заплетёнными[26] сзади волосами: «Он, поистине, подобен тому, кто молится со связанными (сзади руками)»[27]. Он также сказал: «Это место, где сидит шайтан»[28], т.е. место шайтана, имея в виду места сплетения волос.

«Он не распластывал предплечья[29] по земле»[30], а «приподнимал их от земли и расставлял от боков настолько, что сзади можно было увидеть белизну его подмышек»[31], а также «если бы маленький ягненок захотел пройти под его руками, то ему бы это удалось»[32].

При этом он проявлял такое усердие, что некоторые из его сподвижников говорили: «Нам становилось жалко Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) из-за того, как он расставлял свои руки от боков при совершении земных поклонов»[33].

Он велел поступать так же, сказав: «Когда ты совершаешь земной поклон, то положи свои ладони (на землю) и подними локти»[34]. Кроме того, он сказал: «Выпрямляйтесь во время земного поклона, и пусть никто из вас не простирает руки (по земле) подобно собаке ( в другой версии хадиса передаётся: »…как распластывается собака»)»[35]. В другом хадисе сообщается: «Никому из вас не следует распластывать руки так, как распластывает (лапы) собака»[36].

Он также говорил: «Не простирай свои руки [, как простирает (лапы) дикий зверь], опирайся на свои ладони и раздвинь предплечья, ибо когда ты сделаешь всё это, каждый член твоего тела будет совершать земной поклон вместе с тобой»[37].

Об обязательности соблюдения спокойствия во время совершения земного поклона

Он (да благословит его Аллах и приветствует!) велел до конца совершать поясные и земные поклоны, сравнив того, кто не поступает подобным образом, с голодным человеком, который съедает один-два финика, а пользы ему от этого никакой. Кроме того, он (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал, что такой человек является наихудшим вором среди людей.

Он также указал на то, что намаз того, кто не выпрямляет полностью свой позвоночник при совершении поясных и земных поклонов, недействителен, как уже упоминалось в разделе »Поясной поклон», и велел »человеку, который плохо помолился» соблюдать спокойствие во время земного поклона, о чём речь шла ранее.

Слова обращения к Аллаху во время совершения земного поклона

Во время совершения этого столпа (рукн) намаза он (да благословит его Аллах и приветствует!) обращался к Аллаху с различными мольбами и словами поминания, которые приведены ниже, чередуя их:

1- سبحان ربي الأعلى (ثلاث مرات)

Субхана Рабби-ль-А’ля (три раза)

«Безупречен мой Высочайший Господь!»[38] (3 раза). Однако «иногда он произносил эти слова больше трех раз»[39]. Однажды во время совершения дополнительного ночного намаза он повторял эти слова так много раз, что его земной поклон был примерно таким же по продолжительности, как (и время) его стояния (кийам), в котором он прочитал три Длинные Суры: «Корова», «Женщины» и «Семейство Имрана». Во время совершения этого намаза он много раз обращался к Аллаху с мольбами и просил Его о прощении. Этот хадис был приведен ранее в разделе »Дополнительный ночной намаз».

2- سبحان ربي الأعلى وبحمده (ثلاثاً)

Субхана Рабби-ль-А’ля ва би-хамди-хи (3 раза).

2. «Безупречен мой Высочайший Господь и хвала Ему!» [40] (3 раза).

3- سبوح قدّوس رب الملائكة والروح

Суббухун, Куддусун, Раббу-ль-маляикяти ва-р-рух.

3. «Преславный, Пресвятой, Господь ангелов и Духа!»[41]

4- سبحانك اللهم ربنا! وبحمدك، اللهم! اغفر لي

Субхана-кя, Аллахумма, Раббана, ва би-хамди-кя! Аллахумма, — гфир ли!

4. «Безупречен Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!» Он часто произносил эти слова во время совершения поясных и земных поклонов, выполняя то, что было велено ему делать в Коране[42].

5- اللهم! لك سجدت، وبك آمنت، ولك أسلمت، [وأنت ربي]، سجد وجهي للذي خلقه وصوّره، [فأحسن صوره]، وشق سمعه وبصره، [فـ] تبارك الله أحسن الخالقين

Аллахумма, ля-кя саджадту, ва би-кя аманту, ва ля-кя аслямту, [ва Анта Рабби,] саджада ваджхи ли-Ллязи халяка-ху, ва саввара-ху, [фа ахсана сувара-ху,] ва шакка сам‘а-ху ва басара-ху, [фа-]табаракя Ллаху, ахсану-ль-халикин

5. «О Аллах, перед Тобой я склонился и в Тебя уверовал, и Тебе покорился [, Ты- мой Господь]. Лицом своим я пал ниц перед Тем, Кто сотворил его, придал ему форму [и сделал совершенным его образ], наделил его слухом и зрением, благословен Аллах, наилучший из Творцов»[43].

6- اللهم! اغفر لي ذنبي كله، ودقه وجلّه، وأوله وآخره، وعلانيته وسره

Аллахумма-гфир ли занби кулля-ху, ва диккя-ху, ва джилля-ху, ва авваля-ху ва ахира-ху, ‘аланийята-ху ва сирра-ху

6. «О Аллах, прости мне все мои грехи – и малые и большие, и первые и последние, и явные и тайные»[44].

7- سجد لك سوادي وخيالي، وآمن بك فؤادي، أبوء بنعمتك عليّ، هذي يدي وما جنيتُ على نفسي

Саджада ля-кя савади ва хайали, ва амана би-кя фу’ади, абу’у би-ни’мати-кя ‘аляййя, хязяйй-йадаййа, ва ма джанай-ту ‘аля нафси

7. «Пали ниц перед Тобой мой облик и моя тень, и уверовало в Тебя моё сердце, я признаю Твою милость, вот – мои руки, и (всё), что я ими приобрел против самого себя»[45].

8- سبحان ذي الجبروت والملكوت والكبرياء والعظمة

Субхана зи-ль-джабарути, ва-ль-малякути, ва-ль кибрийаи, ва-ль-‘азамати

8. «Безупречен Обладатель могущества, владычества, величавости и величества!»[46].

Он произносил эти слова, совершая дополнительный ночной намаз, также как и следующие:

9- سبحانك [اللهم!] وبحمدك، لا إله إلا أنت

Субхана-кя [Аллахумма] ва бихамди-кя, ля иляха илля Анта

9. «Безупречен Ты [о Аллах] и хвала Тебе, нет божества, кроме Тебя»[47].

10- اللهم! اغفر لي ما أسررت، وما أعلنت

Аллахумма-гфир ли ма асрарту ва ма а’лянту

10. «О Аллах, прости мне то, что я совершил тайно и что совершил явно!»[48]

11- ((اللهم! اجعل في قلبي نوراً، [وفي لساني نوراً]، واجعل في سمعي نوراً، واجعل في بصري نوراً، واجعل من تحتي نوراً، واجعل من فوقي نوراً، وعن يميني نوراً، وعن يساري نوراً، واجعل أمامي نوراً، واجعل خلفي نوراً، [واجعل في نفسي نوراً]،وأعظِم لي نوراً

Аллахумма — дж‘аль фи кальби нуран, [ва фи лисани нуран,] ва дж‘аль фи сам’и нуран, ва дж‘аль фи басари нуран, ва дж‘аль мин тахти нуран, ва дж‘аль мин фауки нуран, ва ‘ан йамини нуран, ва ‘ан йасари нуран, ва дж‘аль амами нуран, ва дж‘аль хальфи нуран, [ва дж‘аль фи нафси нуран,] ва а’зым ли нуран

11. «О Аллах, помести в сердце моё свет [и в язык мой свет,] и помести в слух мой свет, и помести в зрение моё свет, и помести подо мной свет, и помести надо мной свет, и — справа от меня свет, и — слева от меня свет, и помести передо мной свет, и помести позади меня свет, [и помести свет в мою душу,] и сделай свет для меня великим!»[49].

12- [اللهم!] [إني] أعوذ برضاك من سخطك، و[أعوذ] بمعافاتك من عقوبتك، وأعوذ بك منك، لا أحصي ثناء عليك أنت كما أثنيت على نفسك

[Аллахумма] [инни] а’узу би-рида-кя мин сахати-кя, ва [а’узу] би-му‘афати-кя мин ‘укубати-кя, ва а’узу би-кя мин-кя, ля ухсы сана’ан ‘аляй-кя, Анта кя-ма аснайта ‘аля нафси-кя

12. «[О Аллах,][поистине,] я прибегаю к благоволению Твоему от негодования Твоего, и [я прибегаю] к прощению Твоему от наказания Твоего, и я прибегаю к Тебе от Тебя! Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере!»[50].

Запрет на чтение Корана во время совершения земного поклона

Он (да благословит его Аллах и приветствует!) запрещал читать Коран во время совершения поясных и земных поклонов и велел проявлять усердие и почаще возносить мольбы к Аллаху в этом столпе (рукн) намаза, как было разъяснено в разделе »Запрет на чтение Корана во время совершения поясного поклона».

Он также говорил: «Ближе всего раб (Аллаха) находится к Своему Господу во время земного поклона, так почаще же возносите мольбы (к Аллаху в такие моменты)!»[51].

О совершении продолжительного земного поклона

Его (да благословит его Аллах и приветствует!) земной поклон был примерно равен по продолжительности поясному поклону, а иногда он совершал очень долгий земной поклон ввиду некоторых обстоятельств, как о том рассказали некоторые сподвижники:

«Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) вышел к нам (из дома) для совершения одного из двух намазов [полуденного или послеполуденного], неся на руках Хасана или Хусейна [52]. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) вышел вперёд и поставил его на землю [около правой ноги], затем произнёс такбир и начал молиться. В середине намаза он склонился в очень долгом земном поклоне, и тогда я поднял свою голову [среди людей] и увидел, что ребёнок забрался на спину Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), который (в это время) совершал земной поклон. Тогда я снова склонился в земном поклоне, а когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) закончил молиться, люди сказали: »О Посланник Аллаха! В середине [этого] твоего намаза, ты склонился в земном поклоне и совершал его так долго, что мы подумали не случилось ли чего-нибудь или может тебе ниспосылается Откровение!» В ответ им он сказал: »Ничего из этого не произошло: просто мой мальчик оседлал меня, и я не хотел торопить его, пока он не сделает то, чего ему хотелось!»»[53].

В другом хадисе сообщается: «(Однажды) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) совершал намаз. Когда он склонился в земном поклоне, на его спину запрыгнули аль-Хасан и аль-Хусейн. Когда люди попытались им помешать, он подал знак рукой, чтобы их не трогали. Закончив молиться, он усадил их себе на колени и сказал: »Кто любит меня, тот должен полюбить и этих двоих!»[54].

Достоинства земного поклона

Он (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил: «Нет ни одного человека из моей общины, кого бы я не узнал в День Воскресения». (Люди) спросили: «Как же ты их узнаешь, о Посланник Аллаха, среди такого большого количества творений (Аллаха) ?» (Услышав это,) он ответил: «Скажите мне, если бы кто-нибудь из вас зашёл в загон, в котором находились бы все лошади тёмной[55] масти безо всяких примесей и (лишь) одна лошадь с белой звездой во лбу и белыми кольцами на ногах, то вы бы смогли отличить эту (лошадь) от остальных ?» (Люди) ответили: «Да, конечно!» Тогда он сказал: «Поистине, у (членов) моей общины в тот День будут белые лица[56] из-за (следов) земных поклонов и белые руки и ноги[57] из-за (следов) омовения»[58].

Он также говорил: «Когда Аллах захочет проявить милость по отношению к кому-нибудь из оказавшихся в Огне[59], Он велит ангелам вывести (оттуда) тех, кто поклонялся (только) Аллаху. И они станут выводить (таких), узнавая их по следам (,которые останутся на них) от земных поклонов, ибо Аллах запретил Огню уничтожать такие следы. И они будут выходить из Огня, который уничтожит (тело) каждого (такого) человека полностью, за исключением следов от земных поклонов»[60].

О совершении земных поклонов на земле и на подстилке

Он (да благословит его Аллах и приветствует!) часто совершал земные поклоны на (голой) земле[61].

«Его сподвижники молились вместе с ним в сильную жару, и когда кто-нибудь из них не мог коснуться лбом (раскалённой) земли, он расстилал свою одежду и на ней совершал земные поклоны»[62].

Он также говорил: «…и вся земля была сделана местом поклонения [мечетью] и очищения для меня и (членов) моей общины, поэтому, где бы ни застало время намаза любого человека из моей общины, у него есть место поклонения [мечеть], а рядом с ним – (средство) очищения. [Те, кто были до меня, считали, что этого слишком много: поистине, они молились только в своих церквях и синагогах]».[63]

Иногда он совершал земные поклоны в воде и глине, как,например, однажды на рассвете 21 числа месяца Рамадан, когда накануне прошёл такой сильный дождь, что крыша мечети, сделанная из пальмовых ветвей, протекла. Как потом рассказывал Абу Са’ид аль-Худри: «Я увидел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) совершает земные поклоны в воде и глине, и я также увидел следы, оставленные глиной на его лбу»[64].

Иногда «он молился на маленькой подстилке (хумра[65])»[66], а иногда (просто) «на подстилке»[67], и, кроме того, «однажды он молился на подстилке, почерневшей от долгого использования»[68].

О выпрямлении после (первого) земного поклона

Затем «он (да благословит его Аллах и приветствует!) поднимал свою голову после совершения земного поклона, произнося такбир»[69], и велел »человеку, который плохо помолился» поступть так же, сказав: «Намаз человека не будет полным до тех пор, пока … он не совершит земной поклон и его суставы не успокоятся, а затем не скажет: «Аллах Превелик! (Аллаху акбар)», не поднимет свою голову и не усядется прямо»[70]. Также иногда «он поднимал свои руки при произнесении этого такбира»[71].

Затем «он простирал свою левую ногу по земле (, подгибая её под себя,) и усаживался на неё [, расслабляясь]»[72]; он велел так же делать »человеку, который плохо помолился», сказав ему: «Когда ты склоняешься в земном поклоне, то прими устойчивое положение, а когда поднимешься (из него), сядь на левое бедро»[73]. {Это сидячее положение называется »ифтираш» – прим. переводчика}.

«Он ставил вертикально (ступню) правой ноги» [74] и «направлял её пальцы в сторону Киблы»[75].

Сидение в положении »ик’аа’» между двумя земными поклонами

«Иногда он принимал положение »ик’аа’» [выпрямившись на обеих пятках и передней части обеих стоп]»[76].

Об обязательности соблюдения спокойствия между двумя земными поклонами

«Он (да благословит его Аллах и приветствует!) расслаблялся, пока каждая кость не возвращалась на свое место»[77] и велел »человеку, который плохо помолился» поступать так же, сказав ему (и остальным людям): «Намаз ни одного из вас не будет полным до тех пор, пока он не будет так поступать»[78].

Также «его (да благословит его Аллах и приветствует!) сидение между двумя земными поклонами было приблизительно равно по продолжительности времени совершения земного поклона»[79], а иногда «он сидел между земными поклонами (так долго, что) некоторые говорили, что он позабыл (о втором поклоне)»[80].

Слова мольбы, обращаемой к Аллаху между двумя земными поклонами

Во время сидения между двумя земными поклонами он (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил:

1- اللهم (وفي لفظ: رب)! اغفر لي، وارحمني، [واجبرني]، [وارفعني]، واهدني، [وعافني]، وارزقني

Аллахумма, [в другой версии: Рабби] гфир ли, ва-рхам-ни, [ва-джбур-ни], [ва-рфа’-ни], ва-хди-ни, [ва‘афи-ни], ва-рзу-кни

«О Аллах, [в другой версии: Господи] прости меня и помилуй меня, [ и дай мне силы,] [и возвысь меня,] и наставь меня на прямой путь, [и даруй мне прощение,] и даруй мне средства к существованию!» [81].

Или иногда он говорил:

2- رب! اغفر لي اغفر لي

Рабби-гфир ли, гфир ли

«Господи, прости меня, прости меня!»[82]

Он также произносил обе эти мольбы во время совершения дополнительного ночного намаза[83].

Затем «он произносил такбир и совершал второй земной поклон»[84]. Он приказал так же поступать »человеку, который плохо помолился», сказав ему это вслед за своим велением соблюдать спокойствие между двумя земными поклонами: «…затем произнеси «Аллах Превелик! (Аллаху акбар)» и соверши земной поклон, пока все твои суставы не расслабятся [и поступай также во время каждого своего намаза]»[85]. Также иногда «он поднимал свои руки при произнесении этого такбира»[86].

Он совершал этот земной поклон точно так же, как и первый. Затем «он поднимал свою голову, произнося такбир»[87] и приказал так же поступать »человеку, который плохо помолился», сказав ему это вслед за своим велением совершать второй земной поклон: «…затем подними свою голову и произнеси такбир»[88]. Он также сказал ему: «[…затем поступай так же во время совершения каждого поясного и земного поклона,] ибо если ты будешь так делать, то твой намаз будет полным, а если упустишь что-либо из этого, то твой намаз будет (до конца) не завершён»[89].

Также иногда «он поднимал свои руки при произнесении этого такбира»[90].

Сидение для отдыха (джальсат аль-истираха)

Затем «он выпрямлялся сидя [на левой ноге, прямо, пока каждая кость не возвращалась на своё место]»[91].

О вставании для совершения следующего рак‘ата, опираясь на руки

Затем «он поднимался для совершения второго рак’ата, опираясь (руками) о землю»[92]. Также «во время намаза он сжимал пальцы в кулак[93], опираясь на руки при вставании»[94].

«Когда он вставал для совершения второго рак’ата, то начинал (его) со слов:

الحمدُ لله رب العالمين "Альхамду ли-Лляхи раббиль ‘алямин ( Хвала Аллаху, Господу миров!)" (сура »Аль-Фатиха» ), не делая (при этом) паузы»[95].

Он совершал этот рак’ат точно так же, как и первый, за исключением того, что он делал этот рак’ат более коротким, чем первый, как о том уже упоминалось ранее.

Об обязательности прочтения суры «Аль-Фатиха» в каждом рак‘ате

Он велел »человеку, который плохо помолился» читать суру «Аль-Фатиха» в каждом рак‘ате, сказав ему это вслед за своим велением читать её в первом рак‘ате[96]: «…и поступай так в течение всего твоего намаза!»[97]. В другой версии этого хадиса передаётся: «… в каждом рак’ате»[98]. Он также говорил: «В каждом рак‘ате – чтение (»Аль-Фатихи») »[99].

[1] Аль-Бухари и Муслим.

[2] Передали Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[3] Абу Йа’ла в своей книге »Аль-Муснад» (каф, 284/2) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков, а Ибн Хузайма (1/79/2) приводит его через другую достоверную цепочку передатчиков.

[4] Ан-Наса’и, ад-Даракутни и аль-Мухлис в книге »Аль-Фава’ид» (1/2/2) приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. Об этом поднятии рук передаются сообщения от десяти сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), и многие праведные предки из первых поколений мусульман считали эту практику правомерной. Среди них Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас, аль-Хасан аль-Басри, Тавус и его сын Абдуллах, Нафи’ – вольноотпущенник Ибн ‘Умара, Салим – сын Ибн ‘Умара, аль-Касим ибн Мухаммад, Абдуллах ибн Динар и ‘Ата. Абдурахман ибн Махди также сказал: «Это соответствует Сунне». Этой же практике следовал Имам Сунны Ахмад ибн Ханбал, об этом также сообщается от Имамов Малика и аш-Шафи‘и.

[5] Передали Ибн Хузайма (1/76/1), ад-Даракутни и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Все хадисы, которые противоречит этому хадису, недостоверны. В пользу этого действия высказывался (Имам) Малик, и то же самое сообщается от (Имама) Ахмада в книге Ибн аль-Джаузи »Ат-Тахкик» (108/2). Также аль-Марвази в своей книге »Маса’иль» (1/147/1) через достоверную цепочку передатчиков приводит следующее высказывание имама аль-Ауза‘и: «Я застал людей, которые касались земли своими руками прежде, чем коленями».

Прим. переводчика: поскольку имам аль-Ауза’и умер в Бейруте в 157 году по Хиджре (в 774 году по христианскому летоисчислению) можно сделать вывод, что речь здесь идёт о живых последователях сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) .

[6] Абу Дауд, Таммам в »Аль-Фава’ид» (каф, 108/1), ан-Наса’и в »Сунан ас-Сугра» и »Сунан аль-Кубра» (47/1) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Абд аль-Хакк в »Аль-Ахкам аль-Кубра» (54/1,фотокопия Университета имени короля Абд аль-‘Азиза в Мекке) назвал этот хадис достоверным, а в книге »Китаб ат-Тахаджжуд» (56/1) он сказал: «…у этого хадиса лучше цепочка передатчиков, чем у предыдущего хадиса»,- под »предыдущим хадисом» здесь имеется в виду хадис, передаваемый от Ва’иля, в котором сообщается об обратном (т.е. о том, что сначала ставятся колени, а потом руки – прим. переводчика). На самом деле, мало того, что хадис от Ва’иля противоречит двум достоверным вышеприведенным хадисам, так он ещё не является подлинным ни в своей цепочке передатчиков, ни по своему смыслу, как я разъяснил в книгах »Сильсилят аль-Ахадис ад-Да’ифа» (№ 929) и »Аль-Ирва»’ (№ 357).

Следует отметить, что опускаться на землю не как верблюд означает касаться её руками прежде, чем коленями, потому что верблюд сначала опускает колени, а под »коленями» верблюда подразумеваются его передние ноги, согласно определению »Лисан аль- ‘Араб» и другим книгам по арабскому языку. На то же самое указал ат-Тахави в книгах »Мушкиль аль-Асар» и »Шарх Ма’ани аль-Асар». Кроме того, Имам аль-Касим ас-Саракусти (да будет милостив к нему Аллах!) в книге »Гариб аль-Хадис» (2/70/1-2) через достоверную цепочку передатчиков привел следующее высказывание Абу Хурайры : «Никому не следует опускаться на землю, как это делает бродячий верблюд», — после чего имам (аль-Касим) пояснил: «Это относится к земному поклону. Он (т.е. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах!) – прим. переводчика) говорит, что человеку не следует бросаться на землю, как это делает бродячий верблюд: торопливо и напряженно. Наоборот, ему следует опускаться спокойно, сначала поставив руки, затем – колени, а хадис в форме «марфу’», разъясняющий это, был приведён ранее». Затем он (т.е. Имам ас-Саракусти – прим. переводчика) привел вышеупомянутый хадис.

А что касается довольно странного высказывания Ибн аль-Каййима: «Эти слова непостижимы, и они неведомы знатокам (арабского) языка», — то его можно опровергнуть, приведя те источники, которые мы упомянули выше, а также обратившись ко многим другим (источникам). Кроме того, я более подробно изложил затронутую здесь тему в своей статье »Опровержение шейха ат-Тувайджири», которая может быть опубликована.

[7] Ибн Хузайма (1/79/2), Ахмад и ас-Сирадж. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (313).

[8] Передали Абу Дауд и аль-Хаким, который назвали этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[9]Передали Ибн Хузайма, аль-Байхаки и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[10] Аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн Аби Шайба (1/82/2) и ас-Сирадж передали хадис о направлении пальцев в сторону Киблы через другую цепочку передатчиков.

[11] Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным, так же как и Ибн аль-Мулаккин (27/2). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (309).

[12] Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[13] Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным,так же как и Ибн аль-Мулаккин (27/2). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (309)

[14] Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[15] Ибн Хузайма (1/10/1) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

[16] Передали ад-Даракутни, ат-Табарани (3/140/1) и Абу Ну’айм в »Ахбар Асбахан».

[17] Аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн Аби Шайба (1/82/2) и ас-Сирадж передали о направлении пальцев ног в сторону Киблы через другую цепочку передатчиков .

[18] Аль-Бухари и Абу Дауд. Ибн Са’д (4/157) передал от Ибн ‘Умара, что во время намаза он любил обращать все части своего тела, которые только мог, в сторону Киблы, даже большие пальцы рук.

[19] Ат-Тахави, Ибн Хузайма (№ 654) и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[20] Аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[21] Ат-Тирмизи и ас-Сирадж. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[22] Похоже, что под словом »указал» (ашара) содержится значение »провёл» (амарра), поэтому ( в тексте хадиса) использован предлог »по» (‘аля), вместо предлога »на» (иля). Этот вывод содержится в »Фатх аль-Бари».

[23] т.е. здесь имеется в виду запрет засучивать одежду и заплетать волосы, не давая им распускаться, что означает собирать их вместе руками во время совершения поясных и земных поклонов (»Ан-Нихайа»).

Я (т.е. шейх аль-Албани — прим. переводчика) говорю: подобный запрет распространяется не только на время намаза: большинство ученых-богословов также включают в этот запрет заплетение волос и засучивание одежды перед намазом, ибо тогда молящийся приступит к его совершению (в таком виде). Этот запрет еще более усиливается тем, что он (да благословит его Аллах и приветствует!) не разрешал мужчинам молиться с заплетенными волосами, о чём будет упомянуто далее.

[24] Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (310).

[25] Муслим, Абу ‘Авана и Ибн Хиббан.

[26] т.е. с завязанными либо заплетёнными волосами. Ибн аль-Асир сказал: «Смысл этого хадиса состоит в том, что если бы у него волосы были распущены, то они падали бы на землю во время совершения земного поклона, и этот человек, в результате, получал бы награду от Аллаха за поклон своих волос. Однако, если его волосы были заплетены, то тогда получается, что они не совершали земной поклон, так как он (да благословит его Аллах и приветствует!) сравнил связанного человека с тем, руки которого скованы, поскольку в таком положении руки не будут касаться земли при совершении земного поклона».

Я (т.е. шейх аль-Албани — прим. переводчика) говорю: по всей вероятности, это суждение относится только к мужчинам, и оно не касается женщин, как сообщил аш-Шаукани от Ибн аль-‘Араби.

[27] Муслим, Абу ‘Авана и Ибн Хиббан.

[28]Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис хорошим. Ибн Хузайма и Ибн Хиббан назвали этот хадис достоверным. См. »Сахих Аби Дауд» (653).

[29] Прим. переводчика: здесь и далее под предплечьем человека подразумевается часть верхней конечности от локтевого сустава до кисти, а у позвоночных животных – часть передней конечности от плечевого сустава до лапы.

[30] Аль-Бухари и Абу Дауд.

[31] Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приводятся в книге »Аль-Ирва’ » (359).

[32]Муслим, Абу ‘Авана и Ибн Хиббан.

[33] Абу Дауд и Ибн Маджа приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

[34] Муслим и Абу ‘Авана.

[35] Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и Ахмад.

[36] Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

[37] Передали Ибн Хузайма (1/80/2), аль-Макдиси в »Аль-Мухтара» и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[38] Передали Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, ад-Даракутни, ат-Тахави, аль-Баззар, Ибн Хузайма (604) и ат-Табарани в книге »Му’джам аль-Кябир» от семерых сподвижников. См. примечание, относящееся к этим словам поминания Аллаха, в разделе »Слова обращения к Аллаху во время совершения поясного поклона».

[39] Такой вывод был сделан на основании хадисов, где сообщается, что его (да благословит его Аллах и приветствует!) стояние (кийам), поясной и земной поклон были одинаковыми по продолжительности.

[40] Достоверный хадис, приводимый Абу Даудом, ад-Даракутни, Ахмадом, ат-Табарани и аль-Байхаки.

[41] Муслим и Абу ‘Авана.

[42] Аль-Бухари и Муслим. »Выполняя то, что было велено ему делать в Коране» относится к следующему высказыванию Всевышнего Аллаха:

فَسَبّحْ بِحَمْدِ رَبّكَ وَاسْتَغْفِرْهُ إِنَّهُ كَانَ تَوبَا

«Восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он – Принимающий покаяния» (Сура »Помощь», 110:3).

[43] Муслим, Абу ‘Авана, ат-Тахави и ад-Даракутни.

[44] Муслим и Абу ‘Авана.

[45] Передали Ибн Наср, аль-Баззар и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, однако аз-Захаби с ним не согласился. Тем не менее у этого хадиса есть другой подкрепляющий его хадис, который содержится в рукописной версии.

[46] Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Разъяснение слов, содержащихся здесь, содержится в разделе »Слова обращения к Аллаху во время совершения поясного поклона».

[47] Муслим, Абу ‘Авана, ан-Наса’и и Ибн Наср.

[48] Ибн Аби Шайба (62/112/1) и Ан-Наса’и. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[49] Муслим, Абу ‘Авана и Ибн Аби Шайба в »Аль-Мусаннаф» (12/106/2 и 112/1).

[50] Там же.

[51] Муслим, Абу ‘Авана и аль-Байхаки. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (456).

[52] Прим. переводчика : аль-Хасан и аль-Хусейн – сыновья дочери Пророка Фатимы (да будет доволен ею Аллах!) и зятя Пророка Али (да будет доволен им Аллах!), внуки Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!).

[53] Передали ан-Наса’и, Ибн ‘Асакир (4/275/1-2) и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[54] Ибн Хузайма передал этот хадис от Ибн Мас’уда в своей книге »Ас-Сахих» (887) через хорошую цепочку передатчиков, а также аль-Байхаки (2/263) – в форме »мурсаль». Ибн Хузайма дал следующее название главе, в который приводится этот хадис: »Глава, содержащая свидетельство того, что во время намаза допустимо подавать знак (рукой), который понятен (остальным людям), и это не делает намаз недействительным и не нарушает его». Я (т.е. шейх аль-Албани — прим. переводчика) говорю: а ведь это действие запрещали Ахль ар-Рай (сторонники личного мнения в решении правовых вопросов – прим. переводчика)! В этой главе также содержатся другие хадисы, приводящиеся в »Сахихах» аль-Бухари, Муслима и иных сборниках хадисов (, где допускается подобного рода жестикуляция в случае необходимости).

[55] т.е. здесь имеется в виду, что цвет этих лошадей абсолютно чёрный без каких-либо примесей (»Ан-Нихайа»).

[56] т.е. здесь имеется в виду сияние лица благодаря свету омовения (вуду).

[57] т.е. здесь имеется в виду сияние всех частей тела, которые верующий умывал во время совершения омовения: лицо, руки и ноги. Следы сияния от омовения на лице, руках и ногах человека здесь сравниваются с белизной лба и ног лошади (»Ан-Нихайа»).

[58] Ахмад приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ат-Тирмизи передал часть этого хадиса и указал на его достоверность. Этот хадис приводится в »Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха».

[59] Прим. переводчика: здесь имеются в виду люди, которые исповедовали религию Единобожия, однако из-за того, что в День Воскресения чаша с их дурными делами оказалась на Весах тяжелее чаши с добрыми делами, они оказались в Огне.

[60] Аль-Бухари и Муслим.

Этот хадис указывает на то, что грешники из числа тех, кто постоянно совершает намаз, не останутся в Аду навечно. На самом деле, даже те, кто пропускал намазы из-за лени, не останутся в Аду навечно, и это является достоверным – см. »Ас-Сахиха» (2054).

[61] Это объясняется тем, что мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) не была устлана циновками и т.п. Об этом свидетельствуют многочисленные хадисы, в том числе и следующий хадис, а также хадис от Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах!), который будет приведен далее (в этом разделе).

[62] Муслим и Абу ‘Авана.

[63] Ахмад, ас-Сирадж и аль-Байхаки приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[64] Аль-Бухари и Муслим.

[65] Слово »хумра» означает часть подстилки из пальмовых волокон или другого материала, размер которой достаточен для того, чтобы молящийся мог положить на неё своё лицо при совершении земного поклона; однако, это слово не может использоваться для обозначения (подстилок) другого размера (»Ан-Нихайа»).

[66] Аль-Бухари и Муслим.

[67] Там же.

[68] Муслим и Абу ‘Авана. В этом хадисе содержится свидетельство сидения на том, что не носят (люди), и тем самым он указывает на запрет сидеть на шелке в силу достоверности запрета на его ношение, о чем упоминается в »Сахихах» аль-Бухари и Муслима, а также в других сборниках хадисов. По сути, здесь содержится очевидный запрет сидеть на чём-либо шёлковом, так пусть вас не смущает тот факт, что некоторые крупные ученые-богословы разрешают это.

Прим. переводчика: обычное значение арабского слова »лябиса», использованное в этом хадисе, — это »одеваться, носить (одежду)», однако здесь оно употреблено в значении »использовать», т.е., как следует из контекста, »садиться на что-либо».

[69] Аль-Бухари и Муслим.

[70] Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[71] Аль-Бухари в »Джуз’ Раф’ аль-Йадайн фи-с-Салят», Абу Дауд, Муслим и Абу ‘Авана приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва»’ (316). О поднятии рук здесь, также как и при произнесении каждого такбира, высказывался Имам Ахмад, как сообщается в книге Ибн аль-Каййима »Аль-Бадаи’ » (4/89): »Асрам (в оригинале книги Ибн аль-Асрам) передал от него (Имама Ахмада), что на заданный ему вопрос о поднятии рук (во время намаза) он ответил : «При каждом наклоне и подъёме». Асрам сказал: «Я видел, как Абу Абдуллах (т.е. Имам Ахмад) поднимал свои руки во время намаза при каждом наклоне и подъёме».

Кроме того, этого мнения придерживались Ибн аль-Мунзир и Абу ‘Али – представители шафиитского мазхаба, а также Имамы Малик и аш-Шафи’и, как о том сообщается в »Тарх ат-Тасриб». Об этом поднятии рук также достоверно передаётся от Анаса (ибн Малика), Ибн ‘Умара, Нафи’, Тавуса, аль-Хасана аль-Басри, Ибн Сирина и Аййуба ас-Сихтиани, – все эти сообщения о них приведены через достоверные цепочки передатчиков в книге »Мусаннаф Ибн Аби Шайба» (1/106).

[72] Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

[73] Аль-Бухари и аль-Байхаки.

[74] Ан-Наса’и приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[75] Передали Муслим, Абу ‘Авана, Абу аш-Шайх (Ибн Хаййан) в »Ма раваху Абу аз-Зубайр ‘ан Гайр Джабир» (№№104-106) и аль-Байхаки.

[76] Передали Муслим, Абу ‘Авана, Абу аш-Шайх в »Ма раваха Абу аз-Зубайр ‘ан Гайр Джабир» (№№104-106) и аль-Байхаки. Ибн аль-Каййим (да будет милостив к нему Всевышний Аллах!) упустил это из виду и после упоминания о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) принимал положение »ифтираш» между двумя земными поклонами, он сказал: «Никакого иного способа сидения от него (да благословит его Аллах и приветствует!) не сохранилось»! Я (т.е. шейх аль-Албани — прим. переводчика) говорю: а как подобное высказывание может быть верным, если положение »ик’аа’» дошло до нас через: хадис от Ибн ‘Аббаса в сборниках Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи, назвавший его достоверным, а также в других книгах хадисов. См. »Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (383); хадис от Ибн ‘Умара, приводимый в сборнике аль-Байхаки через хорошую цепочку передатчиков, и названный Ибн Хаджаром достоверным ?! Кроме того, Абу Исхак аль-Харби в книге »Гариб аль-Хадис» (джим, 5/12/1) передал от Тавуса, что тот видел, как Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас принимали положение »ик’аа’» – цепочка этого сообщения достоверна. Да смилуется Аллах над Имамом Маликом, который сказал: «Каждый из нас может опровергать и быть опровергнутым, кроме находящегося в этой могиле», – и он указал на могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Этой сунны придерживалась целая группа сподвижников, их последователей и другие люди, а более подробно затронутый здесь вопрос я рассмотрел в оригинале данной книги (»Аль-Асль»). Я (т.е. шейх аль-Албани — прим. переводчика) говорю: этот вид »ик’аа’» отличатеся от того, который запрещён, о чём речь пойдёт в разделе »Ташаххуд».

[77] Абу Дауд и аль-Байхаки приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[78] Передали Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[79] Аль-Бухари и Муслим.

[80] Аль-Бухари и Муслим. Ибн аль-Каййим сказал: «Люди отказались от этой сунны после того, как завершилась эпоха сподвижников. Однако человек, придерживающийся Сунны и не оглядывающийся на то, что ей противоречит, не придает значения тому, что расходится с этим Руководством».

[81] Передали Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[82] Ибн Маджа приводит эти слова через хорошую цепочку передатчиков. Имам Ахмад предпочитал обращаться к Аллаху с этой мольбой. Исхак ибн Рахавайх сказал: «Если человек желает, то он может произносить эти слова три раза, либо он может сказать : »О Аллах, прости меня…», — поскольку об этих двух мольбах между двумя земными поклонами сообщается от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) (Это сообщение приводится в »Маса’иль аль-Имам Ахмад ва Исхак ибн Рахавайх» от Исхака аль-Марвази, стр. 19) .

[83] Данный факт не отрицает правомерности обращения к Аллаху с этими мольбами во время совершения обязательных намазов ввиду отсутствия здесь какого-либо различия между обязательными и дополнительными намазами. Об этом говорили Имамы аш-Шафи’и, Ахмад и Исхак. Они считали, что это разрешено в обязательных и дополнительных намазах, как сообщил ат-Тирмизи. Имам ат-Тахави также разделял этот взгляд, как передаётся в »Мушкиль аль-Асар». Соответствующий анализ затронутого здесь вопроса подтверждает этот аргумент, поскольку в намазе нет такого места, чтобы поминание (зикр) утрачивало свою силу. В данном случае следует поступать также, ибо это ясно и очевидно.

[84] Аль-Бухари и Муслим.

[85] Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Дополнение (в скобках) приводят аль-Бухари и Муслим.

[86] Абу ‘Авана и Абу Дауд приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. В пользу этого поднятия рук высказывались Имамы Ахмад, Малик и аш-Шафи’и, как сообщается о них в преданиях. См также последнее примечание к разделу »О выпрямлении после первого земного поклона».

[87] Аль-Бухари и Муслим.

[88] Передали Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[89] Передали Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

[90] Абу ‘Авана и Абу Дауд приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. В пользу этого поднятия рук высказывались Имамы Ахмад, Малик и аш-Шафи’и, как сообщается о них в преданиях.

[91] Аль-Бухари и Абу Дауд. Учёным-правоведам это сидячее положение известно как »джальсат аль-истираха» (сидение для отдыха). В пользу этого высказывался Имам аш-Шафи’и. Как сообщается в книге »Ат-Тахкик» (1/111) Имам Ахмад также высказывался в пользу »джальсат аль-истираха», а он был широко известен своим стремлением следовать Сунне в том, что ей не противоречит. Ибн Хани сказал в своей книге »Маса’иль ‘ан аль-Имам Ахмад» (стр. 42): «Я видел, как Абу Абдуллах (т.е. Имам Ахмад) иногда опирался на свои руки при вставании для совершения следующего рак’ата, а иногда выпрямлялся сидя и (лишь) затем вставал». Этому взгляду также отдавал предпочтение Имам Исхак Ибн Рахавайх, который сказал в книге »Маса’иль аль-Марвази» (1/147/2): «Пример опираться на руки при вставании был подан Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) , будь (молящийся) стариком или юношей». См. также »Аль-Ирва’ » (2/82/3).

[92] Аль-Бухари и аш-Шафи’и.

[93] Прим. переводчика: дословно »как тот, кто замешивает тесто».

[94] Абу Исхак аль-Харби передал этот хадис через безупречную (салих) цепочку передатчиков. Смысл этого хадиса также передаёт аль-Байхаки через достоверную цепочку передатчиков. А что касается хадиса: «Он вставал словно стрела, не опираясь на руки», — то он вымышленный (мавду’), и все сообщения со сходным смыслом также являются либо слабыми, либо недостоверными, как я разъяснил в »Сильсилят аль-Ахадис ад-Да’ифа» (562, 929, 968).

[95] Муслим и Абу ‘Авана. Под паузой, которая отрицается в данном хадисе, может подразумеваться пауза для чтения мольбы в начале намаза (ду’а аль-истифтах), и , возможно, она не включает в себя слова обращения к Аллаху за защитой от шайтана (исти’аза – »А’узу би-Лляхи мин аш-шайтан….») ; либо эта пауза имеет более широкое значение. Первое утверждение мне представляется наиболее убедительным. У ученых-богословов существуют две точки зрения относительно произнесения слов »истиа’за» (в каждом рак’ате), и мы считаем, что наиболее убедительна та из них, которая считает обоснованным произнесение слов »истиа’за» в каждом рак’ате. Более подробно этот вопрос рассматривается в оригинале данной книги (»Аль-Асль»).

[96] Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через сильную цепочку передатчиков.

[97] Аль-Бухари и Муслим.

[98] Ахмад приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

[99] Передали Ибн Маджа, Ибн Хиббан в своей книге »Ас-Сахих» и Ахмад в »Маса’иль Ибн Хани» (1/52). Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Тот, кто совершил (хотя бы) один рак’ат намаза, не прочитав в нём »Мать Книги», не совершил намаз (вовсе), если только он не молился за имамом». Это сообщение передал Имам Малик в своём сборнике хадисов »Аль-Муватта’ ».

Ещё одно мнение по поводу вставания с сажда

Нельзя садиться после завершения второго сажда в намазе, а лишь затем вставать

Сегодня мы поговорим о кратком сидении после второго земного поклона в намазе. Вы наверняка встречали людей, которые так поступают. Итак, муфтий Ахмад Джамиль Назири пишет об этом в своей книге о намазе в разделе под названием"Не совершается джальса истирахат":

Нельзя делать "джальса истирахат", т.е. нелься садиться после завершения второго сажда, а лишь затем вставать. После совершения второго сажда надо встать сразу. Таким же образом надо сразу вставать после второго сажда третьего рака‘ата, без "джальса истирахат". Это было обычной практикой Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Он вставал сразу.

عن ابى هريرة قال كان النبى ينهض فى الصلوٰة علٰى صدور قدميه (ترمذى ج١ ص٣٨)

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) во время намаза вставал на ноги. (Тирмизи т.1, стр. 38).

Передав этот хадис, имам Тирмизи (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает:

حديث ابى هريرة عليه العمل عنداهل العلم يختارون ان ينهض الرجل فى الصلوٰة علٰى صدورقد ميه . (ترمذى ج١ ص٣٨)

«Учёные поступают соответственно хадису Абу Хурайры, и они одобряют, чтобы читающий намаз вставал на ноги». (Тирмизи т.1, стр. 38).

В хадисе Абу Хамида Са‘иди (радиаллаху ‘анху) также не упомянуто о «джальса истирахат», а в нём рассказывается, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вставал на второй рака‘ат следующим образом:

فقام ولم يتورك (ابوداؤد ج١ ص١٥٤، طحاوى ج١ ص١٢٧)

«И так он встал, не садясь на ягодицы». (Абу Дауд т.1, стр. 154, Тахави т.1, стр. 127).

Однажды Абу Малик Аш‘ари (радиаллаху ‘анху) читал намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) перед своими соплеменниками, в котором он не делал "джальса истирахат", а поступал следующим образом:

ثم كبرفسجد ثم كبرفانتهض قائما (مسنداحمد ج٥ ص٣٤٣، مجمع الزوائد ج١ ص١٩٤)

«Затем сказал "Аллаху акбар", сделал сажда, затем сказал "Аллаху акбар" и встал». («Муснад Ахмад» т.5, стр. 343, «Маджма‘уз заваид» т.1, стр. 194).

Так, все великие сахабы (радиаллаху ‘анхум), которые и во время путешествия или дома часто находились вместе с Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), отрицают "джальса истирахат". Они читали намаз таким образом, что после совершения сажда первого и третьего рака‘ата, не садясь, сразу вставали.

عن ابن مسعود انه كان ينهض فى الصلوٰة علٰى صدور قدميه ولم يجلس (مصنف ابن ابى شيبه ج١ ص٣٩٤)

‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) в намазе вставал на ноги, а не сидел. («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 394).

На этой же странице "Мусаннаф ибн Аби Шейба" передаются подобные хадисы и высказывания от ‘Умара, ‘Али, ‘Абдуллы ибн ‘Умара, ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса, ‘Абдуллы ибн Зубейра (радиаллаху ‘анхум) и Ибн Аби Лейлы (рахматуллахи ‘алейхи).

Имам Ша‘би (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает:

كان عمر وعلى واصحاب رسول الله ينهضون فى صلوٰتهم على صدوراقد امهم (مصنف ابن ابى شيبه ج١ ص٣٩٤)

«‘Умар, ‘Али и другие сахабы (радиаллаху ‘анхум) во время намаза вставали на ноги». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 394).

Передаётся со слов Лукмана ибн Аби ‘Аяша (радиаллаху ‘анху):

قال ادركت غيرواحد من اصحاب النبى فكان اذا رفع احد هم من السجدة الثانية فى الركعة الاولٰى والثالثة نهض كماهو ولم يجلس (مصنف ابن ابى شيبه ج١ ص٣٩٥)

«Я видел много сахабов (радиаллаху ‘анхум), когда они поднимались из второго сажда первого рака‘ата и второго сажда третьего рака‘ата, то сразу вставали, не садясь». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 395).

‘Аллама Хафиз ибн Кайим Ханбали (рахматуллахи ‘алейхи) в книге "Задуль Ма‘ад" пишет:

ثم كان ينهض علٰى صدورقدميه وركبتيه معتمدًا علٰى فخذيه كماذ كرعنه وائل وابوهريرة ولايعتمد على الارض بيديه (ج١ ص٦١)

«Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вставал с носков ног и колен, опираясь на бедра, как это упомянули Вайль ибн Хаджар и Абу Хурайра (радиаллаху ‘анхума), и не опирался руками о землю». (т.1, стр. 61).

Через несколько строк он пишет дальше:

وقال اخبرنى يوسف بن موسٰى ان ابا اما مة سئل عن النهوض فقال علٰى صدور القدمين علٰى حديث رفاعة وفى حديث ابن عجلان مايدل علٰى انه كان ينهض علٰى صدورقدميه وقدروى عدة من اصحاب النبى وسائر من وصف صلاته لم يذكرهٰذه الجلسة وانما ذكرت فى حديث ابى حميد ومالك بن الحويرث ولوكان هديه فعلها دائما لذكرها كل واصف لصلوٰته ومجردفعله لهالايدل علٰى انهامن سنن الصلوٰة الا اذاعلم انه فعلها سنة يقتدى به فيها واما اذاقدرانه فعلها للحاجة لم يدل على كونها سنة من سنن الصلوٰة (زادالمعاد ج١ ص٦١)

«Юсуф ибн Муса (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт, что у Абу Умамы Бахили (радиаллаху ‘анху) спросили: «Как надо вставать после сажда?» Он ответил: «Соответственно хадису Рафа‘а (радиаллаху ‘анху), надо вставать на ноги». И в хадисе Ибн ‘Иджлана (рахматуллахи ‘алейхи) приведено, что Абу Умама (радиаллаху ‘анху) вставал на ноги. Об этом передали много сахабов. Никто из сахабов, которые передали метод намаза Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), не упомянул "джальса истирахат". О нём упомянуто только в хадисе Абу Хамида Са‘иди и Малика ибн Хувейриса (радиаллаху ‘анхума). Но если бы это было обычной практикой Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), то все сахабы, которые передали метод намаза Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), обязательно бы сказали об этом. Если Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в каком-нибудь случае сделал что-нибудь, то это не является доказательством того, что данное действие является суннатом намаза, пока не станет известно, что он совершил его для того, чтобы последовали за ним. Но если признать, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершил это по необходимости, то это ни в коем случае не доказывает то, что это входит в суннаты намаза».

Конечно же, если человек из-за старости, болезни или по другой причине не может сразу вставать, то пусть садится, а затем встаёт, как указывается на это в хадисе Малика ибн Хувейриса и Абу Хамида Са‘иди (радиаллаху ‘анхума). Но если думать, что это является суннатом и обязательно надо сидеть – это неправильно. Это не является суннатом. "Джальса истирахат" совершается для того, чтобы отдохнуть, как становится ясно из названия, но намаз читается не для того, чтобы в нём отдыхали. Конечно же, это не касается человека, если он болеет или вынужден это сделать.

Хадис 300. Передают со слов Малика ибн аль-Хувейриса, что он видел, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, после нечетных рак‘атов намаза не вставал на ноги, пока не усаживался, как следует. Этот хадис передал аль-Бухари.

Комментарии:

После земных поклонов в первом и третьем рак‘атах, перед вставанием на второй и четвертый рак‘аты, молящемуся полагается сесть. Это действие называется сидением для отдыха (джалсат аль-истираха). Согласно одному из сообщений, имам аш-Шафи‘и считал, что поступать так желательно. Согласно другому сообщению, он не считал сидение для отдыха желательным. Два похожих мнения по этому вопросу дошли до нас и от имама Ахмада. Большинство же ученых, - в том числе имамы Абу Ханифа, Малик и Исхак, - не относили сидение для отдыха к желательным предписаниям.

Ат-Тахави обосновал эту точку зрения тем, что в хадисе Абу Хумейда ас-Са‘иди подробно описывается намаз Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и в некоторых его версиях ничего не говорится о сидении перед вторым и четвертым рак‘атами. В частности, в версии Абу Давуда сообщается, что он вставал на ноги, не присаживаясь. По мнению ученого, вполне возможно, что в хадисе Малика ибн аль-Хувейриса описывается история, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сел вынужденно, в силу каких-либо обстоятельств, а не потому, что это является желательным предписанием в намазе. Это суждение имам ат-Тахави подкрепил предположением о том, что если бы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступил так преднамеренно, то он непременно разъяснил бы это своим сподвижникам. В то же время имам подчеркнул, что говорить о какой-либо причине справедливо только на основании убедительных доказательств. В отсутствие таковых мы должны полагать, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступил так преднамеренно, тем более что Малик ибн аль-Хувейрис является рассказчиком известного хадиса «Совершайте намаз так, как это делаю я». Следовательно, само упоминание этого рассказчика о сидении для отдыха уже указывает на то, что это действие является частью намаза. Кроме того, Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи передали версию хадиса Абу Хумейда, в которой недвусмысленно упоминается о сидении для отдыха. Что же касается конкретного повеления поступать так, то отсутствие такового вполне можно объяснить тем, что вышеназванное сидение занимает очень мало времени и остается без внимания при упоминании возвеличивания во время вставания.

Тем не менее, некоторые ученые отвергали желательность сидения для отдыха, опираясь именно на то, что многие сподвижники умалчивали о нем при описании намаза Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Объяснить же это можно тем, что рассказчики хадисов нередко опускали упоминания желательных действий, хорошо известных каждому.

В пользу мнения большинства также свидетельствуют и другие тексты. В частности, аль-Баззар в "аль-Муснаде" передал хадис Ваила ибн Худжра о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поднимая голову после двух земных поклонов, поднимался на ноги и выпрямлялся. Ан-Навави назвал этот хадис слабым. Но даже если бы это было не так, то из него все равно следовало бы только то, что усаживаться перед вставанием на второй и четвертый рак‘аты желательно, но не обязательно.

Ибн аль-Мунзир передал со слов ан-Ну‘мана ибн Абу ‘Аййаша: «Я застал многих сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и они, поднимаясь после первого и третьего рак‘атов, вставали на ноги, не присаживаясь».

Абу Давуд передал со слов Ваила ибн Худжра, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершая земной поклон, опускался на колени прежде, чем клал наземь руки. Во время земного поклона он клал лоб между ладонями, отдаляя их от подмышек. Вставая же, он поднимался на колени и опирался на бедра. Богословы давали разные оценки этому сообщению, о чем мы поговорим впоследствии, если на то будет воля Аллаха. Однако его достоверность вызывала сомнения у многих знатоков хадисов. В частности, аль-Албани назвал его слабым. См. «Ирва аль-Галиль», т. 2, с. 75.

В любом случае, эти и другие сообщения по данному поводу не противоречат нашему утверждению о том, что сидение для отдыха желательно, потому что любые хадисы о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не поступал так в некоторых случаях, свидетельствуют лишь о том, что это предписание не является обязательным. То же самое относится к рассказам о том, что некоторые сподвижники пропускали сидение, ведь пропускать необязательное действие не является предосудительным поступком. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 559.

Следует отметить, что, встав на ноги в начале второго и последующих рак‘атов, следует сразу приступить к чтению суры "аль-Фатиха". Муслим, ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, встав на второй рак‘ат, начинал чтение со слов "Хвала Аллаху, Господу миров", не делая паузы. Из этого следует, что во втором и последующих рак‘атах не полагается делать паузу для чтения молитвы, открывающей намаз, или поиска защиты у Аллаха. Таким образом, подобная пауза выдерживается только в первом рак‘ате после возвеличивания Аллаха. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 560.