Недовольство предопределением Аллаха
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Говорить о том, что что-то сложно можно и жалуясь и радуясь и просто как констатация факта, суть недовольства же возвращается в сердце человека, и если он недоволен тем, как Аллах управляет этим миром и недоволен решениями Аллаха, а не просто тем, что ему самому плохо или сложно, то это и будет запретным. А говорить о сложности, как о погодном явлении, как холодно или жарко, или как о поставленной задаче, то в этом ин шаа Аллах, нет никаких проблем, покуда это не связано с недовольством решениями Аллаха в созданном Им же мире.
В Сахихе аль-Бухари в «Книге о болезнях» приводится глава «О том, что больному разрешается говорить: «Поистине, я болен!» — или: «О, моя голова!» — или: «Я чувствую себя хуже!» и слова пророка Аййуба (мир ему): «Поистине, постигла меня беда, а (ведь) Ты — милосерднейший из милосердных!» (Сура “Пророки”, аят 83) и в этой главе приводятся хадисы с таким смыслом.
Что же касается именно недовольства, как деяния сердца, то ин шаа Аллах, поможет это понять следующие хадисы.
Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто не проявляет довольства по отношению к решениям Аллаха и вместе с тем верит в божественное предопределение, пусть ищет себе другого господа помимо Аллаха».
Достоверность этого хадиса подтвердил аль-Мунауи в «ат-Тайсир» 2/443. Однако аль-Хайсами сказал, что в цепочке передатчиков этого предания Хазм ибн Аби Хазм. Его назвал достойным доверия имам мухаддисов Ибн Ма‘ин, а все остальные хадисоведы назвали его слабым. Все остальные передатчики этого сообщения являются достойными доверия, как это приводится в «Маджма’ аз-зауаид» 7/207. И если это предание является достоверным, то оно указывает на обязательность, а не просто желательность проявления довольства предопределением, каким бы оно ни было.
Есть другой хадис с таким же смыслом, от Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха». Ат-Тирмизи 2396, Ибн Маджах 4031. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 146.
Сказал Абу Са‘адат: “Гнев (ас-сахат) – это неприязнь к чему-то и отсутствие довольства. То есть тот, кто испытывает неприязнь к предопределению Аллаха, получит неприязнь и гнев Аллаха, что само по себе уже достаточно, как наказания. Аллах сказал: «Это потому, что они последовали за тем, что гневит Аллаха, и испытывают неприязнь (ненависть) к тому, чем Он доволен. И по этой причине Он сделал тщетными их деяния». (Мухаммад, 47: 28).
В этом аяте содержится подтверждение тому, что недовольство предопределением является величайшим из грехов, более того, этот аят приводят в довод те, кто считает, что проявлять довольство предопределением, каким бы оно не было, является обязательным (уаджиб), как например Ибн ‘Акиль.
Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) указал как можно избежать недовольства предопределением, и более того быть счастливым, как это передается в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости, которыми вас облагодетельствовал Аллах». (Аль-Бухари 6490, Муслим 2963).
Да и зачем вообще жаловаться и ныть?
Бессмысленность этого занятия понимали даже неверующие, как сказал один из них:
Шагаем по годам, как по ступеням.
Не надо ныть, что тяжек наш подъем.
Коль новой вдруг ступеньки не найдем —
Обратный путь — всегда одно мгновенье.
А некоторые из праведных предшественников говорили, что жалующиеся делятся на три категории:
Первая — и их большинство — жалуются несправедливым на Справедливого.
Вторая — и их мало — жалуются Справедливому на несправедливых.
И третья — и их единицы — жалуются Справедливому на самого себя (понимая, что все, что постигло их, является результатом собственных грехов и упущений исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Что бы не постигло вас из несчастий, то это происходит по причине ваших собственных грехов»). (42: 30).
То есть, любые жалобы и разговоры с недовольством предопределения, когда получается, что жалуются несправедливым людям на Справедливого Аллаха.
Старый маликитский имам аль-Карафи, разъясняя разницу между недовольством самим предопределением и между недовольством уже случившегося, сказал: «Разница между предписанным и уже произошедшим в том, что если доктор пропишет больному горькое лекарство или же ампутацию руки, а больной скажет «Какое скверное решение он принял и как ужасны его методы лечения. Другой бы на его месте прописал нечто лучшее чем это» это и есть недовольство в отношении решений доктора, так, что если доктор узнает об этом, то это не понравится ему и причинит боль. Если же больной скажет, что это лекарство противное на вкус или же, что по причине ампутации руки он претерпел сильные невыносимые боли, то в этом случае это уже недовольство последствиями, как горький вкус или боли от ампутации, а не самим решением доктора и методами его лечения. И в этом нет упрека самому доктору, и не будет ему неприятно слышать об этом, более того, доктор подтвердит его слова и скажет, что он прав. И поэтому если постигнет кого-нибудь болезнь, и боли будут мучить его, и ему будут неприятны сами боли, то это не является из области недовольства предопределением. Однако, если он начнет говорить, мол что я такого сделал, что меня должно было постигнуть это, в чем моя вина, я не заслужил это и т.п., то это и есть недовольство предопределением». (См. «аль-Фурукъ» 8/320).
И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров!