Не успеваю прочитать суру аль-Фатиха за имамом

Не успеваю прочитать суру аль-Фатиха за имамом

Следование за имамом для стоящего позади него является самым важным столпом (рукном), важнее, чем другие рукны молитвы, как чтение Фатихи или же стояние (къиям), и довод этому хадис, где Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Поистине, имам для того, чтобы следовать за ним, так не противоречьте ему. Если он произнесет такбир – и вы произнесите такбир; если он читает – слушайте; если он совершит поясной поклон (руку‘) – и вы совершите руку‘; если он говорит: "Сами‘а-Ллаху лиман хамида" – скажите: "Роббана уа ляка аль-хамд"; если совершит земной поклон (суджуд) – и вы совершите суджуд; если он совершает молитву стоя – и вы совершайте ее стоя, если же он совершает ее сидя, то и вы совершайте ее все вместе сидя» (аль-Бухари, Муслим)

То есть, несмотря на то, что у них есть возможность стоять, внешнее следование за имамом важнее, чем такой столп молитвы как стояние (киям), для того, кто может стоять. К этому же относится и чтение Фатихи. Так же это усиливает и то, что если человек застал имама в поясном поклоне и зафиксировал вместе с ним поясной поклон, то ему засчитывается этот ракаат, тогда как он Фатиху не читал, однако если он не успевает выполнить внешнее соответствие имаму и следование за имамом в поясном поклоне во внешнем образе, то этот ракаат ему не засчитывается. 

Чтение Фатихи за имамом

Ученые разошлись во мнениях относительно необходимости чтения этой суры позади имама. Зейд ибн Али, Исхак ибн Рахавейх, Ахмад ибн Ханбал, Малик ибн Анас и др. считали, что молящиеся позади имама не должны читать "аль-Фатиху", если имам прочел ее вслух. Богословы ханифитского толка полагали, что читать ее не обязательно ни тогда, когда имам прочел ее вслух, ни тогда, когда он прочел ее про себя. Это мнение опирается на хадис Абдуллаха ибн Шаддада о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо молится позади имама, то чтение имама считается чтением для него самого». Этот хадис передал ад-Даракутни, однако, по мнению многих ученых, он является слабым отосланным. Тем не менее, аль-Албани назвал его хорошим.

Еще одним доводом в пользу названного мнения является хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Имам назначается для того, чтобы молящиеся брали с него пример. Поэтому, если он возвеличит Аллаха, то и вы возвеличьте Его; если он читает Коран, то молчите; если же он говорит: "Аллах внимает тому, кто Его восхваляет", - то говорите: "О Аллах, Господь наш, хвала Тебе"». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа. Имам Муслим назвал его достоверным, однако не внес в свой сборник "ас-Сахих".

В пользу этого суждения свидетельствуют и слова Всевышнего: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют» (7:204). Ибн Аббас сказал, что здесь речь идет об обязательных намазах. Муджахид, Саид ибн Джубейр, ад-Даххак, Ибрахим ан-Нахаи, Катада, аш-Шаби, ас-Судди, Абд ар-Рахман ибн Зейд ибн Аслам также считали, что здесь речь идет о чтении Корана во время намаза.

Имам аш-Шафии считал, что молящиеся позади имама обязаны читать "аль-Фатиху", независимо от того, вслух или про себя читает Коран имам, и независимо от того, слышат они его чтение или нет. Это мнение опирается на следующий хадис Убады ибн ас-Самита: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил рассветный намаз, в котором с трудом читал Коран. Когда он закончил молиться, то сказал: "Я вижу, вы читаете Коран позади вашего имама?" Люди ответили: "Посланник Аллаха! Клянемся Аллахом, мы делаем это!" Он сказал: "Не читайте ничего, кроме Матери Писания, потому что не принимается намаз того, кто не прочел эту суру"». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Хиббан. Из него недвусмысленно следует, что даже если имам читает Коран вслух, то молящиеся позади него должны прочесть "аль-Фатиху" про себя. Таким образом, этот хадис конкретизирует тексты с общим смыслом, на которые опирались сторонники первого мнения. Согласно принципам мусульманского права, как известно, при наличии конкретных текстов предания с общим смыслом следует понимать в свете этих текстов. Это суждение усиливается и хадисами о том, что читать суру "аль-Фатиха" обязательно в каждом ракаате, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не провел никаких различий между имамом и теми, кто молится позади него.

Следует отметить, что богословы разошлись во мнениях, когда именно молящиеся позади имама должны читать "аль-Фатиху". Из очевидного смысла хадисов следует, что читать ее разрешается во время чтения имама. Однако лучше, по мере возможности, делать это в промежутках между чтением имама – когда он делает паузу во время чтения "аль-Фатихи", по завершении этого или во время чтения другой суры. Многие из современных ученых – в том числе шейх Ибн Баз, – отдали предпочтение этому мнению. Однако читать "аль-Фатиху" позади имама следует про себя для того, чтобы не доставлять неудобств тем, кто молится рядом. А лучше всего об этом известно Аллаху.

«Если имам читает суру аль-Фатиха в намазе, когда нужно её читать вслух, и затем начинает читать другую суру, но не дает время для молящихся (позади него) для чтения суры аль-Фатиха, то должен ли молящийся читать её, даже если имам в это время читает другую суру?»

Шейх, имам ‘Аб­дуллах ибн Ху­майд (رَحِمَهُ الله) от­ве­тил: «Сле­ду­ет про­читать её, да­же ес­ли имам уже чи­та­ет (дру­гую су­ру), по­тому что она (аль-Фа­тиха) – ко­рот­кая, и ты мо­жешь про­читать её, а за­тем слу­шать чте­ние има­ма, ис­хо­дя из об­ще­го смыс­ла ха­диса: "Нет мо­лит­вы у то­го, кто не про­читал (су­ру) «От­кры­ва­ющую Пи­сание» (аль-Фа­тиха)" (аль-Бу­хари 756, Мус­лим 394).

Так­же ис­хо­дя из ха­диса: "На­вер­ное, вы чи­та­ете Ко­ран за ва­шим има­мом? Не пос­ту­пай­те так, кро­ме то­го слу­чая, ког­да чи­та­ет­ся су­ра «От­кры­ва­ющая Кни­гу» (аль-Фа­тиха), ибо нет мо­лит­вы у то­го, кто не про­читал её". (Абу Да­уд 823, ат-Тир­ми­зи 311). Это яв­ля­ет­ся кон­кре­тиза­ци­ей об­ще­го смыс­ла (а­ята): "Ког­да чи­та­ет­ся Ко­ран, то слу­шай­те его и хра­ните мол­ча­ние, быть мо­жет, вас по­милу­ют" (аль-А’раф 7:204).

По­это­му яв­ля­ет­ся пред­по­чтитель­ным про­читать её (Фа­тиху), не смот­ря на то, что не­кото­рые учё­ные счи­та­ют, что имам за­меня­ет чте­ние мо­лящих­ся (сво­им чте­ни­ем), как в маз­ха­бе хан­ба­литов и дру­гих учё­ных. Это на ос­но­ве то­го, что пе­реда­ет­ся в ха­дисе: "Чте­ние има­ма – это чте­ние для тех, кто по­зади не­го". (Ибн Мад­жах 850), но он яв­ля­ет­ся сла­бым (ха­дисом).

Луч­ше и бо­лее бе­зопас­нее все же чи­тать (су­ру аль-Фа­тиха), и это яв­ля­ет­ся бо­лее пра­виль­ным мне­ни­ем учё­ных, и на не­го ука­зыва­ют об­щие смыс­лы ха­дисов. См. «аль-Фа­та­уа уа-дду­рус филь-мас­джид аль-ха­рам» 264 (№156) («Фат­вы и лек­ции в Зап­ретной Ме­чети Мек­ки»). Шейх Аб­дуллах аль ибн Ху­майд (да по­милу­ет его Ал­лах).

Ибн Тай­имия ска­зал: «Од­но из мне­ний, что не сле­ду­ет чи­тать за има­мом во­об­ще (в на­мазе). Вто­рое мне­ние, что сле­ду­ет чи­тать за има­мом во всех слу­ча­ях. Третье мне­ние, и это мне­ние при­над­ле­жит боль­шинс­тву са­ляфов, это то, что, ес­ли че­ловек слы­шит чте­ние има­ма, то сле­ду­ет мол­чать и не чи­тать, т.к. слу­шать чте­ние има­ма луч­ше, чем (чи­тать са­мому)». Аль-Фа­тава аль-Куб­ра Ки­таб-ус-Са­лах, стр. 14.

Был спро­шен шейх аль-Ис­лям иб­ну Тей­мия за то­го, кто де­ла­ет ошиб­ки в Фа­тихе, раз­ве бу­дет у та­кого на­маз дос­то­вер­ным?

Что ка­са­ет­ся оши­бок в Фа­тихе ко­торые не ме­ня­ют смысл, то на­маз дос­то­верен у че­лове­ка, будь он има­мом или чи­та­ющим от­дель­но… А что ка­са­ет­ся то­го, у ко­торо­го ме­ня­ет­ся смысл, и он зна­ет смысл, на­подо­бие ес­ли он чи­та­ет: анъ­ам­ту алей­хим (а на­до анъ­ам­та) и он знал о том, что мес­то­име­ние здесь му­такал­лим, то на­маз у та­кого не дос­то­верен, а ес­ли он не знал то­го, что он ме­ня­ет смысл, и убеж­дён что это мес­то­име­ние му­хотыб, то в этом раз­ногла­сие. А Ал­лах зна­ет луч­ше» Мад­жмуъ аль-Фа­тава 22\443.

Мож­но ли чи­тать про се­бя су­ры в на­мазе Фаджр, Маг­риб, Ий­ша?

Ученые Постоянного комитета говорили: "Установлено, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал вслух два рак’ата в утренней (фаджр) молитве, первые два рак’ата в вечерней (магъриб) молитве и ночной (‘иша). И чтение вслух в этих молитвах является Сунной. И это узаконено для его уммы, которые должны следовать примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как сказал Всевышний Аллах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (аль-Ахзаб 33: 21). А также установлено от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он сказал: «Совершайте молитву так, как вы видели совершающим ее меня!» Однако если человек прочитает про себя в тех местах, где читается вслух, то он является тем, кто оставил Сунну, но молитва его по этой причине не нарушена!" См. "Фатауа аль-Ляджна" 6/392.

Шейх Ибн ‘Усей­мин ска­зал: "Чте­ние вслух в тех мес­тах мо­лит­вы, где чи­та­ет­ся вслух, не яв­ля­ет­ся обя­затель­ным (у­ад­жиб), но это яв­ля­ет­ся же­латель­ным. И ес­ли че­ловек про­читал про се­бя то, что дол­жен был чи­тать вслух, то его мо­лит­ва не на­руше­на! Ведь про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) го­ворил: «Нет мо­лит­вы у то­го, кто не про­читал Фа­тиху», и он не свя­зал это чте­ние с тем, что­бы это бы­ло вслух или же про се­бя. И ес­ли че­ловек про­чита­ет то, что ему у­ад­жиб чи­тать вслух или про се­бя, то он вы­пол­нил свою обя­зан­ность. Од­на­ко луч­ше и это яв­ля­ет­ся Сун­ной, чи­тать вслух два пер­вых рак’ата в мо­лит­ве магъ­риб и ‘иша, а так­же ут­реннюю мо­лит­ву, мо­лит­ву джу­му’а, ‘Ид, мо­лит­ву ис­тискъа (о нис­посла­нии дож­дя), та­ра­уих и то­му по­доб­ные мо­лит­вы, в ко­торых чи­та­ет­ся вслух. И ес­ли че­ловек, бу­дучи има­мом, соз­на­тель­но про­чита­ет про се­бя мо­лит­ву, то его на­маз дей­стви­тель­ный, од­на­ко не пол­но­цен­ный. А что же ка­са­ет­ся то­го, кто мо­лит­ся один, то он мо­жет выб­рать, как ему чи­тать – вслух или про се­бя. Пусть об­ра­ща­ет вни­мание на то, ка­кое чте­ние для не­го луч­ше и при­да­ет ему сми­рен­ности". См. "Ну­рун ‘аля ад-дарб" № 218, «ас-Са­ля».

Засчитывается ли рака'ат, если застал имама в руку'?

Для пользы хочу упомянуть, что шейх аль-Альбани не единственный, кто усилил достоверность хадиса: "Тот кто застал руку', тот застал ракааат", как это ошибочно полагают многие. Например, и имам Ибн Муфлих за 700 лет до него сказал, что иснад этого хадиса хороший! См. «аль-Мубди’» 2/48.

Далее, того мнения, что заставший имама в руку' - застал рак'ат, придерживались не просто большинство ученых, а почти все ученые первых поколений, что некоторые из них даже говорили о единогласном мнении в этом вопросе! Например, иджма' в этом вопросе передал имам Исхакъ ибн Рахауайх и др. имамы, а Абу Талиб передал от имама Ахмада, что в этом вопросе никто из мусульман не разногласил! См. "Фатхуль-Бари" 7/109, Ибн Раджаба.

И это несмотря на то, что имам Ахмад был очень аккуратный человек в вопросах иджма'а, так как сам говорил: "Кто заявляет про иджма', тот лжец! Откуда ему знать, быть может люди разногласили в этом".

Как раз таки от Абу Хурейры от которого и передается этот хадис, передается что он говорил "не считайте его за ракаат пока не застанете Имама стоячим" и это указывает на обратное. от других Сподвижников как Аиша , Абу Саид что они говорили нельзя делать поклон пока не прочитает Алфатиха .( Джуз алкыраа Ал Бухари 11).

Как понимать этот асар от Абу Хурайры? А если я застал стояние имама, сделал такбир аль-ихрам, но имам потом пошел в руку', то я застал рака'ат? Или же я должен все равно читать "аль-Фатиху", несмотря на то, что имам пошел в руку'?! 

Если да, то каков на это довод, учитывая столько хадисов, повелевающих следовать имаму: "Если имам пошел в руку' и вы иди в руку, если пошел в суджуд и вы идите в суджуд", и т.п. Хорошо, представим, что я застал стояние имама но он пошел в руку', и представим что я все равно читают аль-Фатиху, но если пока я ее буду читать имам выпрямиться из руку'а, что делать?! Ведь в словах Абу Хурайры речь идет именно о стоянии, а не чтении аль-Фатиха! И вместе с тем, хафиз Ибн Абдуль-Барр говорил, что в иснаде этого сообщения есть проблемы и сказал: "Мы не знаем никого из факъихов городов, кто бы говорил так!" См. "ат-Тамхид" 7/72-73.

А что касается другого сообщения от Абу Хурайры, что также приводит имам аль-Бухари в "Джуз аль-къираа" 24: "Если люди застанут руку', то им не засчитывается этот рака'ат", то это сообщение слабое, так как в его иснаде Ма'къаль ибн Малик, который неприемлемый передатчик (матрук) и которого никто не считал надежным, кроме Ибн Хиббана. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1/456.

Более того, эти слова противоречат другим словам от самого Абу Хурайры, где он сказал так, как и остальные сахабы, что заставший руку' - застал рак'аат!

Что касается того, что передается от Аиши в этом вопросе, то вот ее слова: "Пусть никто из вас не совершает руку', пока не прочитает аль-Фатиху!" аль-Бухари в "Джуз аль-къираа" 57. Однако в этом нет довода обратному! Обратите внимание на ее слова, ведь это истина и никто не спорит о том, что не прочитав аль-Фатиху делать руку' нельзя! Но ее слова не относятся к тому, кто застал имама в поясном поклоне.

И даже шафииты, который известны своим мнением о том, что чтение аль-Фатихи является столпом молитвы не говорили такого, а опираясь на этот хадис и слова сахабов считали, что заставший руку' - застал рака'ат, объясняя это тем, что хадисы о велении читать аль-Фатиху обобщенные, а это исключение, так как человек застал руку' без своего выбора и желания и ничего ему не остается, кроме как следовать за имамом совершая руку'.

Хадис этот Абу Бакрата самый сильный довод в этом вопросе брат, и у сторонников обратного мнения нет ни одного обоснованного ответа на этот хадис, кроме предположения! Плюс добавь к этому хадису и понимание сахабов, которые утверждали, что заставший руку' - застал рака'ат.

А все остальное это мнение начавшееся с имама аль-Бухари, за которым потом последовали Ибн Хузайма, захириты, аль-Иракъи и др. более поздние имамы. По этой причине хафиз Ибн Раджаб сказал: "Подобные мнения (что заставший руку’ имама не застал рака’ат) расцениваются как отклоненные (шузуз) мнения от джама’ата ученых и отделение от них. И Ибн Мас’уд порицал тех, кто противоречил этому мнению (что заставший руку’ – застал рака’ат), и сподвижники согласились с ним и никто из них не противоречил ему, кроме того, что передается от Абу Хурайры. Однако от самого Абу Хурайры передается через путь, который достовернее, что он считал, что такой рака’ат засчитывается!" См. "Фатхуль-Бари" 7/115.

Засчитывается ли рака'ат, если застал имама в руку'?

Для пользы хочу упомянуть, что шейх аль-Альбани не единственный, кто усилил достоверность хадиса: "Тот кто застал руку', тот застал ракаат", как это ошибочно полагают многие.

Мнения, что заставший имама в руку' - застал рак'ат, придерживались не просто большинство ученых, а почти все ученые первых поколений, что некоторые из них даже говорили о единогласном мнении в этом вопросе! Например, иджма' в этом вопросе передал имам Исхакъ ибн Рахауайх и др. имамы, а Абу Талиб передал от имама Ахмада, что в этом вопросе никто из мусульман не разногласил! См. "Фатхуль-Бари" 7/109, Ибн Раджаба.

И это несмотря на то, что имам Ахмад был очень аккуратный человек в вопросах иджма'а, так как сам говорил: "Кто заявляет про иджма', тот лжец! Откуда ему знать, быть может люди разногласили в этом".

Еще один иджма приведенный шейхом Ал Исламом от Имама Ахмада он говорит: «С тем что имеется распространенное разногласие в обязательности чтения Фатихи в этом случае (то есть когда имам читает про себя ) что наоборот в случае когда он читает в слух мнение об обязательности в этом случае является отклонением (шаз) даже Ахмад привел иджма на обратное» (Кыраа Халф Алимам Ибн Аттеймия 60) что ты думаешь брат на счет этого иджма?

Вот что говорит хафз Ибн Хаджар «это ( то есть хадис "то что застал из намаза то молись а то что упустил то восполни" ) было доводом тех кто не засчитывал ракаат того кто застал Имама в руку из за повеления дополнить упущенное и в данном случае упущено кыям и чтение Аль Фатихи и это слово Абу Хурейры и джамаа (других) даже Аль Бухари передавал это в « Кыраа халф Аль имам » от всех кто считал чтение Фатихи за имамом обязательным (Аль фетх 2/462).

Пророк صلى الله عليه و سلم объяснил Абу Бакру что бы он не делал этого и что бы он молился что застал из намаза, а то что пропустил восполнил. И Бухари говорит что он пропустил кыям и чтение фатихи и нету в этом хадисе что он صلى الله عليه و سلم не велел Абу Бакру после этих слов не восполнить если бы было то мы бы сказали что кыям и чтение исключение в этом случае из этого правила. И в нашем вопросе после его слов صلى الله عليه و سلم «восполни пропущенное» наоборот те кто засчитал этот ракаат должны привести далиль что это было именно так как они говорят.

Пророк صلى الله عليه و سلم не велел ему не восполнять а значит что хукм остается на том что и сказал Пророк صلى الله عليه و سلم ему. И одно из противоречий этому хадису у Хамбалитов то что они не засчитывают ракаат если человек не застал имама в руку после того как сам стоячим не сделал такбир почему, потому что Кыям у них рукн которого пропускать нельзя и пошел у них хиляф сколько надо такбиров сделать некоторые говорили два, один такбират ихрам второй для руку. Имам Ахмад говорил о желательности этого хотя говорил что ваджиб это один, а некоторые один, говоря что он идет за обеих. Поэтому вопросу в Мугни 2\186, но они были едини что кыям пропускать нельзя потому что это рукн без которого не принимается намаз. И где же в хадисе что Абу Бакр сделал кыям до поклона и где доказательство на разделение между кыямом и фатихой, хотя кыям если имам начал намаз сидя из за причин то нужно и остальным читать его сидя по словам Имама Ахмада, то есть в некоторых случаях отпадает.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: "Подобные мнения (что заставший руку’ имама не застал рака’ат) расцениваются как отклоненные (шузуз) мнения от джама’ата ученых и отделение от них. И Ибн Мас’уд порицал тех, кто противоречил этому мнению (что заставший руку’ – застал рака’ат), и сподвижники согласились с ним и никто из них не противоречил ему, кроме того, что передается от Абу Хурайры. Однако от самого Абу Хурайры передается через путь, который достовернее, что он считал, что такой рака’ат засчитывается!" См. "Фатхуль-Бари" 7/115.

Возмещается ли молитва, если человек, совершивший ее, не знал, что не были соблюдены условия ее действительности?

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "Если человек не совершит омовение, не зная, что оно у него нарушено, например, поел верблюжьего мяса и не совершил омовение, а затем узнал о том, что это нарушает омовение, или же совершил молитву в загоне для верблюдов, не зная о запрете этого, то следует ли ему переделывать намазы? 

Относительно этого есть два известных мнения, и оба они являлись мнением Ахмада. Также, к примеру, человек прикоснулся к своему половому органу и совершил молитву, а затем ему стало известно, что это нарушает омовение. Правильным во всех этих случаях является то, что необязательно восполнять намазы, совершенные в таких ситуациях! Ведь Всевышний Аллах простил ошибки и забывчивость, и Он говорит: «И Мы не наказываем, пока не посылаем посланников!» (аль-Исра 17: 15). 

И тот, до кого не дошло какое-либо конкретное веление Пророка (мир ему и благословение Аллаха), на нем нет никакого обязательства. По этой причине Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не велел ‘Умару и ‘Аммару восполнить намаз, который один из них не совершил из-за отсутствия полного омовения, а другой совершил его в состоянии полного осквернения. И также он не велел восполнять намазы Абу Зарру, когда тот, будучи без полного омовения не совершал молитву несколько дней. Также он не велел повторить пост тому, кто ел пока не стало ему ясным отличие черной нити от белой. Как и не велел переделать намаз тем, кто по неведению молился по направлению в сторону аль-Акъсы, после того, когда было велено молиться, повернувшись в сторону Ка‘бы. 

К обсуждаемому нами вопросу также относится и пример женщины, у которой были болезненные кровотечения (истихада), а она полагала, что в таком состоянии молитва не совершается. В отношении такой женщины есть два мнения, одно из которых то, что она не восполняет пропущенные молитвы, и это мнение Малика. Доказательством этому является хадис, в котором сообщается, что женщина, у которой были болезненные кровотечения, не молилась и не постилась. А когда она рассказала это пророку (мир ему и благословение Аллаха), он велел ей в будущем не обращать на это внимание и не велел ей что-либо возмещать!" См. "Маджму’уль-фатауа" 21/101.

Во всех этих примерах речь идет о таком случае, когда человек не знал шариатского постановления в каком-либо вопросе. И это не относится к тому, кто знал о шариатском положении, однако забыл о нем. К примеру, тот, кто по забывчивости, совершил молитву без омовения, обязан совершить ее вновь.

Также и Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, не повелел тому, кто плохо помолился, восполнить все предыдущие молитвы, которые он совершал до этого дня, тогда как человек сам говорил, что не знает иной молитвы, кроме этой, которую он совершил. Однако Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, повелел ему восполнить только этот намаз, во времени которого он находился.

Не успеваю за действиями имама в намазе, как быть?

Ты знаешь о важности чтения «аль-Фатихи» в намазе по таджвиду, и старательно выговариваешь каждое слово, но, в итоге, отстаёшь от джамаата? Люди уже встали на второй ракаат, а ты выполняешь суджуд? Как быть, когда ты отстаешь за имамом?

В качестве ответа приводим вам выдержки из известной шафиитской книги «Фатхуль Муин»; для облегчения мы добавили некоторые комментарии к тексту книги.

«К условиям следования за имамом относится недопустимость отставания от него на 2 идущих подряд полноценных физических рукна[1], если отставание происходит без уважительной причины, даже если отставание произошло осознанно и зная о запрете, даже если эти рукны не являются длинными.

Рукны в намазе делятся на два вида: словесные и физические, или как их по-другому называют «рукны действий». А телесные рукны бывают как длинные, так и короткие.

Коротких рукна два:

1- стояние после поясного поклона

2- сидение между двумя земными поклонами

И без причины, осознанно запрещается отставать от имама именно на два физических рукна, будь они они длинные или короткие.

Если отстать на 2 таких рукна, то намаз нарушается по причине чрезмерного отставания от имама, как, например, в случае, когда имам совершил поясной поклон, затем выпрямился и приступил к опусканию на земной поклон, то есть перешел границу стояния [и оказался более близок к минимальной границе поясного поклона, чем к стоянию], а маъмум[2] в это время все еще стоит.

То есть маъмум, зная о запрете, умышленно отстает от имама.

«Двумя физическими рукнами» исключаются два словесных рукна, либо один словесный и один физический рукн.

То есть, если маъмум умышленно не стал читать суру «аль-Фатиха» и не пошел за имамом в поясной поклон, то в этом случае его намаз еще не нарушен. Так как условием является отставание от имама именно на два физических рукна, таких как: поясной поклон, выпрямление с него, земной поклон, сидение между ними и т.д..

А словесными рукнамы являются: чтение суры «аль-Фатиха», ташаххуд (аттахияту) и Салям (таслим).

Также условием следования за имамом является не отставать от него намерено, зная о запрете, более, чем на три длинных рукна, если имеется уважительная причина для отставания. К длинным рукнам не относится выпрямление после поясного поклона и сидение между двумя земными поклонами. Такое отставание обязательно при необходимости.

То есть необходимостью считается дочитывание суры «аль-Фатиха». Но не всегда то, что маъмуму кажется уважительной причиной, таковой является.

К уважительным причинам относится:

- слишком быстрое чтение имамом;

- медленное чтение маъмумом из-за врожденной медлительности;

- медлительность в совершение физических рукнов маъмумом;

- ожидание маъмумом паузы имама для чтения суры «аль-Фатиха» в то время, как имам, не сделав такую паузу, приступил к совершению поясного поклона;

То есть маъмум ждал, пока имам закончит чтение суры «аль-Фатиха», чтоб потом во время паузы имама прочитать её, но имам не сделав паузу сразу пошел на поклон.

- случай, когда маъмум забыл прочесть суру «аль-Фатиха», а имам приступил к совершению поясного поклона и по причине последующего его чтения он отстал от имама

- сомнения (не васвас) маъмума в чтении суры «аль-Фатиха» до совершения им земного поклона и другие подобные причины.

Что касается васваса (наущений шайтана), когда совершающий намаз многократно повторяет одно и тоже, то это не являются уважительной причиной для отставания от имама более чем на три длинных рукна.

Сказал наш Шейх [Ибн Хаджар Аль-Хайтами]: «Для того, чтоб страдающий васвасами был равен в хукме с теми, кто может отставать от имама более, чем на три длинных рукна, по уважительной причине, необходимо, чтобы всякий, кто увидит его, говорил, что он никогда не сможет оставить эти васвасы»

Маъмум обязан дочитывать суру «аль-Фатиха», если он отстает по уважительной причине, до тех пор, пока имам не вступит к совершению четвертого длинного рукна.

К примеру, имам пошел на поясной поклон, выпрямился, затем пошел на земной поклон, сел, затем заново сделал второй поклон, потом встал на следующий ракаат или сел для чтения «ташаххуда».

Если же маъмум не успел дочитать суру «аль-Фатиха», а имам встал на следующий ракаат со второго земного поклона, либо сел для чтения «ташаххуда», то маъмум обязан последовать в этом за имамом, прервав свое чтение. Затем, после того как имам даст салям, он совершает еще один ракаат.

Если маъмум намеренно не последует за имамом в этом, зная, что это обязательно, либо не сделает намерение на отделение от имама, то его намаз нарушается.

Если маъмум вступил в поясной поклон, следуя за имамом, а затем засомневался в чтении суры «аль-Фатиха» [в том, прочел ли он ее вообще], либо вспомнил, что не прочел, то ему запрещено возвращаться для ее чтения, но после того, как имам даст салям, он должен восполнить этот ракаат. Если маъмум вернется к чтению суры «аль-Фатиха» в такой ситуации намеренно и зная о запрете, то его намаз нарушается.

Если он в вышеприведенной ситуации будет уверен в том, что читал суру «аль-Фатиха», но засомневается в правильности ее чтения, то это не вредит [и он не обязан ничего делать]».

Пусть воздаст Аллах вам благом за ваше усердия в поиске прямого пути и наставит нас всех на этот путь!

[1] Рукн - обязательная часть совершаемого поклонения. Например, в намазе к рукнам относятся стояние, поясной поклон, земной поклон и т.д.

[2] Маъмум– следующий за имамом в коллективном намазе