Не упусти свой шанс

Не упусти свой шанс

Рамадан, как и другие благодатные периоды времени, пролетает очень быстро, поэтому так важно воспользоваться благодатью этого месяца и успеть совершить больше добрых дел. Ведь следующий рамадан придёт к нам только в следующем году, и никто, кроме Всевышнего, не знает, суждено ли нам дожить до него и в каком положении он застанет нас. Хвала Всевышнему за то, что Он позволил нам дожить до этого рамадана — чудесного месяца, когда шайтаны закованы в цепи, врата Геенны заперты, а врата Рая распахнуты. Упустить благо, которое можно обрести в это драгоценное время — значить упустить один из важнейших шансов нашей короткой жизни.

Сейчас самое время внять глашатаю, который взывает: «О стремящийся к благу, вперёд!» Если первую половину рамадана мы провели не так, как следовало бы, не так, как велят нам вера и богобоязненность, благочестие и праведность, любовь к Всевышнему и страх пред Ним, то очень важно не повторить эту ошибку в оставшиеся дни. Тем более что впереди последняя декада благодатного месяца — время особого усердия в поклонении, время отрешения от мирских забот и неотлучного пребывания в мечети, время ночных молитв и обращения к Господу с нашими самыми сокровенными и искренними мольбами.

Не каждый может полностью посвятить рамадан поклонению и поминанию Всевышнего. Не каждый может в течение всех тридцати ночей предаваться чтению Корана, долгим молитвам и размышлениям. Не каждый имеет возможность ежедневно совершать таравих вместе со своими братьями по вере. Не каждый может отправиться в это время в малое паломничество, о котором наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «‘Умра, совершаемая в рамадане, подобна хаджу, совершённому вместе с Пророком» [Абу Дауд].

Водоворот мирской суеты затягивает нас постоянно, и поток земных хлопот непрерывен. Но эта благодатная декада заслуживает того, чтобы ради неё мы внесли хотя бы некоторые изменения в свою жизнь. Как наши праздники отличаются от будней, так и рамадан — и особенно его последняя декада — должен отличаться от остальных дней в году. Забот много у каждого из нас и нам не так просто найти время, которое можно посвятить не нашим обычным занятиям, а чему-то иному. Но этот шанс мы не должны упустить. Если мы сможем посвятить эти десять дней Господу, то это будет для нас прекрасным вкладом в собственное счастье в обоих мирах.

Какую радость испытает в Судный день человек, который делает всё возможное, чтобы проводить это благодатное время с максимальной пользой! И каким умиротворением наполняется сердце того, кто отдаёт это время самому важному занятию на свете — к снисканию довольства Создателя!

Иногда мы ссылаемся на занятость и множество проблем, которые необходимо решать, иногда нам мешает лень, иногда мы успокаиваем себя мыслью о том, что если не получилось в этом рамадане, то с позволения Аллаха получится в следующем году. Но на самом деле абсолютное большинство из нас способны организовать несколько дней в году так, чтобы наполнить их благими делами и искренним поклонением. Большинство дел, которые мы привыкли считать неотложными, в действительности можно отложить на несколько дней. А освободившееся время можно разделить между чтением Корана, дополнительными молитвами, обращением к Всевышнему с мольбами, испрашиванием прощения для наших грехов и, конечно же, размышлениями о Нём, о нашем предназначении и о мире вечном. Это прекрасный шанс оторваться от земли и посмотреть на собственную жизнь и на происходящее вокруг с высоты птичьего полёта: сразу становится видно то, чего мы не замечали весь прошедший год, а возможно, и многие годы…

Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проявлял в последнюю декаду рамадана особое усердие в поклонении. Хотя всё его поклонение было образцовым, в это время он будил своих домочадцев, чтобы они молились вместе с ним. Для него это было время Корана, благочестивых размышлений и обращения к Господу с мольбами. Он показал нам, что это время — время поклонения, а кто более достоин того, чтобы нам следовать его примеру?

В душе все мы понимаем, что лучше приложить усилия сейчас и воспользоваться предоставленной нам возможностью, чем проявить слабость, а потом горько пожалеть о том, что мы эту чудесную возможность упустили.

А если Ночь предопределения застанет нас в земном поклоне, читающими Коран, взывающими к Господу, то это будет лучше для нас, чем обрести все сокровища мира. Всевышний Аллах сокрыл от нас эту великую ночь, чтобы мы проявляли больше усердия в поклонении и наполняли благом ночи рамадана в надежде застать её. Ведь Всевышний сказал: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (сура 97 «Могущество», аят 3).

Ночь предопределения — благодатная ночь, и благое деяние, совершённое в эту ночь, лучше благих деяний, совершаемых на протяжении тысячи месяцев, в которых нет этой ночи. Такова милость Аллаха к этой общине. В эту ночь ангелы и Джибриль (мир ему) много раз нисходят на землю с позволения Господа по каждому Его повелению, предопределённому для этого года. Эта ночь безопасна и благополучна и не случается в неё никакого зла до самого рассвета [Ат-тафсир аль-муйассар].

А наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тому, кто постился в течение рамадана с верой и надеждой на награду от Аллаха, простятся его прошлые прегрешения, и тому, кто выстаивал Ночь предопределения с верой и надеждой на награду от Аллаха, простятся его прошлые прегрешения» [Абу Дауд].

В последние десять дней рамадана Пророк (мир ему и благословение Аллаха) неотлучно пребывал в мечети, поклоняясь Всевышнему, и покидал мечеть только при необходимости, а потом сразу возвращался. Эти десять дней он посвящал поминанию Аллаха, молитве и обращению к Аллаху с мольбами. Он проводил их в мечети, укрываясь в небольшой палатке, чтобы отдалиться от мирских забот и сосредоточиться на поклонении.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) лучше всех остальных людей знал, насколько наша душа нуждается в таком общении с Всевышним Создателем, и польза неотлучного пребывания в мечети в последнюю декаду рамадана поистине огромна. Всем, кто желает испытать особую близость к Господу и украсить своё сердце смирением и благонравием, стоит заблаговременно начать подготовку к этому, чтобы освободить эти благодатные дни от дел, которые требуют внимания и занимают мысли. Это шанс обновить свою веру, по-новому взглянуть на свою жизнь и на своё поклонение Господа, найти и исправить ошибки, измениться в лучшую сторону.

В эти дни мы обычно совершаем ещё одно замечательное дело. Это выплата праздничной милостыни — садакат аль-фитр. Выдающийся сподвижник ‘Абдуллах ибн ‘Аббас сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел подавать садакат аль-фитр как очищение для постившихся от сказанных ими праздных и непристойных слов и дабы насытились бедняки…» [Абу Дауд]. Далеко не все задумываются об этом, но если мусульмане будут достаточно сознательными в своём отношении к этой милостыне, это поможет принести праздник в каждый дом. Отдавая немного, мы доставляем радость нуждающимся людям, облегчаем им жизнь и немного уменьшаем бремя нужды, которое они несут на своих плечах. И прекрасно, если выплата этой милостыни положит начало традиции подавать милостыню и помогать нуждающимся при каждом удобном случае, при каждой возможности.

А таравих придаёт особый оттенок благодатному месяцу, помогая каждому верующему почувствовать себя частью огромной общины и ощутить крепкую связь с братьями по вере. Это замечательный коллективный вид поклонения, который многими из нас воспринимается как своеобразный символ рамадана.

В Коране сказано: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура 2 «Корова», аят 185).

Эти удивительные слова, имеющие широкий смысл, были ниспосланы по поводу поста в рамадане, и это не случайно. Хвала Всевышнему Аллаху, Который не возлагает на нас ничего непосильного! И пост, и таравих, и чтение Корана, и выплата праздничной милостыни, и совершение других благих дел с искренним намерением, ради Аллаха — всё это не выходит за пределы возможностей большинства из нас. А с тех, кто в силу особых обстоятельств не может делать что-то из перечисленного, Всевышний не станет взыскивать за этого. Самое важное — сохранять искренность во всём, что мы делаем и особенно в тех делах, которыми мы наполняем благодатный месяц и, конечно же, последнюю его декаду. Ведь, как учил наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), каждому воздастся по намерениям.

Ещё один способ увеличить свою награду — приобщать наших детей к тому, что мы делаем в рамадане. Если в прошлые годы вы упустили эту возможность, то воспользуйтесь ею в этом году. Ведь если мы сможем сделать так, чтобы не только мы, но и наши дети чувствовали особую атмосферу священного месяца, то это станет огромным благом для нас и наших семей и замечательным вкладом не только в будущее наших детей, но и в вечное счастье всей семьи.

Пусть наши дети узнают, что такое рамадан и как нужно проводить его и особенно последние десять дней этого месяца не только с наших слов, но и благодаря нашему личному примеру. Ведь ребёнок, который сегодня совершает таравих вместе с отцом или сидит возле читающей Коран матери, — это будущее нашей уммы. И вполне возможно, что наши сегодняшние усилия окажут заметное влияние на то, как наши верующие потомки будут проводить благодатный месяц после того, как мы вернёмся к нашему Господу, и книга с нашими добрыми деяния не закроется.

Пусть же Всевышний поможет нам провести рамадан и особенно его последнюю декаду так, чтобы нам не пришлось горько сожалеть о наших упущениях впоследствии! И пусть вознаграждением за наши искренние старания станут и новые принятые добрые дела!

Карима Сорокоумова

e-minbar

НАСТОЯЩИЙ ПОСТ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ОБРАЗ ЖИЗНИ

— Почему мусульмане постятся именно в рамадане? В чем особенность этого месяца?

— Рамадан не единственный месяц, когда можно соблюдать пост. Есть и необязательные посты, которые можно держать в течение всего года, например, по понедельникам и четвергам или в период полнолуния. Но пост в рамадане, безусловно, занимает особое место в жизни верующих. Он обязателен для каждого совершеннолетнего мусульманина, если только нет уважительной причины, не позволяющей поститься. Почему рамадан, а не какой-нибудь другой месяц? Прежде всего, потому что в рамадане началось ниспослание Корана. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, получил первые пять аятов Корана, находясь в пещере, в одну из последних ночей этого месяца. А уже после хиджры в Медину мусульманам было предписано поститься в рамадане. Вообще, между Кораном и постом есть прочная связь. Тонкость тут в том, что Коран исцеляет сердца людей, когда они размышляют над его аятами, а пост просветляет разум и облегчает размышление над смыслом жизни и высшими истинами.

— Принимается ли пост людей, которые в другие месяцы ведут свободный образ жизни, не придерживаясь канонов религии?

— Если человек исповедует ислам, признавая основные требования веры, то он вправе надеяться на то, что его пост в рамадане будет принят. Желание поститься ради обретения довольства Аллаха уже указывает на ростки веры в сердце человека, которым нужно помочь окрепнуть. Отказавшись от еды и питья, постящийся начинает лучше ценить Божьи блага, которые люди обычно не замечают или считают чем-то само собой разумеющимся. Он начинает лучше понимать бедняков, чьи заботы порой кажутся нам чем-то незначительным по сравнению с нашими проблемами. Разговляясь вместе с семьей, он проводит больше времени со своими близкими и детьми, которым, возможно, не уделяет достаточно внимания в другое время. Один месяц, казалось бы, не так много, но рамадан действительно может изменить человека, смягчить его нрав и повлиять на его судьбу. Поэтому даже тем, кто не молится и не живет по канонам ислама, но признает свидетельство веры и считает себя мусульманином, следует поститься и верить. В конце концов, только Господь решает, чьи благодеяния будут приняты, а чьи отвергнуты.

— Некоторые мусульмане по разным причинам не соблюдают пост все 30 дней и держат только последние 10 дней рамадана или даже по три дня в самом начале и конце. Правильно ли это или может, наоборот, приносит больше вреда, чем пользы?

— Коран велит мусульманам поститься в течение целого месяца, но мы не можем сказать, что постившийся только десять дней или только три дня навредил себе. Не поститься вообще было бы хуже. Некоторые люди не решаются поститься целый месяц, опасаясь за свое здоровье, хотя отказ от еды и питья в течение части суток никак не может навредить здоровому человеку. Напротив, пост помогает организму мобилизовать внутренние ресурсы и самым благоприятным образом сказывается на самочувствии человека. В обычное время эти ресурсы задействованы для переваривания пищи, но во время поста они расходуются на самоочищение и обновление организма. Но если здоровье не позволяет верующему поститься, например, по причине старости, то он должен накормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста. Это относится не только к пожилым людям, не способным поститься, но и к больным серьезными хроническими заболеваниями, которые не надеются на выздоровление. Если же человек пропускает пост в рамадане из-за излечимого заболевания, то после выздоровления он должен возместить пропущенные дни до наступления следующего рамадана.

— Как человеку, живущему в мегаполисе, или спортсменам в сезон соревнований совмещать работу и пост? Оставаться по ночам без сна, особенно летом и в последние 10 дней поста, и при этом исправно выполнять свои обязанности и не опаздывать на работу трудно.

— Бодрствовать всю ночь напролет во время поста необязательно. Ночная молитва имеет большое значение, но постящийся вправе сбалансировать свой рабочий день и ночной отдых с учетом его насущных дел. Конечно, работать днем во время продолжительного поста непросто, но усталость компенсируется приливом духовных сил и надеждой на вознаграждение от Аллаха. Кроме того, для определенных категорий лиц есть облегчения, связанные с их профессиональной деятельностью. Например, пожарники или спасатели могут прервать пост, если это необходимо для спасения пострадавших, а потом возместить его после рамадана. На спортсменов, если они находятся на сборах в чужом городе, распространяются облегчения, установленные для путников. Они также могут возместить пропущенные дни поста после возвращения домой со сборов или соревнований. Но лучше всего приготовиться к наступлению рамадана заранее, чтобы использовать эти благодатные дни с максимальной пользой для себя и своей семьи. Обычно у людей достаточно времени для того, чтобы спланировать свой рабочий график, перенести какие-то дела на другое время или просто взять отпуск в этом месяце. Ведь награда за пост так велика, что о ней неизвестно даже ангелам, и только Аллах будет награждать постящихся.

— И для того, чтобы получить такую награду, достаточно отказаться от еды и плотских удовольствий на короткое время? Все так просто?

— Воздержание от еды, питья и интимной близости — это внешняя сторона поста. В действительности верующий постится не только желудком — постятся и глаза, и язык, и уши, и сердце. Отказ от некоторых земных радостей помогает взять под контроль чувственные и плотские желания, что крайне важно для духовного очищения и обновления. Но если постящийся не удерживает свой язык от сплетен и грубостей, а его сердце продолжает помышлять о грехе, то от поста ему не остается ничего, кроме чувства голода. В одном из хадисов на этот счет говорится: «Если человек не прекратит лгать и поступать лживо, то Аллах не нуждается в том, чтобы он отказывался от еды и питья». Поэтому настоящий пост не заканчивается с праздником разговения, а превращается в образ жизни. Не случайно Коран называет постящихся духовными странниками. В своем путешествии к Истине они используют пост как средство, помогающее стать лучше, избавиться от дурных помыслов и качеств. В этом заключается главное предназначение поста. И если человеку удается исправить свой нрав, то он поднимается на ступень тех, кто постится днем и молится по ночам, даже если в это время он ест или спит.

— Но ведь есть люди, которые соблюдают пост для того, чтобы замолить прошлые грехи или просто не отличаться от остальных близких и родственников, которые постятся. Это нормально?

— А еще есть такие, которые хотят похудеть или подправить свое здоровье. Конечно, люди разные и намерения могут быть разными. Но пост — это в первую очередь способ духовного очищения и приближения к Всевышнему. Если человек искренне сожалеет о совершенном грехе и постится в надежде на прощение Господа, то это похвально. Если же человек постится, чтобы замолить прошлые грехи, не раскаиваясь в содеянном или даже помышляя о новых дурных делах, то вполне вероятно, что его старания окажутся напрасными. То же самое можно сказать и о молитве. Лишь та молитва принимается, которая преображает внутренний мир человека и удерживает от непристойных поступков и скверных речей. Если же пост или молитва никак не отражаются на поведении человека, а наоборот, придают ему смелости для новых грехов, то они не становятся для него искуплением. У каждого греха есть дурные последствия, и люди с богатым жизненным опытом хорошо знают это. Уберечься от этих нежеланных последствий можно только благодаря искреннему раскаянию, обязательными условиями которого являются сожаление, мольба о прощении и твердое намерение никогда больше не повторять такую ошибку. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то наивно рассчитывать на прощение и искупление.

— В последнее время часто можно увидеть, как люди выставляют напоказ свою религиозность, особенно молодежь в социальных сетях. Причем искренность некоторых из них при близком общении вызывает сомнение. Чем мотивированы эти люди — эффект толпы или нечто иное?

— Поведение пользователей Интернета вообще вызывает неподдельный интерес у психологов, и не секрет, что демонстративная религиозность в социальных сетях не всегда отражает подлинное отношение людей к религии. Тем не менее, она служит показателем растущей потребности молодого поколения в духовных знаниях, необходимых для формирования зрелой в нравственном отношении личности. К сожалению, в последние десятилетия именно в этой плоскости образовалась огромная брешь. Люди интуитивно пытаются компенсировать нехватку духовности обращением к религии, но уже не в ее традиционном, а в постмодернистском понимании. Как следствие, религиозность приобретает новые формы, едва вмещающие в себя традиционные ценности, которые испокон веков определяли лицо человечества. Полагаю, винить в этом исключительно молодежь было бы неправильно. Немалая доля ответственности лежит и на старшем поколении, на тех религиозных деятелях, преподавателях и ученых, которые оказались неспособны удовлетворить духовные потребности общества.

— А как объяснить агрессивность некоторых религиозных людей, в том числе мусульман? Ведь ислам считается религией мира, но последователям других верований сегодня трудно согласиться с этим. В чем причина и кто виноват — религию дискредитируют или же в том числе и мы сами причастны к этому?

— Ислам и есть религия мира и милосердия. Эти принципы заложены в основе нашей веры и определяют поведение и мировосприятие мусульман. Отрицательный имидж мусульман не более чем продукт западных и прозападных СМИ, который был ловко преподнесен массам после развала советской империи, когда исламский регион в силу целого ряда причин лучше всего подошел на роль новой «оси зла». Разве нужно иметь специальное образование, чтобы понять, что десятки миллионов мусульман на Ближнем Востоке и в других регионах стали жертвами нового витка борьбы за глобальное лидерство? Бесконечные страдания, потери и лишения при полном безразличии мирового сообщества ожесточают сердца людей, и только ислам помогает им не потерять человеческое лицо. Это продолжается уже не первый год, и не видно конца края этому кровопролитию. Тем не менее, лишь немногие из мусульман, отчаявшись, пытаются остановить зло насилием. Но в кривом зеркале СМИ происходящее предстает совершенно в другом свете. Искать причину этих проблем в исламе или в какой-то другой религии неправильно. Скорее, она скрывается в том нравственном нигилизме, которой современный человек предпочел вере и духовности. Чем быстрее мы осознаем это, тем легче нам будет сохранить мир для наших детей.

Беседовала Нилуфер Шихлы

Источник