Не торопись выступать среди людей, выучись сначала!

Не торопись выступать среди людей, выучись сначала!

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Многие стремятся выступать среди людей и давать фетвы на право и на лево, не зная наизусть ни Коран, ни хадисы. Люди полагают, что если он выступает где-то, или его видео ролики распространены в интернете, значит он заслуживает звания «ученый», о как это далеко от истины! Человек думает, если он прочитал что-то и понял, значит он должен выступать и быть в центре внимания. Когда-то я тоже так думал, но мой учитель шейх ‘АбдуРахман исправил меня, сказав: «Да поможет тебе Аллаh, и дарует тебе удачу, и да сделает (твои дела) соответствующими (шариату).

С моей точки зрения ты не должен торопиться пока не достигнешь требуемого уровня.

📄’Умар, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Прежде чем быть в центре внимания (по которому равняются), станьте законоведами (т.е учитесь)».

📄Сказал Абу ‘АбдиЛляh (аль-Бухари): «И после того (как вы стали в центре внимания) учитесь (тоже). Ведь сподвижники пророка ﷺ учились будучи взрослыми».

📄 Сказал Ибн Батта в толковании (сахиха) аль-Бухари: «Слова ‘Умара «Прежде чем быть в центре внимания (по которому равняются), станьте законоведами (т.е учитесь)» указывают, что тот, кто возглавляет (призыв) среди людей (до того, пока он стал ученым), (уже) постесняется занять (студенческое) место и учится вместе студентами, боясь за свое (высокое) положение перед людьми».

📄 Сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар: «Слова ‘Умара: «Прежде чем быть в центре внимания (по которому равняются), станьте законоведами», т.е прежде чем вас сделают предводителем».

📄 Также сказал (Ибн Хаджар): » ‘Умар хотел этим (сказать), что (такое положение) может стать для него препятствием, ведь высокомерие предводителя и его стеснение сесть с (остальными студентами) может помешать ему (получить полезные знания). Поэтому (поводу) Малик сказал, упоминая недостатки (некоторых) судей: «Если судья был изолирован (т.е занял место раньше времени), то он уже не вернется в те кружки, где он ранее требовал знания».

📄 Сказал имам аш-Шафи’и: «Когда новичок становится в центре (призыва среди людей), он лишается многих знаний».

Поэтому я считаю, чтобы ты не торопился, подожди, пока ты достигнешь (требуемого уровня) знаний, чтобы мог давать фетвы».

Примечание: Здесь не имеется ввиду тот случай, когда я распространяю знания и передаю от ученых и фетвы, причем с их разрешения, так как сам ас-Сухейм и другие мои шейхи давали мне иджазу (разрешение) на это, однако речь идет о степени муфтия. 

А вернее, о степени человека, который в силу своего уровня не нуждается в иджазе (после того, как он получил обязательное одобрение для дачи фетв).

Это подобно словам имама Малика: «Я не давал фетву, пока семьдесят ученых не засвидетельствовали, что я имею права издавать (эту фетву).

Я в своей жизни еще не встретил такого студента, который бы соответствовал вышеупомянутому, возможно это и есть причина всех бед у нас в России.

Суфьян ас-Саури сказал: «Наиболее знающий фетвы это тот, кто больше всех молчит о них, и наиболее невежественным в фетвах — это наиболее говорящий о них».

Да поможет нам Господь.

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам.