Не теряйте праведный путь...

Не теряйте праведный путь...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Аль-Фудейль ибн 'Ийя‌д, رحمه الله, сказал: «Сторонись того, чтобы направлять людей к Аллаху, а затем самому потерять этот путь. Часто проси защиты у Аллаха от того, чтобы быть мостом, по которому пройдут в Рай другие, а затем его бросят в Ад».

Во многих аятах Корана и хадисах приходит указание на то, что для того, чтобы попасть в Рай, нужно обязательно совершать праведные дела, одни из самых главных которые - это чистое поклонение Одному Аллаху, не придавая Ему соучастников и совершение обязательного намаза, искренне ради Аллаха и выполняя все его условия и столпы.

Например, Всевышний Аллах сказал про верующих, которые окажутся в Раю:

وَنَزَعْنَا مَا فِى صُدُورِهِم مِّنْ غِلٍّ تَجْرِى مِن تَحْتِهِمُ ٱلْأَنْهَٰرُ ۖ وَقَالُوا۟ ٱلْحَمْدُ لله ٱلَّذِى هَدَىٰنَا لِهَٰذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِىَ لَوْلَآ أَنْ هَدَىٰنَا الله ۖ لَقَدْ جَآءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِٱلْحَقِّ ۖ وَنُودُوٓا۟ أَن تِلْكُمُ ٱلْجَنَّةُ أُورِثْتُمُوهَا بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

"Мы (Аллах) исторгнем из их сердец злобу, и под ними будут протекать реки. Они скажут: «Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас. И посланники Господа нашего принесли истину». Им будет возвещено: «Вот Рай, КОТОРЫЙ ВЫ УНАСЛЕДОВАЛИ ЗА ТО, ЧТО СОВЕРШАЛИ». Сура 7 аят 43.

Но в то же время есть устрашающий хадис, в котором наш Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «ПОИСТИНЕ, НИКТО НЕ ВОЙДЕТ В РАЙ ЗА СВОИ ДЕЛА», — люди спросили его: "Даже ты, о посланник Аллаха?" Он ответил: «И я, если только Аллах не проявит по отношению ко мне милосердие». (Бухари 5673, Муслим 2816).

НЕУЖЕЛИ В ИСЛАМЕ ЕСТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ? КАК ЖЕ ПРАВИЛЬНО ПОНЯТЬ ЭТИ АЯТЫ И ХАДИСЫ?

Разумеется в религии Ислам нет никаких истинных противоречий! Противоречия могут только показаться внешне, однако смысл этих аятов и хадисов такой:

Благие дела являются условием вхождения в Рай. Однако сколько бы праведных дел мы не совершали, этих праведных дел не хватит для того, чтобы обменять их на Рай, поскольку Рай- это самое лучшее место, в котором человек будет жить вечно в постоянных наслаждениях, и одних только благих дел недостаточно, чтобы заслужить за них этот дар от Аллаха.

И несмотря на то, что благие дела - УСЛОВИЕ ВХОЖДЕНИЯ В РАЙ (то есть без благих дел, одно из самых великих которое- это исповедание человеком Единобожия, человек не попадет в Рай), однако заслужить все те прелести в Раю мы сможем только по милости Аллаха, Который примет от нас эти дела и позволит нам войти в вечный Рай за те малые благие дела, которые мы совершали.

ПРЕКРАСНЫЙ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС ДАЛ ШЕЙХ ИБН БАЗ:

“Хвала Аллаху, между аятами и хадисами не существует противоречий. Всевышний разъясняет, что одной из причин для вхождения в Рай являются праведные дела:

ادْخُلُوا الْجَنَّةَ بِمَا كُنْتُمْ تَعْمَلُونَ

«Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали». (Коран, 16:32), а также:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ كَانَتْ لَهُمْ جَنَّاتُ الْفِرْدَوْسِ نُزُلًا

“Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса”. (Коран, 18:107).

Аятов, выражающих этот смысл, много. В них говорится о том, что ИМЕННО БЛАГИЕ ДЕЛА ЯВЛЯЮТСЯ ПРИЧИНОЙ ВХОЖДЕНИЯ В РАЙ, ТОГДА КАК СКВЕРНЫЕ ДЕЛА ЯВЛЯЮТСЯ ПРИЧИНОЙ ВХОЖДЕНИЯ В АД.

Хадис же разъясняет, что вхождение в Рай обусловлено не только благими делами, НО И НЕОБХОДИМОСТЬЮ ПРОЩЕНИЯ АЛЛАХА И ЕГО МИЛОСТИ.

Они войдут в Рай по причине своих праведных деяний, однако это произойдет только по милости и прощению Аллаха. Именно поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Никого не введут из вас в Рай за совершённые деяния”. Сподвижники спросили: “Даже тебя?”, и ответил посланник Аллаха: “Даже меня, если только Аллах не одарит меня Своей щедростью и милостью”. В данном случае предлог “за” (би بِ), использованный в хадисе, указывает на то, что праведные дела являются причиной вхождения в Рай, а не на равное возмещение праведным делам.

Только по Своей милости и прощению Аллах принимает праведные дела человека и спасает его от Огня. Именно Аллах проявляет милость и даёт силы, помогает и облегчает человеку совершение дел. Поэтому всё получаемое благо только от Аллаха.

Затем, проявляя благосклонность, Он вводит раба в Рай и спасает его от Ада по причине совершённых им праведных деяний. Поэтому полагаться нужно на благосклонность и милость Аллаха, а не на свои благодеяния. Потому что, если бы Аллах захотел, то не удостоил бы раба совершением этих благодеяний.

Именно Он — Тот, Кто дает возможность человеку совершать праведные поступки и направляет его на истинный путь, пречист Он и возвышен. Только Ему следует воздавать хвалу и благодарить за это.

Вхождение рабов в Рай осуществляется по Его милости и прощению, а не только по благим делам. Напротив, деяния рабов — это причины, реализацию которых облегчил сам Аллах и сделал обязательным для них вхождение в Рай, оказав Свою милость”.

Ученые сказали, что слова Пророка ﷺ: "Никто не войдет в Рай за свои дела" означают, что никто не сможет попасть в Рай в обмен на свои дела, потому что, если бы Великий и Всемогущий Аллах захотел обменять дела Своих рабов и воздать за них, то всех этих дел не хватило бы даже для того, чтобы быть обмененными на одну милость Аллаха.

В качестве примера приведу такую милость Аллаха, как способность дышать. По настоящему осознать ценность этой великой милости может лишь тот, кто лишен ее, например тот, кто страдает одышкой. Расспросите асматиков об их мучениях! Здоровый же человек, который не страдает этой болезнью, даже не утруждает себя задуматься над этой великой милостью: он беспрепятственно дышит во время разговора, принятия пищи и т.д., даже ничего при этом не ощущая!

Какие бы благие поступки вы ни совершали, вам никогда не удалось бы обменять их на одну лишь эту милость, потому что она постоянна и не прекращается. Более того, если Аллах внушил и помог вам совершить благое деяние, то это уже милость Аллаха, ибо Он лишил этой милости целые народы неверующих и беспечных людей!

Поэтому, если бы вы поблагодарили Аллаха за Его милости, то за эту благодарность нужна еще одна благодарность, так как именно Аллах внушил вам и помог поблагодарить Его в первый раз. Примерные слова шейха Усеймина в его шархе на 40 хадисов имама ан-Навави.

И теперь представьте, как же мы можем своими малыми ничтожными благими делами, которые полны недостатков, например, некоторые дела мы совершаем не искренне, беспечно, по привычке, или после совершения благого дела у нас появляется высокомерие, самовосхищение и т.д... как же этими делами мы сможем заслужить Рай, о котором Пророк ﷺ сказал: «Место в Раю величиной с плеть любого из вас лучше мира этого со всем, что в нем есть» (аль-Бухари, № 2892), а Всевышний Аллах сказал о Рае:

وَفِيهَا مَا تَشْتَهِيهِ ٱلْأَنفُسُ وَتَلَذُّ ٱلْأَعْيُنُ ۖ وَأَنتُمْ فِيهَا خَٰلِدُونَ

"Там будет то, чего жаждут души (будет всё, что только может пожелать человек) и чем услаждаются глаза. Вы пребудете там вечно". (Священный Кур'ан 43:71).

Поэтому, мы должны искренне поклоняться Одному Аллаху и совершать благие дела, выполняя приказы Аллаха и оставляя Его запреты, при этом, мы должны просить у Аллаха, чтобы Он принял наши дела и помог нам, по Своей великой милости, войти по причине них в Рай.