Не считай себя великим, будучи ничтожным пред Аллахом

Не считай себя великим, будучи ничтожным пред Аллахом

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Халид ибн ‘Умар аль-‘Адауи рассказывал: “Однажды ‘Утба ибн Гъазуан (да будет доволен им Аллах) обратился к нам с проповедью. Он воздал хвалу Аллаху и восхвалил Его, и сказал: “А затем:

Воистину, миру этому было возвещено о его конце. И останется от него лишь подобие того, что остаётся на дне сосуда, испитого человеком.

Воистину, перейдёте вы из мира этого в такую обитель, которая не исчезнет никогда, так переходите же туда с наилучшими из ваших дел!

Воистину, нам было сказано, что камень, брошенный с края Ада, будет падать в нём семьдесят лет, и всё равно не достигнет дна, но клянусь Аллахом, он обязательно будет заполнен. Так неужели вы не удивляетесь этому?!

Воистину, нам было сказано, что расстояние между створками врат Рая таково, что преодолеть его можно за сорок лет пути, но обязательно настанет такой день, когда всё это пространство будет переполнено.

И я видел нас, когда было нас семеро вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) включая меня, как нам было нечего есть, кроме древесных листьев, от которых углы наших ртов покрывались язвами. А однажды мне достался плащ, который я разорвал на две части и разделил между собой и Са’дом ибн Маликом, после чего одну половину его в качестве прикрытия нижней части тела использовал я, а другую Са’д. Сейчас же каждый из нас стал управляющим наместником целого города.

Но поистине, я прибегаю к защите Аллаха от того, чтобы считать себя великим, будучи ничтожным пред Аллахом! И воистину, каждое прежнее пророчество изменялось, пока в конечном итоге не заменялось властью. Вы же увидите и познаете на собственном опыте, какими будут правители после нас”. Муслим (2967).

В этой величайшей проповеди содержится множество великих польз и вещей, каждой из которых можно было бы уделить отдельные темы. Однако хотелось бы сделать акцент на мольбу, с которой к Аллаху обратился ‘Утба во время своей проповеди: «Поистине, я прибегаю к защите Аллаха от того, чтобы считать себя великим, будучи ничтожным пред Аллахом!»

إني أعوذ بالله أن أكون في نفسي عظيما وعند الله صغيرا / Инни а’узуби-Лляхи ан акуна фи нафси ‘азыман уа ‘инда-Ллахи сагъиран/.

Как же часто люди полагают, что являются великими, значимыми, важными в глазах общества и людей, тогда как перед Аллахом они ничтожны. Но воистину, велик в действительности только тот, кто велик для Аллаха! А того, кто велик для Аллаха, Он делает великим в истинном смысле этого слова и для обитателей небес и земли.

А что касается богатства, власти, влияния, родословной, и т.п. и т.д., то этими вещами человеку не стать великим перед Аллахом, даже если он сам будет считать себя таковым, и будут считать его таковым его окружение.

Небольшой пример того, кто на самом деле является великим перед Аллахом:

Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды при Посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянули о двух людях, один из которых был поклоняющимся, а другой учёным. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Превосходство учёного над поклоняющимся подобно моему превосходству над самым нижайшим из вас». После чего он добавил: «Поистине, Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земли, и даже муравей в муравейнике и киты в море призывают благословения на обучающего людей благому»”. ат-Тирмизи (2685), аль-Баззар (133). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (4213).

Приведя этот хадис, имам ат-Тирмизи передал, что аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “Учёный, поступающий согласно своему знанию и обучающий людей именуется на небесах великим!” ат-Тирмизи (2685).

Шейх аль-Мубаракфури в комментарии к этому хадису и словам аль-Фудайля сказал: “Причина того, что обитатели небес называют такого человека великим в его великом положении, так как он соединил в себе знание, деяния в соответствии с этими знаниями и обучение людей знанию”. См. “Тухфатуль-ахуази” (7/380).

Всевышний Аллах сказал: «Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху». (Фатир, 35:10). Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди, в толковании этого аята, сказал: «О человек, который жаждет величия! Испрашивай величия у Того, кто вправе распоряжаться им. Помни, что величие целиком во власти Аллаха, и человек может обрести величие только благодаря покорности своему Всевышнему Господу». См. «Тафсируль-Карими-Ррахман».

Также сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, получить то, что есть у Аллаха Всевышнего, можно только с помощью проявления покорности Ему». Этот хадис передали Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 10/27 и аль-Къуда’и в «аль-Муснад» 1151 со слов Абу Умамы. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2085, «Мишкат аль-масабих» 5300, «Фикху-с-сира» 96.

Имам Ибн Кайим аль-Джаузия сказал: «Чем сильнее раб любит Аллаха, тем сильнее люди любят его самого, и чем сильнее он боится Аллаха, тем сильнее люди боятся его самого, и чем сильнее он уважает Аллаха и Его запреты, тем сильнее они уважают его самого. … Кто способен унизить того, кому Он оказал почтение?!». Он также сказал: «Повиновение становится причиной приближения к Господу, Свят Он, и всякий раз, когда усиливается близость – укрепляется предрасположенность (людей)». См. «Джауаб аль-Кафи».

Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он избавил нас от высокомерия и гордыни и не сделал нас ничтожными перед Собой!