Не разочаровывайся в братьях

Говорят, чем старше человек, тем реже он улыбается. Казалось бы, это не должно относиться к верующим, ведь наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, часто улыбался, учил нас радоваться жизни и быть приветливыми. Но отчуждённость, мучительный порок современности, проникла и в нашу среду, и теперь мы бережливо охраняем границы нашего личного пространства. Потому что мы научились разочаровываться в людях и называем это жизненным опытом!
Здесь-то шайтан и подстерегает верующего, особенно если ему не удаётся соблазнить его или посеять в его душе сомнение. Тогда он пытается омрачить ему жизнь, сделать её безнадёжно томительной, безрадостной, и он возбуждает в нём неприязнь к людям. Шайтан наущает его замечать недостатки у людей, сначала у не самых правильных и праведных, чьи слабости очевидны. Он говорит: «Ты лучше этих, которые не стыдятся ни людей, ни Господа людей». И если верующий не устыдится своих собственных грехов и решит, что он лучше других, то он впустит шайтана в своё сердце.
От этого соблазна предостерегал нас выдающийся богослов аль-Хасан аль-Басри, назвавший аскетом того, кто любого человека считает более достойным, чем он сам [Джами‘ аль-‘улюм ва-ль-хикам, с. 327]. Ибо когда верующий привыкает ощущать своё превосходство над другими, то шайтан предлагает ему войти в следующую дверь и начинает указывать ему на недостатки братьев. Так он отдаляется от мечети и от тех, кто напоминает ему об Аллахе, и даже не замечает, как его благодеяния питают его гордыню, разъедающую его веру.
Разве не об этом слова нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек говорит, что люди погибли, то он самый погибший среди них» (Муслим 4884)? Кто не замечает лучшее, что есть в людях, и презирает их за их худшие качества и поступки, тот ближе к духовной смерти, чем все остальные. Потому что, отказывая другим в милости Аллаха и прощении, он может однажды сам прийти в полное отчаяние, или же гордыня, вскормленная им, может погубить его земную жизнь и жизнь вечную.
Предостерегая нас от такого конца, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, наказывал нам не отбиваться от джамаата и любить друг друга, любить не ради внимания, которое мы оказываем друг другу, не ради доброго отношения и даже не из-за каких-то выдающихся качеств, но ради Аллаха. Только вера в Аллаха и даже самое её основание, свидетельство «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его раб и посланник», и есть то объединяющее начало, которое делает всех мусульман братьями и обязует нас любить друг друга.
Причём чем ближе нам становится верующий, тем лучше мы должны относиться к нему! Но как это сложно! Ведь чем ближе мы узнаём человека, тем больше его недостатки и слабости открываются нам. Это всегда именно так. Но вера требует от нас видеть недостатки наших близких и помогать им избавляться от них, а также видеть их достоинства и находить им наилучшее применение. Если же кто-то думает, что раньше с людьми жилось легче, пусть задумается над словами нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Моя община подобна дождю: никогда не знаешь, начало его принесёт благо или конец» (Ахмад 3/130, 143, ат-Тирмизи 2869).
Поэтому, когда почувствуешь наваждение от шайтана, не отворачивайся от верующих и не помогай нашему общему врагу ни против них, ни против себя самого. Встречай своих братьев неподдельной улыбкой и щедрым приветствием. Не будь слеп к их достоинствам и не говори об их недостатках, не ищи подвоха в их добром отношении и находи оправдание их ошибкам. А если не можешь найти, то моли Аллаха о прощении для себя и для них, как молит о спасении утопающий, как только может просить один любящий за другого.
Знаешь ли ты, как поступят верующие, которые первыми благополучно пройдут над адской пропастью, когда они окажутся в безопасности? Они будут переживать за своих братьев, которые ещё находятся на Сырате, и будут истово молиться за тех, кто срывается оттуда в преисподнюю. Как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа! Никто из вас не взывал к Аллаху, чтобы вернуть то, что ему полагается по праву, как будут взывать в день воскрешения верующие, просящие Аллаха за их братьев, что попадут в Ад». Они скажут: «Господи наш, они ведь постились и молились вместе с нами, и они совершали хадж вместе с нами». Тогда им будет сказано: «Выведите из Ада тех, кого вы узнаете» (Муслим 301).
В этих словах указание на качество, которым обладают лучшие из верующих в день воскрешения. Они любят своих братьев. Они любили их и раньше, когда жили на земле, и они молились за них, и прощали их, и желали им то же, что желали самим себе. И поэтому им Аллах Всевышний окажет великую честь и сделает их заступниками за многих других. Им будут показаны картины Ада, и они будут узнавать там мусульман, с которыми они встречались в этой жизни, и будут заступаться за них, и Аллах примет их заступничество.
Если бы это было единственной пользой искреннего братства в исламе, этого было бы достаточно для того, чтобы держаться за верующих и дорожить ими, единственными, кто сохранит верность в тот день, когда люди побегут прочь от своих детей и родителей: «В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных» (сура 43 «Украшения», аят 67)
. «Поистине, в этом знамение, но большинство из них не уверовало» (сура 26 «Поэты», аят 8)
.
Эльмир Гулиев