Не обольщайтесь своими знаниями...

Не обольщайтесь своими знаниями...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Каждый раз, когда ты чувствуешь, что начинаешь обольщаться своими знаниями, проявлять по причине них самовосхищение, высокомерие и презрение к другим, то вспоминай слова Всевышнего Аллаха:

ٱلَّذِى عَلَّمَ بِٱلْقَلَمِ . عَلَّمَ ٱلْإِنسَٰنَ مَا لَمْ يَعْلَمْ

"Он (Аллах) научил посредством письменной трости - научил человека тому, чего тот не знал (и вывел его из темени невежества к свету знаний)". (Священный Кур'ан 96:4-5).

То есть, твои знания - это не твоя заслуга, а лишь то, чему обучил и наделил тебя Всевышний Аллах по Своей милости. Если бы Аллах не захотел, то ты бы ничего не приобрел и не понял, даже если бы ты прошел все книги ученых ахлю Сунна и проучился десять лет у всех больших ученых Сунны.

Шейх Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал: "Человек появляется на свет совершенно безграмотным, но Аллах одаряет его слухом, зрением и разумом и облегчает для него познание окружающего. Он учит его Корану и мудрости и учит тому, как обращаться с письменной тростью. Благодаря перьям и ручкам люди охраняют знания, оберегают свои права и общаются друг с другом, а письма порой даже замещают самих людей. Хвала Аллаху за то, что Он одарил Своих рабов благами, за которые Его невозможно отблагодарить сполна!" (См. Тафсир Абдур-Рахмана ас-Са'ди к суре 96, аяту 5).

Также Господь сказал:

قَالُوا۟ سُبْحَٰنَكَ لَا عِلْمَ لَنَآ إِلَّا مَا عَلَّمْتَنَآ ۖ إِنَّكَ أَنتَ ٱلْعَلِيمُ ٱلْحَكِيمُ

"Они [ангелы] ответили (Аллаху): «Пречист Ты! Нет у нас знания кроме (только) того, чему Ты нас научил. Воистину, Ты - Знающий, Мудрый»". (Священный Кур'ан 2:32).

Имам ибн Касир сказал: "Здесь ангелы прославляют святость Аллаха и совершенство (очищение) от любого вида недостатка, подтверждая, что никакое существо не могло когда-либо приобрести никакую часть знания Аллаха, кроме как с Его позволения, и при этом любой не может знать ничего, кроме того, чему Аллах научит их. Вот почему они сказали:

سُبْحَـانَكَ لاَ عِلْمَ لَنَآ إِلاَّ مَا عَلَّمْتَنَآ إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ

«Пречист Ты! Мы знаем только то,чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый». - т.е. Аллах осведомлён относительно всего. Он наиболее сведущ о Его созданиях, и Он принимает самые мудрые решения, и Он обучает кого захочет и лишает кого пожелает знания. Поистине, мудрость Аллаха и справедливость во всех вопросах совершенны". (См. Тафсир Ибн Касира к суре 2, аяту 32)

Каждый мусульманин обязан придерживаться своей сущности, своего истинного положения, не показывать себя тем, кем не является. Не следует выносить о себе суждение, что достиг высокой и великой степени. Также как не следует обременять себя тем, что тебе не по силам, на самом деле.

Ведь такие нравы являются указателем на правдивость его положения. А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Заявляющий о том, чего у него нет, подобен тому, кто надел две одежды лжи». (аль-Бухари и Муслим).

Также было сказано: «Кто приписывает себе то, что не принадлежит ему, будет разоблачен во время испытаний».

Поэтому нельзя заявлять о знании того, чего не знаешь. Так же, как и нельзя заявлять о том, что знаешь в совершенстве то, чем на самом деле не владеешь в такой степени. И не следует выставлять себя в виде знающего и преподавать преждевременно, до получения квалификации.

Это влечет бедствие для знаний и дел. Поэтому говорят: «Тот, кто взялся за дело прежде времени – тот взялся за то, чтобы встретить позор (унижение)».

Также говорят андалусцы: «Мы прибегаем к Аллаху от людей, которые ставят себя в положение шейхов не имея знаний».

Следует знать, что искренность, присущая кому-либо, является дополнением веры (имана) и Ислама. Всевышний Аллах приказал следовать этому качеству и похвалил тех, кто следует ей в Своих словах: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми». (ат-Тауба 119). Так же сказал Аллах: «Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто признал ее истинность, действительно являются богобоязненными». (аз-Зумар 33). 

Также Всевышний Аллах восхваляет тех, кто правдив: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом». (аль-Ахзаб 23).

И достаточно того, что правдивость ведёт к благочестию, а благочестие ведёт в рай. Как на это указано в согласованном хадисе: «Держитесь правдивости. Воистину, правдивость ведёт к благочестию, а благочестие ведёт к раю. Человек не перестаёт говорить правду, пока не будет записан у Аллаха правдивым». (аль-Бухари и Муслим).

И всем известно, что рай является пределом всех желаний каждого мусульманина, а также самой великой мечтой. Правдивость в речах указывает на уважение, достоинство и знания. И никто не поднимется в знаниях кроме правдивого. Правдивость такое качество, которое достойнее получения знания.

Мусульманин должен начать с воспитания своей правдивости, прежде получения знаний, как на это указано в некоторых преданиях наших праведных предшественников.

Также следует проявлять уважение к учёным и знать, что уважение к ним и выражение почтения к ним относятся к сунне. Так же, как и следует знать, что ученые являются людьми, которые могут ошибаться и быть правыми.

Однако для верующего является обязательным, чтобы его мысли о праведных и богобоязненных людях были положительными.

Требующий знания не должен препираться с учёными, которые являются людьми аманата и справедливости, он в первую очередь должен спрашивать с себя.

Он не должен торопиться с проявлением несогласия с ними в случае, если вопрос содержит в себе несколько предположений или является вопросом, следствие которого иджтихад, до тех пор, пока не узнает и не удостовериться в правильности; если он не учёный, то он не может знать свои ошибки, не говоря уже о чужих ошибках, тем более умалять достоинство ученых и поправлять их.

Напротив, мусульманину следует доверять учёным и оградить свой язык от пренебрежительных слов и наговора в адрес ученых, а иначе они теряют почтительный страх и попадают под сомнение.