Не держи злобу в сердце

Кто из нас не совершает ошибок по отношению к людям, которых мы любим и которые нам дороги? Иной раз не понимаешь близкого человека и обижаешь его словом или делом, о чём потом сожалеешь. И ведь не просто сожалеешь, а сокрушаешься и не можешь простить себя. Но обидное слово уже слетело с уст или было произнесено за его спиной, и тут ничего не попишешь. Остаётся только покаяться, замолить грех и исправить то, что можно и нужно исправить. А иной раз с тобой поступают так же. Не прислушиваются к твоему мнению, не оценивают тебя по достоинству. Или тебе кажется, что не оценивают. Скорее, наверное, кажется. И тут не обходится без шайтана, о котором сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, шайтан уже потерял надежду на то, что молящиеся на Аравийском полуострове будут поклоняться ему, но он будет разжигать рознь между ними» [Муслим 5159].
В одной из своих молитв Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Если Ты прощаешь, Аллахумма, то прощаешь многое, и у каждого раба Твоего есть проступки» [Сахих ат-Тирмизи 3284]. На самом деле эти проступки иногда очень значительные, но Аллах прощает их, потому что мы в силу своей природы не может поступать иначе. И столько всего мы совершаем против самих себя и против Него, пред очами Его и пользуясь благами, что Он дарует нам, а Он милостиво прощает нам. Так неужели и мы не можем простить брата своего, который, поддавшись слабости или уступив проискам шайтана, согрешил против нас?
Всевышний повелевает нам прощать обиды, сдерживать гнев, не позволяя ему перерасти в злобу и ненависть, и обещает за это прощение и Райские сады (сура 3 «Семейство Имрана», аяты 133-134)
. Поэтому разрушить любовью зло, содеянное братом твоим, вернуть его на прямой путь и не навредить ему своим отмщением — значит сделать шаг навстречу милости Аллаха. Но какой же трудный это шаг! И как тяжело он даётся нафсу, когда тот чувствует себя обиженным или ущемлённым! Оттого и сказано в Коране: «Но не дано это никому, кроме терпеливых, и не дано это никому, кроме обладающих великой долей» (сура 41 «Разъяснены», аят 35)
, то есть тех, кого Аллах наградит Райскими садами.
Можем ли мы заслужить такую долю своими деяниями? Нет, не можем, и понять это и прочувствовать мы должны всем своим существом. Обрести вечное блаженство можно только по милости Божьей, и Рай называется милостью Аллаха, потому что он и есть Его милость в чистом виде: «Те же, чьи лица побелеют, окажутся в милости Аллаха и пребудут там вечно» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 107)
. Вечность для тех, кто был милостив и милосерден. Отказывая людям в прощении, мы закрываем перед собой двери Божьей милости и обрекаем себя на строжайший расчёт. Каким судом судим, таким и будем судимы.
Готов ли человек отвечать за злодеяния свои только из-за того, чтобы выместить брату своему и насытить свой нафс, обольстившийся собою и возгордившийся? Да, желание отомстить возникает от ущемлённой гордыни, а Всемогущий Аллах запретил Рай тем, в чьём сердце есть гордыня даже величиной с горчичное зёрнышко. А что если это зёрнышко проросло и превратилось в дерево, которое разбрасывает свои уродливые плоды и закидывает свои ядовитые семена в сердца других людей? Чаще всего именно так и бывает, потому что зло порождает зло. Поэтому по понедельникам и четвергам, когда ангелы показывают Аллаху книги с деяниями людей и открываются врата Рая, «Аллах прощает каждому рабу, который не придает Ему сотоварищей, кроме того, кто враждует со своим братом. Он говорит: «Подождите с этими двумя, пока они не помирятся» [Муслим 2565].
Сколько раз, напоминая об этом, мне приходилось слышать: «Ты не понимаешь. Он поступил со мной неправильно. Я никому не позволю так со мной обращаться». А понимать тут нечего. Нужно просто вспомнить, что мы тоже совершаем не лучшие поступки по отношению к нашим братьям или сёстрам. Живя в обществе, пересекаясь каждый день с людьми, трудно не обидеть кого-либо словом или делом, в лицо или за спиной. И если такое случилось, то нужно не умножать зло, а помочь оступившемуся мусульманину осознать свою ошибку, найти для этого правильные слова и сказать их в правильное время, возможно, в присутствии правильных людей. Хорошо, что врата покаяния раскрыты и днём и ночью, и Аллах приглашает нас входить в них вместе: «Покайтесь все перед Аллахом, о верующие, — быть может, вы преуспеете» (сура 24 «Свет», аят 31)
.
Столкнуться с обидой — значит получить шанс на прощение своих таких же грехов, и прославиться перед Аллахом и ангелами небесными, и очистить своё сердце от гордыни, самолюбования и зависти. Как-то у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какой человек самый лучший?» Он ответил: «Тот, у кого вычищенное сердце и правдивый язык». Люди сказали: «Про правдивый язык мы поняли. А что значит вычищенное сердце?» Он сказал: «Когда оно исполнено благочестия и чистоты, и нет в нём греха, несправедливости, злобы и зависти» [Сахих Ибн Маджа 3416].
В сердце верующего нет места злобе и ненависти. Эти качества делают его слепым и глухим к знамениям Господа. От них болит душа, и на сердце лежит непосильная тяжесть. И нет ничего более опасного, чем идти путём ненависти и помышлять о мщении, ибо ты перестаёшь полагаться на мудрость Всевышнего и пытаешься силою или хитростью опередить Его. Кому же ты помогаешь своей мстительностью? Ради кого ты гонишь того, кто озлобил тебя, и хочешь погубить его? Разве ради Аллаха, Который призывает нас к милосердию и спасению? Или ради шайтана, который заставляет тебя забыть о твоём долге верующего?
Как-то раз к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, привели человека, который выпил вино. Люди побили его, а когда он стал уходить, кто-то бросил ему вслед: «Пусть Аллах опозорит тебя!» Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не говорите так! Не помогайте шайтану против него» [аль-Бухари 6777, Абу Давуд 4477].
То есть, даже если человек совершил тяжкий проступок, да так, что о нём стало известно многим другим, мы не должны помогать шайтану против него. И если кто-то из мусульман по какой-то причине обидел нас, мы не должны позорить его и помогать шайтану против него. В прощении врага есть спасение, а в отмщении другу — погибель.
Эльмир Кулиев