Не держи злобу в сердце

Не держи злобу в сердце

Кто из нас не совершает ошибок по отношению к людям, которых мы любим и которые нам дороги? Иной раз не понимаешь близкого человека и обижаешь его словом или делом, о чём потом сожалеешь. И ведь не просто сожалеешь, а сокрушаешься и не можешь простить себя. Но обидное слово уже слетело с уст или было произнесено за его спиной, и тут ничего не попишешь. Остаётся только покаяться, замолить грех и исправить то, что можно и нужно исправить. А иной раз с тобой поступают так же. Не прислушиваются к твоему мнению, не оценивают тебя по достоинству. Или тебе кажется, что не оценивают. Скорее, наверное, кажется. И тут не обходится без шайтана, о котором сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, шайтан уже потерял надежду на то, что молящиеся на Аравийском полуострове будут поклоняться ему, но он будет разжигать рознь между ними» [Муслим 5159].

В одной из своих молитв Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Если Ты прощаешь, Аллахумма, то прощаешь многое, и у каждого раба Твоего есть проступки» [Сахих ат-Тирмизи 3284]. На самом деле эти проступки иногда очень значительные, но Аллах прощает их, потому что мы в силу своей природы не может поступать иначе. И столько всего мы совершаем против самих себя и против Него, пред очами Его и пользуясь благами, что Он дарует нам, а Он милостиво прощает нам. Так неужели и мы не можем простить брата своего, который, поддавшись слабости или уступив проискам шайтана, согрешил против нас?

Всевышний повелевает нам прощать обиды, сдерживать гнев, не позволяя ему перерасти в злобу и ненависть, и обещает за это прощение и Райские сады (сура 3 «Семейство Имрана», аяты 133-134). Поэтому разрушить любовью зло, содеянное братом твоим, вернуть его на прямой путь и не навредить ему своим отмщением — значит сделать шаг навстречу милости Аллаха. Но какой же трудный это шаг! И как тяжело он даётся нафсу, когда тот чувствует себя обиженным или ущемлённым! Оттого и сказано в Коране: «Но не дано это никому, кроме терпеливых, и не дано это никому, кроме обладающих великой долей» (сура 41 «Разъяснены», аят 35), то есть тех, кого Аллах наградит Райскими садами.

Можем ли мы заслужить такую долю своими деяниями? Нет, не можем, и понять это и прочувствовать мы должны всем своим существом. Обрести вечное блаженство можно только по милости Божьей, и Рай называется милостью Аллаха, потому что он и есть Его милость в чистом виде: «Те же, чьи лица побелеют, окажутся в милости Аллаха и пребудут там вечно» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 107). Вечность для тех, кто был милостив и милосерден. Отказывая людям в прощении, мы закрываем перед собой двери Божьей милости и обрекаем себя на строжайший расчёт. Каким судом судим, таким и будем судимы.

Готов ли человек отвечать за злодеяния свои только из-за того, чтобы выместить брату своему и насытить свой нафс, обольстившийся собою и возгордившийся? Да, желание отомстить возникает от ущемлённой гордыни, а Всемогущий Аллах запретил Рай тем, в чьём сердце есть гордыня даже величиной с горчичное зёрнышко. А что если это зёрнышко проросло и превратилось в дерево, которое разбрасывает свои уродливые плоды и закидывает свои ядовитые семена в сердца других людей? Чаще всего именно так и бывает, потому что зло порождает зло. Поэтому по понедельникам и четвергам, когда ангелы показывают Аллаху книги с деяниями людей и открываются врата Рая, «Аллах прощает каждому рабу, который не придает Ему сотоварищей, кроме того, кто враждует со своим братом. Он говорит: «Подождите с этими двумя, пока они не помирятся» [Муслим 2565].

Сколько раз, напоминая об этом, мне приходилось слышать: «Ты не понимаешь. Он поступил со мной неправильно. Я никому не позволю так со мной обращаться». А понимать тут нечего. Нужно просто вспомнить, что мы тоже совершаем не лучшие поступки по отношению к нашим братьям или сёстрам. Живя в обществе, пересекаясь каждый день с людьми, трудно не обидеть кого-либо словом или делом, в лицо или за спиной. И если такое случилось, то нужно не умножать зло, а помочь оступившемуся мусульманину осознать свою ошибку, найти для этого правильные слова и сказать их в правильное время, возможно, в присутствии правильных людей. Хорошо, что врата покаяния раскрыты и днём и ночью, и Аллах приглашает нас входить в них вместе: «Покайтесь все перед Аллахом, о верующие, — быть может, вы преуспеете» (сура 24 «Свет», аят 31).

Столкнуться с обидой — значит получить шанс на прощение своих таких же грехов, и прославиться перед Аллахом и ангелами небесными, и очистить своё сердце от гордыни, самолюбования и зависти. Как-то у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какой человек самый лучший?» Он ответил: «Тот, у кого вычищенное сердце и правдивый язык». Люди сказали: «Про правдивый язык мы поняли. А что значит вычищенное сердце?» Он сказал: «Когда оно исполнено благочестия и чистоты, и нет в нём греха, несправедливости, злобы и зависти» [Сахих Ибн Маджа 3416].

В сердце верующего нет места злобе и ненависти. Эти качества делают его слепым и глухим к знамениям Господа. От них болит душа, и на сердце лежит непосильная тяжесть. И нет ничего более опасного, чем идти путём ненависти и помышлять о мщении, ибо ты перестаёшь полагаться на мудрость Всевышнего и пытаешься силою или хитростью опередить Его. Кому же ты помогаешь своей мстительностью? Ради кого ты гонишь того, кто озлобил тебя, и хочешь погубить его? Разве ради Аллаха, Который призывает нас к милосердию и спасению? Или ради шайтана, который заставляет тебя забыть о твоём долге верующего?

Как-то раз к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, привели человека, который выпил вино. Люди побили его, а когда он стал уходить, кто-то бросил ему вслед: «Пусть Аллах опозорит тебя!» Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не говорите так! Не помогайте шайтану против него» [аль-Бухари 6777, Абу Давуд 4477].

То есть, даже если человек совершил тяжкий проступок, да так, что о нём стало известно многим другим, мы не должны помогать шайтану против него. И если кто-то из мусульман по какой-то причине обидел нас, мы не должны позорить его и помогать шайтану против него. В прощении врага есть спасение, а в отмщении другу — погибель.

Эльмир Кулиев

e-minbar