Не будь тем, кого проявление довольства ввергает в ложь, а проявление гнева выводит из истины!

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Наставление тем, кто во время дружбы или общих интересов закрывает глаза на ошибки и даже заблуждения, а во время вражды и гнева выискивает их
Некоторые саляфы говорили: “Не будь тем, кого проявление довольства ввергает в ложь, а проявление гнева выводит из истины!” См. “Игъасату-лляхфан” (1/29), “ат-Тануир” (3/167).
К великому сожалению очень часто мусульмане впадают в это отвратительное состояние, закрывая глаза на всевозможные ошибки и даже религиозные заблуждения, когда речь идёт о друге, родственнике, единомышленнике, и т.д. Однако, в то же время, если речь идёт о ком-то, с кем у таких людей возникла вражда или ссора, то они начинают выискивать самые мельчайшие ошибки, выдавая их за величайшие заблуждения! И такое часто происходит между бывшими друзьями, компаньонами, супругами, и даже, к сожалению, между обладателями знания. Нет никаких сомнений в том, что это порочное качество не достойно мусульман, особенно тех, кто причисляет себя к знающим и призывающим. Воистину, подобное является качеством лицемеров и иудеев!
Перечисляя качества лицемеров, Пророк ﷺ сказал: «Он предаёт, когда ему доверяются; лжёт, когда рассказывает о чём-либо; поступает вероломно, когда заключает договор; и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо». аль-Бухари (34), Муслим (57).
Что же касается иудеев, то они говорили про ‘Абдуллаха ибн Саляма (да будет доволен им Аллах), когда он был иудеем: “Он − самый знающий из нас и сын самого знающего из нас, он − лучший из нас и сын самого лучшего из нас!” Когда же Посланник Аллаха ﷺ сообщил иудеям о том, что он принял Ислам, они в ту же секунду стали о нём говорить: “Он − худший из нас и сын худшего из нас!” аль-Бухари (3329, 3938).
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнёт вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности». (5:8).
Также описывая качества истинно верующих, Всевышний Аллах сказал: «А когда они гневаются, то прощают». (42:37).
Из-за важности данного положения и по причине порочности упомянутого качества, Посланник Аллаха ﷺ говорил о том, что слова истины в гневе и в довольстве – из числа вещей, которые станут для раба Аллаха спасением. А также он ﷺ сам взывал к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он сделал его произносящим истину и в гневе, и в довольстве.
Со слов ‘Аммара ибн Ясира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланника Аллаха ﷺ взывал к Аллаху следующей мольбой: «О Аллах, я прошу Тебя сделать меня тем, кто произносит слово истины и в довольстве, и в гневе!» Ахмад (4/264), ан-Насаи (1305, 1306). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (1301).
Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Аллаха ﷺ сказал: «Три вещи являются спасением: Справедливость при гневе и довольстве; умеренность при нищете и богатстве; и богобоязненность тайная и явная». аль-Баззар (6491), аль-Хараиты в “И’тиляль аль-къулюб” (102). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (3039).
Прошу Всевышнего Аллаха уберечь нас от такого подлого и скверного качества и сделать нас теми, кто произносит слова истины и в гневе, и в довольстве, как в отношении врага, так и в отношении близкого...