Не бойся трудностей, а бойся наслаждений...
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Все трудности и испытания в вашей жизни, перенесенные с терпением и верой, будут за вас в Судный день. А все наслаждения и радости, прожитые без благодарности Аллаху, будут против вас в Судный день. Поэтому не бойся трудностей, а бойся наслаждений. «В тот день вы будете спрошены о благах». (Ат-Такасур, аят 8).
Пусть мирские блага достаются тебе легко…
Но разве ты этот мир не покинешь однажды?
Жизнь твоя в этом мире — как тень, что от солнца,
Прикрыла тебя ненадолго, и вскоре исчезла.
أَكْثِرُوا ذِكْرَ هَاذِمِ اللَّذَّاتِ «Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений…»
От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений – смерть!» Этот хадис передали ат-Тирмизи (2307), ан-Насаи (4/12), Ибн Маджах (4208). Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хиббан и шейх аль-Албани подтвердили достоверность хадиса.
Также от Анаса сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений! Поистине, если кто-нибудь из вас вспомнит о смерти в трудном положении, оно обязательно покажется ему легким, а если он вспомнит о смерти в легком положении, оно покажется ему трудным!» аль-Баззар в “Кашф аль-астар” 4/240. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Албани назвали хадис хорошим.
Вахб ибн аль-Вард рассказывал: “Однажды Ибн Муты’ взглянул на свой дом, красота которого приводила его в восхищение, а потом заплакал и сказал: «Клянусь Аллахом, если бы не смерть, я бы радовался тебе, и если бы мы не отправились от тебя в тесную могилу, мир этот обязательно стал бы усладой наших глаз!» А затем он снова заплакал так сильно, что стал повышаться его голос”. Ибн Раджаб в “Ахваль аль-къубур” 130.
Имам ад-Дакъакъ говорил: “Тот, кто часто вспоминает о смерти, будет наделен тремя благами: Быстрым покаянием, смиренным сердцем и усердным поклонением. А тот, кто забыл о смерти, будет наказан тремя вещами: Оттягиванием покаяния, недовольством своего удела и ленивым поклонением”. См. “ат-Тазкира” (1/27).
Учёные Ислама сказали об этом хадисе, что он очень лаконичен: в нем мало слов, но он содержит в себе огромный смысл, он совершенен с точки зрения поучения, увещевания. Это на самом деле так, ведь кто действительно вспоминает о смерти, трудностях ее переживания и боится того, что последует после нее, тот забывает об удовольствиях этой жизни, ее преходящих ценностях.
Вспоминание смерти подавляет желание веселиться, радоваться благам этой жизни и напоминает о необходимости поклонения Аллаху. Человек, вспоминающий о смерти, перестает думать о том, что пока он молод, ему все дозволено, а Исламом он займется в будущем.
Смерть не щадит никого, и никто не знает, когда она придет. Возможно, завтра кого-то из нас не станет. А готовы ли мы к тому, чтобы отвечать за свои поступки, если Ангел смерти завтра спросит нас о них? А достаточно ли мы сделали богоугодных дел? Обо всем этом надо задуматься уже сегодня. Мы должны исправиться, встать на путь Ислама, стать такими, чтобы нами был доволен Аллах, и чаще вспоминать о смерти – «разрушительнице удовольствий» и надежд на долгое будущее, пока еще не стало поздно…
Аль-Къуртуби (да помилует его Аллах) как-то сказал: «О ты! Где богатство, которое ты накопил и которое приготовил для дней тяжёлых? Пришла смерть, и в руках твоих не осталось ничего, и богатство и величие заменила собой бедность и унижение. Как чувствуешь ты себя теперь, о, заложник грехов своих, о тот, кто вырван из круга семьи, из привычного места?.. Что скрыло от тебя правильный путь и заставило тебя отказаться от заботы о запасах для далекого путешествия и нелегкого времени? Разве не знал ты, что впереди у тебя день, который будет тяжким и страшным, и тогда не помогут тебе разговоры, и будут сочтены и обратятся против тебя, пред Властелином и Судией, деяния рук твоих и ног твоих и то, что говорил язык твой, и то, что совершали органы тела твоего? И если помилует тебя Аллах, то в Рай будет лежать путь твой, а если нет, тогда в Адское пламя. О беспечный, ты, который об ужасах этих не задумывался, сколько еще будешь пребывать ты в этой беспечности и легкомыслии? Неужели ты считаешь, что это дело незначительное и опасность эта невелика? И неужели ты думаешь, что принесет тебе пользу твое положение, когда придет время покинуть тебе этот мир, или спасет тебя твое богатство, когда будут губить тебя дела твои, или избавит тебя сожаление твое, когда ты оступишься, или посочувствуют тебе окружающие, когда окажешься ты на месте сбора? Нет, клянусь Аллахом, нехороши твои предположения, и ты непременно все узнаешь! Ты не довольствуешься тем, чего достаточно тебе, и не можешь насытиться запретным, и не внимаешь наставлениям и увещеваниям и угроза не заставляет тебя одуматься и остановиться. Ты привык потакать своим желаниям, ты идешь вслепую, наугад, тебе нравится преумножать свое богатство, и ты не вспоминаешь о том, что ждет тебя впереди. О дремлющий в беспечности, идущий наугад, до каких пор будет эта беспечность и пренебрежение? Неужели ты думаешь, что будешь оставлен просто так, и не будешь рассчитан завтра? Или ты думаешь, что смерть принимает взятки? Или полагаешь, что она делает различие между львом и детенышем газели? Нет, клянусь Аллахом, ни богатство, ни сыновья не защитят тебя от смерти, и не принесет человеку пользы ничего, кроме благих дел. И блажен тот, кто услышал, усвоил и осознал, и исполнил то, о чем заявлял, и запретил душе своей следовать страстям, понял, что преуспевший — тот, кто раскаялся, исправился и образумился, и что есть у человека лишь то, что он приобрел, и что все дела его и все усилия его видит Всевышний. Пробудись же от этого сна, и запасайся благими делами, и не желай положения благочестивых, когда сам ты погряз в грехах и совершаешь неблаговидные поступки, помни о том, что Аллах видит тебя, когда остаешься один, и пусть не обольстят тебя мечты и надежды и не заставят тебя отказаться от дел…»