Насущные вопросы и ответы по Рамадану

Насущные вопросы и ответы по Рамадану

ВОЙДЁТ ЛИ В РАЙ БЕЗ ОТЧЕТА ТОТ, КТО УМЕР В РАМАДАНЕ?

Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос о том, кто умер в месяц Рамадан с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com.

Вопрос: Такой вопрос: Посланник – мир ему и благословение Аллаха! – говорит: «Когда наступает Рамадан, открываются врата Рая, закрываются врата Ада и заковывают шайтанов». Означает ли это, что умерший в Рамадане войдёт в Рай без отчета о содеянном?

Ответ: Вся хвала принадлежит Аллаху!

"Это не так. Здесь идёт речь о том, что врата Рая открываются, дабы воодушевить тех, кто совершают благодеяния, и предоставить им легкую возможность войти в них, а врата Ада закрываются, для того чтобы обладатели Веры отказывались от грехов и тем самым не нашли себе приюта за этими вратами.

Здесь никоим образом не говорится, что кто умрёт в Рамадане войдёт в Рай без отчета. Воистину, без какого-либо спроса в Рай войдут те, кого Посланник – мир ему и благословение Аллаха! – охарактеризовал словами: «Они не обращаются к заклинаниям, не прижигаются, не верят в дурные приметы, а полагаются на своего Господа», — если наряду с этим они будут еще и совершать те благие дела, которые им предписаны" (конец цитаты). (Уважаемый шейх Мухаммад б. ‘Усеймин (да помилует его Аллах!). «Фатава Исламийа» (2 / 162)).

Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

МОЖНО ЛИ ПОСТЯЩЕМУСЯ ЕСТЬ И ПИТЬ ВО ВРЕМЯ АЗАНА?

Вопрос: Когда человек должен начать воздерживаться от еды и питья? В начале азана на утренний намаз или в его конце?

Ответ: Если муаззин, который даёт азан, в точности придерживается его времени и заботится об этом, так, что это позволяет полагать, что азан даётся правильно и своевременно, то не разрешается пить и есть сразу с началом слов муаззина «Аллаху Акбар». Доказательством на это являются слова Всевышнего Аллаха (смысл): «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от чёрной» (сура «Корова», аят 187). Таким образом, если азан указывает на эту границу, соответствуя своему времени согласно шариату, то с его началом еда и питьё становятся запретными.

Если же мусульманин (обосновано) полагает, что азан даётся раньше времени, то ему разрешается есть и пить во время азана. Время же его наступления узнаётся посредством видения человеком истинной зари или посредством сообщения об этом знающим человеком, которому можно доверять относительно его слов и компетентности.

Из противоречий, которые исходят от некоторых людей, является то, что они продолжают есть и пить во время того, как сами дают азан, что указывает на их убеждённость о наступлении его времени. Также можно видеть, что некоторые люди продолжают есть и пить во время азана или после него, а потом сразу же совершают два раката намаза, совершаемые перед обязательным утренним намазом. Это является противоречием, поскольку время желательного намаза в два раката, совершаемого перед обязательным утренним, наступает с наступлением времени поста. Человек ест и пьёт, в то время как это можно делать только до наступления времени поста, и в это же время он совершает два раката желательного намаза, совершаемого перед обязательным утренним, в то время как он совершается только после наступления этого времени. Это противоречие, которое не должно иметь места.

Будет правильным, если человек, убеждённый в наступлении соответствующего времени, отстранится от еды и питья и станет совершать желательный намаз, совершаемый перед обязательным утренним; или, если он убеждён в том, что время не наступило, то пусть ест и пьёт, но не совершает желательный намаз, совершаемый перед обязательным утренним.

Абдурразак Афифи, «Фатава ва расаиль», стр. 424, 425

Перевод: Абдульму’мин [islamcivil.ru]

Если муаззин возвещают азан на Магриб  можно ли одновременно разговляться?

Ответ: Вся хвала принадлежит Аллаху!

При решении вопроса о наступлении времени разговения, опираться следует на заход солнца. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Если ночь придёт с этой стороны, день уйдёт в ту сторону, и закатится солнце, то постящийся разговляется». Аль-Бухари (1954) и Муслим (1100).

Закатом солнца признано считать заход солнечного диска за горизонт и его исчезновение. Яркое зарево на горизонте не принимается во внимание. Как только весь солнечный диск скроется за горизонтом, можно будет разговляться.

Сегодня большинство муаззинов опираются на расписания молитв. В этом нет ничего плохого. Поэтому, если муаззины возвещают азан по разному, то вам следует либо дождаться пока азан станет возвещать тот, кто более остальных скрупулёзно относится ко времени, так, что начинает возвещать азан сразу, как только наступит положенное для него время, ни раньше, ни позже, и полагаться именно на его азан, а не на чей-либо другой, либо же вы можете опираться на расписание самостоятельно, прежде убедившись в точности своих часов, даже если при этом муаззин не станет возвещать азан в указанное в вашем расписании время.

А Аллах же знает лучше!

ЧЕМ ЛУЧШЕ ОТКРЫВАТЬ ПОСТ, И ЕСТЬ ЛИ ЗА ЭТО НАГРАДА?

Вопрос: Чем постящемуся предпочтительнее открывать пост?

Ответ: Предпочтительнее открывать пост свежими финиками. Если постящийся не найдёт их, — то сухими финиками. Если же постящийся не найдёт и их, — то водой. Доказательством на это является хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах): «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открывал пост свежими финиками; если же он не находил их, то открывал его сухими финиками; если не находил и их, то он [открывал пост] несколькими глотками воды».

Если человек не найдёт и воды, то пост можно отрыть любой дозволенной пищей. Если же у человека не будет совсем ничего, то ему следует сделать намерение на разговение.

Вопрос: Есть ли вознаграждение за следование этой предпочтительности?

Ответ: Кто сделает это [то есть откроет пост тем, чем открывал пророк (мир ему и благословение Аллаха)], следуя в этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), тот получит награду за это следование, даже несмотря на то, что в основе это относится к дозволенным вещам. Поскольку совершение в основе дозволенных действий с намерением [на следование посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)] вознаграждается Аллахом.

Поэтому учёные говорят: «бытовые действия при соответствующем намерении превращаются в поклонение».

Шейх Абдуллах ибн Абдуррахман аль-Джибрин, «Фатава с-сыям», стр. 15

Перевод: Абдульму’мин [islamcivil.ru]

МОЖНО ЛИ СТРИЧЬ ВОЛОСЫ И НОГТИ ПО ВРЕМЯ ПОСТА?

Вся хвала принадлежит Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, а затем: Стрижка ногтей в дневное время месяца Рамадан дозволена и в этом нет нежелательности. Нет доводов, которые бы указывали на нежелательность или запретность этого действия. А основа в вещах – это дозволенность.

Если мусульманин будет укорачивать ногти в дневное время месяца Рамадан, следуя сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в этом, как он сказал: «Пять вещей относятся к фитре. Из них… и стрижка ногтей», то он получит вознаграждение за это.

Аллах знает лучше!

Постоянный комитет по фетвам в Саудовской Аравии был спрошен о хукме стрижки волос и ногтей во время поста, и был дан следующий ответ: Стрижка (и бритье) волос, укорачивание ногтей, удаление волос из подмышек, бритье волос в интимных местах – все это не нарушает пост.

Вся помощь от Аллаха, мир и благословение Аллаха Его посланнику!

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УШНЫХ КАПЕЛЬ В ДНЕВНОЕ ВРЕМЯ В РАМАДАНЕ

Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос об использовании ушных капель во время поста с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com.

Вопрос: Как по шариату расценивается использование капель для ушей в Рамадане. Нарушается ли пост, если капать их в уши в дневное время?

Ответ: Вся хвала принадлежит Аллаху!

Нет ничего плохого в использовании постящимся ушных и глазных капель. Его пост от этого не нарушается.

Однако для безопасности лучше всё-таки не пользоваться ими в дневное время Рамадана, так как некоторые ученые сказали, что они нарушают пост, если в горле появится ощущение их вкуса.

Поэтому, если кто-то, почувствовав у себя в горле их вкус, из предосторожности восстановит пост, то так будет лучше.

В резолюции Совета по исламскому праву говорится: "Такие действия, как использование ушных или глазных капель, промывание ушей, использование капель, а также спрея для носа, не признаются нарушающими пост, если допускающий их избегает проглатывания того, что может просочиться к горлу" (конец цитаты).

Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз б. Баз – да помилует его Аллах! – сказал: "Очищение зубов с использованием зубной пасты не нарушает пост, так же как и сивак. Постящемуся при этом следует предохранять себя от проникновения во внутрь его организма какой-либо части от этой пасты. Если же, несмотря на соблюдение им мер предосторожности, он всё-таки непроизвольно что-то проглотит, то не будет обязан восстанавливать этот пост.

То же самое касается глазных и ушных капель. По самому достоверному из двух утверждений ученых на сей счет, использование таких капель не приводят к нарушению поста. Если же постящийся почувствует у себя в горле вкус этих капель, то предусмотрительнее для него восстановить пост, но не обязательно, так как уши и глаза не являются проходами для пищи и питья.

Что касается капель для носа, то они не разрешаются, так как нос является таким проходом. Поэтому Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Глубоко промывай нос, если не соблюдаешь пост…». (Этот хадис приводят ат-Тирмизи (788) и Абу Дауд (142), а аль-Альбани назвал его достоверным).

Поэтому, кто воспользуется ими, а потом почувствует у себя в горле их вкус, тот обязан будет возместить пост на основании этого хадиса и того, что передаётся в подтверждение его смысла" (конец цитаты). («Маджму’ фатава аш-шейх Ибн Баз» (15 / 260, 261)).

Он – да помилует его Аллах! – также сказал: "Правильное утверждение – это то, что капли не нарушают пост. В этом вопросе между учеными есть разногласие и некоторые из них сказали, что если вкус этих капель достигнет горла, то пост нарушается. Однако правильно то, что они вообще не нарушают пост, поскольку глаз не является пищевым проходом.

Вместе с тем, не будет ничего плохого, если кто-то возместит пост из соображений предосторожности и с целью выхода из разногласия, после того как использует эти капли и ощутит их вкус в своём горле, хотя правильнее, что они не нарушают пост, независимо от того, куда их закапать – в ухо или в глаз" (конец цитаты). («Маджму’ фатава аш-шейх Ибн Баз» (15 / 263)).

Шейх Мухаммад б. Салих аль-‘Усеймин – да помилует его Аллах! – сказал: "Что касается глазных капель, – а равно им и использование сурьмы для глаз, – а также капель для ушей, то от их использования пост не нарушается, поскольку нет никакого сообщения, которое бы указывало на это, а из смысла имеющихся сообщений нельзя сделать такой вывод. К тому же глаз не считается проходом для еды и питья, так же как и ухо. Они подобны порам на теле.

Ученые говорят: если человек замажет свои ступни колоквинтом и почувствует в своём горле его вкус, то от этого его пост не нарушается, поскольку это не является пищевым проходом.

То же самое, если он воспользуется сурьмой для глаз, либо закапает глаз или ухо, пост от этого не нарушится, даже если он ощутит вкус у себя в горле.

Подобно этому, если человек для лечения, либо не для лечения, умастится благовониями, то его посту это также не навредит.

Так же, если он станет задыхаться, и для восстановления дыхания воспользуется ингалятором, который он вдохнёт ртом, то и от этого его пост не нарушится, поскольку в результате этого не происходит проникновение в его желудок, и не считается это ни приёмом пищи, ни питьём" (конец цитаты). («Фатава ас-Сыйам» (С. «206)).

А Аллах же знает лучше!

Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

ГАСТРОСКОПИЯ ВО ВРЕМЯ ПОСТА

Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос о гастроскопии во время поста с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com.

Вопрос: Нарушает ли пост гастроскопия?

Ответ: Вся хвала принадлежит Аллаху!

Гастроскоп – это медицинский инструмент, вводимый в желудок через рот. Его применяют для производства изображения слизистой оболочки желудка, снятия с неё пробы для детального изучения и др. После выполнения процедуры его извлекают через рот.

Ученые расходятся во мнениях: нарушает ли пост любое проникновение в желудок какого бы то ни было вещества, – будь то пищевого либо любого другого, – или же он нарушается только от веществ, имеющих пищевые свойства?

Три мазхаба – маликитский, шафиитский и ханбалитский – утверждают, что пост нарушается от всего, что попадёт внутрь желудка. Согласно этому, гастроскоп также будет нарушать пост.

Ханафиты также согласны с тем, что всякая вещь, попавшая в желудок, сделает пост недействительным. Только в отличие от других они ставят условие, чтобы попавшее в желудок вещество в нём и оставалось. В соответствии с этим, гастроскоп не нарушит пост, поскольку он не остаётся в желудке, а извлекается из него после использования.

См.: «Табйин аль-хакаик» аз-Зейла’и (1 / 326); «аль-Маджму’» (6 / 317); «аш-Шарх аль-кабир» (7 / 410); «Шарх мунтаха аль-ирадат» (1 / 448); «Бидайа аль-муджтахид» (2 / 153).

Шейх уль-Ислам Ибн Теймийа – да помилует его Аллах! – придерживался мнения, что пост нарушается от попадания внутрь желудка только пищевых веществ. Он – да помилует его Аллах! – сказал: "Более очевидно, что пост не прерывается от проглатывания непищевых веществ, таких как камушек" (конец цитаты). («Маджму’ аль-фатава» (20 / 528)).

Если исходить из этого утверждения, гастроскопия также не будет считаться нарушающим пост действием. Это мнение и является более достоверным, так как источник (насс) указывает на то, что пост нарушают приём пищи и питьё. Всевышний Аллах говорит: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Св. Коран, 2: 187). Гастроскоп же не является ни пищей, ни питьём, и не охватывается их понятием, так как организм не усваивает его как питательное вещество.

Однако если на гастроскоп будет нанесено какое-нибудь смазывающее вещество для облегчения введения его в желудок, либо же через него будет влит какой-нибудь раствор (солевой, например) для очищения и облегчения производства изображения, то пост от попадания в желудок этих веществ станет нарушенным, поскольку организм впитает их и усвоит. Это уже будет равнозначно приёму пищи и питью.

Шейх Ибн ‘Усеймин – да помилует его Аллах! – разъясняя в «аш-Шарх аль-мумти’» (6 / 370, 371) положение мазхаба имама Ахмада о том, что всякая вещь проникшая в желудок нарушает пост, говорит:

"Таким образом, если человек введёт гастроскоп в желудок, и он окажется внутри него, то это приведёт к нарушению поста (то есть, согласно ханбалитскому мазхабу).

Но более достоверно – это то, что из-за введения гастроскопа пост не нарушается, если на нём не будет никакого смазочного вещества или чего-то в этом роде, что может попасть в желудок вместе с ним. Иначе же гастроскопия будет нарушать пост, а потому и нельзя будет без крайней необходимости прибегать к ней во время поста " (конец цитаты).

В резолюции Совета по исламскому праву говорится: "Не признаются нарушающими пост следующие действия: … введение гастроскопа, если оно не сопровождается введением жидкостей (растворов) или иных веществ" (конец цитаты). («Маджалля аль-Маджма’» (10 / 2 / 453 – 455)).

Таким образом, если гастроскоп будет введён в желудок без какого-либо иного вещества, то пост он не нарушит. Если же вместе с ним будет введено какое-либо смазывающее вещество или что-то другое, то это приведёт к нарушению поста.

См. также: «Мафсадат ас-сыйам аль-му’асыра» («Современные способы нарушения поста») доктора Ахмада аль-Халиля (С. 39 – 46).

А Аллах же знает лучше!

Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

МОЖНО ЛИ ВЛАДЕЛЬЦУ КАФЕ ПРОДАВАТЬ ЕДУ НЕПОСТЯЩИМСЯ И НЕВЕРУЮЩИМ В СВЕТЛОЕ ВРЕМЯ СУТОК МЕСЯЦА РАМАДАН?

Ниже представлен перевод ответа на вопрос с сайта шейха Аль-Мунаджида http://islamqa.com.

Вопрос: Я живу в другом государстве и у меня есть маленькое кафе. Я вижу, как не постящиеся мусульмане, и таких много, хотят кушать в моем кафе в дневное время. Можно ли им продавать еду, а также продавать еду немусульманам?

Ответ: Хвала Аллаху.

Первое. Мы уже много раз на сайте в своих ответах на вопросы предостерегали от проживания в немусульманских странах, так как в этом есть опасность для религии, как самого мужчины, так и для его семьи. Он не сможет дать своим детям исламское воспитание, как он на это надеется. И работа в таких странах не является оправданием для проживания там. Посмотрите ответы на вопросы (13363, 38284).

Второе. Что касается самого вопроса, то вы должны знать, что не разрешается давать еду в светлое время суток месяца Рамадан кому-либо, чтобы он поел, кроме тех, у кого есть оправдание для несоблюдения поста, как больному или путнику. И в этом вопросе нет разницы между мусульманином и неверующим. Мусульманин, который не постится – к нему имеется обращение с велением поститься и, не соблюдая пост, он становится грешником. Предоставление ему еды и питья в дневное время суток месяца Рамадан является оказанием помощи в грехе и ослушании.

К неверующему также обращено веление соблюдать пост и остальные законоположения, но прежде всего к нему идет обращение, чтобы он произнес два свидетельства и вошел в Ислам. В Судный день неверующий будет наказан за свое неверие и несоблюдение Шариата и его наказание в Аду за это будет увеличено.

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Правильным мнением, которого придерживаются специалисты (мухаккикун) и большинство ученых является то, что с неверующих требуется соблюдение законов Шариата. Им запретен шелк также, как он запретен мусульманам» (Шарх Муслим. 39/14).

Шейха Мухаммада ас-Салиха аль-Усаймина, да помилует его Аллах, спросили: «За что будут нести отчет неверующие в День Суда, если на них не возложена обязанность соблюдения Шариата?»

Он ответил: «Этот вопрос строится на неправильном понимании. Неверующим велено тоже самое, что велено и верующим, однако они не несут ответственность на этом свете. То, что к нему обращено веление указывают следующие слова Всевышнего: «… кроме людей правой стороны. В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках: «Что привело вас в Преисподнюю?» Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с заблудшими. Мы считали ложью Последний день»» (Перевод смыслов Корана. 74:39-46). И если бы они не наказывались за оставление молитвы и отказ кормить бедных, то об этом не было бы упомянуто, потому что, в таком случае, это упоминание не имело бы смысла. Это является доказательством того, что они будут наказаны за несоблюдение религиозных предписаний Ислама. И точно также, как это является требованием религиозных текстов это является и требованием разума: если Всевышний Аллах наказывает Своего верующего раба за то, что тот оставляет обязательные предписания религии, тот как же Он не будет наказывать неверующего? Более того, я добавлю, что он будет наказан за те блага, которыми его наделил Всевышний из еды, питья и т.д. Всевышний говорит: «На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния, если после этого они опять были богобоязненны и веровали, если после этого они опять были богобоязненны и творили добро. Аллах любит творящих добро» (Перевод смыслов Корана. 5:93). В аяте говорится о том, что на верующем нет греха за то, чем они питались, отсюда становится понятным, что на неверующем есть за это грех» («Маджмуа фатава» шейха ибн Усеймина. 2/вопрос 164).

Вы должны знать, что мусульманину не разрешается подавать еду немусульманам в дневное время суток месяца Рамадан, потому что неверующие также призваны к соблюдению Шариата.

В «Нихаяту-ль-Мухтадж» (5/274) упоминается: «Передается от ученых, что они запретили продавать еду неверующим в светлое время суток месяца Рамадан».

А Аллах знает лучше.

Перевод: Икрима абу Марьям [islamcivil.ru].