Наступил запретный месяц — Раджаб
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:
Раджа́б (араб.رجب) — седьмой месяц мусульманского лунного календаря, один из четырёх запретных месяцев, в которые были запрещены военные действия.
Этот месяц также является вступительным к месяцу Рамадан, так как Рамадан следует за ним после находящегося между ними месяца Шаабан. Поэтому, когда Священный Пророк видел луну месяца Раджаб, он молился Аллаху следующими словами: «О Аллах, сделай месяцы Раджаб и Шаабан благословенными для нас, и дай нам достичь Рамадана (то есть продли нашу жизнь вплоть до Рамадана, чтобы мы могли получить пользу от его достоинств и благословений)».
При этом шариатом не предписан какой-либо особый способ поклонения в этот месяц. Однако, поскольку данный месяц является прологом к месяцу Рамадан, им следует воспользоваться, чтобы подготовить себя к Рамадану.
Воистину, Создатель избрал некоторые дни и месяцы среди многих других дней и месяцев, и превознес их над другими. А так же, Всевышний по Своей мудрости сделал некоторые месяцы «запретными». Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи! (Коран, 28:68).
Одним из таких «запретных» (Аль-Ашхур-аль-хурум) месяцев является месяц Раджаб. О «запретных» месяцах сказано в Священном Коране: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, 9/36).
Упомянутые в аяте четыре запретных месяца – это Раджаб, Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам. Об этом упоминается в достоверном хадисе, переданном от Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре запретных. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб (Мудар), который следует после Джумада и до Шагбана» (аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679).
«Запретные» месяцы занимают особое положение среди прочих месяцев. Всевышний Аллах сказал: «О, те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и «запретного» месяца (всех четырёх запретных месяцев)». (Коран, 5/2).
Также Всевышний сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – «запретные». Такова правая религия , и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе». (Коран, 9/36).
Эти месяцы названы запретными по двум причинам:
1. Запрет на вооруженные действия в эти месяцы, если только враг не начнёт сам воевать;
2. Запрет на совершение грехов в эти месяцы становиться наиболее строже.
Положение поста в месяц Раджаб
Что же касается поста в этот месяц, то нет никакого достоверного хадиса Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и нет никакого достоверного предания от его сподвижников, которое указывало бы на какую-либо особенность или достоинство поста в месяце Раджаб. А то, что некоторые мусульмане выделяют определённые дни этого месяца для поста, утверждая, что в этом действии есть достоинство, то по этому поводу нет никакой основы в Шариате. Все хадисы, наделяющие месяц Раджаб какими-либо особенностями или достоинствами, являются либо слабыми (да’ыф) либо придуманными (мауду’). Как об этом сказал Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах. («Маджму’ аль-фатава», 25/290) . Если только не считать хадис, который приводится у Абу Дауда: «Постись в запретные месяцы и разговляйся». (Абу Дауд, 2428, шейх Альбани, да смилуется над ним Аллах, сказал, что этот хадис слабый). Те же, кто считает этот хадис хорошим, то он (хадис) указывает на желательность поста в запретные месяцы, среди которых и Раджаб, а не на выделение Раджаба среди прочих, и не на наделение Раджаба какими-либо отличительными от других особенностями.
Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нет никакого достоверного хадиса, на который можно было бы опираться в качестве довода, по поводу достоинства месяца Раджаб, по поводу поста в этот месяц или поста каких-либо определённых дней этого месяца, а также по поводу выделения определённых ночей для ночных молитв. Такое утверждение до меня уже сделал имам Абу Исма’иль аль-Харауи, и мы привели его мнение, а также мнение других учёных с достоверной цепочкой передатчиков… А что касается хадисов, указывающих на достоинство Раджаба, или достоинства поста в этот месяц, или поста в определённые дни этого месяца, то они ясно и откровенно говорят об этих достоинствах и особенностях. Однако, все эти хадисы можно разделить на две группы: слабые и придуманные». («Табъиин аль ‘ажаб бима уарада в фадль Раджаб», 11). Далее Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, собрал в своей книге одиннадцать слабых, и двадцать один придуманный хадис по теме достоинств месяца Раджаб. В качестве примера можно привести один из таких хадисов: «Превосходство месяца Раджаб над остальными месяцами подобно превосходству Корана над остальной речью». (Хадис придуманный, как об этом сказал Ибн Хаджар, привёл этот хадис Ибн аль-Джаузи в своей книге «Придуманные хадисы», 2/576-581).
Что касается поста в месяц Раджаб полностью, и поста в месяц Ша’бан полностью
Нет никаких достоверных хадисов от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по поводу соблюдения поста весь месяц Раджаб полностью, а также нет никаких достоверных хадисов по поводу соблюдения поста весь месяц Ша’бан. Кроме того, не дошло до нас, чтоб кто-то из сподвижников постился эти два месяца полностью. Достоверно известно, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, полностью постился только месяц Рамадан. Т.к. сообщается в достоверном хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: "Иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение целого месяца, кроме Рамадана, как не видела я, чтобы (в каком-нибудь месяце) постился он больше, чем в Шагбане". (аль-Бухари, 1969; Муслим, 1156 (175)).
Не выделять Раджаб для поста
خَرَشَةَ بْنِ الْحُرِّ قَالَ: رَأَيْتُ عُمَرَ يَضْرِبُ أَكُفَّ النَّاسِ فِي رَجَبٍ حَتَّى يَضَعُوهَا فِي الْجِفَانِ وَيَقُولُ: كُلُوا فَإِنَّمَا هُوَ شَهْرٌ كَانَ يُعَظِّمُهُ أَهْلُ الْجَاهِلِيَّةِ
Хараша ибн аль-Хурр рассказывал: «Я видел, как ‘Умар (да будет доволен им Аллах) бил по рукам тех людей, кто постился в месяц Раджаб, пока они не протягивали руки к еде, и говорил при этом: “Ешьте, ибо это месяц, который возвеличивался во времена невежества (джахилийя)”».
Ибн Аби Шейба 9758
Совершение Умры (малого паломничества) в месяц Раджаб
Нельзя выделять месяц Раджаб для совершения Умры, наделяя эту умру какими-либо достоинствами, т.к. нет достоверных доказательств, указывающих на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал умру в месяц Раджаб или на то, что он сказал о его достоинстве. Муджахид ( один из табиинов) сказал: «Тут мы услышали, как мать правоверных ‘Аиша чистит зубы в своей комнате, и ‘Урва сказал: "О матушка, о мать правоверных, слышишь ли ты, что говорит Абу ‘Абд ар-Рахман (Ибн Умар)?" Она спросила: "Что же он говорит?" (‘Урва) сказал: "Он говорит, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил умру четырежды, (в том числе) — один раз в Раджабе". (На это) она сказала: "Да помилует Аллах Абу ‘Абд ар-Рахмана! (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) не совершил ни одной Умры без него, но он никогда не совершал умру в Раджабе!"» (аль-Бухари, 1776). Также шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да смилуется над ним Аллах, сказал в своих фетвах: «Что касается выделения некоторых дней месяца Раджаб для совершения малого паломничества или для совершения каких-либо других видов поклонения, то всё это не имеет никакой основы в Исламе, как об этом утверждал имам Абу Шама в своей книге «Ал-Бида’ уаль Хауадис». А именно, он сказал, что не следует выделять какое-либо время для совершения определённых видов поклонения, если оно не было выделено Шариатом. Т.к. нет превосходства определённого времени над другим временем, кроме того, на который указал Шариат и выделил его (время), наделив особенностями. Поэтому учёные порицали выделение месяца Раджаб для многократного совершения умры. Что же касается человека, который направился для совершения умры в этот месяц без убеждения в том, что в этом есть какое-либо достоинство, или его поездка просто совпала с месяц Раджаб, то в этом нет ничего предосудительного».
Молитва Рагайиб
Это намаз, совершаемый в первую ночь на пятницу месяца Раджаб, который выдумали некоторые шарлатаны.
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это скверное и порицаемое нововведение, состоящее из множества порицаемых вещей. Является обязанностью оставление этого нововведения, и порицание тех, кто делает его». («Фетвы имама ан-Навави», стр.57).
Ученый Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Намаз-рагайиб – это нововведение по единогласному мнению учёных-имамов, т.к. совершение этого намаза не предписано ни Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни его халифами. Ни один из имамов религии такие, как имам Малик, Аш-Шафи’и, Ахмад, Абу Ханифа, Ас-Саури, Аль-Ауза’и, Ал-Лейс и другие, не одобрили совершение этого намаза. А приводимый хадис по поводу намаза-рагайиб, является ложью по единогласному мнению всех хадисоведов». («Маджу’ аль-фатава», 23/134).
Ибн ан-Наххас, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это (намаз-рагайиб) нововведение, а хадис, приводимый по этому поводу, является придуманным в соответствии с единогласным мнением всех хадисоведов». («Танбих аль-Гофилин», 496).
Учёный Ат-Тартуший, разъяснил начало данному нововведению, сказав: «Сообщил мне Абу Мухаммад аль-Макдиси: «Молитва рагайиб, которая совершается в месяц Раджаб и Шагбан, совершено не существовала в Бейт аль-Макдис (мечеть аль-Акса в Йерусалиме). Впервые её придумали у нас в 448 году (по хиджре, лунному мусульманскому календарю), когда к нам в Бейт аль-Макдис прибыл человек из Набилиса, известный под именем Ибн Абу Хамра, который отличался прекрасным чтением Корана. Именно он впервые совершил в мечети аль-Акса ночной намаз в середине Шагбана…Что касается намаза, совершаемого в месяц Раджаб, то впервые стали совершать её у нас в Бейт аль-Макдис после 480 года (по хиджре, лунному мусульманскому календарю)». («Аль-хауадис уа аль-бида’», 103).
Также по поводу хадиса о молитве рагайиб и о том, что он является придуманным упомянули в своих трудах Ибн Аль-Джаузи, Абу аль-Хаттаб, Абу Шама, Ибн Раджаб, Абу аль-Фадль ибн Наср и другие.
Празднование ночи переселения и вознесения (аль-Исра уа аль-Ми’радж)
Данное событие празднуется в ночь на двадцать седьмое число месяца Раджаб, хотя никакой достоверной информации ни по поводу даты этого дня и ни по поводу лигитимности его празднования не существует. Более того существует большое разногласие среди историков в вопросе даты данного события. Ученый Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, по этому поводу сказал: «Приводится (в некоторых книгах), что в месяц Раджаб произошли значимые события, однако ни одна эта информация не достоверна. Так приводится, что, якобы, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился в первую ночь этого месяца, или, что он стал пророком в двадцать седьмой день месяца Раджаб, а некоторые сказали, что это произошло в двадцать пятый день, однако, всё это не достоверно». («Латоиф аль-Ма’ариф», 233).
Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, был спрошен по поводу поста в 27 день месяца Раджаб и выделения этой ночи среди других для совершения ночных молитв. На что он ответил: «Пост в 27 день месяца Раджаб и выделение этой ночи для совершения ночных молитв является нововведением в религии, а любое нововведение – это заблуждение». («Маджму’ аль-фатава», Ибн Усеймина, 20/440).
Кроме того, некоторые, будучи убеждёнными в особенностях этого месяца, дополнительно совершают различного рода поклонения: раздача милостыни, закалывание животного и т.д. Однако, как уже упоминалось выше, мы не можем и не имеем права выделять для самих себя определённые дни и посвящать в них определённые виды поклонения. Т.к. в вопросах поклонения мы мусульмане должны следовать только строго Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Если же, что-то не будет соответствовать этим двум основам (Корану и Сунне), то оно будет отвергнуто, вне зависимости от того: совершает ли человек это нововведение из благих целей или дурных. Т.к. Всевышний Аллах уже довел до нас Свою религию в совершенстве, и эта совершенная религия, Ислам, не нуждается ни в добавлениях, ни в сокращениях. Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам». (Коран, 5/3). В сборнике имама Бухари передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто внесёт в наше дело (Ислам) то, что не из него (нововведение), то у него это будет отвергнуто» (аль-Бухари, 2697), а у Муслима передаётся: «Кто совершил дело, которое не соответствует нашему делу, у того будет отвергнуто (будет отвергнуто это нововведение)». (Муслим, 1718).
У многих может возникнуть вопрос: а что же тогда можно делать в этот запретный месяц Раджаб?! Ответ прост: необходимо осознать, что этот месяц запретный, поэтому следует более серьёзнее подойти к вопросу оставления грехов, и совершения благих дел. Необходимо покаяться перед Аллахом, и начинать готовиться к месяцу Рамадан, путём дополнительных постов, утверждённых Пречистой Сунной, путём прошения У Всевышнего здоровья и сил для выполнения предписанных поклонений.
Раджаб является вторым из четырех священных (запретных) месяцев (ашхуруль-хурум) в исламском календаре. Всевышний Аллах, сказал:
إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ وَقَاتِلُوا الْمُشْرِكِينَ كَافَّةً كَمَا يُقَاتِلُونَكُمْ كَافَّةً وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ مَعَ الْمُتَّقِينَ
«Поистине, число месяцев у Аллаха (в году) — двенадцать. Так было записано в Книге (Хранимой скрижали) в день, когда Аллах создал небеса и землю. Четыре (месяца) из них — запретные (Зуль-Каада, Зуль-Хиджжа, Мухаррам и Раджаб). Это правильная религия, поэтому не будьте в них (в запретные месяцы) несправедливы к самим себе (грехами). Сражайтесь с язычниками — всеми вместе (во все месяцы), как они сражаются с вами всеми вместе. Знайте, что Аллах — с богобоязненными (помогает им и поддерживает их)». (Ат-Тауба, 36).
В другом аяте Аллах предостерегает верующих от кровопролитий, любые притеснения и преступления совершенные в запретном месяце будут иметь еще большую тяжесть:
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الشَّهْرِ الْحَرَامِ قِتَالٍ فِيهِ ۖ قُلْ قِتَالٌ فِيهِ كَبِيرٌ
«У тебя (Мухаммад) спрашивают о сражении в заповедный месяц. Ответь: «Сражаться в этот месяц — большой грех». (Аль-Бакара, 217).
Названия этих запретных месяцев упоминаются в достоверном хадисе. Передается от Абу Бакра (радиаллаху ‘анху) что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
السنةُ اثنا عَشَرَ شَهْرًا، منها أربعةٌ حُرُمٌ: ثلاثٌ مُتَوَالِيَاتٌ: ذُو القَعْدَةِ، وذُو الحَجَّةِ، والمحرمُ، ورَجَبُ مُضَرَ الذي بين جُمَادَى وشَعْبَانَ
“Год состоит из двенадцати месяцев. Четыре из них запретные: три приходят поочерёдно – зуль-ка‘да, зуль-хиджа и мухаррам, а (четвёртый месяц) раджаб мударр, который находится между месяцами джумада и ша‘бан”. (Аль-Бухари 4662; Муслим 1679).
Эти месяцы именуются запретными по двум причинам:
- Из-за запрета сражений в эти месяцы, если только враг не нападет сам.
- Из-за того, что нарушения и совершения запретного в эти месяцы серьезнее, чем в иные месяцы.
Поэтому Всевышний Аллах запретил грешить в эти месяцы:
فَلا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ «…поэтому не будьте в них (в запретные месяцы) несправедливы к самим себе (грехами)…» (Ат-Тауба, 36).
Поэтому, в эти месяцы Всевышний Аллах приказал мусульманам особенно стараться воздерживаться от греха и от войн, даже с язычниками. Несмотря на то, что совершение грехов и ослушание Аллаха запрещено во все месяцы года, в запретные месяцы этот запрет еще сильнее.
Раджаб — это арабское слово, оно имеет несколько значений, его корень «тарджиб» обозначает почитание и уважение. Действительно, даже до появления Ислама язычники уважали Раджаб, с приближением запретного месяца они приостанавливали межплеменные конфликты.
В одном хадисе описывается их жизнь до Ислама. Абу Раджа аль-Утариди (радиаллаху ‘анху), сообщил:
«Мы поклонялись камням (до ислама). Но когда мы находили лучший камень, чем предыдущий, мы выбрасывали предыдущий камень и брали последний. Если мы не находили камень, мы брали землю (почву), приносили овцу и доили эту овцу над ней, и исполняли вокруг этого тауаф. Когда приходил месяц Раджаб, мы (прекращали воевать), называя этот месяц “съемником железа”, ибо в течение него мы снимали и выбрасывали железные части всех копьев и стрел». (аль-Бухари)
Как пишет Хафиз ибн Раджаб (рахимахуллах) в «Латаифуль-Маариф», на с. 163, объясняя значимость этих месяцев, ученые отмечают, что добрые дела, совершенные в течение этих месяцев считаются более добродетельными, а злые – более отвратительными перед Аллахом.
Существует множество хадисов, где говорится о ценности и достоинствах этого месяца, но многие из них вымышленные. Однако, нам следует помнить, что многие важные события исламской истории произошли именно в этом месяце, — такие как ночное путешествие и вознесение (исра уаль-мирадж), битва при Табуке, освобождение мечети Аль-Акса от крестоносцев в 538 году хиджры.
Когда появлялась молодая луна месяца Раджаб, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил мусульманам о необходимости готовиться к приходу Рамадана. Эти два месяца, то есть Раджаб и Ша‘бан, даны нам именно для этого (чтобы готовиться к Рамадану). Люди обычно «живут, чтобы видеть» различные достижения в своей жизни, но верующий, наоборот, живет ради того, чтобы достичь таких священных месяцев как эти месяцы.
Дуа в начале месяца
Анас ибн Малик (радиаллаху ‘анху) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) имел обыкновение произносить следующее дуа, когда начинался месяц Раджаб:
اَللّٰهُمَّ بَارِكْ لَناَ فِيْ رَجَبٍ وَشَعْبانَ وَبَلّغْنَا رَمَضَانْ
«Аллахумма барик ляна фи Раджабин уа Ша‘бана уа балли‘на Рамадан».
«О Аллах, даруй нам баракат (благословения) Раджаба и Ша‘бана и позволь нам дожить до Рамадана». (См.: Шуабуль-Иман, 3534, Мухтасар Заваид Баззар, 662, Аль-Азкар, 549. Хафиз Ибн Раджаб говорил, что это сообщение показывает достоинства чтения данного дуа. Латаиф, стр. 172).
Пост
Что касается вопроса практики соблюдения поста в Раджаб, то ученые по хадису единогласны в том, что нет хадисов, которые подтверждают желательность поста в какое-то особое число этого месяца.
Есть несколько хадисов, которые подтверждают общее достоинство поста в любой день месяца Раджаб, поскольку Раджаб – это один из четырех священных месяцев. Любой ибадат, совершенный в один из этих месяцев (Раджаб, Зуль-када, Зуль-хиджжа, Мухаррам) будет более ценным. (Табийнуль Аджаб, стр. 7-11, Латаифуль Маариф, стр. 228, Аль-Адаб фи Раджаб, стр. 25)
Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что, в общем, нам следует соблюдать по возможности дополнительный (нафиль) пост в месяце Раджаб, и что, его учителя многократно произносили истигфар в этом месяце. (Аль-Адаб фи Раджаб, стр. 30).
Не выделять Раджаб для поста
خَرَشَةَ بْنِ الْحُرِّ قَالَ: رَأَيْتُ عُمَرَ يَضْرِبُ أَكُفَّ النَّاسِ فِي رَجَبٍ حَتَّى يَضَعُوهَا فِي الْجِفَانِ وَيَقُولُ: كُلُوا فَإِنَّمَا هُوَ شَهْرٌ كَانَ يُعَظِّمُهُ أَهْلُ الْجَاهِلِيَّةِ
Хараша ибн аль-Хурр рассказывал: «Я видел, как ‘Умар (да будет доволен им Аллах) бил по рукам тех людей, кто постился в месяц Раджаб, пока они не протягивали руки к еде, и говорил при этом: “Ешьте, ибо это месяц, который возвеличивался во времена невежества (джахилийя)”».
Знаменательные события
В истории всех народов есть значительные события, особые дни, недели и месяцы. Мусульманская история не является исключением, наоборот, наша история богата событиями и явлениями, достойными упоминания. Это неудивительно, если учитывать тот факт, что исламская цивилизация в 7 веке (по григорианскому календарю) принесла в мир новый рассвет, который сначала утвердился на Ближнем Востоке, а потом покорил множество земель по всему миру, неся с собой знания, цивилизованность и реальный прогресс.
Хорошо известно, что самый значительный месяц мусульманского лунного календаря – это Рамадан. Месяц, имеющий непревзойденное значение, как во время жизни Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям), так и после его смерти. По сравнению с его значимостью, другие 11 месяцев кажутся незначительными. Однако все другие месяцы также имеют свой особенный смысл. Поскольку сейчас месяц Раджаб, мы подробнее поговорим о его истории. В частности, этот месяц стал свидетелем пятерых событий исламской истории, из числа тех, которые меняют ход истории человечества.
На 10-м году пророчества (примерно 620 год), в месяце Раджаб произошло событие, известное как аль-Исра уаль-Мирадж. За одну ночь Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) чудесным образом был перенесен из Мекки в Иерусалим, а затем поднялся на небеса и за их пределы. Духовное значение этого чудесного путешествия сравнимо лишь с важностью времени начала пророческой миссии. В это время наш Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) находился в тяжелой ситуации: он потерял своего дядю Абу Талиба, который защищал его с самого начала его призыва, и тогда же скончалась его любимая жена Хадиджа (радиаллаху ‘анха). Мусульмане подвергались гонениям и открытым преследованиям со стороны язычников Мекки. Именно в этой тяжелой ситуации, в разгар борьбы между Исламом и куфром, Аллах пожелал явить Своему избранному рабу некоторые из Его самых великих знамений, переселив Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) к священной мечети (Аль-Акса) в Иерусалиме, а оттуда в высшие пределы, где он удостоился беседы с Аллахом.
В честь этого события одна из сур Корана носит название «Перенес Ночью», которая начинается так:
سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَىٰ بِعَبْدِهِ لَيْلًا مِنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الْأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا ۚ إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
«Пречист (от всех недостатков) Тот, кто (молниеносно) перенес ночью Своего раба (Мухаммада) из мечети аль-Харам (в Мекке) в мечеть аль-Акса (в Иерусалиме), окрестности которой Мы благословили (плодородием) — (перенес) чтобы показать ему (Мухаммаду) некоторые из Наших знамений. Поистине, Он (Всевышний Аллах) — Слышащий, Видящий». (Аль-Исра, 1).
Имам Ибн Джузай в «Ат-Тасхиль», 2/853 пишет, что расстояние, которое проходят за сорок ночей, было пройдено за часть одной ночи, и в этом чудо (муджиза).
Также, в этом месяце, как передают имамы Бухари и Муслим, Всевышний Аллах вменил мусульманам совершение обязательной пятикратной молитвы. Сначала, пророку Мухаммаду (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и верующим Всевышний повелел совершать 50 обязательных молитв, ежедневно, но хвала Аллаху, Всевышний уменьшил количество до пяти (5), а награду оставил как за пятьдесят (50) намазов.
Раджаб также видел одну из славных военных побед Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). В 9-м году хиджры произошел поход на Табук, который знаменовал установление власти Ислама на всем Аравийском полуострове. Несмотря на сильную жару и тяготы длительного путешествия, мусульмане неуклонно продвигались к Шаму.
В Табуке расположилась лагерем византийская армия, готовая совершить набег на земли мусульман, но когда они услышали о размере и силе мусульманской армии, приближающейся к ним, и что ее ведет сам Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), они испугались и обратились в бегство под защиту своих крепостей. Благодаря этому Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) смог занять Табук без боя. Он оставался там в течение месяца, подавляя незначительное сопротивление язычников, а также разослал письма правителям областей, находящихся под контролем Византии, которые заключили с ним мир и согласились платить джизью.
Ещё одно событие также произошло в месяце Раджаб, в 583 году по хиджре (1187 году григорианского календаря), когда султан Салахуддин (рахимахуллах) выступил с войском на Иерусалим и освободил его от крестоносцев, которые правили им почти столетие. Это завоевание сыграло важную роль не только из-за значимости Иерусалима в Исламе, но и вследствие его (Иерусалима) важности для крестоносцев в их усилиях покорить исламские земли. Несколькими месяцами до этого, Салахуддин уничтожил армию крестоносцев под командованием Лузиньяна и Раймонда 3-его Триполийского в битве при Хаттине. Это поражение было большим бедствием для крестоносцев и явилось тем моментом, который повернул историю крестовых походов в пользу мусульман.
Спустя почти 800 лет, в 1342 году хиджры (в 1924 году) в месяце Раджаб снова произошло чрезвычайно важное событие для мусульманской уммы. На этот раз оно было печальным, хотя, разумеется, достойным упоминания. 28 Раджаба Османский халифат был официально упразднен Мустафой Кемалем-пашой (известным под именем Ататюрк). Халифат, который веками объединял мусульман, и где полностью реализовывались законы Шариата, был упразднен. Учреждение, которое на протяжении веков было защитой мусульман, был разрушено. Лишившись этой защиты, мусульмане, их ресурсы и их земли, превратились в легкий трофей колонизаторов-не-мусульман, которые периодически дергали за ниточки, чтобы убедиться, что халифат уничтожен и заменен светской властью.
Эти события в исламской Истории — действительно исторические. Это события, которые установили курс нашей истории в определенном направлении. Это события, достойные того, чтобы мы их помнили. Нам следует размышлять над положением нашей уммы и оценивать их в свете наших исламских обязанностей. Наша память этих событий содержится в нашей решимости выполнить свои обязательства перед нашим Создателем в меру наших возможностей.
Поскольку мы вступили в месяц Раджаб, нам следует ознакомиться с нашей великой историей и воспользоваться возможностью, чтобы совершить все вышеперечисленные вещи искренне и со стремлением к довольству Аллаха.
Нам следует размышлять над событиями ночи Исра уаль-Мирадж и спросить себя: когда мы оказываемся в центре борьбы между верой и неверием, на этот раз в форме светского либерализма, выбираем ли мы Ислам в качестве доминирующей составляющей нашей жизни?
Нам следует размышлять над положением Аль-Кудса: в наше время святой город уже более чем 50 лет находится в оккупации.
Нам следует поразмыслить над положением уммы: предпринимаем ли мы усилия для объединения мусульман и возрождения духа Ислама? Что мы делаем для того, чтобы Шариат реализовывался в нашей личной жизни? Выполняем мы свое предназначение быть примером для человечества, приводя его к прогрессу и успеху в обоих мирах?
Мы должны задать эти вопросы и извлечь уроки из нашей истории, поскольку речь идет не только о нашем прошлом, но и о нашем будущем.
И так, Раджаб является одним из значимых месяцев. Шейх Абу Бакр Бальхы (рахимахуллах), говорил: «Раджаб – это месяц, в котором мы сажаем семена блага, т.е, увеличиваем наш ибадат. В Ша‘бан мы поливаем их, чтобы пожинать плоды в Рамадан». (Латаиф, стр. 173).
Примечательны слова уважаемого муфтия Мухаммада Таки Усмани аль-Ханафи: «Ислам не предписывает ни особого вида поклонения в месяце раджабе, ни ритуала в какой-то из его дней. Но поскольку данный месяц является прологом к месяцу рамадану, им следует воспользоваться, чтобы подготовить себя к рамадану. Следует молить Аллаха о том, чтобы дожить до благословенного рамадана и извлечь пользу из его уникальных достоинств». (Исламские месяцы, стр. 42).
Поэтому, иншаАллах нам нужно по больше в этот месяц просить прощения, читать дополнительные намазы, делать дуа, не считая, что это сунна, если с намерением очиститься перед Рамаданом и из-за уважения к запретному месяцу, то это будет просто замечательно.
Просим у Всевышнего Аллаха полезных знаний, искренности и праведных дел, дабы оказаться в Судный День из числа преуспевших!
В конце прошу Всевышнего Аллаха о том, чтобы каждый из нас провел этот запретный месяц в поклонениях, совершая добрые поступки! Не теряйте попусту время! Помогайте тем, кого знаете и не знаете, проявляйте больше стараний на пути поклонения Всевышнему! Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!