Наши могилы уже ждут нас...

Наши могилы уже ждут нас...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

قبورنا تُبنى ونحن ما تُبنا

ياليتنا تُبنا من قبل أن تُبنى

Могилы наши строятся, а мы еще не покаялись. О, если бы мы покаялись до того, как они построятся...

«Смерть - это подарок для верующего» (Тирмизи). Объяснением этого хадиса является то, что смерть воссоединяет верующего со своим Господом, а также, что после смерти верующего ждет великая награда от Всевышнего Аллаha - Рай (Джаннат).

Вера в последний день подразумевает собой веру во всё то, на что в связи с этим указывают Коран и сунна, а именно — во всё то, что связано со смертью и тем, что за ней после­дует.

Вера в то, что касается смерти, включает в себя нижесле­дующее:

1. Веру в то, что в мире этом смерть для всего живого неизбежна. Аллах Всевышний сказал:

 كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ ۖ ثُمَّ إِلَيْنَا تُرْجَعُونَ 

«Каждая душа вкусит смерть, а потом к Нам вы будете возвращены». Сура «Паук», аят 57. Аллах Всевышний также сказал:

 كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ ۚ لَهُ الْحُكْمُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ 

«Всё сущее тленно, кроме лика Его. Ему решать, и к Нему вы будете возвращены». Сура «Рассказ», аят 88.

2. Веру в то, что срок каждого точно определён, и никто не в силах ни оттянуть, ни опередить его. Срок этот известен Аллаху, который не только установил его, но и определил при­чину смерти каждого. Аллах Всевышний сказал:

 وَمَا كَانَ لِنَفْسٍ أَنْ تَمُوتَ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ كِتَابًا مُؤَجَّلًا 

«Ни один человек не умрёт, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный Им срок». Сура «Семейство Имрана», аят 145. Аллах Всевышний также сказал:

 وَلِكُلِّ أُمَّةٍ أَجَلٌ ۖ فَإِذَا جَاءَ أَجَلُهُمْ لَا يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً ۖ وَلَا يَسْتَقْدِمُونَ 

«И для каждой религиозной общины — свой срок. Когда наступает их срок, они не могут ни оттянуть его ни на час, ни опередить». Сура «Преграды», аят 34.

3. Веру в то, что о сроке этом известно только Аллаху. Аллах Всевышний сказал:

 وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَاذَا تَكْسِبُ غَدًا ۖ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ 

«Никто не знает, что случится с ним завтра, и никто не знает, в какой земле он умрёт. Поистине, Аллах — Знающий, Всеведущий». Сура «Лукман», аят 34.

4. Веру в то, что перед смертью случается то, о чем говорил Аллах Всевышний:

 حَتَّىٰ إِذَا جَاءَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ تَوَفَّتْهُ رُسُلُنَا وَهُمْ لَا يُفَرِّطُونَ 

«…Пока к кому-нибудь из вас не придёт смерть, и тогда упокоят его Наши посланцы, а они ничего не упускают». Сура «Скот», аят 61. Аллах Всевышний также сказал: 

فَلَوْلَا إِذَا بَلَغَتِ الْحُلْقُومَ {83} وَأَنْتُمْ حِينَئِذٍ تَنْظُرُونَ {84} وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْكُمْ وَلَٰكِنْ لَا تُبْصِرُونَ 

«Когда дух кого-либо из вас подступает к горлу и вы воочию видите это, то Мы ближе к нему, чем вы, хотя вы этого и не видите…». Сура «Событие», аяты 83-85.

Здесь речь идёт о том, что когда дух умирающего подсту­пает к его горлу, наступает агония. В это время присутствующие смотрят на него, что же касается Аллаха Всевышнего, то Он больше знает об умирающем, чем люди, и ангелы Его ближе к нему, чем они, но они не видят этого.

Когда умирает грешный и несправедливый человек, он жа­леет обо всём, что делал, и хочет вернуться обратно в мир этот. Аллах Всевышний сказал:

 حَتَّىٰ إِذَا جَاءَ أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ رَبِّ ارْجِعُونِ {99} لَعَلِّي أَعْمَلُ صَالِحًا فِيمَا تَرَكْتُ ۚ كَلَّا ۚ إِنَّهَا كَلِمَةٌ هُوَ قَائِلُهَا ۖ وَمِنْ وَرَائِهِمْ بَرْزَخٌ إِلَىٰ يَوْمِ يُبْعَثُونَ 

«Когда же перед кем-либо из них предстанет смерть, он взмолится: “Господи! Верни меня: быть может, я совершу праведное дело в том, чем я пренебрёг!” Нет же! То, что он говорит, всего лишь слова, а по­зади тех, кто покидает мир — преграда, которая останется до тех пор, пока их не воскресят». Сура «Верующие», аяты 99-100.

Что же касается извлечения из тела духа неверного, то об этом Аллах Всевышний сказал так:

 وَلَوْ تَرَىٰ إِذِ الظَّالِمُونَ فِي غَمَرَاتِ الْمَوْتِ وَالْمَلَائِكَةُ بَاسِطُو أَيْدِيهِمْ أَخْرِجُوا أَنْفُسَكُمُ ۖ الْيَوْمَ تُجْزَوْنَ عَذَابَ الْهُونِ بِمَا كُنْتُمْ تَقُولُونَ عَلَى اللَّهِ غَيْرَ الْحَقِّ وَكُنْتُمْ عَنْ آيَاتِهِ تَسْتَكْبِرُونَ 

«О, если бы ты видел, как грешники пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают руки и говорят: “Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня воздастся вам унизительным наказанием за то, что вы возводили ложь на Аллаха и пренебрегали Его знамениями!”». Сура «Скот», аят 93. Это значит, что ангелы протягивают к грешнику руки, на­нося ему удары и мучая его.

В «Муснаде» имама Ахмада и других сборниках приводится хадис, передаваемый со слов аль-Бара’ бин Азиба, да будет до­волен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда верующий раб отправляется в мир иной, покидая мир этот, к нему спускаются с небес ангелы, лица которых си­яют как солнце. С собой они приносят саваны и благовония из рая и усажи­ваются вокруг него на всём пространстве, насколько хватает глаз, а потом к нему является ангел смерти, который усажива­ется у его изголовья и говорит: “О душа добрая, изыди к про­щению и благоволению Аллаха!” И душа начинает вытекать из его тела подобно воде, вытекающей из меха, и ангел смерти принимает её, другие же ангелы не оставляют эту душу в его руках ни на миг, но забирают её и заворачивают в саван из рая и умащают её благовониями из рая, после чего от неё начинает исходить благоухание, подобное благоуханию лучшего мускуса, и они возносятся вместе с ней вверх». Далее пророк ﷺ сказал:

«Что же касается раба неверного, то когда он покидает мир этот, спускаются к нему с небес ангелы с чёрными лица­ми, которые приносят с собой грубые власяницы и усаживаются вокруг него на всём пространстве, насколько хватает глаз, а потом к нему является ангел смерти, садится у его изголовья и говорит: “О душа скверная, изыди ко гневу и ярости, Аллаха!”, — после чего он выхватывает её из тела, подобно тому, как выдирают зазубренное железо из мокрой шерсти, а другие ангелы сразу же забирают её, чтобы завернуть в одну из этих власяниц, и от неё начинает исходить самое отвратительное зловоние, которое только бывает на земле, а потом они возносятся с ней».

Итак, после смерти происходят великие и важные события, часть которых имеет место в могиле, а часть произойдёт после воскресения из мёртвых

Вот что происходит с человеком в могиле:

Испытание могилы

После того, как покойного укладывают в могилу, он подвер­гается испытанию, так как к нему являются двое ангелов, кото­рые спрашивают его: “Кто Господь твой? Какова твоя религия? Кто тот человек, который был послан к вам?” Что касается ве­рующего, то он ответит: “Мой Господь — Аллах, а моя религия — Ислам”, — в ответ же на третий вопрос скажет: “Он — раб Ал­лаха и посланник Его”. Что же касается неверного, то он на все вопросы будет отвечать: “Ха! Ха! Не знаю”, — а лицемер или сомневающийся скажет так: “Не знаю, я только слышал, как люди гово­рили что-то, и повторял то же самое”.

Блаженство и мучения могилы

После испытания, которому покойный подвергается в моги­ле, он останется там до самого дня воскресения, испытывая блаженство или подвергаясь мучениям, что касается и тела, и духа, или же одного только духа.

Об испытании, которое ждет каждого в могиле и которое связано с вопросами двух ангелов, говорится во многих аятах и хадисах, где сообщается также о блаженстве или мучениях, во что необходимо верить в целом и в частнос­тях, но мы не будем говорить о том, как именно это будет происходить.

Указания, свидетельствующие об этом:

Аллах Всевышний сказал:

يُثَبِّتُ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ 

«Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мире этом и в мире ином…». Сура «Ибрахим», аят 27. Аллах Всевышний также сказал:

 وَحَاقَ بِآلِ فِرْعَوْنَ سُوءُ الْعَذَابِ {45} النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوًّا وَعَشِيًّا ۖ وَيَوْمَ تَقُومُ السَّاعَةُ أَدْخِلُوا آلَ فِرْعَوْنَ أَشَدَّ الْعَذَابِ 

«…и род фараона поразила наихудшая кара — огонь, куда их ввергают утром и вечером, когда же на­ступит час этот, скажут: “Подвергните род фараона самому су­ровому наказанию!”». Сура «Прощающий», аяты 45-46.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов аль-Бара’ бин Азиба, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк ﷺ сказал: «После того, как верующего усадят в могиле его, к не­му придут, и он принесёт свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, на что и указывают слова Всевышнего: «Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мире этом и в мире ином…». Сура «Ибрахим», аят 27.

В хадисе, приводимом в «Муснаде» имама Ахмада, со слов аль-Бара’ бин Азиба, да будет доволен им Аллах, начало которого было приведено нами выше, сообщается также, что сначала ангелы возносятся с духом покойного, а потом возвра­щают его на землю.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «И его дух возвратят в тело, после чего к нему придут два ангела, усадят его и скажут ему: “Кто Господь твой?” Он ответит: “Господь мой — Аллах”. Потом они спросят: “Какова твоя религия?” Он ответит: “Моя религия — Ислам”. Потом они спросят его: “Кто тот человек, который был послан к вам?” Он ответит: “Он — посланник Аллаха”. Тогда они спросят его: “Откуда ты знаешь это?” Он ответит: “Я читал Книгу Аллаха и уве­ровал в неё”. И тогда с небес раздастся голос: “Раб Мой ска­зал правду, постелите же ему постель из Рая и откройте пе­ред ним врата рая”, — после чего его охватит радость и он ста­нет испытывать райское блаженство, а могила его станет просторной, насколько хватает глаз».

Что же касается неверного, то о нём посланник Аллаха ﷺ сказал так: «И дух его возвратят в тело, после чего к нему явятся два ангела, усадят его и спросят: “Кто Господь твой?” Он от­ветит: “Ха! Ха! Не знаю”. Тогда они спросят: “Кто тот человек, кото­рый был направлен к вам?” Он снова ответит: “Ха! Ха! Не знаю”, — и тогда с неба раздастся голос: “Лгал он, постелите же ему ло­же из огня и откройте перед ним врата ада!”, — после чего его охватит жар ада, и могила его станет узкой и перемешаются между собой его ребра».

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, сообщившего о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «После того как раба Аллаха положат в могилу его, а хоронившие его уйдут, и он услышит стук их сандалий, к нему явятся два ангела, усадят его и спросят: “Что скажешь ты об этом чело­веке?” И верующий ответит: “Свидетельствую, что он — раб Алла­ха и посланник Его”, — после чего ему скажут: “Посмотри на мес­то своё в огне, которое Аллах заменил тебе на место в раю!”, — и он увидит и то, и другое. Что же касается лицемера, то ког­да его спросят: “Что скажешь ты об этом человеке?”, — он ответит: “Нe знаю, я говорил то же, что и другие люди”. Тогда они скажут: “Ты не знал и не читал”, — и нанесут ему удар же­лезными молотками, а он закричит так, что крик этот услышат все находящиеся вокруг него, кроме людей и джиннов».

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообшившего, что однажды пророк ﷺ, проходивший мимо двух могил, сказал: «Поистине, их под­вергают мучениям, и мучают их не за большой грех”, — а потом он сказал: “Да, один из них распространял клевету, дру­гой же не прикрывался от собственной мочи”, — а после этого пророк ﷺ взял све­жую пальмовую ветвь, разломал её надвое, воткнул половинки на каждую из могил и сказал: “Может быть, они будут облегчать их страдания, пока не засохнут”».

Сообщается также, что пророк ﷺ обращался к Аллаху с мольбами защитить его от мучений могилы и повелевал другим делать то же самое, о чем свидетельствуют многие хадисы.

Мучения могилы бывают двух видов:

1. Есть такие мучения, которым люди подвергаются постоян­но, как сказал об этом Аллах Всевышний:

 النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوًّا وَعَشِيًّا 

«…огонь, куда их ввергают утром и вечером». Сура «Прощающий», аят 46.

2. Другие же мучения продолжаются некоторое время, а потом прекращаются. Таким мучениям подвергаются некоторые из совершав­ших грехи мусульман, тяжесть мук которых зависит от тяжести их прегрешений. Потом их участь облегчается, чему могут спо­собствовать мольбы или раздача милостыни за них или иные подобные дела.

Часть заблудших отрицала то, что люди будут подвергать­ся в могилах мучениям или испытывать блаженство. Сомнения их были вызваны тем, что они не могли постичь этого эмпиричес­ки, так как никогда не видели, чтобы покойных спрашивали о чём-либо, или они испытывали бы блаженство или мучения.

На это можно ответить следующим образом:

Поскольку источниками всех наших знаний об этом слу­жат Коран и сунна, мусульманину следует признавать и подтверж­дать все эти сведения, чем и отличаются от всех прочих мусуль­мане, верующие в сокрытое и следующие правильным путём благодаря руководству посланника Аллаха ﷺ.

В мире ином действуют свои установления, о которых нельзя судить по тому, что является привычным для нас в мире этом. Это означает, что мы не можем почувствовать, что именно происходит с покойным. Можно утверждать лишь то, что могущество Аллаха велико, а Он судил так, что людям не дано видеть и слышать происходящего в мире ином, ибо они не смогли бы вынести этого и потому, что Он опасался, что они не стали бы хоронить друг дру­га, а также для того, чтобы верующие отличались от прочих.

Человек не в состоянии постичь всё. Так, например, когда Джибриль, мир ему, спускался к пророку ﷺ и беседовал с ним, никто из находившихся рядом с ними не видел и не слышал его. Кроме того, известно, что всё сущее славит Аллаха, однако мы не можем судить о том, как именно это происходит.

Аллах Всевышний и в этом мире позволяет нам видеть нечто подобное, ведь человек иногда может увидеть во сне что-то приятное и радостное, а иногда — что-то совершенно противо­положное этому, хотя на самом деле он спит в своей постели, находясь вдали от того, что он видит, а его сновидения недоступны восприятию окружающих.

Нечто подобное можно сказать и о современных изобретени­ях. Так, мы не можем ощутить процессов, происходящих в элект­рических проводах, пока не прикоснёмся к оголённому проводу, который находится под напряжением, и существует разница между прикасающимися к нему железными и деревянными предметами.

Да простит Аллах наши грехи и прегрешения, и Даст хороший исход. Аминь!