Наша потребность в единобожии

Наша потребность в единобожии

Хвала Аллаху Господу миров!

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

«Знай, что потребность раба в том, чтобы поклоняться только Аллаху, не придавая Ему сотоварищей ни в любви, ни в страхе, ни в надежде, ни в уповании, ни в совершении деяний ради Него, ни в клятвах, ни в обетах, ни в покорности, ни в смирении и возвеличивании, ни в земных поклонах и приближении к Нему, - эта потребность больше потребности тела в духе, и глаза – в зрении.

Более того, эта потребность ни с чем не сравнима, ибо, поистине, истинная сущность раба Аллаха – это его душа и сердце, и не быть душе благой без ее Бога, кроме Которого нет иного бога. Не обрести ей покоя в этом мире, кроме как через поминание Его. Она усердно стремится к Нему и встретится с Ним, и встреча эта неизбежна, и не будет ей благополучия без любви к Нему и подчиненности Ему (убудийя), и без Его довольства ею и почета, оказываемого Им ей.

И какие бы иные наслаждения и радости не приходили к рабу, они оказываются весьма недолговечными. Имеет место переход от вида к виду, от личности к личности. И человек наслаждается этим какое-то время, затем неизбежно подвергается наказанию.

И очень часто то, чем человек пытается наслаждаться, не приносит ему удовольствия и наслаждения. Более того, связь с этим и обретение этого может причинить ему беспокойство и вред. Это наслаждение может оказаться подобным наслаждению страдающему чесоткой, когда он скребет ногтями больные места, расцарапывая их до крови и лишь увеличивая боль и вред, приносимый болезнью, но продолжая делать это, потому что сам процесс этого чесания приносит ему наслаждение.

То же самое можно сказать и о мучениях, которые причиняет сердцу любовь не к Аллаху. Она приносит ему мучения, вред и боль, а наслаждение от такой любви не больше наслаждения страдающего чесоткой.

И разумный человек сравнивает две вещи и выбирает наилучшую и наиболее полезную из них, а Аллах оказывает содействие и помогает, и у Него есть веский довод против рабов, хотя Он и одаривает их бесчисленными милостями.

Таким образом, Бог раба, без Которого рабу не обойтись и Который необходим ему в любой ситуации и в любую минуту, - это Истинный Бог, а все божества, кроме Него, - ложные. Он с ним, где бы он ни был, и его потребность в Нем не сравнима ни с одной другой потребностью, и она превосходит любую иную потребность. Поэтому предводитель исповедующих единобожие и сказал: «Я не люблю тех, кто исчезает» (6:76). А Аллах знает обо всем лучше»

«Тарик аль-хиджратейн»; "Избранное", 2/105-107