Напоминание мусульманам относительно исрафа в употреблении еды и питья

Напоминание мусульманам относительно исрафа в употреблении еды и питья

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных». (7: 31).

Исраф в употреблении еды и питья может выражаться в следующем:

- употребление запретного;

- переедание;

- выбрасывание пригодной еды;

- оставление недоеденного кусочка шайтану, в котором может быть барака;

- нанесение организму вреда перееданием и ожирением:

- постоянное употребление только самой лучшей, разнообразной и дорогой еды.

Со слов аль-Микъдама ибн Ма’дикариба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не наполнял человек худшего сосуда, чем его собственный живот! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы. Но если он пожелает (съесть) больше, то пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а треть – для дыхания». ат-Тирмизи (2380), Ибн Маджах (3349). Хадис достоверный. См. “Фатхуль-Бари” (9/528), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2265).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Этот хадис является основой, собравшей в себе всю медицину. Сообщается, что когда Ибн Масауейх прочитал этот хадис в книге Абу Хайсамы, то сказал: «Если бы люди жили согласно этим словам, то они избавились бы от болезней, а больницы и аптеки опустели бы»”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” (стр. 892).

Ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) рассказывал: “Однажды один человек выпустил отрыжку возле Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал ему: «Избавь нас от своей отрыжки. Поистине, люди, которые насыщались сильнее всех в мире этом, будут голодными сильнее всех в Судный День»”. ат-Тирмизи (2478), Ибн Маджах (3351). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (4491).

Сказал аль-Мунауи в комментарии к этому хадису: “Ведь тот, кто кушает много, много пьёт, вследствие чего он начинает много спать, по причине чего его тело начинает проявлять лень, из-за чего он теряет благодать в своей жизни и проявляет слабость в поклонении своему Господу. Следствием этого станет то, что в Судный День на него не будут обращаться внимания, он будет удалён, останется голодным и растерянным”. См. “ат-Тайсир” (1/312).

Со слов Фатымы, ‘Аиши, Абу Умамы (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся в моей общине люди, которые станут употреблять разноцветную пищу, пить разноцветные напитки, носить разноцветную одежду и использовать красноречие и редкие слова, оскорбляя людей. Они – худшие представители моей общины». Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» (758), Ибн Аби ад-Дунья в «аль-Джу’» (173). Хадис хороший. См. “Тахридж аль-Ихья” (3/92), “Сахих ат-Таргъиб” (2148, 2149).

Под разноцветной едой и питьём речь идёт об употреблении разнообразной и изысканной пищи. Имам ас-Сан’ани сказал: “В этом хадисе содержится указание на порицание употребления разнообразной пищи, не потому что это в основе запрещено, а потому что это влечёт увлечение миром этим и как следствие становится причиной увеличения страстей”. См. “ат-Тануир” (6/495).

Сообщается, что халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах) говорил: “Остерегайтесь мяса, ибо, поистине, к нему есть привыкание так же, как к вину”. Малик (2/935), Ибн Аби ад-Дунья в «аль-Джу’» (282). Сообщение хорошее. См. “Тахкыкъ ат-Тахбир” (7/596).

Сказал аль-Баджи: “Эти слова ‘Умара указывают на предостережение и порицание частого употребления мяса, а также побуждают проявлять умеренность и употреблять более лёгкие продукты питания”. См. “Шарх аль-Мууатта”. (7/253).

Малик ибн Динар говорил: “Не подобает верующему, чтобы его живот был для него самой большой целью, а его страсть брала над ним верх!” Ибн Аби ад-Дунья в «аль-Джу’» (105).

Просим Всевышнего Аллаха не делать нас из числа тех, кому Он скажет в День Суда: «Вы растратили свои блага в своей мирской жизни и насладились ими, а сегодня вашим воздаянием будут унизительные мучения». (46: 20).