Намерение перед совершением намаза и другие вопросы...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Шейх Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Если мусульманин вышел, во время наступления молитвы зухр, из дома с омовением, однако он не намеревался ни на молитву зухр, ни на молитву аср и ни на 'иша. А просто намеревался в душе, что наступила время совершения обязанности, достаточно ли этого намерения или нет?!
Ответ: "Если основываться на раннем приведенном принципе*, то не достаточно, поскольку он не предназначил намерение для совершения молитвы зухр, и это суждение ханбалитского мазхаба.
А другая точка зрения в этом вопросе заключается в том, что такое намерение достаточно, и нет такого условия, что следует предназначить намерение для определенного действия. Поскольку достаточно того, что он намеревается на молитву, а молитва определяется с наступлением времени. И это суждение передают от имама Ахмада, да смилуется над ним Всевышний Аллах. Если он намерился на то, что наступила время совершения обязанности, то этого достаточно. И это мнение правильное, которое мусульмане в силе совершить. Поскольку, порой человек торопливо приходит в мечеть, совершая такбир, присоединяется на молитву к имаму, при этом, не намереваясь на молитву зухр. Однако в его уме то, что наступила время совершения обязанности, и он не вышел из дома, кроме как для этого. Поэтому, если по-нашему мазхабу судить, то мы говорим: "Соверши заново молитву". А если судить по более правильному мнению, то мы говорим: "Не повторяй молитву", - и тем мы приносим покой сердцу. Поскольку, многие попадают в это. Более того, даже имам иногда забывает и совершает такбир с намерением, что наступила время совершения обязанности. Потому, если по мазхабу, то он обязательно совершает заново намаз, но если по более правильному суждению судить, то он не повторяет намаз". (См. "Шарх ал-Арбаъин ан-Нававийа" ли шейх Усаймин, стр. 14).
* - Шейх выше, разбирая хадис: "дела оцениваются по намерению", - упоминал о том, что мусульманину является обязательным различать поклонения друг от друга. И приводил пример, что если мужчина хочет совершить молитву зухр, то ему следует намериться на молитву зухр, дабы различить ее от других молитв. И говорил, что для каждой молитвы следует намереваться.
Сказал Абу Аль-‘Из Аль-Ханафи: "Никто из четырых Имамов, ни Шафи’и ни другие не сказал что произнесение намерения - это условие, единодушное мнение четырех имамов что намерение в сердце, но некоторые из последователй обязывали произносить его (намерение), и появилось новое мнение в Шафи’итском мазhабе! Сказал Ан-Навави: "Это ошибка.". И до этого было единодушное мнение ученых". (Аль-Итиба, стр. 62)
Тот, кто не совершил магриб до того, как прозвучал азан на молитву-иша, может либо присоединиться к коллективной молитве-иша с намерением совершить магриб, либо совершить молитву-иша с имамом, а затем восполнить молитву-магриб самостоятельно
«Тот, кто не совершил магриб до тех пор, пока не будет сделан призыв к молитве-иша, может поступить так:
1. Присоединиться к коллективной молитве-иша с намерением совершения магриба. Когда окончится третий ракят, он может прочитать ташаххуд, а затем произнести таслим, чтобы закончить молитву. После этого он может встать, чтобы присоединиться к последнему ракяту с имамом, или может просто сидеть после ташаххуда, пока имам не завершит молитву, и произнести таслим одновременно с имамом.
2. Совершить молитву-иша с имамом, а затем восполнить пропущенную молитву-магриб, не повторяя молитву-иша снова. Согласно мнению ученых, оба варианта правомочны».
Должны ли совпадать намерения имама и мамумов (следующих за ним)?
Сообщается, что Джабир бин Абдилля, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Обычно Му‘аз бин Джабаль совершал вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, вечернюю молитву, а потом возвращался (домой) и руководил вечерней молитвой своего племени». (аль-Бухари, Муслим).
Имеется в виду, что Му‘аз, стоя имамом, имел намерение на добровольный намаз из четырёх ракаатов, а мамумы позади него делали обязательную молитву иша. Комментарий имама ат-Тирмизи: "Этот хадис верен – как и зиждущиеся на нём дела (поклонения)... аш-Шафи'и, Ахмад и Исхак (Ибн Рахавейх) сказали: «Когда мужчина предстоит на обязательной молитве группы людей, которую он совершил ранее, то намаз тех, кто стоит позади него, дозволен (действителен)», используя в качестве довода этот хадис Джабира, рассказавшего о (поклонении) Му'аза". («Сунану-т-Тирмизи», 2/477-478).
Правда, не все имамы согласились с этим мнением, как о том поведал Ибн Дакык аль-Ид: «В вопросе о том, могут ли имам и мамумы иметь различные намерения, факыхи разделились на несколько мазхабов. Наиболее широкое понимание (хадиса подразумевает) полную дозволенность, т.е. совершающий обязательный намаз может следовать (имамату) того, кто делает добровольную молитву, и наоборот...; таким был мазхаб аш-Шафи'и.
Второе мнение противоположно (первому) и является наиболее узким пониманием (хадиса) – это мнение о том, что различие намерений не дозволено... Третье мнение является средним между ними: совершающему добровольный намаз дозволено следовать за тем, кто выполняет обязательную молитву, но не наоборот. Таким был мазхаб Абу Ханифы и Малика» («Ихкяму-ль-ахкям», 1/298-299).
Очевидно, что наиболее правильно первое мнение – ибо, если Му‘аз бин Джабаль стоял имамом, совершая добровольную молитву, то тем более дозволено делать такой намаз позади имама, выполняющего фард (т.е. обязательную молитву). Приведём в конце ещё одну версию хадиса, которая не оставляет никаких сомнений: «...а потом он (Му‘аз бин Джабаль) уходил к своему народу и молился вместе с ними; для него этот намаз был добровольным, а для них – обязательным» (ад-Даракутни, аль-Байхакы; достоверность подтвердил Ибн Хаджар в «Фатху-ль-Бари», 2/195-196).
Однако, если мусульманин ещё не сделал обязательную молитву, то он не должен, ни стоя за имамом, ни на месте имама, иметь намерение на добровольный намаз, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Когда призовут к молитве, (произнеся икаму), то нельзя совершать молитву, кроме той, к которой призвали!» (Ахмад).
Недавно я и мои братья совершили джамаат (коллективный) намаз. После окончания намаза имам вспомнил, что совершил намаз без омовения и объявил нам об этом. Нужно ли нам восполнить такой намаз?
Нет, вам не надо переделывать намаз. Ваш намаз является действительным по более предпочтительному мнению ученных. Однако намаз самому имаму надлежит восполнить этот намаз, поскольку он недействительный.
Ибн Кудама сказал: «Если имам совершил намаза (с джамаатом) в состоянии малого или большого осквернения, не зная об этом (т.е. и имам и джамаат не знали об этом), до тех пор пока не закончится намаз, то намаз джамаата будет считается действительным, а намаз имама недействительным. Такое мнение передают от Умара, Усмана, Али и Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах). Также, это является мнением имама Малика и имама Аш-Шафии (да помилует их Аллах).
Также передают от Али (да будет доволен им Аллах): «Если человек, в состоянии полового осквернения помолится с людьми (т.е. будучи имамом для них) и завершит (с ними) таким образом намаз, то прикажите ему совершить ритуальное купание и возместить намаз, но не повелевайте им возмещать его.
Если же во время намаза, имам вспомнит , о том, что совершает его без омовения, то он уходит, давая понять об этом, а на его место становится кто-либо из джамаата (коллектива), и завершает намаз имамом.
Ответ дан на основании фетвы с сайта islamqa.info
И вся хвала Аллаху, Господу миров. Всевышний Аллах знает лучше.