Намаз за ахлю Бидъа

Намаз за ахлю Бидъа

Предводитель местной мечети призывает совершать некоторые нововведения. Несколько братьев предостерегли его от нововведений, приведя доказательства своим словам, но он до сих пор настойчиво придерживается их. Советуете ли Вы не посещать человеку пятничную молитву в те дни, в которые, предположительно, этот имам будет призывать к нововведениям (например, призывать отмечать день рождения пророка, половину месяца ша‘бан и пр.)? Что делать человеку, который пришел на пятничную проповедь и услышал, как имам стал призывать к нововведению? Необходимо ли ему тут же подняться и, отправившись домой, совершить обычную полуденную молитву? Или как ему поступить? Будет ли на человеке грех, если он будет присутствовать на подобной проповеди? Ведь некоторые братья советовали имаму оставить нововведения, но он продолжает призывать к ним. Будет ли решение таким же, если он в качестве подтверждения своего мнения во время проповедей приводит слабые или вымышленные хадисы?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Во-первых: Если имам мечети придерживается нововведений, то при нововведениях, являющихся неверием, совершать за ним обычную молитву, молитву пятничную или молитву коллективную строго запрещено. Если же нововведение не выводит его из ислама, то, согласно более достоверному мнению, можно совершать за ним коллективную молитву, молитву обычную и пятничную. Такое решение по этому вопросу настолько часто используется, что стало признаком последователей Сунны. Верное мнение также гласит, что молитву, совершенную за последователем нововведения, исполнять вновь не нужно. Правило гласит: Если верной является молитва человека, то верным будет и его предводительство на ней.

Если человек имеет возможность совершать молитву с имамом, который не делает нововведений, то он обязан совершать молитву за этим имамом, особенно это касается ученых и людей, получающих знания. Это действие согласуется с повелением благого и запрещением порицаемого. Что же касается оставления молитвы за нововведенцем в пользу совершения молитвы дома, то поступать так запрещено во время коллективной молитвы, и уж тем более во время пятничной.

Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек узнал, что предводитель молитвы является нововведенцем, призывает к совершению нововведения, или открыто совершает грехи, и при этом этот имам является установленным имамом на пятничной и праздничной молитве, или во время молитвы в паломничестве на ‘Арафе, то человек совершает молитву за ним, как считали ученые, жившие ранее и ныне. Таков был мазхаб имама Ахмада, аш-Шафи‘и, Абу Ханифы и других.

Поэтому в главах о вероубеждении сказано, что человек совершает пятничную молитву и праздничную за любым предводителем молитвы, невзирая на его благочестие или грешность.

В случае, если в селении имеется только один имам, ситуация такая же. Селение совершает за ним коллективные молитвы, так как коллективная молитва лучше одиночной, даже если имам – грешник.

Такого мнения придерживалось большинство ученых: Ахмад ибн Ханбаль, аш-Шафи‘и и др. И более этого, очевидное мнение мазхаба Ахмада гласит, что коллективная молитва является обязанностью каждого мусульманина. Если человек оставит совершение за имамом-грешником пятничной или коллективной молитвы, то, по мнению имама Ахмада и других ученых Сунны, этот человек становится нововведенцем. Об этом он упоминает в своем сочинении „‘Абдус“; это же говорили Ибн Малик и аль-‘Аттар.

Верное мнение гласит, что человек совершает молитву (за имамом, который совершает нововведения или грехи,) и не совершает её заново. Сподвижники совершали коллективные и пятничные молитвы за имамами, совершающими грехи, и не совершали их заново. Ибн ‘Умар совершал молитву за Хаджаджем, Ибн Мас‘уд и другие совершали молитву за аль-Валидом ибн ‘Укба, который употреблял спиртное и однажды совершил с ними утреннюю молитву в четыре рака‘ата. После он спросил: „Добавить ли еще?“ И тогда Ибн Мас‘уд сказал: „В этот день ты только добавляешь и добавляешь“, и это стало причиной их жалобы на него ‘Усману.

В „Сахих“ аль-Бухари передается, что когда ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, заключили в его доме, (вместо него) имамом в мечети стал другой человек. Тогда один из людей обратился к ‘Усману со словами:„Ты – предводитель людей, а тот человек, что совершает молитву с людьми, является имамом смуты“. ‘Усман сказал: „О сын моего брата, воистину, молитва – одно из лучших деяний, которое совершают люди. Если они совершает благое, то совершай его с ними. Если же они станут творить дурное, то отдались от совершения вреда (вместе с ними)“. Подобных преданий много.

Молитва грешника и нововведенца сама по себе верна, и если человек станет совершать молитву за ними, молитва будет верной, но некоторые ученые считали, что молиться за ними нежелательно, так как мусульманин обязан повелевать благое и запрещать порицаемое. Поэтому, если человек открыто совершает нововведения или грешит, то его не следует назначать имамом для мусульман, но он заслуживает осуждения, пока не покается. И если есть возможность покинуть и прекратить с ним общение, пока он не покается, то это было бы лучше. Ведь если некоторые люди перестанут молиться за ним и станут совершать молитву за другим, то это бы способствовало его покаянию, или его смещению, или к оставлению людьми грехов, которые он совершает. В этих случаях в оставлении молитвы за ним есть польза, но при этом люди не лишаются пятничной и коллективной молитв.

Если же оставление молитвы за таким имамом приведет к оставлению пятничной и коллективной молитвы совсем, то в этом случае молитву за таким имамом оставляет только приверженец нововведений, ведь он не следует примеру сподвижников, да будет доволен ими Аллах» (аль-Фатауа-ль-кубра. Т. 2. С. 307-308).

Во-вторых: Как уже было сказано, человеку, услышавшему проповедь с призывом к нововведению, как Вы сказали в вопросе, или с призывом совершать нововведение, или с упоминанием в ней слабых или вымышленных хадисов, не дозволено покидать мечеть и оставлять эту проповедь. Кроме случаев, когда этот человек является уважаемым ученым и оставляет эту мечеть, чтобы совершать молитвы в другой, и при этом он уже искренне предостерег этого имама от нововведений и разъяснил ему истину в этом вопросе. Если же до предстоятеля мечети истина не была доведена, или если человек, оставив эту мечеть, не направляется в другую, то, очевидно, покидать мечеть во время проповеди не дозволено, если только предстоятель мечети не является человеком, из-за неверия которого за ним вообще нельзя совершать молитву.

Раньше мы уже говорили о прерывании проповедника во время пятничной молитвы в том случае, если он говорит заблуждения, устанавливает или поддерживает нововведение, или призывает к многобожию. В ответе мы сказали, что прерывать его дозволено, но только в том случае, если это не приведет к смуте, к раздорам среди людей, и к утере пятничной молитвы. В ином случае свое неодобрение и порицание следует высказать по окончании проповеди. Человек в конце проповеди встает и разъясняет ошибочность высказывания проповедника.

Человеку, намеревающемуся высказать свое неодобрение и порицание, следует разъяснять истину и высказывать критику с мягкостью, чтобы его порицание принесло ожидаемые плоды.

Постоянный Комитет был спрошен: Что говорит ислам о проповеднике, который во время всей пятничной молитвы или некоторой её части приводит предания иудеев или слабые хадисы, желая этим удивить людей?

Ученые ответили: «Если Вы твердо уверены, что слова, который произносит проповедник, являются преданиями от иудеев, не имеющим под собой основы, или слабыми хадисами, то обратитесь к нему с искренним советом. Посоветуйте ему заменить их достоверными хадисами, кораническими аятами, скажите ему, чтобы он не утверждал по поводу какого-либо предания, что это слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока не будет твердо уверен в их достоверности. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: „Религия есть проявление искренности“ (Муслим). И искренний совет следует давать с мягкостью, а не с суровостью. Да поможет вам Аллах и сделает вас полезным для общины.

Шейх ‘Абд аль-‘Азиз ибн Баз, шейх ‘Абд ар-Раззак ‘Афифи, шейх ‘Абдуллах ибн Гудайан» (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 8. С. 229-230).

Резюме:

Если у Вас есть возможность посещать мечеть, в которой не совершаются нововведения, или в которой проповедник не призывает к заблуждению, то будет очень хорошо, если Вы станете посещать такую мечеть. Если же у Вас такой возможности нет, или в вашем селении это единственная мечеть, то Вам недозволено оставлять коллективные и пятничные молитвы по той причине, что Вы упомянули. Вам следует стараться призывать предстоятеля мечети к истине, обращаться к нему с искренними советами, быть во время призыва мягким и терпеливым.

А Аллаху ведомо лучше.

islamqa.info

Намаз за нововведенцем

Говорит Шейх аль-Ислям ибну Теймия: И из основ Ахлю Сунна уаль-Джамаъа то что они читают джумъа, праздничные и коллективные молитвы, и не оставляют джумъу и джамаъат намазы как это делают нововведенцы из рафидитов и других.

И если от имама не известно нововведение или нечестие, то за таким читается (т.е. не выясняется какая у него акыда) как джумъа так и коллективная молитва, и на этом мнении согласились все имамы как четырех мазхабов так же как и другие уляма, и никто из имамов (ученых) не сказал что нельзя молится позади человека, кроме если ты будешь знать его скрытое (т.е. его убеждения). Но на самом деле мусульмане не прекращали молится после их посланника да благословит его Аллах и приветствует за мастуром (т.е. за тем, от кого неизвестно нововведение или его скрытое из убеждений и т.д.).

Но если выявится за впереди стоящим (имамом) нововведение или нечестие и можно прочитать молитву (т.е. есть мечеть с нормальным имамом) за тем, у кого этого нет, то большинство ученых считают молитву за этим нововведенцем или нечестивцем достоверной, и это мазхаб Шафии и Абу Ханифы и также это одно из слов в мазхабе Малика и Ахмада.

А если нет возможности читать молитву кроме как за нововведенцем или за нечестивцем, наподобие джумъы когда имамом там стоит нововведенец или нечестивец и нет другого места где проводят джумъа, то такой читает за нововведенцем или нечестивцем у всех (ученых) Ахлю Сунна уаль-Джамаъа, и это мазхаб Шафии, Абу Ханифы, Ахмада ибн Ханбала и других ученых Ахлю Сунна без разногласия от них.

И некоторые люди когда распространились страсти (сильные нововведения) не хотят читать молитву истихбабан (т.е. со стороны желательности) кроме как за тем, кого знают они, как это пришло от Ахмада когда он отвечал тем, кто его спрашивал об этом, но в этом ответе не пришло то, что Ахмад сказал что молитва не достоверна кроме как за тем, кого ты знаешь (т.е. его состояние).

И когда пришел Абу Амр Усман бну Марзук в Египет, и правление было тогда у шиитов батынитов муляхида (безбожники, еретики), из-за которых распространилось много нововведений, и оно было явным в Египте, то по причине этого побуждал (или приказывал) своих последователей чтоб читали они молитву только за тем, кого знали (т.е. знали что он не из батынитов или о них в общем), и все это было по причине того, что батынизм был явно распространен в Египте, и после его смерти завоевали правители Сунны (Египет) наподобие Салахуддина, и явным стало слово Сунны в противовес слову рафидитов и знание о Сунне стало там преобладать явно…

И Сахаба да будет доволен ими Аллах читали за теми, кто был известен своим нечестием, например Абду Ллах ибн Масъуд молился за Валидом ибн Уъкбой ибн Аби Муъитом который распивал спиртное и читал как-то утреннюю молитву в четыре ракаъата, и которого наказал Усман ибн Аффан. И также Абду Ллах бну Умар и остальные из Сахаба читали молитву за Хаджаджем ибн Юсуфом. И также сахаба и молились за Абу Убайдом хотя он был уличен в еретикзме и был из тех, кто призывал к заблуждению. Маджмуъ аль-Фатауа 1\267

Также отвечает ибн Баз на вопрос о том, будет ли молитва достоверной за нововведенцем и за тем, кто опускает одежду (ниже щиколоток).

Ответ: Да, молитва будет достоверной за нововведенцем и за тем, кто опускает одежду и за другими грешниками в более достоверном слове ученых, конечно если нововведение не будет выводящим из Ислама, потому что если нововведение будет выводящим из Ислама как у джахмитов и наподобие их, которое выводит их из Ислама, то молитва за такими не достоверна… Маджмуъ аль-Фатауа уа Маколят ибн Баз 12\67.

Шейх аль-ислам ибну Теймия, да смилуется над ним Аллах, говорит: "Если молящийся знает о том ,что имам является приверженцем нововведений, призывающим к нововведениям(бид`а), или явным нечестивцем (фасиком), и этот имам является постоянным имамом мечети (имам ратиб), и нет возможности поставить другого имама на пятничные (джум`а) или праздничные молитвы, или это имам на `Арафате и тому подобное, то мусульмане должны молиться за этим имамом, и это является мнением первых (салафов) и последних (халяфов) поколений". "Маджму`ат аль-фатава!,23/352-353.

Поэтому того кто открыто совершает грехи и нововведения в религии, не следует назначать имамом для мусульман, более того, он заслуживает наказания до тех пор, пока не раскается. Если возможно прекратить общение с ним, пока он не раскается, то это лучше, так как на некоторых может повлиять то, что люди перестали молится за ним и молятся за другим имамом, или, по крайней мере, люди прекратят совершать грехи, которые он совершал. В таком случае не совершение молитвы за таким имамом содержит пользу с точки зрения шариата, но при условии, что люди не должны пропускать пятничную молитву и коллективные молитвы.

Если можно совершить пятничную или коллективную молитву за благочестивым имамом, то это лучше молитвы за распутником, именно эта ситуация, когда человек станет молится за грешником без уважительной причины, является предметом споров и различных мнений между учеными. Кто-то из них считает, что человеку следует повторить свою молитву, а кто-то, что не следует, и этот вопрос подробно рассмотрен в книгах по мусульманскому праву.

Все, кто относит себя к мусульманам, делятся на две категории: либо верующие, либо лицемеры. Нельзя совершать молитву по тому, о лицемерии которого известно, как нельзя и молить Аллаха о его прощении. Что же касается тех, о которых нельзя сказать, что они лицемеры, то по ним следует совершать молитву, и если человек знает о лицемерии другого то он не должен молится по нему, те же, кто не знают о его лицемерии, могут участвовать в похоронном процессе. Так, Умар да будет доволен им Аллах, не принимал участия в похоронной молитве. Если этого не делал Хузайфа, который после похода на Табук знал лицемеров( Это пророк саля Ллаху алейхи ва салам сообщил ему о них). Всевышний Аллах запретил Своему Посланнику молится по лицемерам, и сообщил, что Он не простит им, даже если пророк станет просить за них. Всевышний назвал причиной этого их неверие в Аллаха и Его посланника, и наоборот, Всевышний не запрещал молиться по тем, кто верует в Аллаха и Его посланника, даже если человек был грешным, совершал греховные деяния или исповедовал то, что не соответствует учению Ислама.

Более того Всевышний Аллаха приказал пророку просить прощения за грехи верующих: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и женщин». (47:19).

“Если мусульманин, совершил деяние, выводящее его из лона Ислама, то не дозволено совершать за ним молитву. Но мы должны знать, что не каждый мусульманин, совершающий неверие становится неверным. Таково правило, но большинство людей применять его в отношении кого-либо не способно, поэтому это дело нуждается в ученых, обладающих знанием Корана и Сунны. В ученом, которому присущи качества рассудительности, осмотрительности и обдуманности, который не впадает в крайность и не допускает упущения. Чтобы не был из тех, кто говорит: “Все мусульмане на благом пути” и не из тех, кто говорит: “Кто сказал то-то, впал в неверие и отошел от религии”, не зная положения этого человека, есть ли у него оправдания, является ли он знающим или невежественным и т.д.

Поэтому тебе и остальным простым мусульманам, я говорю: тот, за коготы спрашиваешь, в пределах твоих знаний и сведений о нем, является ли этот человек мусульманином или же он неверный? Если ответ: - да, клянусь Аллахом он мусульманин, то дозволено совершать за ним молитву. А если же ответ: - нет, клянусь Аллахом, помне этот человек не мусульманин, то в этом случае в целях предосторожности, ты не совершайза ним молитву. Но с другой стороны ты должен соблюдать осторожность в вынесении решения о его неверии, и не спешить с этим, ведь может оказаться, что ты ошибаешься, обвиняя его в неверии, потому что ты не из числа обладателей знаний. Поэтому если, по-твоему, вероятнее всего этот человек является неверным, то не совершай за ним молитву, совершай за имамом, в чьей вере ты не сомневаешься, но не выноси решения о неверии, ибо ты не из числа обладателей знаний. «Сильсиля аль-худа уа ан-нур» № 343.

Шейх Аль Альбани (да смилуется над ним Аллах)

Спросили шейха Саада бну Насыра аш-Шасри, да хранит его Аллах: Каково постановление молитвы за имамом с неправильной акыдой?

Приверженцы неправильной акыды делятся на четыре вида:

Первый это тот, кому делается такфир из-за его акыды, то есть по поводу него принято решение о том, что он кяфир и нельзя молиться за ним, пример этого: тот, кто делает то, что противоречит двум свидетельствам, как тот, кто просит дуа у кого-либо кроме Аллаха, или приносит жертвоприношение кому-либо кроме Аллаха, или приносит назр кому-либо кроме Аллаха или любой другой из видов поклонения посвящает кому-то кроме Аллаха, или же делает тауваф вокруг могилы "святого" чтобы приблизиться к нему, или же дает подаяние чтобы выполнить нужды( веление) "святого", то он мушрик и нельзя молиться за ним. На это согласились имамы.

Второй вид этот тот, кто совершает куфр, но ему не сделали такфир по какой либо оправдывающей его причине (невежество). Как, например тот, кто сказал что-то противоречащее Курану, и от него скрыты доводы Курана, и не доведен довод. Можно ли молиться за таким человеком? В этом вопросе разногласили факихи. И нет сомнений, что избегать молитвы за таким человеком лучше.

Третий вид это мубтади которому не делается такфир за его бида, его бида не является куфром. Но молитва за ним является причиной уважения людей к нему, также причиной того что люди могут взять его порочные убеждения. Молитва за ним действительна, но лучше оставить его и запрещать ему (становиться имамом). Ханбалитские факихи и группа ученых сказали, что молитва за таким человеком недействительна, не правильна. И чтобы выйти из разногласий лучше не молиться за ним.

Четвертый вид тот чье бида легкое и он не призывает к этому бида. У него есть бида, но он не является мубтадиом. Некоторые люди у них есть бида, но они не знают что это бида. До него не дошел довод, в основе он руководствуется Кураном и Сунной но в одном из вопросов до него не дошло лицо доказательства или же не дошел шариатский довод, и он совершает бида , но ему не говориться ты мубтади. Но об этом действии говориться бида! Это потому что он принимает решения руководствуясь Кураном и Сунной, но от него сокрыта Сунна в этом разделе. За ним можно молиться".

Спросили шейха Усеймина: Принимается молитва за имамом, который совершает ширк взывая к "святым"?

«Если человек который молится за ним не знает этого, то его молитва принимается. А если он знает о положение того имама и знает какой хукм в шариате его действиям, то его молитва не будет правильной. Т.к. у неверного не принимается молитва, кот. придает Аллаху сотоварищей». (Нур ‘аля ад-дарб, запись № 103 (б), 18.50).

Намаз за ашаритом или матуридитом

Этот вопрос в последнее время часто обсуждается среди мусульман. И как вступление скажу что у ашаритов и матуридитов много заблуждений и их заблуждения доходят до большого куфра в котором не разногласили ученые, и как самый ясный вопрос это то что они отрицают то что Аллах возвышен над своими творениями и тем более отрицают что Аллах возвышен над своим троном, и это явный куфр и отрицание множество аятов Корана которые свидетельствуют об этом.

И одни ученые заявляли что нет оправдания тому кто отрицает возвышенность Аллаха некоторые говорили есть оправдание пока довод не донесут. По этому глубоким невежеством является возгласы тех кто называют такфиристами тех кто считают ашаритов кафирами, так как у этих мусульман есть имамы за которым они следуют. И ниже я приведу слова имамов с такфиром ашаритам, и также слова имамом с такфиром тем кто отрицает возвышенность Всевышнего Аллаха над своим троном, и ашариты и матуридиты отрицают это, если первые джахмиты боялись открыто такое говорят то современные джахмиты из числа ашаритов и матуридитов не просто говорят это, но и говорят что кто верует что Аллах над троном тот кафир, после их куфра в возвышенность Аллаха и такфира мувахидам за веру в это как можно за ними делать намаз!? Когда у них иман это куфр, а куфр иман!

И так вначале слова ученых о такфире тех кто отрицает возвышенность Аллаха:

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "Сказал один из крупных ученых шафиитов: "…есть более тысячи далилей, или больше, на то, что Аллах возвышен над Творениями, и что Он сверху их". Источник: "Баян тальбис аль-Джахмия", 8/454.

Слова Имама Ибн Хузеймы о том, кто не утверждает Возвышенность Аллаха над Троном:

«Кто не признает, что Всевышний Аллах над Своим Троном, возвышен над семью небесами, тот кафир, требуется у него покаяние, и либо он кается, либо отрубается его голова, и его выкидывают на помойку, чтобы он не причинял гнилым запахом своего трупа неприятности мусульманам и людям зимма, а его деньги становятся трофеем, и не наследует от него ни один мусульманин, ведь не наследует муслим от кафира, как сказал Пророк, мир ему». Источник: «Исбат аль-улюв», 1/127, «Марифатуль улюм аль хадис», 285, и другие, иснад достоверен и чист как стёклышко.

Сказал шейх-уль Ислам Ибн Теймия: "В книге "Аль-Фикх аль Акбар", известной у последователей Абу Ханифы, которую они передали с иснадом от Абу Муты Ибн Абдуллаха аль Булхы, он сказал:

"Сказал Абу Ханифа: "Тот, кто говорит: "Я не знаю, мой Господь над небесами или на земле – тот кафир, потому что Аллах говорит: "Милостивый утвердился над Троном", а Его Трон – над семью небесами".

Я сказал ему: "А если кто то скажет: "Аллах утвердился над Троном, но я не знаю, где Его Трон – над небесами, или на земле".

Абу Ханифа сказал: "Это кафир, потому что он отрицает, что Аллах над небесами". Ведь Аллах – в высочайшей возвышенности, и когда к нему делают дуа, то обращаются в верх, а не вниз".

И пришло в другой передаче слов Абу Ханифы: "Я спросил его о том, кто говорит: "Я не знаю, мой Господь над небесами, или на земле, и он сказал: "Такой стал кафиром, потому что Аллах говорит: "Милостивый утвердился над Троном", и его Трон над семью небесами".

Я сказал: "Он говорит, что Аллах утвердился над Троном, но не знает, где Трон – над небесами, или на земле".
Абу Ханифа сказал: "Если он отрицает, что Он над небесами – он кафир"

И пришло в этих словах, известных от Абу Ханифы у его последователей, что Абу Ханифа вынес такфир остановившемуся, который говорит: "Я не знаю, мой Господь над небесами или на земле". Так что же сказать про того, кто отрицает, и говорит что Аллах ни над небесами, ни на земле?!

И аргументировал Абу Ханифа на куфр такого человека словами Аллаха: "Милостивый утвердился над Троном", и сказал, что Трон над седьмыми небесами.

И этим он разъяснил, что слово Аллаха "Милостивый утвердился над Троном" – значит то, что Аллах над семью небесами, над Троном, а затем добавил к этому такфир того, кто сказал, что Аллах утвердился над Троном, но остановился и выявил не знание касательно того, где Трон – над небесами, или на земле.

И мотивировал Абу Ханифа такфир тем, что такой отрицает, что Аллах над небесами, ведь Аллах – в самой высшей возвышенности, и к Аллаху взывают обращаясь вверх, а не вниз.

И оба эти два довода – доводы фитры и разума, ведь признание того, что Аллах вверху и возвышенности заложено в сердца человека при сотворении, и также заложено то, что к нему обращаются верх с дуа, а не вниз, и вторая передача от Абу Ханифы пришла ясная в этом.

И затем он сказал: "Кто отрицает, что Аллах над небесами – тот кафир". Передал это слово от него шейх уль Ислам Абу Исмаиль аль-Ансари аль-Харави в книге "Аль-Фарук". Источник: "Маджму аль-Фатауа", 5/47

Сказал шейх Ибн Баз комментируя его слова: "Кто отрицает то, что Аллах над небесами, или то, что Аллах над Троном – тот стал кафиром, как сказал имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах. И это – иджма' (единогласное мнение) ахли-Сунна". Источник: "Шарх аль-хамавия", 81.

Сказал имам Абдуль Латыф Ибн Абдур-Рахман, комментируя слова Абу Ханифы: «Это указывает на то, что кто уверовал в само слово, но отрицал то, на что оно указывает – Возвышенность – тот кафир у Абу Ханифы, и также и другие имамы не противоречат ему в этом». Источник: "Ад-Дурар ас-Сания", 3/309. Этот имам – один из больших имамов аль-Васита, известный алим, один из учителей имама Ахмада.

Передал Абдур-Рахман Ибн Аби Хатим в книге "Ар-Родд аля аль Джахмия", от Абдур Рахман Ибн Махди (ум. 198 г.х.): "Последователи Джахма хотят сказать, что Аллах не говорил с Мусой, и хотят сказать, что нет над небесами ничего, и что Аллах не над Троном. Я считаю, что следует требовать от них таубу, и либо они покаются, либо убиваются". Источник: "Маджму аль-Фатауа", 5/53.

Сказал имам Имам Аббад Ибн аль-Аввам (ум. 185 г.х.): "Я говорил с Бишром аль-Мариси и его учениками, и увидел, что конец их слов – то, что они говорят, что нет никого над небесами. Я считаю, что с ними нельзя заключать брак и давать им наследство, клянусь Аллахом!". Источник: "Иджтима аль-Джуюш аль-Исламия", 2/216.

Сказал аль-Бухари: Сказал Абу Абдуллах (то есть я, аль Бухари), и сказал Уахб Ибн Джарир: "Джахмиты - зиндыки (безбожники), воистину, они хотят (сказать), что Он не вознесся над Троном". Источник: "Хольк афаль аль ибад", аль-Бухари, страница 11-12.

Сказал Уахб Ибн Джарир (ум. 206 г.х.): «Остерегайся мнений джахмитов! Они стараются подвести к тому, чтобы сказать, что нет над небесами никого! Это ничто иное, как откровение Иблиса, и ничто иное, как куфр!». Источник: "Иджтима аль-Джуюш аль-Исламия", 2/217, и Ибн аль-Каййим назвал иснад достоверным. Уахб Ибн Джарир – ученик таких имамов как Шу'ба Ибн аль-Хаджажж, Ибн Аун, и других, учитель Ахмада, Исхака Ибн Рахавейхи, Яхьи Ибн Маина, Али аль-Мадини и других имамов, большой хафиз и правдивый имам.

Сказал Саид Ибн Амир (ум. 208 г.х.): "Джахмиты хуже словами, чем иудеи и христиане: собрались яхуды, христиане, и люди всех религий на том, что Аллах, Благороден Он и Возвышен, над Троном, а эти говорят: "Нет над Троном никого". Источник: "Хольк афаль аль-ибад", 18. Саид Ибн Амир – большой имам, шейх ученых Басры своего времени, учители Али аль-Мадини, аль Бухари, Ахмада, Исхака, и других имамов.

Сказал большой имам, учитель имама аль Бухари, Мухаммад Ибн Юсуф аль-Фирьяби (ум. 212 г.х.): ""Кто сказал, что воистину, Аллах не над своим Троном, тот кафир, и тот, кто утверждает, что Аллах не разговаривал с Мусой, тот кафир". Источник: "Хольк афаль аль-ибад", 38.

Сказал имам аль-Маймуни, большой ученик имама Ахмада: «Я спросил имама Ахмада, когда мы были вдвоем, чтобы понять, и утвердиться: "О Абу Абдуллах, мы изнурены этими джахмитами! Что ты скажешь о том, кто говорит, что Аллах не над Троном?» Ответил Ахмад: «Слова всех этих джахмитов вертятся вокруг куфра». Источник: "Аль-Иляль уа ма'рифату ар Риджаль", 158, также "Баян тальбис аль Джахмия", 3/706, и др.

Сказал имам Хушейш Ибн Асрам (ум. 253 г.х.): "Кто проявил куфр в один аят из книги Аллаха – тот является кафиром во всю Книгу Аллаха. И кто отрицает Трон – тот кафир в Аллаха. И пришли сообщения о том, что у Аллаха есть Трон, и что Он – над Троном". Источник: "Ат-Танбих уа ар Родд аля ахлиль ахуа уаль бида", 100. Этот имам – из больших имамов ахли-Сунна, автор книги "Аль-Истикама", среди его учеников – Абу Дауд, ан Насаи, Абу Бакр Ибн Аби Дауд, и другие имамы.

И на этом ограничусь, можно было привести еще множество слов других имамов, но цель не в том чтобы много привести имен, а в том чтобы указать что кто отрицает возвышенность Аллаха попадает в куфр и об этом говорили имамы салафов и другие выдающиеся ученые как вы поняли

Теперь ниже слова ряда ученых с такфиром по личности ашаритами кулябитам, кулябиты это и есть по сути ашариты, так как Аль-Ашари перенял свое заблуждение от кулябитов.

Сказал большой имам из числа саляфов Мухаммад Ибн Ибрахим аль-Бусанджи (ум. 268 год хиджры) об ашаритах-куллябитах: "Эта секта - их фитна самая близкая к сердцам некоторых рабов, и есть опасность, что они могут с помощью этих шубухатов заблудить подобных им лишенных помощи Аллаха. И поэтому обязательно быть жесткими с этой подлой сектой, и предостерегать от них, и запрещать сидеть с ними, и разговаривать с ними, и молиться за ними, и водиться с ними, в наказание им - как это делали имамы наставляющие на прямой путь, подобные Умару Ибн аль Хаттабу и Али Ибн Аби Толибу, и подобные им, изгоняя подобных этой секте, и отрезая их мнения от Уммы, и приказывая выгнать их из страны, и убеждая их главарей плетьми. И эта секта заслуживает точно такого же. А что же касается склонения к ним, или брания хадиса от них, или брания фетв у них - то это на мой взгляд из самых великих бедствий в религии". Источник: "Замм аль-калям", 1546.

Сказал имам имамов Ибн Хузейма, когда его спросили про один вопрос: "А разве нет на земле Мухаммада Ибн Ибрахима аль-Бусанджи, чтобы я давал фетву?" Источник: ""Замм аль-калям", 1546.

Сказал имам аль-Ансари: "Я слышал Ахмада Ибн Хамзу и Абу Али аль-Хаддада, как они сказали: "Мы увидели Абу Аббаса Ибн Мухаммада аль-Нахаванди как он порицает ахлюль-калям, и выносит такфир ашаритам". И они упомянули его великое порицание на Аби аль-Фавариса аль-Кармасини, и его бойкот ему по причине одного лишь слова".

И я слышал Ахмада Ибн Хамзу, как он сказал: "Когда усилился бойкот ан-Нахауанди в адрес Аби аль-Фавариса, спросили Абу Абдуллаха Ибн Динури об этом, и он сказал: "Я застал тысячу шейхов на том, на чем ан-Нахуанди". Источник: "Замм аль-Калям", 4/403-404. Имам Абу Аббас ан Нахаванди - большой шейх аскет, благородный имам на акыде ахли Сунна, см. "Джам' аль-джуюш", 199, "Тарих аль-Ислам", 6/377, и др. Шейх Абу Абдуллах ад Динури - большой шейх аскетов, см. его биографию в "Табакат ас-суфия", 1/131.

Сказал шейх уль Ислам аль-Ансари: "Я видел Яхью Ибн Аммара несчётное количество раз на его минбаре, как он выносил им такфир, и проклинал их, и свидетельствовал за Абу аль-Хасана аль-Аш'ари зиндычеством. И на этом же я видел Умара Ибн Ибрахима и всех наших шейхов". Источник: "Замм аль-Калям", 4/411.

Сказал хафиз Умар Ибн Ибрахим Ибн Исмаиль аль-Фадль Ибн Аби Саид аль-Харави (ум. 418 году хиджры): «Не разрешено есть зарезанное ашаритами мясо, потому что они не мусульмане, и не люди Писания, и не утверждают существование на земле Книги Аллаха». Источник: "Джам аль джуюш уа ад дасакир", 118.

Сказал аз Захаби об этом имаме: «Хафиз, пример для подражания... аскет, дядя шейх уль Ислама Абу Усмана ас-Сабуни.. был примером в знании, деяниях, аскетизме и набожности.. был мухаддисом Хары и ее шейхом". См. "Ас-Сияр", в его биографии.

Сказал о нём аль-Хаким: «Шейх ханбалитов в Харе, и он дядя шейх уль Ислама Абу Усмана Исмаила ас-Сабуни. Достоверный шейх, известный, передававший множество хадисов». Источник: «аль-Мунтахаб минТарих ан Найсабур», 1/402.

Сказал хафиз, муснид Асбахана, Абу Абдуллах аль-Хусейн Ибн Абд аль-Малик Ибн Хусейн аль-Ханбали: «Ашариты заблудшие зиндыки, братья тех, кто поклоняется Уззе и Лату. В открытую выявили свой куфр в своего Господа, и их слово, если ты подумаешь над ним - худшее из слов». Источник: "Джам аль-джуюш уа ад дасакир аля Ибн асакир", 1/144, «Исбат аль-Хадд лиЛлях», 205. Сказал о нём аз Захаби: «Шейх, Имам, правдивый, муснид Асбахана, шейх в арабском языке, продолжатель саляфов...». Источник: «Ас-Сияр». Имам-муджаддид Абдуль Гани аль-Макдиси аль-Ханбали (Умер в 600 г.х.)

Имам был смелым, и воевал с ашаритами предельной войной. И передал от него аз Захаби такфир имамам ашаритов, сказав: «…И он вынес такфир имамам ашаритов…». Источник: "Зейль табакат аль-ханабиля", 1/191.

Сказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали говоря о мазхабе ашаритов в вопросе Корана, и упомянув состояние мунафиков во времена Пророка и зиндыков: "И это - состояние этих людей, все всякого сомнения. И они зиндыки вне всяких сомнений, ведь нет сомнений, что они лживо выказывают возвеличивание мусхафов, внушая своим видом, что это Коран, в то время как они убеждены внутри, что в мусхафах нет ничего, кроме бумаги и чернил. И они выказывают возвеличивание Корана, и собираются для его чтения в собраниях, в то время как они убеждены, что он написан Джибрилем, и его выражение. И они выявляют внешне, что Муса слышал слова Аллаха от Аллаха, а затем говорят, что это не было голосом. И они говорят в своих азанах и молитвах: "Свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха", в то время как убеждены что его пророчество и посланничество прервалось с его смертью, и он перестал быть Посланником Аллаха, и был им лишь при жизни.
И истинная суть их мазхаба - что нет над небесами Господа, и нет на земле Корана, и Мухаммад - не Посланник Аллаха.

И нет среди всех нововведенцев того, кто настолько бы выказывал противоречие тому, в чем он на самом деле убежден, кроме них, и похожих на них зиндыков.

И удивительно, что их имам который положил начало этому бидаату - человек, который не известен ни религией, ни богобоязненностью, ни чем из шариатских наук абсолютно! И не приписывается ему никакое знание, кроме порочной науки каляма, и они признают, что он был мутазилитом 40 лет, а затем выказал возвращение от мутазилизма, и не выявилось от него после возвращения от мутазилизма ничего, кроме этого бидаата.

Так как же представилось в их разумах, что Аллах не наставит к познанию истины никого кроме своего врага, и не сделает прямое руководство ни с кем, кроме того, у кого нет доли в Исламе и религии.

А затем этот бидаат наряду с очевидностью его нечестия, и добавленной мерзостью в нём - распространился сильно, и выявился сильным выявлением. И я думаю это - последнее бид'а, и самое мерзкое из них, и на нём настанет Час, и что этот бидаат будет еще увеличиваться и распространяться". Источник: "Аль-Муназара филь Коран", 50/51.

Шейх уль Ислам Ибн Теймия, да будет доволен им Аллах, известен своей войной с этой сектой, и великими испытаниями которые выпали на его долю по причине её зульма и вражды, и у него множество книг в опровержение им.

И он не выносил такфир им, кроме как дойдет до них довод, и выносил такфир тем ашаритам, до кого дошёл довод. Так, говорил он, рассказывая о тех ашаритах кто держал его в тюрьме: «Я сказал им громким голосом – о заменившие Шариат, о муртадды от Шариата, о зиндыки, и многие другие слова, а затем встал и потребовал открыть дверь и дать мне вернуться в свое место». Источник: «Аль Фатауа аль Кубра», 6/326.

Сказал имам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб в контексте разьяснения куфра и заблуждения ашаритов: Что же касается ранних шафиитов, таких как Ибн Сурейдж, ад-Даракутни, и других, то все они на этом, так поищи же в их книгах, и если ты придешь ко мне хоть с одним словом от кого то из ранних шафиитов, кто не порицал мутакаллимов, и не делал им такфир, то не принимай от меня ничего никогда!". Источник: "Ад Дурар ас-Сания", 1/53.

После выше приведенного я думаю как минимум угомонятся те кто называют такфиристами тех кто выносят такфир ашаритам и не совершают за ними намаз. И даже если вы не выносите такфир по личности ашаритам, то вы должны понять что они в куфре в этом сомнений нет, есть только сомнение в том выносится ли такфир им по личности или нет и есть ли им оправдание, и даже если скажем есть оправдания, то разве не достаточно как довода того что до них дошел Коран и Сунна но они уперто остаются на своей акыде?