Намаз Таравих, некоторые нюансы...
Некоторые имамы в таравих-молитвах одним приветствием в конце молитвы объединяют четыре рака'ата или больше и при этом не садятся после двух рака'атов (для чтения ат-ташаххуда — прим. пер.), и они заявляют, что это из сунны. Есть ли у этого действия основа в нашем чистом Шари'ате?
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Намаз Таравих совершается по два рака`ата
Это действие не узаконено, напротив, оно является макрух (нежелательным) или харам (запретным), по мнению большинства учёных. Потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Ночная молитва по два, по два... Хадис достоверный и приводится в обоих сборниках ас-Сахих, от Ибн 'Умара (да будет доволен Аллах ими обоими). А также есть другой хадис от 'Аиши (да будет доволен ею Аллах): Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночью одиннадцать рака'атов (добровольного) намаза, давая салям после каждых двух рака'атов, и (в конце) делал витр в один рака'ат (аль-Бухари и Муслим). И хадисов с подобным смыслом много.
А что касается известного хадиса 'Аиши, где говорится: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночью четыре рака'ата (добровольного) намаза, и ты не спрашивай об их красоте и продолжительности. Затем он (снова) совершал четыре рака`ата, и ты не спрашивай об их красоте и продолжительности. Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. В этом хадисе подразумевается, что он давал салям после двух рака'атов, а не то, что он подряд совершал четыре рака'ата с одним салямом, из-за её предыдущего хадиса, а также из-за достоверного хадиса, который мы уже упоминали, где он сказал: Ночная молитва по два, по два.... И эти хадисы подтверждают друг друга. И поэтому, мусульманин должен следовать им всем и толковать общие из них более определёнными. А помощь и содействие только от Аллаха. Шейх 'Абд Аль-Азиз Ибн Баз (да помилует его Аллах)
Определен ли размер отрывка из Корана, который должен обязательно быть прочитан в намазе тарауих?
В намазе тарауих нет определенного размера чтения Корана, однако чем длиннее будет чтение, тем лучше. Если только молитва не становится трудной для молящихся позади имама.
Аль-Альбани сказал: «Что же касается чтения в ночной молитве, которую совершают в Рамадан и в другое время, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничил его ни большим, ни меньшим количеством. Чтение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было различным: коротким и длинным. Иногда в одном рака‘ате он читал отрывок из Корана размером с суру „аль-Музаммиль", в которой двадцать аятов. Иногда он читал пятьдесят аятов. А также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: „Человек, прочитавший ночью сто аятов, не будет записан среди беспечных".
В другом хадисе сказано: „… двести аятов, будет записан среди искренних и благочестивых (покорных)".
Однажды, будучи больным, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочел за ночь семь длинных сур: „аль-Бакара", „Аль ‘Имран", „ан-Ниса", „аль-Маида", аль-Ан‘ам", „ аль-А‘раф" и „ат-Тауба".
В истории Хузейфы ибн аль-Йамана о том, как он молился позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано, что в одном рака‘ате пророк прочёл суру „аль-Бакара", после суру „ан-Ниса", а после суру „Аль ‘Имран". И он читал их спокойно и размеренно.
Подтверждается достоверной цепочкой передатчиков от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что он велел Убайу ибн Ка‘бу молиться с людьми одиннадцать рака‘атов. Убай, да будет доволен им Аллах, читал суры, в которых было более ста аятов. И люди, стоящие за ним утомлялись от длительного стояния так, что стояли, опираясь на палки, а расходились они только тогда, когда приближалась утренняя заря.
Также достоверно передается от ‘Умара, что он созвал в Рамадан чтецов Корана и велел тому, кто читает из них быстрее всех, читать по тридцать аятов (в молитве), тому, что читает в среднем темпе, читать по двадцать пять аятов, а тому, кто читает медленно, читать по двадцать аятов.
Поэтому, если человек совершает молитву в одиночку, то он может удлинять молитву насколько пожелает. И также в случае, если он молится с людьми, которые согласны с ним. В этих случаях стояние и чтение в молитве, чем оно длиннее, тем лучше, если только молящийся не станет проводить всю ночь в молитве. Проводить всю ночь в молитве можно, но редко и не делая это обычаем. Таков был путь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: „Наилучший путь – путь Мухаммада".
Если же человек является предводителем (имамом) в молитве, то он может удлинять молитву, но так, чтобы это не причиняло неудобства людям, молящимся позади него. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если кто-либо из вас предводительствует в молитве, пусть облегчает её. Ведь среди молящихся есть маленькие и пожилые, слабые и больные, а также те, что имеют свои дела. Если же человек молится один, то пусть удлиняет молитвы так, как пожелает"» (Аль-Альбани. Рисаляту кыйами Рамадан).
Есть ли определенная формула поминания Аллаха после каждых двух рака‘атов молитвы, совершаемой в Рамадан (Таравих)?
Поминание Аллаха – это поклонение. А основой поклонения является запрет, если только нет доказательства, которое подтверждает обязательность или желательность определенного поклонения. Нельзя вводить новое поминание Аллаха ни вместе с поклонением, ни до него, ни после. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночную молитву в Рамадан вместе со своими сподвижниками. Сподвижники совершали эту молитву поодиночке и совместно, во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и после его смерти. И не известно ни одного предания о том, чтобы они поминали Всевышнего Аллаха, проговаривая после каждой молитвы определенный вид зикра. В том, что ученые не передали ни одного хадиса о совместном поминании Аллаха между рака‘атами молитвы тарауих от сподвижников и представителей последующих поколений, есть доказательство тому, что они не поминали Аллаха подобным образом. Так как ученые передавали сообщения и о более скрытных действиях, чем это явное дело. А лучший путь в следовании пророку, да благословит его Аллах и приветствует, следовании его сподвижникам в поклонении: совершая его так, как совершали они, и, оставляя то, что они оставляли.
В тоже время нет ничего плохого в том, чтобы молящийся обращался к Аллаху с мольбами или читал Коран, или поминал Всевышнего Аллаха, не выделяя при этом определенные аяты, определенные суры или определенные формы поминания между рака‘атами молитвы. А также не совершая этих действий в один голос с другими, или следом за предводителем молитвы или другим человеком. Так как всему этому нет доказательств в пречистом Шариате. Мусульманину следует придерживаться в поклонении того, чему есть доказательства, указывающие на: количество поклонения, способ его совершения, время, место, причины и образ его совершения. Это является основой.
Мухаммад аль-‘Абдари, известный под именем Ибн аль-Хадж, в своей книге аль-Мадхаль, в главе о поминании Аллаха после каждых приветствий молитвы таравих сказал: Он (то есть имам) должен остерегаться того нововведения, которое придумали люди: поминать Аллаха после каждых приветствий молитвы тарауих, повышать при этом голоса и произносить их одним голосом. Всё это относится к нововведению. Также муаззину запрещено после поминания Аллаха после каждых приветствий молитвы тарауих говорить: „Молитва. Да помилует вас Аллах". Это также относится к нововведению. А нововведение в религии запрещено. Лучший путь – это путь Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, после – праведных халифов, а после – сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Ни от одного праведного предшественника не передается сообщение о том, что он так поступал. И нам достаточно того, что было достаточно им (аль-Мадхаль. Т. 2. С. 293-294).
Обязательно ли необходимо завершать молитву таравих с имамом, чтобы получить награду?
Один из имамов сказал, что обязательно нужно завершить молитву таравих с имамом, и нельзя оставлять ее на половине, потому что в таком случае награда за те ракааты, которые были выполнены с имамом, не будет засчитана, несмотря на количество ракаатов: два или четыре. Верно ли это?
Несомненно, эти слова ошибочны. Никто не может приписывать Шариату то, что к нему не относится. Всевышний Аллах запретил это, сказав:
قُلْ إِنَّمَا حَرَّمَ رَبِّيَ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَالإِثْمَ وَالْبَغْيَ بِغَيْرِ الْحَقِّ وَأَنْ تُشْرِكُوا بِاللَّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَانًا وَأَنْ تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ مَا لا تَعْلَمُونَ
Скажи: „Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете". Коран. Сура Преграды 7:33.
Тому, кто станет выстаивать молитву с имамом, пока тот не закончит молитву, запишется выстаивание целой ночи.
Передается от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Кто станет выстаивать молитву вместе с имамом, пока он не завершит ее, тому Аллах запишет стояние в молитве (целой) ночи… Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 806; Абу Дауд. Ас-Сунан, № 1375; ан-Насаи. Ас-Сунан, № 1605; Ибн Маджа. Ас-Сунан, № 1327; этот хадис считал достоверным ат-Тирмизи и Ибн Хузейма (Т. 3. С. 337), Ибн Хиббан (Т. 3. С. 340) и аль-Альбани в Ируаъу-ль-галиль (447).
Награду выстаивание целой ночи получит только тот, кто совершал эту молитву с имамом полностью, пока он не завершил ее. Как об этом сказал Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.
Если же человек совершил с имамом столько ракаатов, сколько смог, а после, до того, как имам завершил молитву, ушел, то ему запишется только столько, сколько он действительно совершил с имамом, но не запишется награда за стояние в молитве целой ночи. Всевышний Аллах сказал:
فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَه * وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَه
Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его. Коран. Сура Землетрясение 99:7-8.
Возможно, ваш имам сказал эти слова, допустив ошибку в выражении, или, возможно, Вы не совсем поняли, что он имел в виду. А Аллах знает лучше.
Можно ли мусульманину совершать молитву таравих дома? Если можно, то сколько ракаатов ему нужно совершать? Есть ли специальные мольбы в этой молитве?
Молитва тарауих по Шариату совершается мужчинами коллективно в мечети в ночное время месяца рамадан, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Кто станет выстаивать молитву вместе с имамом, пока он не завершит ее, тому Аллах запишет стояние в молитве (целой) ночи. Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 806; аль-Альбани в Сахих ат-Тирмизи сказал, что хадис достоверен.
Несмотря на это, если мужчина станет совершать ее сам, в своем доме, то его молитва также верна. Что же касается ночных дополнительных молитв вне месяца рамадан, то по Шариату они выполняются только дома.
Что касается женщины, то для нее лучше выполнять молитву дома. Но если она желает совершить ее в мечети, то ей это не запрещается. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Не запрещайте своим женщинам (посещать) мечети. Но их дома – лучше для них. Абу Дауд. Ас-Сунан, № 567; аль-Альбани сказал, что хадис достоверен.
Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Не запрещайте мечети Аллаха рабыням Аллаха. Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 900. Муслим. Ас-Сахих, № 442. А Аллаху ведомо лучше. Источник: Шейх Мухаммад Салих Аль Мунаджид
Совместная мольба -ду'а после молитвы Таравих
Что касается совместной мольбы после молитвы таравих, то это действие является нововведением. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Деяние того, кто совершит деяние, не соответствующее нашему Шариату, будет отвергнуто. Муслим. Ас-Сахих, хадис № 3243.
От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передаются слова Пресвят Властелин, Святой - Субхаана-ль-Малики-ль-Куддус трижды после молитвы таравих, причем последний раз он произносил громче.
Сообщается, что Убайй ибн Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в молитве витр читал (суру) „аль-А‘ля", „аль-Кафирун" и „аль-Ихлас", а когда произносил приветствие (в конце молитвы) сказал: „Пресвят Властелин, Святой, пресвят Властелин, Святой, пресвят Властелин, Святой" и повысил голос в третий раз. Ахмад. Аль-Муснад, № 14929; Абу Дауд. Ас-Сунан, № 1430; ан-Насаи. Ас-Сунан, № 1699; аль-Альбани в Сахих ан-Насаи сказал, что хадис достоверен.
В молитве витр имам станет читать мольбу кунут, а молящиеся за ним произносить Амин, как это делал Убайй ибн Ка‘б, да будет доволен им Аллах, когда во времена ‘Умара, да будет доволен им Аллах, совершал молитву таравих с людьми. Этого достаточно, и это избавляет от измышления нововведений. Прав был тот, кто сказал: «Все благое в следование тем, кто предшествовал нам, И все дурное в изобретениях тех, кто пришел после». А Аллаху ведомо лучше.
Каково заключение Шариата (хукм) о держании Корана в молитве Таравих при молитве за имамом. Молящиеся делают это для того, чтобы следить за чтением имама?
Держание Корана для этой цели противоречит Сунне по нескольким причинам:
1. человек теряет возможность во время стояния в молитве класть правую руку на левую;
2. это приводит к многочисленным лишним движениям: открытию Корана, его закрытию, зажатию его под мышкой;
3. на самом деле, из-за этих движений, молящийся человек отвлекается от молитвы;
4. человек теряет возможность смотреть на место совершения земного поклона, тогда как большинство ученых считает, что во время молитвы смотреть на место совершения земного поклона лучше и является Сунной;
5. человек, держа Коран, может забыть, что он в молитве, так как не подготовил своё сердце к ней; и напротив, когда человек преисполнен смиренности, положил правую руку на левую, опустил голову и смотрит на место земного поклона, он ближе к тому, чтобы чувствовать себя молящимся, чтобы чувствовать себя молящимся за имамом. Из книги Фатауа аш-шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин
Какое количество ракаатов в намазе Таравих?
Количество ракаатов в молитве таравих 11 или 20? Сунна гласит 11, шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, в книге аль-Кыям уа-т-таравих тоже говорит 11. Некоторые люди посещают мечети, в которых совершается таравих по 11 ракаатов, в другие – мечети, где совершается 20. Этот вопрос стал очень острым. Те, кто совершают 11 ракаатов, порицают тех, кто совершает 20, и наоборот. И даже в Заповедной Мечети совершают 20 ракаатов. Почему молитва в Заповедной Мечети в Мекке и в Мечети Пророка в Медине отличается от молитвы по Сунне? Почему там совершают таравих по 20 ракаатов?
Мы не считаем верной излишнюю чувствительность мусульманина в вопросах иджтихада ученых, а также то, что эти вопросы становятся причинами разделения и смуты среди мусульман.
Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, ответил на вопрос о человеке, который совершает с имамом 10 ракаатов, а после сидит и ждет наступления молитвы витр, а не продолжает совершать молитву в имамом: «Нас очень печалит, что среди сознательной мусульманской общины есть группа, которая отделяется и разногласит в тех вопросах, в которых разногласие позволительно. И делает так, что это разногласие становится причиной разногласия сердец. Разногласие в общине существует со времен сподвижников, однако несмотря на разные мнения, сердца их оставались едиными, единодушными.
Обязанностью всех соблюдающих мусульман, особенно молодежи, является единение, идти руку об руку, потому что у мусульман есть враги, которые только выжидают, когда тех постигнут беды и несчастья»[1].
Две группы людей придерживаются крайностей в этом вопросе. Первая группа порицает всех, кто совершает молитву таравих более, чем в 11 ракаатов, и считает их нововведенцами, а другая порицает тех, кто совершает только 11 ракаатов, говоря, что они противоречат единодушному мнению мусульман.
Давайте послушаем наставление досточтимого шейха Ибн ‘Усаймина, да помилует его Аллах: «Здесь мы скажем, что нам не следует ни предаваться крайностям, ни проявлять небрежность и попустительство. Некоторые люди придерживаются крайности в отношении количества, которое приходит в Сунне, и говорят, что нельзя совершать более чем пришло в Сунне ракаатов. И сильно порицает тех, кто совершает более этого, говоря, что такой человек является грешником и ослушником.
Это, несомненно, является ошибкой. Как такой человек может быть грешником, ведь Пророк, да благословит вас Аллах и приветствует, когда его спросили о ночной молитве, ответил, что они совершаются по два ракаата и не ограничил количество. Также известно, что человек, который спросил его о дополнительной ночной молитве не знал количество ракаатов, совершаемых в ней, потому что человек, который не знает способ совершения молитвы, количества ракаатов не знает тем более. И этот человек не служил Посланнику Аллаха, чтобы мы могли сказать, что он знает о происходящем в доме. Таким образом, то, что Пророк, да благословит вас Аллах и приветствует, сказал ему только о способе молитвы, но не сказал о количестве ракаатов, указывает, что в этом вопросе есть выбор, и человек может совершить 100 ракаатов и завершить (ночную молитву) одним ракаатом молитвы витр.
Что же касается слов Пророка, да благословит вас Аллах и приветствует: „Совершайте молитву так, как вы видели, я совершаю", то эти слова не являются общими даже у последователей того мнения. Поэтому они не считают обязательным, чтобы человек иногда совершал молитву витр в пять ракаатов, иногда – семь, иногда – девять. И если бы эти слова были общими, (то есть распространялись на все ситуации – прим. пер.), то мы бы сказали, что человеку следует иногда совершать витр без приветствия между каждыми двумя ракаатами в количестве пять ракаатов, иногда семи, а иногда девяти. Но смысл этого хадиса в том, чтобы люди совершали молитву таким же способом, как и Пророк. Что же касается количества, то – нет, если только по поводу количества нет ограничения из текстов Шариата.
Человеку не следует быть строгим с людьми в тех вопросах, где нет ограничения. Мы видели братьев, которые настолько строги в этом вопросе, что даже считают тех, кто совершает более 11 ракаатов, нововведенцами и выходят из мечети, тем самым теряя награду, о которой Посланник Аллаха, да благословит вас Аллах и приветствует, сказал: „Кто будет выстаивать молитву вместе с имамом, пока тот не покинет места молитвы, тому будет записано, что он выстаивал всю ночь" (Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 806[2]). Иногда они сидят после завершения десяти ракаатов, прерывая ряды, иногда, разговаривают при этом и мешают молящимся.
Мы не сомневаемся, что они желают блага, что они предприняли старания для достижения его, но не все те, кто прилагают старания /иджтихад/, достигают блага.
Вторая группа противоположна первой. Они сильно порицают тех, кто совершает только 11 ракаатов, говоря, что те противоречат единодушному мнению мусульман, а Всевышний Аллах сказал:
ومن يشاقق الرسول من بعد ما تبين له الهدى ويتبع غير سبيل المؤمنين نوله ما تولى ونصله جهنم وساءت مصيراً
„А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!"[3], и что все, кто был до тебя, знали (таравих) только 23 ракаата… Они строго и сильно порицают сторонников иного мнения. Это также является ошибкой»[4].
Что касается доказательства, которое использовали те, кто сказали, что нельзя совершать в молитве таравих более восьми ракаатов, то это хадис, которые передал Абу Саляма ибн ‘Абд ар-Рахман, что он спросил ‘Аишу, да будет доволен ее Аллах: Как Посланник Аллаха, да благословит вас Аллах и приветствует, совершал молитву в рамадан? На что она ответила: Он не совершал больше, чем одиннадцать ракаатов в месяце рамадан или в другие месяцы. Он совершал четыре ракаата, и не спрашивай насколько они красивыми и длинными были, затем он совершал еще четыре, и не спрашивай насколько красивыми и длинными они были, затем он завершал еще три ракаата. Я спросила: „O Посланник Аллаха, ты заснешь прежде, чем совершишь витр?" На что он ответил: „О Аиша, мои глаза спят, но мое сердце не дремлет"[5].
Они сказали, что этот хадис указывает, на то, что Посланник Аллаха был постоянен в своих молитвах ночью в рамадане и в другие месяцы.
Ученые же опровергли использование этого хадиса в качестве подобного свидетельства, говоря, что в этом хадисе рассказывается то, как поступал Посланник Аллаха, да благословит вас Аллах и приветствует, но это не подразумевает обязательности.
Доказательством, что нет определенного количества ракаатов для ночной молитвы, к которой относится и молитва таравих, является хадис от Ибн ‘Умара. Он передал, что один человек спросил Посланника Аллаха, да благословит вас Аллах и приветствует, о ночных молитвах. Пророк, да благословит вас Аллах и приветствует, ответил: „Молитва ночью совершается по два (ракаата). Если кто-либо из вас станет опасаться, что наступит рассвет, тогда пусть совершит один ракаат молитвы витр, чтобы количество ракаатов его молитвы стало нечетным"[6].
Если посмотреть на то, что говорят ученые видных мазхабов, то будет ясно видно, что этот вопрос широк, и что нет ничего плохого в выполнении больше, чем одиннадцати ракаатов.
Ас-Сарахси, один из имамов ханафитского мазхаба, сказал: (Молитва таравих) – двадцать ракаатов, если не считать молитвы витр[7].
Ибн Кудама сказал: Согласно мнению Абу АбдуЛлах (то есть, имама Ахмада), да помилует его Аллах, это двадцать ракаатов. Это было мнением Ас-Саури, Абу Ханифы и Аш-Шафи‘и. По мнению имама Малика – это тридцать шесть ракаатов[8].
Ан-Науауи сказал: Таравих является Сунной, согласно единодушному мнению ученых. Наш мазхаб считает, что она состоит из двадцати ракаатов с десятью приветствиями (между ними). И ее можно совершать как коллективно, так и индивидуально[9].
Таковы мнения четырех мазхабов о количестве ракаатов в молитве таравих, и все они считали, что количество ракаатов более одиннадцати. Возможно, этому были следующие причины:
они считали, что хадис от ‘Аиша не подразумевает определенного количества ракаатов;
от многих предшественников было передано, что количество ракаатов в молитве более одиннадцати (см. Аль-Мугни (Т. 2. С. 604), Аль-Маджму‘ (Т. 4. С. 32));
Пророк, да благословит вас Аллах и приветствует, обычно совершал одиннадцать ракаатов, которые были очень длинными, так, что это занимало у него большую часть ночи. Действительно, однажды ночью, когда Пророк, да благословит вас Аллах и приветствует, был предводителем в молитве таравих со сподвижниками, он закончил молитву незадолго до рассвета. Сподвижники даже стали опасаться, что пропустят предрассветный завтрак. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, любили молиться за Пророком, да благословит вас Аллах и приветствует, и они не чувствовали, что она была долгой. Ученые же считали, что, если имам будет молиться так долго, то это будет слишком трудным для молящихся за ним, и, возможно, это оттолкнет их от молитвы. Поэтому они считали, что имам должен сделать молитву короче, но увеличить количество ракаатов.
Одним словом, тот, кто совершает одиннадцать ракаатов, как это приводится в хадисе от Пророка, да благословит вас Аллах и приветствует, поступает правильно и следует Сунне. Кто же читает во время ракаатов более короткие отрывки из Корана, то есть делает ракааты короче, но увеличивает количество ракаатов, также поступает правильно. Ни один из двух не заслуживает порицания.
Шейху-ль-ислам Ибн Теймия сказал: Если человек совершает молитву таравих согласно мазхабу Абу Ханифы, Аш-Шафи‘и и имама Ахмада в двадцать ракаатов, или согласно мазхабу имама Малика в тридцать шесть ракаатов, или в тринадцать или одиннадцать ракаатов, то он поступил правильно. Как сказано у имама Ахмада, это потому, что количество ракаатов не ограничено текстами Шариата. Увеличение или уменьшение количества ракаатов зависит от продолжительности стояния в молитве[10].
Ас-Суюты сказал: В достоверных и хороших хадисах приводится веление выстаивать рамадан и поощряется это, но в них не оговаривается количество ракаатов. От Пророка, да благословит вас Аллах и приветствует, не передается, что он совершал таравих в двадцать ракаатов, но он совершал ночные молитвы, количество ракаатов которых не известно. Но на четвертую ночь он отложил эту молитву из боязни, что эта молитва станет обязательной для мусульман, и они не смогут совершать ее. Ибн Хаджар Аль-Хайтами сказал: „Нет никакого достоверного предания о том, что Пророк, да благословит вас Аллах и приветствует, совершал двадцать ракаатов в молитве таравих. Предание же, в котором говорится, что он „совершал двадцать ракаатов", является очень слабым[11].
Таким образом, уважаемый брат, не стоит удивляться, что люди совершают таравих в двадцать ракаатов. Поколение за поклонением после тех имамов совершали таравих таким образом. И как бы не совершалась молитва, в этом – благо. А Аллаху ведомо лучше.
_________________________________________________
[1] Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 4. С. 225.
[2] Аль-Альбани в Сахих ат-Тирмизи (№ 646) сказал, что хадис достоверный.
[3] Коран. Сура Женщины 4:115.
[4] Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 4. С. 73-75.
[5] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 1909. Муслим. Ас-Сахих, № 738.
[6] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 946. Муслим. Ас-Сахих, № 749.
[7] Ас-Сарахси. Аль-Мабсут. Т. 2. С. 145.
[8] Ибн Кудама. Аль-Мугни. Т. 1. С. 457.
[9] Ан-Науауи. Аль-Маджму‘. Т. 4. С. 31.
[10] Ибн Таймия. Аль-Ихтиярат. С. 64.
[11] Аль-Маусу‘ату-ль-фикхия. Т. 27. С. 142-145.